Index

Содержание номера

Юрий Плешаков
Индийская религия милости в России

"Взрывом Харе Кришна" назвали бурное вторжение древней индийской религии на Запад в 60-х гг. двадцатого столетия. Поначалу, однако, вместе с дыханием прекрасной древности бюргеры испытали и некоторую оторопь, поскольку "новая мода" требовала жертв, причем вполне ощутимых. Проповедуя отказ от мясоедения, алкоголя, курения, наркотиков, секса вне брака и даже азартных игр, кришнаиты посягали на "святая святых" Запада, привыкшего жить и трудиться в поте лица как раз ради этого. Собственно, именно смелый вызов греховности, а не человеку, слабому и нерешительному в постижении духовных истин, обеспечил благосклонность к кришнаитам, несмотря на то, что те смотрелись не просто "белой вороной", а антагонизмом обществу.

Искренность и возвышенные духовные качества, которые терпеливо взращивал в своих западных учениках Бхактиведанта Свами Прабхупада, привлекали людей, увидевших в бритоголовых юношах и девушках в сари (порой вчерашних хиппи и панков) идеал, о котором они и сами втайне мечтали.

Русско-индийские параллели

Привычной картиной кришнаиты стали и в России. Их нынче сразу узнают на улицах, слегка посмеиваясь над их "странным" внешним видом, а их благочестивые привычки, трезвенность и постоянное пение звучат нередко "свежей остротой" в устах героя фильма или какой-нибудь рок-звезды, а то и политиков, жаждущих привлечь к себе внимание. Надо сказать, что кришнаизм в России, который скоро отметит свое 30-летие, гораздо глубже вписывается в нашу историю, чем это может показаться на первый взгляд.

Во второй половине тридцатых годов XVII в. в Астрахани образовалась колония богатых индийских купцов, исповедовавших древний культ "бхакти", или "путь преданного служения Богу". "Индийский двор" просуществовал до 1673 г., после чего на его месте возвели каменный двор для всех восточных торговых людей. Купцов-индусов уважали за кроткий, чисто индусский нрав. Но не только за это, конечно. Русские монархи видели в них источник крупного пополнения царской казны и даровали им разные привилегии. Пусть экспорт, импорт и торговые поездки индусов по Руси облагались теми же таможенными пошлинами, что и для русских купцов, но зато с индийцев не взимали за постой и другие "подворные" налоги.

Всяческое покровительство индийцам оказывалось не только по части коммерции, но и в религии. Так, особым царским указом 1683 г. астраханским сотникам повелевалось не мешать индусам совершать привычные им погребальные обряды.

Покровительство им оказывалось и при Петре I, который, продолжая традиционную русскую политику на Востоке, стремился вступить в непосредственный контакт с Индией. В инструкции Сената от 1720 г. астраханскому губернатору Волынскому предписывалось "оберегать, чтобы им (индусам - Ю.П.] ни от кого и никаких обид не было". Индия привлекала не только природными богатствами, но и своим колоссальным философским и культурным наследием. В 1788 г. под покровительством Екатерины II была издана первая "Багуат-гиета" (Бхагавад-гита) на русском языке, а в 1792 г. Карамзин опубликовал в "Московском журнале" сцены из знаменитой поэмы Кали Дасы "Шакунтала".

Враг ╧3

На этом историческом фоне полным абсурдом выглядит высказывание давнего зампреда КГБ Семена Цвигуна на страницах одного из номеров журнала "Коммунист" за 1981 г., что "существует три величайшие угрозы советскому образу жизни: западная культура, рок-н-ролл и Харе Кришна". При всей своей абсурдности это высказывание оказалось сигналом к действию. Карьеристам-чекистам, жаждавшим новых наград и привилегий, понадобилось во что бы то ни стало представить врагами горстку советских граждан, осмелившихся поклоняться Кришне.

За десять лет до открытого террора, а именно в 1971 г., в Москву приехал Прабхупада. С этого фактически началась история движения сознания Кришны в нашей стране. Попасть за железный занавес было делом непростым. Прабхупада писал руководству Минкультуры, пытаясь получить разрешение на посещение СССР, и в конце концов ему это удалось. Он надеялся, что ему позволят выступить перед студентами истфака МГУ или устроить какие-то аналогичные официальные встречи, однако получилось только побеседовать с индологом Григорием Котовским (сыном героя-комбрига), работавшим тогда завотделом Индии и Южной Азии Института востоковедения. Беседовали об обществе, о коммунизме. Прабхупада не скрывал своего разочарования, хотя и предполагал, что столкнется с разными препятствиями.

При всем том волею судьбы тогда в Москве Прабхупада встретился с несколькими русскими молодыми людьми, на которых он произвел очень сильное впечатление. Один из них, Анатолий Пиняев, стал его учеником и последователем. После отъезда Прабхупады, Анатолий начал с энтузиазмом распространять древнюю науку о душе и Боге в разных городах. Личностью он был, надо признать, весьма неординарной: имел неплохую востоковедческую подготовку, прекрасно говорил по-английски, обладал некоторыми познаниями в санскрите. Анатолий был образован, и его проповедь отличалась жаром.

"Книжка индийского мышления"

В 1982 г. в КГБ сформировали и бросили в "бой" спецкоманду союзного значения "Поиск", возглавлять которую поручили "майору Эрнесту Федоровичу Белопотапову" (в кавычках оттого, что всякий раз чекист представлялся новым именем). За короткое время агенты состряпали несколько шумных судебных процессов над уверовавшими в Кришну. По замыслу КГБ, в общей сложности планировалось "прокрутить" 7-8 показательных судов в России, в Прибалтике, Грузии, на Северном Кавказе. Забегая вперед, скажем, что КГБ даже перевыполнило свой зловещий "план": в Ереване и Литве прошло по одному процессу, два- в Сухуми, два - в Ставрополе, три - в Москве, один - в Петербурге и еще один- в Красноярске.

"Материалом" для процессов служили обнаруженные органами при обысках рукописные и машинописные переводы различных священных текстов, в частности, "Ишопанишад". Это произведение, относящееся к самому авторитетному корпусу философской литературы Индии - упанишадам, - кочевало по городам и весям бывшего Союза под конспиративным названием "Книжка индийского мышления".

Определенную роль сыграла и неосторожность самих последователей Харе Кришна. За 70 лет советской власти у нас фактически не было ни одной так называмой "нетрадиционной" религии (в современном звучании, разумеется), и потому не ставился вопрос о регистрации. Найдя справедливость в священных писаниях, первые кришнаиты враз забыли, что мир вокруг них выглядит несколько иначе. Подавая в 1981 г. заявку на регистрацию, они даже и не подозревали, чем обернется такая доверчивость.

Заявка была подана в московскую инстанцию некоему тов. Плеханову, который, не мудрствуя лукаво, просто передал списки и адреса в КГБ. Агенты нагрянули к тем, кто значился в списках, и энергично провели среди них "воспитательную работу".

Рассказывает "узник совести", ныне - член руководства Общества сознания Кришны Сергей Зуев.

"Ко мне приехал Белопотапов и стал угрожать: "Мы тебя все равно уволим!" Я тогда работал преподавателем в Московском авиационном институте после его окончания. Я преподавал социально-экономические предметы и даже был в числе лауреатов премии Ленинского комсомола за разработку в области методики преподавания. Белопотапов сказал, что у него якобы есть сведения о том, что я "работаю на ЦРУ", и потребовал далее, чтобы я сдался КГБ, явился с повинной и чистосердечно покаялся. Очевидно, Белопотапов нанес визит и к руководству МАИ, потому что вскоре меня уволили. Летом 1983 г. меня арестовали, а в феврале 84-го вынесли приговор: 2,5 года.

Нам инкриминировалась, в основном, пропаганда вегетарианства, наносящего, по мнению КГБ, "страшный вред" здоровью советских граждан. В свидетели призывались "жертвы". На один из процессов привели толстушку и спросили у нее: "Скажите, Вас заставили стать вегетарианкой. Это нанесло вред Вашему здоровью?" Она сказала: "Нет, не нанесло, у меня все хорошо, слава Богу!" Но в протоколе записали: "Нанесло"".

Допросы начинались, как правило, с грубого шантажа. "Базовой" была 227 статья в двух частях: "Нанесение вреда здоровью под видом совершения религиозных обрядов" и "неисполнение гражданских обязанностей". Статья давала до 5 лет. До тех репрессий она считалась "мертвой" и "ожила" на кришнаитах. После принятия Закона о реабилитации жертв политических репрессий эту статью вообще изъяли.

Но на допросах кришнаитов пугали и "шпионскими статьями" со всеми вытекающими отсюда последствиями. "227-я - это для начала, - говорили следователи. - Затем перейдем и к 4-й". А там - от 10 лет до расстрела...

Дело Бейлиса-2

Первый суд состоялся в Москве в 1982 г., когда судили двух кришнаитов. Потом "закрытым судом" судили Анатолия Пиняева - по сути, даже и не судили, а просто объявили "невменяемым" и вынесли решение об определении его в психбольницу. Из орловской психушки первый советский кришнаит вышел надломленным...

Суды походили на блестяще разыгранные спектакли: на сцену выходили все новые и новые верующие - последователи сознания Кришны, выступавшие в роли "злодеев". Органы работали сообща, ухватываясь на любой "компромат". Эксперты делали анализы крови, безуспешно пытаясь что-нибудь выловить. В итоге, было высосано из пальца удивительное обвинение. Решив, что вегетарианство - это только картошка или рис (религия-то индийская!), а, по другой версии, найдя только это в кастрюле в одной из квартир во время обыска, сыщики предположили, что кришнаиты больше ничего в пищу не употребляют. "Эксперт", тщательно проанализировав калорийность этого блюда, выдал смехотворный вердикт, что, поскольку калорий недостаточно, вред очевиден. И хоть на суде все так называемые "потерпевшие" отказывались от утверждений, что их здоровью был нанесен вред, их глас мало кого интересовал - приговоры выносились на основании вот таких обвинений.

Экспертом-религиоведом назначили преподавателя научного атеизма Пищевого института Федора Гаркавенко. Он назвал кришнаитскими все книги, которые только нашел на полке "Религия" в институтской библиотеке. Списки получились длиннющими. Каких там только не было книг! И классический "Молот ведьм", и шаманские заклинания. К вайшнавскому вероучению незадачливый эксперт относил все, что находил для себя непонятным.

Когда у "эксперта" спросили о его научных трудах в области религиоведения, тот смущенно ответствовал, что выпустил в порядке "левой работы" какой-то религиозный календарик.

На головы кришнаитов так и сыпались обвинения одно нелепее другого. Помимо "вредоносного" вегетарианства, которого, между прочим, испокон веков придерживаются сотни миллионов людей на планете, на процессе фигурировало и повторение мантры-молитвы Харе Кришна, которое, по словам обвинителя, "явно граничило с сумасшествием". Неприятные минуты испытала советская фемида и на суде над "курджиновцами" (кришнаитами, жившими в селе Курджиново Краснодарского края). "Свидетельница", которую привели в зал суда для дачи показаний, неожиданно во всеуслышанье призналась, что следователь дал ей денег, дабы та показала на Юрия Федченко, что тот просил у нее... ребенка для жертвоприношения. Дело Бейлиса живет и побеждает.

Когда судили Ольгу Киселеву, она была на девятом месяце беременности. Тогда же умерла ее мать. Ольгу на похороны не пустили. Она была в тяжелом состоянии, и, когда говорила, у нее текли слезы. Ольга Киселева получила срок в 4 года. Востоковед и поэтесса, она, к своему несчастью, владела английским языком, могла переводить и переговариваться с заграницей, а это автоматически означало "прямую связь" с ЦРУ. Она родила в тюремной больнице, и ее вместе с младенцем сразу же отправили отбывать срок в колонию, где их разлучили, разрешив свидание лишь по часу в день. Спустя какое-то время Киселевой сообщили, что ее дочь умерла, хотя некоторые заключенные утверждали, что видели ребенка живым. Киселеву освободили условно в январе 1986-го, благодаря... Нэнси Рейган, которая, узнав о драматической судьбе узницы, обратилась к Раисе Горбачевой с просьбой помочь.

А вот физику Владимиру Критскому пришлось отсидеть от "звонка до звонка". Его осудили в 1982 г. на 5,5 лет. В тюрьме Критский заработал туберкулез. Повторный и запоздалый пересмотр его дела выявил полную необоснованность приговора по каждому из предъявленных пунктов обвинения.

Выжить в тюрьме было крайне сложно - скверное питание, глумление надзирателей. И многие вышли после срока с подорванным здоровьем.

А кое-кто не вышел вообще. В 1986 г. без свидетелей и "пострадавших" Мясникянский нарсуд г. Еревана приговорил к 2 годам лишения свободы Саркиса Оганджаняна. В лагере в Оренбургской области Саркис подвергался побоям и издевательствам. От него требовали отречься от религиозных убеждений. Мучители давали ему только мясную пищу, но он ее не принимал и весь свой двухлетний срок довольствовался лишь фунтом хлеба в день. Ни денег, ни продуктов, приходивших к Оганджаняну почтой, лагерное начальство арестанту не передавало. От физического истощения у него начался туберкулез и 26 декабря 1987 года, не дожив нескольких недель до окончания срока, Саркис умер. Ему было 23 года. Тело родителям не выдали и даже не показали. Не видел никто и медицинского заключения о причинах его смерти.

В результате судилищ в тюрьмы на разные сроки (в среднем - до 5 лет) попало около 60 человек.

Немало кришнаитов побывало и в застенках психушек. Там, стремясь сломить, им методично вводили различные препараты для подавления воли, вроде галоперидола и других нейролептиков. Инъекции делались трижды в день, так что в организме всегда присутствовала какая-нибудь дрянь. Бунтарям, решавшимся на голодовку, моментально "прописывали" принудительную диету - вставляли в горло трубку и вливали через нее сырые яйца. "Врачи бы убили нас, если б не пришла помощь извне, - сказал Карен Саакян, долго находившийся в Ереванской спецпсихушке. - Одного-то, Ажамкочяна, убили. Закололи в Ереване сильнодействующими препаратами".

За рубежом поднялась волна протестов общественности против преследований верующих. В октябре 1987 г. в Стокгольме прошла демонстрация в защиту участников движения Харе Кришна в Советском Союзе. В честь тех, кто был отгорожен от всего мира колючей проволокой тюрем и "психушек", состоялось факельное шествие протеста к советскому посольству.

Почему же мощный и коварный КГБ не смогло справиться с кучкой кришнаитов? Этот вопрос очень любят задавать антикультисты, намекая на то, что кришнаиты, дескать, были скрытыми агентами спецслужб. Бог им судья! Сами кришнаиты объясняют этот феномен духовной силой и чистотой своего вероучения.

Реабилитировали кришнаитов в 1988 г. В том же году, незадолго до визита Рейгана в Москву Совет по делам религий при Совмине СССР зарегистрировал первое в стране Московское общество сознания Кришны. Сотрудники КГБ принесли извинения реабилитированным, признав "ошибочность своих действий".

В нынешнем Законе о свободе совести упоминается 15-летний срок, необходимый для "прописки" в России. Кришнаиты отмотали срок, больший чем этот, - в подполье или за колючей проволокой.

Накормить голодного

Выжив в тяжелых условиях гонений и выйдя на волю, последователи Харе Кришна теперь помогали выжить жертвам нового бича нашей современности - "горячих" точек.

Милосердие, согласно Ведам, это одна из четырех опор религии, наряду с правдивостью, чистотой и аскетизмом.

Еще в 1972 г. Прабхупада создал гуманитарную миссию "Харе Кришна - Пища жизни". Ее девизом стало: "Мы готовы накормить весь мир". В ходе этой программы кришнаиты раздают бесплатную горячую пищу больным, престарелым, детям, а также людям, пострадавшим от военных конфликтов и стихийных бедствий. Средства на приобретение продуктов питания поступают от распространения религиозной литературы, а также в виде пожертвований от добровольных спонсоров. В ряде случаев программа помощи осуществляется при содействии филиалов Международного Красного Креста и ЮНИСЕФ, как это было в Белграде, Соуэто и других местах. За более чем четверть века "Пища жизни" раздала более 65 миллионов порций.

В бывшем Союзе "Пища жизни" началась фактически с 1988 г. Едва выйдя из-за решетки, кришнаиты рванулись в Спитак и Ленинакан, разрушенный сильным землетрясением. Опыт Армении пригодился через несколько лет, когда на руинах Нефтегорска 4 волонтера из Хабаровской "Пищи жизни" раздали за 10 дней спасательных работ почти 5 тысяч обедов, а также в Иркутске, на месте падения "Руслана". Затем был Сухуми, где на протяжении всей грузино-абхазской войны "Харе Кришна - Пища жизни" была единственным источником питания для мирных людей разрушенного города-курорта, в том числе, 1800 человек русскоязычного населения. Для многих, внезапно попавших в разряд "беженцев", "Пища жизни" стала единственной надеждой на спасение. Не только за обедами приходили к кришнаитам старики и бабки, рискуя жизнью. Им всем нужно было видеть спокойствие поваров и их участие.

Весной 1994 г. "Пища жизни" пришла к обездоленным людям на всем протяжении Терека. В Ингушетии из 70 тысяч беженцев только 5 тысяч могли рассчитывать на какую-то помощь родственников. Кришнаиты и здесь кормили людей под обстрелом. Правда, Сухуми - южный город у моря, а здесь - горы, снег, холод. Но война - почти та же: с той же жестокостью, десятками тысяч беженцев, оставшихся без крова и средств к существованию, с осиротевшими детьми.

Надо признать, поначалу у кришнаитов было много проблем в главном месте скопления беженцев - Назрани. Их здесь почти не знали. Но в конце концов мусульманское население республики с благодарностью приняло их помощь. Обеды из овощных супов, молочных каш, витаминных напитков (очищенную воду давал Красный Крест) и хлеба собственной выпечки раздавали в семи точках города - в уцелевших школах и больницах. Позже полномочный представитель СБСЕ Томас Олесен, подводя итоги гуманитарной помощи на Кавказе, сказал: "Волонтеры-кришнаиты имеют самый высокий рейтинг среди благотворительных миссий благодаря своей открытости и духовной основе. Именно такая репутация служит надежным гарантом безопасности той или иной благотворительной организации в тяжелых военных условиях".

Андрей

"Чеченский марафон" кришнаитов начался с Назрани, Владикавказа, Гудермеса, Хасавьюрта, принимавших беженцев. В Грозном первый их "десант" из Санкт-Петербурга с 5 тоннами продовольствия, которое выделила мэрия города на Неве, высадился в марте 1995 года. Уже через несколько дней волонтеры начали раздавать пищу - ежедневно по 1500 обедов: кашу, напиток из шиповника, овощной суп, хлеб. В общей сложности волонтеры раздали здесь около 850 тысяч порций.

Когда вспыхивала перестрелка (кухня в Заводском районе Грозного располагалась на территории, разделявшей воюющих), повара часами отлеживались на бетонному полу, чуть припорошенном соломой, украдкой помешивая суп в чане. Так продолжалось на протяжении более чем 600 дней - вплоть до августовских событий 1996 г., когда во время штурма Грозного отрядами боевиков трагически погиб один из волонтеров милосердия, 28-летний новгородец Андрей Савицкий. Он был тяжело ранен в бедро, но в больницу, куда его доставили спустя несколько часов, попала ракета, разрушившая операционную вместе с хирургическими инструментами и убившая всех четырех хирургов.

Андрей Савицкий родился в Карелии. Позже его семья переехала в Новгород. Родители и друзья говорят о нем как о добром, отзывчивом человеке, готовом всегда помочь людям. Узнав о том, что кришнаиты спасают от голода мирных жителей, пострадавших от чеченской войны, он взял отпуск и уехал в Грозный...

Впоследствии Андрей был посмертно отмечен наградой Международной ассоциации религиозной свободы. Может быть, придет день, когда волонтеров милосердия станут награждать орденом его имени. Это было бы справедливо.

Всего "Пища жизни", начиная с 1993 г., раздала в "горячих" точках бывшего СССР более одного миллиона порций.

Дайте этим людям шанс!

В конце 1993 года в России была создана программа "Дайте этим людям шанс" (ныне - "Оазис-108"). В ее рамках проповедники Общества сознания Кришны встречаются с осужденными, проводят с ними духовные беседы, устраивают лекции и концерты.

"Оазис" стал ответом на поток писем из мест заключения, последовавший сразу за появлением в тюрьмах книг Прабхупады. Некоторые из них, освободившись, не только не вернулись к прошлому, как это бывает обычно, но стали даже прихожанами местных храмов Кришны. Бхактиведанта Свами Прабхупада неоднократно говорил: "Единственный способ навсегда покончить с дурными привычками, толкающими на преступление, - изменить сердце преступника". Кришнаиты, будучи убежденными в том, что следование религиозным принципам может изменить лицо общества к лучшему, избавить человечество от насилия, коррупции, лжи, сами подают пример альтернативного образа жизни, позволяющего жить просто, а мыслить возвышенно.

Нетрадиционная религия - бесправная религия

К сожалению, религии у нас по закону разведены на "традиционные" и "нетрадиционные". До разделения, во времена гонений они были вместе. В то время по многочисленным сфабрикованным судебным обвинениям в СССР были невинно осуждены не одни кришнаиты. На одних нарах с ними пришлось молиться Богу и православным, и католикам, и протестантам, и многим другим, кто также представлял собой "угрозу" существующему строю. Теперь ситуация изменилась.

Вполне понятно, почему епископ Читинский и Забайкальский Палладий в своем послании прямо подстрекал казаков изгонять все неправославные культы силой: "Лжепророков и учителей - вон из России!" Не приходится удивляться, что в уже течение многих лет Московская патриархия распространяет "выдержавшую много изданий" брошюру анонимного автора "Христос и Кришна - свет и тьма", в которой Кришну, объект поклонения сотен миллионов индусов во многих странах мира, обозвали "дьяволом", а Бхагавад-гиту - "развратной книгой".

За словом последовали дела. 22 июня 1995 г в 10 часов вечера к храму кришнаитов в Ростове-на-Дону подкатили три автомобиля и несколько мотоциклов. 20 или 25 молодчиков (некоторые из них были одеты в маскировочную униформу), вооруженные дубинками, металлическими прутьями и саперными лопатками, ворвались в храм, где шло вечернее богослужение. Нападавшие крушили все, что попадалось им на пути. Безоружных и не сопротивлявшихся верующих, в том числе женщин, били по головам "на поражение". Один из нападавших со словами: "Ты же русская, зачем нацепила на себя это?" попытался сорвать с женщины сари. Побоище продолжалось 10 минут, после чего банда запрыгнула в свои машины и уехала. В лужах крови, среди обломков разбитого алтаря остались лежать люди. Десять особо тяжело раненых были госпитализированы с переломами и многочисленными травмами. 25-летний Эдуард Устинов с проломленной головой в течение нескольких недель находился в реанимации между жизнью и смертью. Он выжил чудом.

Следствие установило, что в нападении участвовали члены ультраправых шовинистических организаций "Русский национальный собор" и "Русское национальное единство", действующих под лозунгом "защиты христианства на Руси". А руководил кровавым набегом некто... о. Сергий, православный поп-расстрига...

Удел религиозного человека в том, что он всегда оказывается перед необходимостью "выживать". Не обошла эта участь и кришнаитов.

Содержание номера | Главная страница