Index

Содержание номера

Майкл Уолш
Когда воссияет правда

Майкл Уолш - сотрудник библиотеки Хейтроп-колледжа, автор ряда работ, в том числе исследования о деятельности закрытой католической организации "Опус Деи", и биографии папы Иоанна-Павла II. Текст статьи опубликован в "Index on Censorship" 2/99.

Когда в 1883 году ученым впервые был открыт доступ в архив Ватикана, папа Лев XIII писал по этому поводу: "Первый закон истории формулируется так: не лги и не говори правды".

На удивление привлекательно выглядят эти длинные шеренги переплетенных в кожу книг, которыми уставлены полки шкафов в огромных, слабо освещенных комнатах. Старший архивист уверяет, что книгохранилище способно выдержать взрыв атомной бомбы. Здесь размещаются секретные архивы Ватикана. На человека, входящего сюда впервые, сильное впечатление производят предусмотренные здесь меры безопасности - необходимо иметь разрешение, предъявить пропуск и удостоверение личности, подвергнуться тщательному досмотру, который проводят охраняющие территорию папского государства наемные солдаты, больше известные как "швейцарские гвардейцы".

Впрочем, вскоре выясняется, что понятие "секретные" вводит в заблуждение или, по крайней мере, противоречит обычному значению. По-английски "secret" - это нечто тайное, спрятанное, тогда по-латыни или по-итальянски слово это также может означать "отдельное", "отделенное" или "частное". Именно частные документы пап и римской курии и хранятся в Archivo Segreto.

Институт папства существует хоть и не так давно, как уверяют нас некоторые его апологеты, но все же имеет достаточно долгую историю. В середине VII века папские документы хранились в Латеране, во дворце императора Константина, предоставленном папе в качестве резиденции епископа Римского. В Средние века они часто перемещались, поскольку наместники Святого Петра в ту эпоху вели значительно менее оседлый образ жизни, чем впоследствии. В 1565 году по распоряжению Пия IV все документы, распыленные по нескольким хранилищам, были собраны в одном месте - новом центральном архиве, расположенном в Ватикане. В 1610 году Павел V выстроил нынешнее здание архива, и в следующем году туда перевели первый массив документов.

Там все они и находятся поныне. Почти все. Архив поредел в 1870 году, когда Рим, последняя твердыня папских владений, был взят войсками объединенной Италии, но наибольший урон нанес ему в 1809 году Наполеон, приказавший перевезти архив в Париж, для чего потребовалось три года и 3239 ящиков. Когда же после падения Наполеона архив наконец вернулся в Ватикан, он умещался всего в 2200 ящиках. Кое-что навсегда осталось в Париже, кое-что погибло, не перенеся транспортировки. Значительная часть документов, особенно имевших отношение к инквизиции, была уничтожена теми, кому папа поручил наблюдать за перевозкой архива, причем позже часть этих бумаг обнаружилась в дублинском Тринити-колледже. Еще сколько-то ящиков было утеряно по пути в Рим, когда перевозивший их корабль затонул в озере Гарда.

Вплоть до 70-х годов XIX века это был секретный архив в общепринятом смысле слова, а не просто папское собрание частных бумаг, к которым присоединялись и все прочие неактуальные документы. В принципе ими пользоваться не разрешалось, но отдельных исследователей к ним допускали - для исполнения тех или иных проектов либо для того, чтобы снять копию с документов, касавшихся тех или иных стран. Джозеф Стивенсон, сотрудник Британского музея, а затем - католический священник, в 1872 году был направлен в Рим с поручением скопировать документы (или заказать с них копии), представлявшие особый интерес для британских историков. Стивенсону было позволено более или менее свободно бродить по архиву и дано разрешение работать с удивительно широким - для того времени - кругом документов.

Лев XIII вскоре после своего избрания папой в 1878 году принял решение открыть архив для ученых. Как пишет Оуэн Чедвик в своей увлекательной книге "Католицизм и история", решение это удалось осуществить, поскольку папа надеялся подобным поступком дать отпор итальянским антиклерикалам, винившим во всех бедах страны папский престол. К несказанному удовольствию понтифика, Людвиг Пастор в первом же томе своего исследования по истории папства, написанного со ссылками (быть может, чересчур обильными) на архивные материалы, доказал, что как раз напротив - папство в эпоху Возрождения сыграло важную роль в итальянской культуре. Когда же Пастор добрался до Александра VI - без сомнения, самого безнравственного из римских пап, начиная с Х века, - то один, по крайней мере, кардинал требовал, чтобы третий том исследования был включен в перечень запрещенных книг, так называемый "Индекс". Лев XIII выход книги тем не менее разрешил.

О, если бы все трудности преодолевались подобным образом! У Ватиканского, как и у любого другого архива, имелось временное ограничение - исследователи получают доступ к материалам лишь по истечении определенного срока. В Великобритании действует "правило тридцати лет"; в Ватикане же отсчет ведется по-другому: прочесть документы, выпущенные при последнем папе, можно лишь после того, как сменятся восемь его преемников. Папа Иоанн-Павел II сократил это число до шести. Таким образом, ученые сейчас могут работать с материалами, охватывающими период до 1922 года, когда скончался папа Бенедикт ХV, а документы, относящиеся к понтификатам Пия ХI, Пия ХII, Иоанна ХХIII, Павла IV, Иоанна-Павла I и Иоанна-Павла II, остаются недоступны. Под запрет попадали и годы Второй мировой войны, однако обвинения, выдвинутые против папы Пия ХII и его политики в "еврейском вопросе", вынудили Ватикан создать специальную исследовательскую группу из четырех иезуитов, которым и было поручено опубликовать "Actes et Documents du Saint Siege Relatifs а la Seconde Guerre Mondiale"1 [1 "Акты и документы Cвятого Престола, относящиеся ко Второй мировой войне" (фр.). . ]. В течение последних 15 лет вышло уже 11 томов.

Эта мера не смогла прекратить споры. Пьер Бле, единственный ныне здравствующий из четырех издателей, яростно опровергал утверждения, будто ряд важнейших документов так и не был опубликован. Он настаивает на том, что если какие-либо материалы этого периода не попали в "Actes...", то это произошло не намеренно, а случайно, и они будут напечатаны непременно. Тем не менее действующее правило остается в силе: никто из "посторонних" исследователей не сможет работать с документами времен Второй мировой войны до тех пор, пока будет жив преемник нынешнего понтифика.

Еще строже ограничения, наложенные на документы инквизиции. В 1997 году Ватикан объявил, что доступ к ним будет открыт, что породило большие ожидания (как вскоре выяснилось - неоправданные). Римская инквизиция отличалась значительно меньшей жестокостью, нежели испанская. Как указывает Имон Даффи (Кембридж), английская королева Мария Тюдор за три года своего царствования казнила почти вчетверо больше протестантов, чем римская инквизиция - на протяжении всего XVI столетия. Разумеется, и у нее были свои "громкие дела" - например, в 1600 году на Площади Цветов был сожжен Джордано Бруно, в 1616 и 1632-м - осужден Галилей, но в целом основные усилия римской инквизиции за все время ее существования были направлены на поддержание порядка в "папской области". Документы, таким образом, представляют несомненный интерес для тех, кто изучает историю Италии, и значительно меньший - для историков Церкви.

Впрочем, подобное утверждение справедливо лишь по отношению к периоду до 1903 года, когда Пий Х, впоследствии причисленный к лику святых, вскоре после своего восшествия на папский престол начал кампанию борьбы с так называемым модернизмом. При всех своих перехлестах это движение представляло собой всего лишь попытку примирить современную науку с Библией и с традиционной католической доктриной. Преследование заподо-зренных в "модернизме" было неустанным, несправедливым и, как показало время, неправильным. Все обвинения, выдвинутые Библейской комиссией против некоторых толкований Священного Писания и впоследствии признанные несостоятельными, в свое время воспринимались с полным доверием, ибо их освящал авторитет папы Пия Х, и затронули многих ученых, включая и будущего папу Иоанна ХХIII.

27 комнат и около 7000 томов, содержащих документы инквизиции, уже открыты для исследователей. Лишь по отношению к документам, касающимся борьбы с "модернизмом", прежнее правило "восьми пап" остается, к сожалению, в силе: "грань дозволенного" приходится не на 1923-й, а на 1903-й год, то есть на тот момент, когда "модернистов" начали преследовать по-настоящему. Пастор слышал однажды, как Лев ХIII сказал: "Церковь возрадуется, когда воссияет правда". К этому и такой непримиримо консервативный католик, как Ивлин Во, мог бы добавить: "...лишь бы не слишком ярко".

Перевод с английского Александра Богдановского

Содержание номера | Главная страница