Index

Содержание номера

Валентин Домбровский
Пути форумизации России неисповедимы

Хотя проведение Гражданского форума под эгидой Администрации Президента России в ноябре 2001 года в Москве с участием 5000 общественных организаций страны готовится как первое эпохальное событие со времени разгона Москвой Новгородского Веча в 1478 году, реалии времени таковы, что политическим ожиданиям молниеносного построения гражданского общества после крушения в 1991 го-ду "коммунистического ига" пока не суждено сбыться - по разным причинам.

Слабы новоиспеченные партии, а лидеры их исчезают и вновь возникают на горизонте то в одном, то в другом обличье. Нет государственной идеологии и даже элементов концепции развития государственного устройства. Существующая экономика после ваучерного рынка развивается то ли по капиталистическим, то ли по феодальным канонам. Отсутствует понятная любому гражданину законодательная база по ключевым и жизненно важным вопросам. Это наводит на мысль либо об умственной слабости ветвей власти, либо о сознательном саботаже с последующими внутриполитическими эксцессами, чехардой и разборками в России, проявляющимися в виде инфляции, гиперинфляции, дефолта, досрочной смены Правительства и Президента.

Элементарные инициативы общественных организаций сознательно душатся бюрократией на корню и независимо от того, кто стоит у руля государственной машины в регионах - правые или левые. Это напоминает времена Римской и Византийской империй, канувших в небытие. К сожалению, уроки прошлого не получают критической оценки на Руси. Объяснить происходящее можно не только слабостью интеллектуальной жизни в стране, но и огромными пиявкообразными "властелинами стола", которые стали "толстыми, пузатыми и злыми" от щедрых бюджетных ассигнований. Организованная армия чиновничества готова загубить любое живое дело.

Несмотря на смену времен года и политические перетряски, Россия топчется на месте в социально-экономическом развитии и не внушает доверия миру, не рассматривается им как надежный партнер. Милитаризованная индустрия и ресурсодобывающий сектор экономики никак не могут или не хотят перестроиться.

Народу под разными предлогами запрещается проведение референдумов даже по экологическим вопросам, хотя такая процедура прописана в статье 3 Конституции России, принятой 12 декабря 1993 го-да. Например, не состоявшийся год назад первый Всероссийский природоохранный референдум под девизом "За лес, за воду, за небо!" - яркое тому подтверждение. Центр-избирком обнаружил значительный "брак" в собранных 2,5 миллионах подписей. Только в Оренбургской области активисты собрали официально 170 456 подписей. (Это второй результат в России по "валовому показателю" после Москвы, где зарегистрировали 191 609 подписей. Но в столице и населения в четыре раза больше, чем в Оренбуржье.) Фактически же в период подписной экологической кампании в Оренбургской области было собрано около 430 тысяч подписей, что составляет 28,7 процентов избирателей региона! Это фантастический результат, превзошедший самые оптимистические наши ожидания. А ведь надо еще учесть, что сбор подписей в августе - октябре 2000 года проходил при информационной блокаде со стороны всех региональных газет!

Политики правого и левого толка обладают финансовыми ресурсами, но в период избирательных кампаний просят поддержки "зеленых". "Зеленые" не могут пробиться во власть из-за отсутствия этих ресурсов, но имеют влияние на умонастроения масс. По-видимому, единственное решение тут - создание "партии зеленых".

Попытка вытянуть вертикаль власти над общественниками обречена на поражение. Например, в мае 2000 года в Оренбуржье уже создавали общественно-политическое образование "Гражданское общество", но в торец стола забрались (выскочив из-за спины) бывшие партийные функционеры от КПСС и ВЛКСМ, требуя мобильники, авто, оргтехнику, слуг и прочее. Остальные вопросы не обсуждались... Общество оказалось мертворожденным.

Создание рабочего органа в виде Народного собрания или Гражданского форума в России, созываемого с определенной периодичностью, рассматривается как чрезвычайно сильный политический ход Администрации Президента. При такой постановке вопроса и дальнейшем конструктивном развитии диалога реальны позитивные подвижки во всех структурах государственной власти. Под силу ли окажется президентской или пропрезидентской команде осуществить ломку замшелых стереотипов мышления? На какой период рассчитаны (или рассчитываются) такие демократические преобразования или это попытка завести рака за камень? Какими полномочиями, кроме совещательных, будет наделен Гражданский форум, как глас народа? Как будут смотреться за "круглым столом", например, "Клуб любителей огненной воды" и "Союз трезвенников", "Общество защиты животных" и "Общество охотников", а также иные организации-антиподы. На эти и многие другие вопросы даст ответ только время.

В отдаленной перспективе опасения вызывает, что Президент при определенных условиях сумеет добиться от Гражданского форума чрезвычайных полномочий, не оговоренных конституционными нормами. И нет сомнений, что при любом исходе встречи форум станет пробой сил и для власть предержащих, и для представителей народа.

В государстве сейчас отчетливо просматриваются два способа построения гражданского общества: либо через форумизацию (кабинетный стиль), либо через референдумизацию (уличный стиль) страны, хотя их симбиоз был бы наилучшим вариантом демократического развития.

Содержание номера | Главная страница