Index

Содержание номера

Евгений Усов
Гринпис в России

Евгений Усов - пресс-секретарь Гринпис России

Началось все в 1971 году, когда небольшая группа экологов "объявила войну" американскому правительству, проводившему ядерные испытания на острове Амчитка (Аляска). Потом возникла идея создать организацию под названием Гринпис (Зеленый мир). За последующие 29 лет Гринпис вырос из группы энтузиастов до мощной организации, которая работает по всему миру.

После того как в СССР была объявлена "перестройка" и "гласность", появилась возможность работать в стране, десятилетиями прятавшей свои экологические проблемы за "железным занавесом". С неимоверными трудностями, после долгих переговоров и согласований на самом высоком партийном уровне, это удалось сделать.

Однако вскоре СССР распался, и с 1992 года началась история Гринпис России. За эти годы Гринпис в России настолько окреп, что с ним приходится считаться и государственным властным структурам, и "акулам" бизнеса.

Большинству россиян Гринпис известен благодаря акциям. Что такое акции Гринпис?

Прежде чем проводить акцию, Гринпис собирает массу информации по проблеме, обсуждает возможные пути решения со специалистами, собирает примеры решения сходных проблем в других регионах, странах и проч.

Без поддержки родственных организаций, журналистов, самых разных институтов и активистов гражданского общества бороться с экологическими преступлениями, творящимися в "медвежьих углах" нашего необозримого Отечества, просто невозможно. Акция - это всегда результат совместных усилий очень многих людей. К примеру, в августе 1996 года сторонники Гринпис из России, Германии и Финляндии провели акцию протеста против уничтожения естественных лесов в погранзоне Карелии. Международное расследование, проведенное Гринпис, показало, что получателем древесины из уникальных лесов является транснациональная компания "Энсо" (Финляндия). В начале акции гринписовцы блокировали лесорубочную технику прямо в лесу. Через несколько дней более 20 активистов Гринпис из Финляндии, России, Швеции, Дании, Австрии, Великобритании и Германии блокировали вход на целлюлозный комбинат "Эноселл" (Финляндия), являющийся частью компании "Энсо". При этом средства массовой информации по всему миру распространили информацию о варварских вырубках, и многие крупные потребители древесины заявили, что не хотят (пусть косвенно) участвовать в уничтожении последних участков "девственных" лесов в России. "Энсо" объявила мораторий на вырубку ценных лесов, к которому вскоре присоединились и другие западные фирмы.

Для спасения этих лесов проводились и другие акции. Сторонники Гринпис промаркировали при помощи тяжеленного металлического "штампа" несколько тысяч бревен, срубленных финской фирмой "Вайнионпээ". Штамп оставлял на древесине метку "OGF" - аббревиатура, означающая международный термин "старовозрастные леса". После этого у компании возникли серьезные проблемы со сбытом и ей пришлось отказаться от вырубок.

Главный принцип гринписовских акций - они должны быть ненасильственными.

Проекты Гринпис невозможно реализовать без участия специалистов и ученых. Но в некоторых случаях задачи оказываются настолько специфическими, что научные изыскания приходится проводить самим. Одна из таких работ стала прямым продолжением борьбы с вырубками сохранившихся в Карелии, практически нетронутых лесных массивов.

После того как Гринпис добился моратория на вырубку таких лесов, лесопользователи и карельские власти сразу же обвинили гринписовцев в том, что они выполняют западный заказ по развалу лесной промышленности, и потребовали доказательств уникальности тех или иных лесных участков.

И вот пришлось Лесной кампании Гринпис [Направления работ в Гринпис называются кампаниями. В российском отделении 7 кампаний: Лесная (за сохранение "легких планеты"), Антиядерная (против радиационного заражения окружающей среды), Токсическая (против химического загрязнения), Байкальская (за сохранение первозданной чистоты озера Байкал), Морской проект (против браконьерства и нарушений правил лова в морях России), Нефтяной проект (против загрязнения окружающей среды нефтью), Проект по климату (предотвращение катастрофических изменений климата), Всемирное наследие (подготовка номинаций особо ценных природных территорий в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО)] заняться совершенно новым и далеко не простым делом. Необходимо было собрать целый комплекс данных о лесах Карелии - возраст деревьев, видовой состав и т.д.

В результате появилась уникальная, не имеющая аналогов карта, которая требуется не только общественникам-экологам и ученым, но и фирмам, занятым лесным бизнесом, - чтобы не нарываться на неприятности, по незнанию вырубив ценный лес.

После этого были созданы аналогичные карты по Архангельской, Пермской, Вологодской, Мурманской областям и Республике Коми. И эта работа продолжается.

С Лесной кампанией тесно связан еще один проект - "Всемирное природное наследие в России".

Основная цель - придание территориям высшего природоохранного статуса для дополнительной гарантии сохранности уникальных природных комплексов. География регионов, в которых Гринпис России координирует данный проект, весьма обширна - от Куршской косы в Балтийском море до Центрального Сихотэ-Алиня на побережье Японского, от лесов Коми в Заполярье до Убсунурской котловины на границе с Монголией. Уже более десяти территорий вовлечены в проект при непосредственном участии Гринпис, пять из них в 1995 - 1999 годах были включены в Список всемирного наследия. Это "Девственные леса Коми", "Вулканы Камчатки", "Алтай - Золотые горы", "Озеро Байкал", "Западный Кавказ". Буквально на днях в Список была внесена также Куршская коса.

Нередко в результате исследования экологических проблем появляется "эксклюзивный материал", пригодный для подготовки аналитических докладов. В 1997 году Гринпис России издал доклад "Отравленные города", содержащий наиболее полную информацию о диоксиновом загрязнении России.

В последние годы стало ясно, что одним из весьма неприятных последствий развития химической промышленности во всем мире стало массовое загрязнение окружающей среды особо стойкими органическими веществами, в первую очередь содержащими хлор. Среди них, например, диоксины, которые в 68 000 раз более ядовиты, чем цианистый калий. Диоксины крайне медленно разлагаются - на это требуются десятки лет. Они, переходя по пищевым цепям, накапливаются в живых организмах, вызывая у человека серьезные нарушения репродуктивных функций и эндокринной системы, способствуют возникновению раковых заболеваний и генетических аномалий, разрушают иммунитет. Послед-нее, упрощенно, можно назвать "химическим СПИДом" - эти яды способствуют интенсивному развитию разнообразных болезней. Единственный выход - отказаться от использования "диоксиногенных" технологий.

Здесь многое зависит от самих людей, от того, насколько они осознают что такое "ответственность потребителя".

Еще один весьма интересный доклад появился в этом году - "Незаконные рубки леса в России", содержащий сенсационные данные о деятельности "лесной мафии" в стране. Но этому результату предшествовала тайная экспедиция в Приморье со всеми атрибутами секретной операции: несколько мобильных групп, связь по рации, "засады" у лесорубочных делянок, слежка и столкновения с "группами прикрытия" лесорубов┘

Незаконные рубки леса - общемировая проблема, существующая уже не один год. В России этот род "бизнеса" стал повсеместно распространенным явлением, а в отдельных регионах превратился в настоящее бедствие, угрожающее наиболее ценным лесам. В Приморском крае самовольные рубки особо ценных пород - дуба, ясеня, кедра, ореха - ведутся в огромном объеме и с невиданной наглостью. Этому, в частности, способствует и территориальная близость Японии, Китая и Кореи, где такая древесина пользуется большим спросом.

Государственные структуры Приморья заинтересованы не в пресечении рубок, а в конфискации и последующей продаже (но уже от своего имени) незаконно срубленной древесины. Общение с представителями органов власти и местным населением приводит к выводу, что криминальный лесной бизнес считается почетным. В него вовлечено множество людей, в том числе и занимающих руководящие посты на районном и краевом уровнях.

Ситуация в Приморском крае - это лишь характерный пример беззакония, творящегося в российских лесах. Не менее 20% древесины заготавливается в нашей стране незаконно либо с грубыми нарушениями законодательства. Общий объем этих заготовок оценивается более чем в 22 000 000 кубометров в год.

Деятельность Гринпис и других организаций по сохранности лесов оказалась достаточно успешной, и теперь развитые страны начинают закрывать свои рынки для ворованной древесины.

Вполне естественно, что Гринпис в России не мог обойти вниманием проблемы, связанные с ядерной индустрией. Ядерщики говорят, что атомные станции - это чуть ли не панацея от всех энергетических бед. Очень спорное утверждение. Если вспомнить все произошедшее только в нашей стране - Челябинск, Томск, Чернобыль, - то сразу станет понятным, что такая панацея - реальная угроза окружающей среде.

К тому же ядерная энергетика не столь выгодна экономически, как это принято считать. Говорить о том, что это самая дешевая и чистая энергетика, - просто блеф. Консервация закрытой станции или выводимого из эксплуатации блока стоит, в соответствии с учебником по атомной энергетике, примерно столько же, сколько стоит строительство нового блока или станции. Вспомним о расходах на ликвидацию челябинской, томской аварий, чернобыльской катастрофы. В недалеком будущем придется чистить и другие загрязненные территории. А затраты на деятельность Госатомнадзора и других организаций? Эти расходы никто не учитывает при расчете стоимости электроэнергии, получаемой на АЭС. Так же, как не учитываются и расходы по хранению и переработке отходов.

Ядерный цикл в целом очень грязен. Мы редко слышим о том, что творится в Красноярске, Челябинске, Томске, во всех закрытых городах, где занимаются переработкой топлива. За последние годы у нас резко упало потребление энергии, и АЭС сейчас просто не нужны. Энергопроизводящих мощностей у нас достаточно. АЭС дают сейчас около 12% всей энергии. В частности, если мы прекратим разливать по сибирской земле десятки миллионов тонн нефти, ее хватит на то, чтобы без всяких потерь для потребителей электричества за-крыть все АЭС России.

Важный момент - альтернатива. АЭС, безусловно, могут быть заменены другими источниками энергии, причем необязательно на ископаемом топливе. Есть возможности для производства энергии альтернативными методами, и есть огромное поле деятельности для сохранения энергии┘

В прошлом году Гринпис России возобновил "рыбный проект".

В последние годы браконьерский промысел и нелегальный вывоз улова за пределы России выросли в проблему международного масштаба, наносящую нашей стране огромный экономический и экологический ущерб. Наиболее уязвимы постоянно пользующиеся спросом, стабильно сохраняющие высокую стоимость на зарубежных рынках так называемые "валютоемкие" объекты промысла: крабы, морские ежи, трепанги и проч.

В прошлом и этом году на Дальнем Востоке прошли две экспедиции, приоткрывшие некоторые "тайны" рыбного промысла. Подавляющее большинство браконьерских судов на Южных Курилах - российские. Они исправно поставляют морские деликатесы на японские и другие закордонные столы. Удручает статистика. Объем браконьерского лова только на Южных Курилах оценивается более чем в 300 млн американских долларов в год.

Помимо экономического ущерба браконьеры наносят колоссальный ущерб живой природе, поскольку численность морских видов на Южных Курилах достигла критически низкого уровня, недостаточного для их дальнейшего естественного воспроизводства.

Особо губителен так называемый дрифтерный промысел - лов с использованием многокилометровых сетей. Заграждения из дрифтерных сетей становятся в буквальном смысле "стенами смерти" для морских птиц и млекопитающих. Жертвами, помимо рыбы, становятся сотни тысяч морских животных, в том числе представители видов, занесенных в Красную книгу. К примеру, только в одной сети, поднятой командой "Rainbow Warrior" [Флагманский корабль Гринпис "Rainbow Warrior" инспектировал российские и японские рыболовные суда], помимо 4 тонн рыбы, было обнаружено более 30 погибших птиц, 6 дельфинов и 4 акулы.

Подавляющее большинство государств мира отказалось от использования дрифтерных сетей. Россия, на словах поддерживающая международный запрет на их использование, на деле продолжает их применять. Мало того, в погоне за легкими и "быстрыми" деньгами российские власти передают права на ведение дрифтерного промысла другим государствам. Уже 10 лет Россия продает Японии не рыбу, а право на ее лов в российской экономической зоне┘

Чуть ли не все проекты Гринпис в результате своего осуществления приводят к необходимости активной деятельности по совершенствованию законодательного поля России.

Например, мы пытаемся предотвратить упорные попытки протолкнуть через Госдуму авантюрные поправки к Закону "От охране окружающей природной среды". Цель этих поправок - разрешить Минатому завозить в Россию радиоактивные отходы на переработку и хранение. Проще говоря - превратить нашу страну в международную свалку.

Переработка отработавшего ядерного топлива считается наиболее опасной и грязной частью ядерного топливного цикла. Предприятия по переработке отходов во Франции и в Великобритании, на успешную работу которых так любят ссылаться в Минатоме, нанесли и продолжают наносить огромный вред окружающей среде как своих стран, так и соседних.

21 ноября 2000 года Гринпис России обратился персонально к каждому депутату Государственной Думы с просьбой отвергнуть опасные поправки к Закону "Об охране окружающей природной среды". При участии Гринпис России зарегистрирована инициативная группа по проведению в стране Первого природоохранного референдума.


1993

Специальное расследование Гринпис на Дальнем Востоке вынудило Россию признать факт сброса жидких радиоактивных отходов в море.

1995

Франция, Великобритания, США, Россия и Китай обязались заключить Договор о запрещении ядерных испытаний.

Первая российская территория под названием "Девственные леса Коми" включена в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

1996

Выиграно дело в Верховном суде по отмене части Указа Президента России, разрешавшего ввоз отработанного ядерного топлива АЭС.

Международная лесоперерабатывающая фирма "ЭНСО" провозгласила мораторий на вырубку девственных лесов в Карелии.

ЮНЕСКО включила в Список всемирного природного наследия две номинации: "Бассейн озера Байкал" и "Вулканы Камчатки".

Более 80% избирателей, участвовавших в референдуме в Костромской области, сказали НЕТ строительству Костромской АЭС.

1997

Обнародован доклад "Отравленные города", содержащий наиболее полную информацию о диоксиновом загрязнении России.

К мораторию "ЭНСО" присоединились другие крупные фирмы - "ЮПМ Кюммене", "МоДо" и др.

Открыто финансирование Федеральной целевой программы "Защита окружающей среды и населения РФ от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов" на 1996- 1997 годы.

Участие Гринпис в Комиссии по проверке ведения лесного хозяйства на Карельском перешейке Ленинградской области впервые позволило вскрыть и документально зафиксировать многочисленные нарушения, наносящие России огромный экологический и экономический ущерб.

1998

ЮНЕСКО включила в Список всемирного природного наследия уникальные природные территории на Алтае.

Гринпис разработал и внедрил первый в истории России государственный экологический стандарт "Свободно от хлора".

1999

Под давлением Гринпис России Московская городская Дума приняла первый в истории страны Закон "О защите зеленых насаждений".

Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО включил в Список всемирного наследия подготовленную при участии Гринпис России номинацию "Западный Кавказ" (территория Кавказского биосферного заповедника и ряд охраняемых территорий Республики Адыгея).

Гринпис России впервые добился официального признания факта испытаний в стране химического оружия на людях.

2000

Гринпис России организовал экспедицию на озеро Байкал для подсчета численности байкальской нерпы и борьбы с браконьерами.

Выпущен не имеющий аналогов в мире доклад "Незаконные рубки леса в России", содержащий сенсационные данные о деятельности "лесной мафии" в стране.

При участии Гринпис России зарегистрирована инициативная группа по проведению в стране Первого природоохранного референдума.

Содержание номера | Главная страница