Index

Содержание номера

Ал Гор
Дисфункциональная цивилизация

В сердце любого общества скрыт клубок историй, в которых предпринимается попытка найти ответ на самые главные вопросы: кто мы такие? почему мы здесь? Но по мере того, как становится все более очевидным разрушительный характер наших отношений с природной средой, мы начинаем все больше и больше ставить существующие ответы на эти вопросы под сомнение. И даже начинаем выдумывать новые истории о значении и цели человеческой цивилизации.

Ключом к пониманию иногда становится метафора. Увидеть, что неправильно в нашем отношении к планете, мне помогли многочисленные метафоры. В том числе и относительно новая теория о дисфункциональных семьях. Авторы теории, психологи и социологи, пытаются объяснить механизмы отношений в так называемой дисфункциональной семье.

По этой теории, в семьях из поколения в поколения передаются неписаные правила воспитания детей, которые и определяют ответ на вопрос: Что значит быть человеком? Под влиянием той же философии, которая привела к научно-технической революции, изменились и эти правила. Эта философия определяет человека в первую очередь как интеллектуальное существо, отделившееся от природы. В результате появилась установка на подавление чувств и эмоций, на подчинение их разуму.

Одним из последствий научного прогресса стало изменение в понимании Бога.

<┘>

Силу существовавшим правилам и законам придавала божественная власть, и потому они были неоспоримы. Подобно этому, в семье отцам, по молчаливому согласию, давалась чуть ли не божественная власть навязывать правила, и главным среди них было правило не подвергать эти правила сомнению. Один из способов, с помощью которого дисфункциональная семья навязывает подчинение правилам и психическое оцепенение (а без него полное подчинение невозможно), это - обучение тому, что интеллект и тело раздельны, что чувства и эмоции следует подавлять. Иначе подчинение было бы подорвано. Так и наша цивилизация достигает подчинения своим правилам, проповедуя отделение человека от природы и подавление чувств, которые подсказали бы нам, что мы ощущаем отсутствие связи с землей.

И те и другие правила, требующие разделения чувств и мыслей, предполагают безусловное принятие лжи, в которой все соглашаются жить. Отсюда - психологические драмы и проигрывание ролей вместо полноценной жизни. Необоснованные и неоспоримые правила вызывают разного рода отклонения - наркотические и другие зависимости, насилие, депрессии.

<┘>

Семья становится дисфункциональной не потому, что один из ее членов оказывает отрицательное влияние на остальных. Чаще всего причина кроется в уна-следованных семьей правилах. Они-то и есть источник трагедий, которые случаются в каждом поколении этой семьи. И диагноз "дисфункциональность" довольно точно объясняет причины кризиса семьи мышлением, унаследованным от предков. А правильно поставленный диагноз дает надежду на выздоровление.

Любую культуру можно сравнить с огромной семьей, и, наверное, ничто так не определяет культуру, как мировоззрение. Современный Запад до сих пор находится под сильным влиянием картезианского мировоззрения, суть которого в том, что человек отделен от земли, так же как разум от тела, а природу, как и чувство, следует подчинять воле. В большей или меньшей степени эти правила предназначены для всех нас и оказывают ощутимое влияние на то, как мы отвечаем на вопрос: кто мы?

Модель дисфункциональной семьи имеет непосредственное отношение к нашим взглядам на природную среду. Она помогает понять, как мы пришли к такому глубокому и опасному кризису во взаимоотношениях с природой, почему в этом кризисе нельзя винить присущее нам отроду зло или патологии и каким образом мы можем изменить эти отношения. Сейчас, как мне кажется, мы переживаем настолько серьезный экологический кризис, что некоторые основы нашей цивилизации тоже можно назвать дисфункциональными.

Неписаные законы наших отношений с природой, как семейные дисфункциональные правила, передаются от поколения к поколению. Это происходит со времен Декарта, Бэкона и других пионеров научной революции. Мы впитали эти законы и уже несколько веков живем по ним, не вдаваясь особенно в их смысл. Как в дисфункциональной семье, так и в дисфункциональной цивилизации правилам подчиняются бездумно и беспрекословно.

Каждое новое поколение нашей цивилизации чувствует себя полностью зависимым от самой цивилизации. Ребенок из-за своей несамостоятельности не может отречься от родителей. Мы тоже даже не смеем подумать о том, чтобы отказаться от таких выгод нашей цивилизации, как еда в супермаркетах, вода в кранах, благоустроенное жилище, одежда, высокооплачиваемая работа, развлечения и даже - удостоверение личности.

<┘>

Метафору можно продолжить. В том, что семья не выполняет своих функций, дети винят себя. Так же и мы покорно принимаем на себя вину в кризисе цивилизации, не способной дать нам единения и общности жизненных целей. Многие из тех, кто чувствует пустоту, отчуждение и бессмысленность жизни, легко допускают, что виноваты в этом они сами: "что-то со мной не то".

А на самом деле столько боли нам причиняет именно отдаление от окружающего мира, и происходит это отдаление из-за того, что мы приучены жить вдали от природы и чувствовать полную зависимость от цивилизации, которая, казалось бы, удовлетворяет все наши потребности вместо природы. Дети в дисфункциональных семьях страдают, если им твердят, что они "не такие", что они психически неполноценны. Мы тоже испытываем мучительное чувство потери, когда нас заставляют поверить, что наше врожденное право на связь с природой - что-то неестественное, пережиток прошлого, которому нет места в цивилизованном мире. И мы подавляем (но не избавляемся!) боль от утраченного ощущения единства с природой. Мы начинаем ненасытно потреблять землю и ее ресурсы, чтобы забыть об этой боли, мы жадно хватаемся за всякие эрзацы в надежде заменить ими чувство единения с миром, которое у нас отняли.

В дисфункциональной семье дети стыдятся себя и, замещая собственное, неугодное семье "я", создают ложное "я". Это ложное "я" бывает иногда чрезвычайно искусно сделано, так как дети умеют выверять собственные реакции и отрабатывают производимое ими впечатление, и потому искусственная личность кажется подчас совсем настоящей. Так и наша цивилизация создала ложный мир - пластиковые цветы, кондиционеры, искусственный свет, не-открывающиеся окна и бесконечный звуковой фон. <┘>

Даже сейчас, когда природа стремительно гибнет, мы одержимы искусственными чувствами, мы не живем, а играем сценарий, который передали нам наши предки. В дисфункциональной семье неписаные правила обсуждению не подлежат, даже если семья все глубже погружается в состояние кризиса. Также неписаные законы нашей цивилизации заставляют нас с покорностью относиться к деструктивному поведению по отношению к природе. Идея дисфункциональной цивилизации - отнюдь не теоретический конструкт. Наш страшный век породил немало ужасных примеров дисфункциональной цивилизации: нацистская Германия Гитлера, фашистская Италия Муссолини, советский коммунизм в эпоху Сталина и его наследников, китайский коммунизм Мао Цзедуна и Дэн Сяопина, а также другие, на первый взгляд, быть может, не столь отвратительные варианты того же феномена.

В каждом из этих дисфункциональных обществ отсутствовало внутреннее согласие, которое возможно лишь при условии добровольного подчинения. Каждая система пыталась навязать себя и свою политическую философию соседним странам, была ориентирована на экспансию силовыми методами. Более того, каждое из этих сообществ навязало своим членам монолитную систему суждений - большинство считало ее ложной, но оспаривать не смел никто.

<┘>

Современный тоталитаризм - явление чрезвычайно сложное, затрагивает политические, экономические и исторические факторы, особые для каждой тоталитарной системы. Однако какими бы ни были конкретные причины, психология тоталитаризма всегда одинакова: страх потерять ориентацию внутри режима и стремление к легитимности вне его границ. Экспансионистская патология, очевидная в современных тоталитарных обществах, - результат дисфункционального паттерна поведения, и чувство искомой целостности не достижимо, пока эти общества отказываются взглянуть в лицо бесчестию, страху и насилию, которые разъедают их идентичность.

Беспрецедентная атака нашей цивилизации на мир природы - явление тоже очень сложное, ее причины во многом коренятся в географическом и историческом контекстах. В психологическом плане наша стремительная и агрессивная экспансия в девственные районы земли - не что иное, как попытка украсть за пределами нашей цивилизации то, чего мы уже не можем найти в ее пределах. Наше непреодолимое желание зарываться все глубже в недра земли, извлекать оттуда уголь, нефть и прочие горючие ископаемые, сразу сжигать их, отравляя атмосферу двуокисью углерода и прочими вредными выбросами, есть намеренное вторжение нашей дисфункциональной цивилизации в самые уязвимые уголки природы. В частности, вырубка экваториальных и древних лесов стала одним из самых чудовищных примеров такой экспансии. Мы пытаемся решить проблему извне, в то время как она проистекает из дисфункциональности самой цивилизации.

И действительно, Эфиопия стала не только первой жертвой современного тоталитаризма, но и первой жертвой дисфункциональной модели цивилизации, которая привела к экологической катастрофе. Ко времени вторжения войск фашистской Италии и к концу Второй мировой войны 40% территории Эфиопии покрывали леса. Прошло менее полувека, и за это время страна вы-шла на первое место в мире по темпам роста населения, неограниченно использовала древесину на топливо и активно экспортировала ее для уплаты процентов по долгам. Теперь леса занимают менее 1% территории. Они служили защитой земле, и когда их не стало, смыло плодородный слой почвы, а потом начались засухи. В результате один миллион человек погибли от голода. Они - жертвы экспансионистской тенденции дисфункциональной цивилизации.

В дисфункциональной семье самые слабые и беспомощные члены попадают в зависимость к тем, кто добывает пищу. Также и мы эксплуатируем наиболее уязвимые и незащищенные области мира природы: плодородные поч-вы, экваториальные леса, океаны. Мы притесняем и тех своих собратьев, кто не умеет за себя постоять. Мы спокойно воспринимаем изъятие земель у туземного населения, эксплуатацию территорий, населенных беднейшими народами, и - самое страшное - нарушения прав тех, кто придет после нас, наших детей. Разворовывая землю с невообразимой скоростью, мы лишаем детей наших детей возможности жить хотя бы так же, как мы.

В философском плане будущее - это всего лишь уязвимое, развивающееся настоящее. И потому неустойчивое развитие можно назвать "злоупотреблением будущим". Родители нарушают личностные границы беспомощного ребенка, а мы нарушаем временные границы нашего законного места в цепи поколений.

Как члены дисфункциональной семьи на эмоциональном уровне ограждают себя от возможной боли, так и дисфункциональная цивилизация развивает в нас оцепенение, которое защищает от боли разрыва с миром природы. И дисфункциональная семья, и дисфункциональная цивилизация отворачиваются от честного и всеобъемлющего опыта жизни. Они прочно держат каждого в паутине абстракций и бесчувственного мышления, которое всегда сфокусировано на других, на том, что скажут или сделают другие, и все это - ради столь безнадежно искомого чувства целостности и достоинства.

<┘>

Однако выход есть. Дисфункциональная модель не вечна. Надо только посмотреть правде в глаза. Наша цивилизация еще может измениться, и ключ к перемене в том, чтобы воспротивиться неписаным правилам, заставляющим нас губить землю. Раз причины глобального экологического кризиса кроются в дисфункциональном отношении цивилизации к природе, то мы должны тщательно изучить эту дисфункциональность, признать ее разрушительное воздействие на природу и начать бороться. Для начала мы оплачем то, что потеряли, и попытаемся возместить ущерб, причиненный земле и цивилизации, а затем сплетем взамен старого клубка историй - одну, но новую: про то, что значит быть управителем на земле.

Перевод с английского Анжелики Курукуласурия

Содержание номера | Главная страница