Index

Содержание номера

Евгений Цагельский

Стихийная метрика белорусов

...Экспонат N 35 представляет собой до сих пор нерасшифрованные записи на бересте мистического содержания ...
Из инвентаризационной книги краеведческого музея

...Во, калi хочаш...
Беларуская прымаука (поговорка)

...В данной работе автор, используя широко распространенный научно-мистический метод, анализирует малоизвестный белорусский народ... Основную трудность исследования составляет тот факт, что вопреки устоявшемуся мнению большинство населения одноименной страны плохо понимает свою белорусскую суть и ничего внятного по этому поводу сообщить не может...

Из рецензии на работу заведующего кафедрой

...Посмотри внутрь каждой вещи - и ты увидишь лишь причудливое переплетение основных стихий - земли, воды, воздуха и огня. Разбери качества стихий - и вещь предстанет перед тобой, словно часы с обнаженным механизмом. Наблюдая за движением шестеренок, ты поймешь, что искал.

Как и всякая суть, суть Белорусская состоит из белорусских стихий. И, увидев их внутренним взором и вняв им, можно понять извечную, бегущую огласки тайну белорусов.

Белорусская земля - податлива и безответна, без труда родит только камни. Порезанная на дачные лоскуты, равнодушно откладывает помидоры. Дышит лесом, землетрясения, скалы, пропасти и тому подобную нервную напасть превращает в убаюкивающие холмы. Асфальт проедает проплешинами, отчего повсюду на дорогах заплатки. Нежно принимает на себя дома и потихоньку вбирает в себя: они проседают и в деревнях, и городе.

Со стихией земли белорусы встречаются в специально оборудованных погребах и подвалах, где всегда зябко и потому хорошо хранится картошка. Для поддержания связи с землей вне погребов картошку бережно развозят в специальных пыльных мешках по домам и добавляют во все, что употребляется в пищу. Созвучие со стихией можно легко ощутить, наблюдая за белорусом, блаженно улыбающимся после того, как он поест картошки с маслом.

Белорусская земля тяжела, основательна, не разменивается ни на какие полезные ископаемые или портящие нравы золотые самородки. Она придает белорусским женщинам своеобразную увесистость походки и специальную кряжистость мужикам.

Сильные стихийные токи земли выходят близко к поверхности, и поэтому здесь так любят, выехав на природу, лежать на траве, есть вечно недожаренные шашлыки и приговаривать, что "надо ездить в лес".Потоки машин увозят к земле горожан, готовых предаться бессмысленному, с точки зрения непосвященного, занятию. Только воткнув руки в гряды, чтобы набраться стихийными токами, или пособирав грибы-ягоды в выходные, может трудиться всю неделю стихийный белорус.

Опустив в лесу руки в ковер из папоротника и мха, внюхиваясь в запах лисичек, можно понять, что земля здесь изначально безмятежна и стеснительна.

Белорусские гномы - земляные существа, хранители стихии земли - представляют собой скорее полудомовых-полулеших. Их можно встретить, спускаясь зимой в погреб за картошкой или в подполе печки. Кто-то видел соляных в Солигорских шахтах, но позже это не подтвердилось.

Для вызывания земляных существ в городских условиях служат горшки с бегониями, причем земля в горшки набирается по интуиции, где попало, а бегония своим противным запахом отгоняет злых духов.

Близостью к земле и уважением к этой стихии объясняется любовь сельских жителей к сюжету "Охотники на привале".

Однако, увлеченная своими коренными силами, эта стихия, существуя сама по себе, привела бы всех на обстоятельное белорусское кладбище, потому как там спокойнее всего. Оживляет же тяжелую суть земли

Белорусская вода - густа и неспешна. Она все время стремится стать и зацвести, но начинается в маленьких родниках, где песчинки пляшут вулканчиком и всегда есть дощечка и ковшик.

Белорусские речки - скромницы: тонкие в талиях, прячутся в неизменную ряску и камыши. Дождь на Беларуси символичен -когда он нудно идет целый день, никто не верит, что он закончится, и поневоле начинают готовиться к вечности из серости и дождя.

Силой воды белорусы напитываются из специальных капищ с крышами-домиками, замаскированными под колодцы и устроенных возле каждого двора. Из алюминиевых ведер, привязанных к ним, положено зачерпывать эмалированными кружками и пить до ломоты в зубах и забытья в голове.

Белорусская вода завораживает - многие часами всматриваются в нее и делают вид, что ловят рыбу. Разорванная на бесконечные искусственные водоемы и каскады, вода тайно очищается где-то в глубинах земли и выливается самым большим белорусским озером Нарочь, утопиться в котором практически невозможно: чистенько, но меленько, и иногда прилетают лебеди.

Весной среди детей распространено особое знакомство со стихией воды: они бегают вдоль ручьев, следя, как спички-кораблики уплывают по талой весенней воде в ржавые решетки канализации.

Неспешность мышления и речи белорусов определенно связаны с неторопливым течением белорусской воды. Оттого так популярны у нас бразильские сериалы, где все течет со скоростью тихой речки или вообще капает, как вода из крана.

Особенности водной стихии делают женщин голубоглазыми и задумчивыми, способными растворяться в делах, а мужчин награждают увесистыми животами и способностью вести пустопорожние разговоры, которые текут часами.

Вместо европейских ундин, в нашей воде проживают тихие, прозрачные и нудные водяные, заметные на ярком солнце в стоялой воде. На непонятных белорусских болотах, которые хоть и не топи, но не особенно выпускают, ютятся болотные русалки. Иногда их можно встретить в банях.

Природная сила водяной стихии такова, что любые начинания на Беларуси - в промышленности, бизнесе или культуре - утекают, как сама вода, и их не удержать ни деньгами, ни результатами. Все призрачно и существует как бы в растворе, общим равномерным болотом, если бы не иссушающий

Белорусский воздух - подвижный и открытый запахам. Лесной, наэлектризованный елками или - речной, помытый и проветренный крыльями уток. Он что-то так обнадеживающе говорит, вроде обещает... Эта особенность стихии помогает людям питаться обещаниями (президентскими, оппозиционными, соседскими, наконец).

Здесь много птиц, живущих в согласии со стихией. Есть люди, парящие так высоко... Тех же, кто не принимает стихию, легко отличить - это люди-курицы. Они не проветривают книжные полки и неустанно воспроизводят себе подобных.

Белорусский воздух недолго держит - или маши крыльями сам или не суйся летать. Это стихия помнит голоса и музыку. Но настоящих голосов и сильных аккордов так мало, что если их не запечатлеть, останутся лишь неразборчивые отголоски.

Что здесь есть (хвала стихии!) - это эхо настоящей силы. Воздух скучает по этой силе - он готов звенеть, но нет тугих парусов, он готов гудеть - но где же горны? Только когда он хочет плакать, ему отвечают все...

Воздух делает белорусов разговорчивыми, но дышится здесь всегда в полгруди. Белорусы часто вздыхают - они ухватывают что-то важное и хотят удержать его внутри, но это у них не выходит.

Ветер не сильный, но порывистый, как говорят синоптические гадатели. Он гудит в колокольнях и куполах церквей, но чаще разменивается в унизительных сквозняках.

Вместо эльфов белорусский воздух населяют маленькие крылатые женщины с грустными глазами, которые пытаются нашептать белорусам настоящие слова, но чаще всего от них отмахиваются, как от паутины или тополиного пуха.

Попробуйте, затаив дыхание, всмотреться в движение воздуха над разгоряченной сиренью во дворе. Вдохните глубже, вспоминая, все то, что недодышали и недокричали в этой стране - и вы почти наверняка почувствуете на себе взгляд этих печальных, вечнождущих обитателей воздушной стихии...

Воздуху было бы нечего раздувать здесь, но есть еще

Белорусский огонь - часто не обжигающий, но и еще не потухший. Он причина вечного тления идей, людей и торфяных болот. Синие сполохи на алых углях вечером в печи - вот его излюбленное убежище. Друг ветер иногда вырывает аккорд огня из, казалось, давно потухшего костра - яркое пламя веры и убежденности неожиданно с треском вспыхивает, вдруг освещая неровным светом какую-нибудь очередную тщету. И вырвав из темноты недостойный предмет, разочарованно затухает.

"Так я и знал" - вот мантра этих вспышек...

Дома для связи с огненной стихией жгут свечи и лампадки или просто стоят и смотрят на горящие в заоконной темноте чужие фонари.

Пожары здесь чаще всего от окурков - незамеченное вовремя тление вдруг наступает со всех сторон. В лесах много следов-кострищ от поклонения этой стихии - каждый, кто приходит в лес, по древней традиции "палит кастрик".

Мерцающий внутри белорусов огонь придает нежную диковатость местным женщинам и награждает мужчин вспышками неуемной деятельности. И диковатость, и деятельность затухают также внезапно, как загораются.

Белорусские саламандры - жительницы костров и печей - неторопливы, любят сухие дрова и ночные разговоры. И если вы в ночном разговоре в очередной раз выяснили самую суть - прислушайтесь, и вы наверняка услышите, как в углях, едва слышно за потрескиванием огня, саламандра повторяет ваши слова, чтобы не забыть их...

Попытки заставить огонь служить - патриотизму, социализму и даже мирному атому - ни к чему не привели. Огонь непокорен и живет в неровном пульсе вспышек.

Теперь, рассмотрев основные признаки белорусских стихий, нам легко определить и понять их проявления.

Возьмем, к примеру, белорусского интеллигента.

В нем немного преодоленной земли, два глотка воздуха, тления на одну вспышку и остальное - вода. Уровень воды он все время должен поддерживать чаем, кофе или кислым интеллигентским вином - поэтому в основном он находится на кухне, где в нем изредка вспыхивает немного коптящее пламя. Но из-за несильного ветра оно никуда не летит и ничего не зажигает.

Интересным примером может быть также белорусский президент. Он сделан из лучших сортов земли, наполнен воздухом обещаний, и все время самоотверженно тушит пожар, который сам и зажигает.

А как же увидеть истинно-мистическую силу стихий, воплощенную в гармонии подлинно белорусского?

Встань крепко на магнитное истечение из лесной земли, подобно соснам, что держали хвойные покрова еще над дедом твоего деда. Склонись к перемешанной со светом, сладкой родниковой воде. Вздохни ветер так, словно собираешься крикнуть в последний раз, - и ты окажешься там, где над рекой перемен (мен - менск - Минск), гордый и вечный, затаив глубокое дыхание, не мигая (не мигая - Немига), в вечном сосредоточении горя огнем правды и свободы, парит Белорусский дух, ожидая своего воплощения.

К недостаткам данной работы следует отнести отсутствие научных доказательств. Налицо лишь более или менее стройное теоретическое обоснование и описание практического метода вызова в себе белорусского духа ...

Завкафедрой

Минск, июнь 2001