Index

Содержание номера

Георгий Эдельштейн
Благословенные, чудодейственные, поворотные моменты в истории православия

"Не вливают вина молодого
в мехи ветхие"
(Мф.9, 17).

Подбор и расстановка священников - дело партии

В канун Первого мая 1988 г. газета "Правда" и другие советские газеты опубликовали на первых полосах удивительнейшие фотографии, каких никто никогда прежде не видывал.

Самый главный продолжатель великого дела бессмертного Ленина дружески приветствует, словно своих Parteigenosse, группу "торговцев опиумом для народа". А эти "классово чуждые элементы", "паразиты трудящихся масс" подобострастно внимают словам продолжателя и, чуть-чуть натянуто, улыбаются какой-то его шутке. На всех тунеядцах белоснежные клобуки, рясы с иголочки, драгоценные панагии.

Здесь же, на первых полосах, официальное сообщение, что 29 апреля 1988 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев принял в Кремле Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Пимена и постоянных членов Священного Синода Русской Православной Церкви и имел с ними беседу. На встрече присутствовал Председатель Совета по делам религий при Совете Министров СССР тов. К.М. Харчев.

К сожалению, газеты не сообщили никаких подробностей о тематике беседы. Хранили молчание сами митрополиты, молчал "Журнал Московской Патриархии", молчал и весьма словоохотливый тов. К.М. Харчев.

Но незадолго до встречи в Кремле он же, тов. К.М. Харчев, прочитал в Высшей партийной школе в Москве подробный и обстоятельный доклад об основных задачах КПСС и советского государства по отношению к религии и Церкви, или, точнее в области коммуно-православного строительства.

Константин Михайлович довел до сведения слушателей ВПШ, что "церковь...начинает обновляться", потом напомнил им ленинскую директиву, что партия большевиков непременно должна "держать под контролем все сферы жизни граждан" и в связи с даным руководящим указанием вождя и учителя высказал твердую уверенность, что коммунистическая партия сможет направить это "религиозное возрождение" в правильное русло, так, чтобы советские люди одновременно "верили в Бога и в коммунизм".

"И тут перед нами встает задача: воспитание нового типа священника; подбор и расстановка священников - дело партии".

Несомненно, К.М. Харчев лукавил: он не сообщим своим слушателям, что именно этим постоянно занимается Совет по делам религий, что партия осознала и поставила такую задачу перед спецслужбами уже несколько десятилетий назад. Он умолчал, что эти спецслужбы год от года все более успешно ковали церковные кадры, а Совет по делам религий ежегодно отчитывался о достигнутых успехах.

Эту встречу и беседу генсека с синодалами в Кремле 29 апреля 1988 г. принято считать краеугольным камнем эпохальной перестройки в жизни нашей Церкви, поворотным пунктом ее истории. Доброжелатели Московской патриархии на всех континентах громко и дружно приветствовали чудесное возрождение православия в стране победившего социализма, который, оказывается, бывает и с человеческим лицом.

Тов. Сталин сказал, что Церковь может рассчитывать
на всестороннюю поддержку правительства

Впрочем, все прогрессивное человечество за 45 лет до того уже приветствовало "факт возрождения и оздоровления православной Церкви в СССР", когда в ночь с 4 на 5 сентября 1943 г. тогдашний генсек тоже принял в Кремле трех митрополитов и имел с ими беседу. О той первой беседе мы знаем немножко больше достоверных фактов.

Согласно официальной записке генерала МГБ г.Г. Карпова, встреча готовилась и проходила так:

"Тов. Сталин обменялся мнениями с тов. Маленковым, Берия по вопросу - следует ли принимать ему митрополитов Сергия, Алексия, Николая, а также спросил меня. Все трое сказали, что они считают это положительным фактом.

Беседа т. Сталина с митрополитами продолжалась 1 час 55 минут.

Митрополит Сергий ответил, что архиерейский собор можно будет собрать через месяц, и тогда т. Сталин, улыбнувшись, сказал: "А нельзя ли проявить большевистские темпы"...

Тов. Сталин сказал, что церковь может рассчитывать на всестороннюю поддержку Правительства во всех вопросах, связанных с ее организационным укреплением и развитием внутри СССР.

В заключение этого приема у т. Сталина выступил митрополит Сергий с кратким благодарственным словом к Правительству и лично к т. Сталину. Тов. Молотов спросил т. Сталина: "Может, следует вызвать фотографа?" Тов. Сталин сказал: "Нет, сейчас уже поздно, второй час ночи, поэтому мы сделаем это в другой раз". Тов. Сталин, попрощавшись с митрополитами, проводил их до дверей своего кабинета.

Данный прием был историческим событием для церкви и оставил у митрополитов Сергия, Алексия и Николая большие впечатления, которые были очевидны для всех, кто знал и видел в те дни Сергия и других"1.

Основное отличие первого приема от второго было, пожалуй, в том, что гуманные тов. Сталин и Молотов пожалели будить фотографа и решили сделать это в следующий раз. Фотографии появились в 1988 году.

Смерть серого и безвольного Патриарха как очередной этап
возрождения Русской Православной Церкви

Ровно через два года после второй исторической встречи в Кремле, 3 мая 1990 г., скончался патриарх Пимен. Как и полагается, все газеты и журналы рассказали о покойном много хорошего: ведь именно в последние годы его жизни наступил благословенный, чудодейственный, поворотный момент в истории православия, произошло Воскресение, Преображение нашей Церкви и России... Не усмотреть в этом заслугу ее верховного земного правителя было просто невозможно, мудрый кормчий привел церковный корабль в тихую гавань.

Он был хиротонисан во епископа 17 ноября 1957 г. Через три года - архиепископ. Еще через один (!) год - уже митрополит и постоянный член Священного Синода. Космический взлет именно в те годы, когда генсек Хрущев поставил перед КПСС задачу: всеми доступными ей путями и средствами удавить Церковь. Его соперником по скоростному взлету был только верховный циник и охмуряла митрополит Никодим (Ротов). Как тут не вспомнить классическую формулировку тов. Харчева: "Подбор и расстановка священников - дело партии".

Пимен - неутомимый борец за мир и выдающийся экуменист, писали газеты. В 1982 году принимал активное учатсие в работе специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению. В том же году посетил штаб-квартиру Всемирного Совета Церквей в Женеве. Вся миротворческая деятельность Его Святейшества неизменно полностью совпадала с генеральной линией коммунистической партии Советского Союза.

Патриарх Пимен никогда ни словом не упомянул разорительную гонку вооружений в СССР, не заметил производства ядерного, бактериологического, химического оружия в нашей стране, не ведал о поддержке коммунистическим блоком международного бандитизма и терроризма, не заметил даже бессмысленной агрессии в Афганистане.

Являясь членом Всемирного Совета Мира и Советского комитета защиты мира, способствовал максимальному росту взносов Русской Православной Церкви в Фонд мира, "проявляя заботу о прочной базе для движения" и тем самым способствовал экономическому удушению Церкви, до тла разоряя бедные сельские приходы даже после исторической встречи в Кремле.

В 1988 г. "в связи с тысячелетием принятия христианства на Руси и за выдающиеся заслуги в деле укрепления мира на земле" Всемирный Совет Мира наградил Патриарха Пимена Медалью мира имени Жолио Кюри. В 1989 г. Советский комитет защиты мира выдвинул его в народные депутаты Верховного Совета СССР. Плодотворные труды Патриарха Пимена отмечены множеством церковных и государственных наград, включая три ордена Трудового Красного Знамени. Правда, у его предшественника, патриарха Алексия Первого, этих Красных Знамен было аж четыре.

Впрочем, Красными Знаменами наших архипастырей награждали отнюдь не зря и не просто за какой-то там экуменизм или даже миротворчество. "За пять лет с 1971 по 1976 г. число приходов Русской Православной Церкви сократилось с 7274 до 7038, в среднем закрывалось по 50 приходов в год. С 1971 по 1975 г. число священников убавилось с 6234 до 5994. Снизился образовательный уровень духовенства. Богословское образование имела лишь половина духовенства. Почти половина священнослужителей не имела общего среднего образования", - говорится в семинарском учебнике по истории Церкви ХХ века. А патриарх неизменно витийствовал со всех трибун и кафедр о безграничной свободе совести в нашем родном коммунистическом Отечестве.

Необходимо понять: главной бедой Московской патриархии было не постоянное сокращение числа приходов, не закрытие семинарий, не постыдно низкий уровень общего и богословского образования духовенства и не всесилие уполномоченных Совета по делам религий. Это были тяжкие, но внешние недуги. Страшной неисцельной язвой была тотальная повязанность всех священнослужителей во лжи, всеобщее злонамеренное умолчание о правде, всеобщее подглядывание, подслушивание, науходоносительство, стук-стук-стук о чем надо куда надо. Ибо год за годом партия и ее воспитательные органы целенаправленно селекционировали и взращивали новый тип священнослужителя. Им не нужны были наши телеса, им нужны были наши души.

Священный Синод Московской патриархии
как поле вечной битвы плохого с худшим

В день смерти Патриарха Пимена Синод провел предварительную проверку сил. Местоблюстителем патриаршего престола (т.е. временно исполняющим обязанности) был избран иерарх, чья репутация в те годы была самой отвратительной, самой скандальной и в Церкви, и среди "внешних". Это был митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко), клеврет Первого секретаря ЦК компартии Украины Щербицкого. За него было подано шесть голосов. За митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера) - четыре.

Что и как решает Священный Синод Московской патриархии (в просторечии - "митрополитбюро") остается тайной за семью печатями. Это, безусловно, самый закрытый и самый загадочный "руководящий орган" посткоммунистической России. Даже КГБ когда-то на короткое время открыл какую-то мизерную часть своих архивов, в очередной раз сменил имя-отчество-фамилию, позволил убрать с Лубянки статую своего отца-основателя "железного Феликса" и стереть с площади и улицы имя тов. Дзержинского.

О работе Синода, о его "теневой экономике", о его многолетних тесных связях с Советом по делам религий (читай - "с филиалом КГБ"), который якобы постоянно безжалостно "угнетал" наших синодалов, "заставлял" лжесвидетельствовать, "вынуждал" швырять миллионы церковных денег в совершенно чуждые и просто вредные для Церкви фонды - обо всем этом и о многом другом ни один человек не сказал пока ни слова. И, можно не сомневаться, не расскажет никогда.

Совет якобы "заставлял" Синод отправлять на покой или ссылать в Тмутаракань лучших архиереев, "заставлял" принимать то одни, то другие решения во вред Церкви, но кто заставлял и как заставлял - молчок. Так просто и существует в истории нашей Церкви мифологема, которую очень любил распускать по миру кумир околоцерковных либералов священник Сергий Желудков.

И своего отца-основателя, мудрого старца митрополита Сергия, того, что "выступил с кратким благодарственным словом к Правительству и лично к т. Сталину" никогда и никому в обиду не дадут.

Пятидесятилетняя история Священного Синода не знает ни ХХ ни ХХП съезда, она не знает своего критика "культа личности" Никиты Хрущева. В Синод никогда не проникал "предатель дела партии" М.С. Горбачев. Никто не читал в посланиях Синода даже намека на периоды застоя и стагнации в Патриархии. Неизменно тишь да гладь. Все послания написаны в духе социалистического реализма, они читаются как романы классиков Павленко и Бабаевского, как стихи Исаковского и Лебедева-Кумача. Любая статья о митрополите Сергии - это "Повесть о настоящем человеке". Естественно, история Московской Патриархии не знает ни "перестройки", ни "гласности".

Итак, Священный Синод свободно, на альтернативной основе избрал митрополита Киевского Филарета местоблюстителем патриаршего престола.

Основное отличие Филарета от его собратий по Синоду было лишь в том, что он более халатно, чем другие синодалы, отнесся к сокрытию от посторонних глаз пикантных подробностей своей очень зазорной биографии.

Филарет председательствовал на Поместном соборе 6-10 июня 1990 г., был одним из трех главных претендентов в Патриархи, но не получил достаточного числа голосов. К сожалению, ни один член Собора не посмел сказать вслух то, о чем все шептались по углам: человек с такой репутацией не может быть местоблюстителем, не может быть архиереем, не может быть даже простым иноком. Молчание всегда почиталось в Московской патриархии матерью всех добродетелей. Все синодалы - члены ордена Великих Молчальников. В Писании очень ясно сказано, что молчанием предается Бог, а им - что с гуся вода.

Избрание нового Патриарха, как очередной этап возрождения
и оздоровления Русской Православной Церкви

7 июня 1990 г. наступил самый главный поворотный момент истории: Поместный собор избрал митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера) Патриархом Московским и всея Руси. 10 июня состоялась интронизация (торжественное поставление на престол). Новый первосвятитель принял в руки жезл - знак своей пастырской власти над пасомыми, на него была возложена зеленая патриаршая мантия и патриарший куколь. Внешне все действо выглядело чрезвычайно благолепно.

Но Церковь учит нас, что во сто крат важнее отмыть и очистить не наружность сосуда, а его внутренность. На это у организаторов Собора ни времени, ни желания не нашлось. Самые горькие упреки Спасителя всегда были направлены книжникам и фарисеям, которые радели о внешнем благолепии, но пренебрегали покаянием и внутренней чистотой.

В тот же день, 10 июня, Священный Синод устроил в Свято-Даниловом монастыре торжественный прием, среди присутствующих был председатель Верховного Совета СССР А.И. Лукьянов. Центральные советские газеты под крупными заголовками напечатали на первых страницах теплые поздравления, которые направили Патриарху Президент СССР М.С. Горбачев, тогдашний Председатель Совета Министров А. Власов, другие номенклатурные лица. Съезд народных депутатов РСФСР направил Алексию Второму специальное обращение. Во всех поздравлениях выражалась твердая уверенность, что Церковь и верующие, осуществляя свое служение, и впредь будут активно выполнять свой патриотический и гражданский долг.

Порочный симбиоз номинально свободной Церкви и посткоммунистического государства перешел в новую фазу. Основы сотрудничества были заложены во время благословенной и чудодейственной встречи тов. Сталина с тремя митрополитами в Кремле в сентябре 1943 г. Теперь оно продолжало крепнуть и расширяться во всех сферах ко взаимной выгоде и всеобщему удовольствию.

И, естественно, с каждым годом Московская патриархия все более органично приемлет и впитывает глубинную сущность и лозунги красно-коричневых державников. С каждым годом мы все дальше и дальше удаляемся от надежды на внутреннее очищение, от покаяния, от подлинной соборности, от деяний Поместного собора 1917-18 г. Нет для Патриархии нынче пути более презренного, более ненавистного, более мерзопакостного, чем путь, начертанный тем Собором. Но нельзя закрывать глаза: все прочие пути ведут только в тупик да в бездну. Они широки и гладко укатаны. Именно по одному из таких путей готов нас вести Святейший Патриарх Алексий Второй и нынешний Священный Синод.

Руководство Патриархии все теснее и органичнее сращивается с коррумпированными государственными чиновниками, со всеми силовыми структурами. Основные интересы нашего церковного руководства сосредоточены в области банковского дела, экспорта нефти, беспошлинного ввоза табака и куриных окорочков, махинаций с гуманитарной помощью, рекламы воды "Святой источник". И все под аккомпанемент концертов духовной музыки, рекламных роликов, высокопарных суесловий.

Все глубже укореняется в среде духовенства сознание исключительности именно русского православия, теория "третьего Рима", ширится и крепнет губительное младостарчество, благословение батюшки по любому бытовому вопросу обладает, по меньшей мере, степенью папской непогрешимости. И неизбежно угасают и отмирают за ненадобностию последние элементы соборности, о выборности епископата уже и не заговаривают.

Самое важное событие в судьбах Русской Православной Церкви

Накануне собора я утверждал, что СОВЕРШЕННО БЕЗРАЗЛИЧНО, кто из постоянных членов Синода станет Патриархом, все - сергианцы, принципиальной разницы между ними нет, как не было существенной разницы между тремя предыдущими Патриархами Сергием - Алексием - Пименом. А размеры головного убора или степень владения французским языком меня не интересуют. Избрание любого члена Синода - решение столь же судьбоносное для Церкви, как замена генсека Брежнева генсеком Черненко или Гришиным для государства.

Действительность превзошла даже самые пессимистические прогнозы. Если в отношении прежних возглавителей патриархии Сергии - Алексие - Пимене можно было утешать себя, что они не могут, то о нынешнем Патриархе, о нынешнем Синоде приходится признать лишь одно: они не хотят.

Они не хотят каяться, не хотят признавать ошибок прошлого, не хотят восстанавливать соборное начало во всей структуре и жизни Церкви, не хотят очищать Церковь от мерзавцев и подонков. Они люто ненавидят Поместный собор 1917 г. и все его решения. Они не хотят подлинного отделения Церкви от государства, не хотят самостоятельности прихода, не хотят выборности духовенства, не хотят гласности и прозрачности в жизни Церкви на всех уровнях, не хотят усиления роли мирян в жизни Церкви, не хотят формировать Синод так, как постановил тот Собор. Главное: они не хотят Правды. Она им - что нож острый.

Выясняя, что же представляет собой Алексий Второй, профессор Поспеловский писал: "Деятельное, активное духовенство в России - а это значит, относящееся весьма критически к высшему епископату и, во всяком случае, прошлой политике патриархии, - подчеркивает, что, характеризуя нового патриарха, надо учитывать, что это доперестроечный архиерей, ставший епископом в годы хрущевских гонений, когда снова, как в тридцатые годы, стоял вопрос о сохранении хотя бы костяка Церкви любой ценой, чтобы донеси его до лучших времен. А затем его деятельность развивалась в эпоху застоя, когда личность, возглавлявшая Церковь, патриарх Пимен, была по своей бездеятельности, серости и безвольности вполне подстать личности, возглавлявшей государство и партию. Да и коррупция, окружавшая Пимена, была подстать брежневской. А храмы по-прежнему продолжали закрывать. Что же в этих условиях мог сделать митрополит Алексий, управляющий делами Патриархии? Почти ничего".2

Сегодня, через десять лет, очень хочется задать профессору и всем его единомышленникам все тот же вопрос: что мог сделать Патриарх Алексий Второй за эти годы, когда Церковь действительно была свободной от государственной опеки, или могла освободиться? И что же он сделал? Честно, без лукавых отговорок. Со знаком плюс - ничего. Со знаком минус - довольно много.

Во-первых, различий между "доперестроечными" и "постперестроечными" архиереями не разглядеть даже в электронный микроскоп. Самые грязные скандалы последних лет связаны с именами епископов Гавриила (Стеблюченко), Никона (Миронова), Гурия (Шалимова), Арсения (Епифанова). Все они, как на подбор, - перестроечные: все рукоположены уже после исторической встречи в Кремле, после апреля 1988 г. Синодалы подбирают и поставляют новых архиереев по своему образу и подобию.

Во-вторых, "деятельное, активное духовенство" сплошь и рядом бывает таким же сергианским, лживым, как и деятельный, активный епископат. Одним из самых деятельных, активных архиереев является митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий, о котором его собрат, митрополит Хризостом, неоднократно вслух говорил, что он - офицер КГБ и атеист. Очень деятелен и активен расстрига Михаил Антонович Денисенко, тот самый бывший митрополит Филарет, что на Соборе 1990 г. председательствовал и чуть-чуть Патриархом не стал.

Среди самых активных и деятельных московских священников - наши главные "либералы" оо.Георгий Кочетков и Александр Борисов. Они никогда не посмеют сказать ни слова правды в глаза высокому начальству. К числу "деятельного и активного" относится игумен Тихон (Шевкунов) - самый лютый враг кочетковцев и прочих "либералов". Большинство наших рясофорных национал-шовинистов и всех, кто кучкуется с красно-коричневыми, - избыточно активные и деятельные люди. К деятельным и активным относится и когда-то знакомый мне о. Дмитрий Дудко, и мой постоянный оппонент о. Александр Шаргунов. Предельно пестрая компания. Я что-то не слыхивал, чтобы кто-то из них "весьма критически относился к высшему епископату и, во всяком случае, прошлой политике Патриархии". Скорее, наоборот. У них других важных дел по горло - они антихриста по Москве ловят, кочетковский Вавилон крушат, коммунистическую мораль нудят из гроба.

В-третьих, в годы хрущевских гонений КГБ очень тщательно отсортировывал кандидатов в епископы, а потом методично лепил из них то, что Харчев именовал "новым типом священника". Лучше всего, мне кажется, у них получились две модели - митрополит Никодим (Ротов) и ныне здравствующий Патриарх Алексий Второй.

Вот только один общеизвестный документ, показывающий нам, лопухам-несмышленышам, как становились епископами в те годы. В 1990 г. документ еще хранился в папке с грифом "совершенно секретно", но догадаться о его существовании было совсем не трудно, документ просто уточнил даты.

"Агент "Дроздов", 1929 г. рождения, священник православной церкви, с высшим образованием, кандидат богословия (кандидатская диссертация, поясню, о митрополите Филарете Дроздове - г.Э.), в совершенстве владеет русским, эстонским и слабо немецким языками. Завербован 28 февраля 1958 года на патриотических чувствах для выявления и разработки антисоветского элемента из числа православного духовенства, среди которых он имеет связи, представляющие для органов КГБ оперативный интерес. При вербовке учитывалось в будущем (после закрепления на практической работе) выдвижение его через имеющиеся возможности на пост епископа Таллинского и Эстонского.

За период сотрудничества с органами КГБ "Дроздов" зарекомендовал себя с положительной стороны, в явках аккуратен, энергичный и общительный. Хорошо разбирается в теоретических вопросах богословия и международной обстановке. К выполнению наших заданий относится с желанием и уже представил ряд заслуживающих внимания материалов, по которым проводится документация преступной деятельности члена правления Йыхвинской православной церкви Ч. Проведением этого мероприятия представляется возможность закрепить "Дроздова" на практической работе с органами КГБ.

Кроме того, "Дроздов" представил также ценные материалы на разрабатываемого по делу - формуляр священника П. В настоящее время он работает над совершенствованием знаний немецкого языка.

После закрепления агента на практической работе с органами госбезопасности в конкретных агентурных разработках намечаем также использование его в наших интересах путем направления в капиталистические государства в составе церковных делегаций".

Этот документ был опубликован в крупнейшей эстонской газете "Postimees" 18 марта 1996 г. Газета утверждает, что агент "Дроздов" и Святейший Патриарх Алексий Второй - одно лицо.

Широко известны и другие документы, подтверждающие факт, что "Дроздов" зарекомендовал себя с положительной стороны и после того, как органы КГБ продвинули его через имеющиеся у них возможности на пост епископа Таллинского и Эстонского. В справке о результатах работы пятого управления КГБ СССР за февраль-март 1988 г. за подписью начальника четвертого ("религиозного") отдела полковника В.И. Тимошевского записано: "8. Подготовлены записки в КГБ СССР: о награждении агента "Дроздова" почетной грамотой КГБ СССР; подготовлен приказ Председателя КГБ СССР о награждении агента "Дроздова" почетной грамотой".

Общеизвестны также доносы архиепископа (потом митрополита) Алексия, без всяких псевдонимов, на собратий своих, с кем стоял у Святого Престола, кому давал братское целование.

В чем же кардинальное отличие Патриарха Алексия Второго от Патриарха Пимена? Чем окружение Алексия отличается от окружения Пимена?

Тогда же, в 1990 г., я писал в одной из своих статей: "Православная Церковь зовет к покаянию любого грешника, и, пока жив какой-то человек, в том числе и патриарх, он может возвратиться от путей неправды и достигнуть высочайших вершин святости. Только, кто из наших иерархов отвергает сегодня путь лжесвидетельства, сергианства, противоестественной симфонии с партийно-государственными институтами?"3

Сегодня я вновь повторяю те же слова. Противоестественный симбиоз крепнет от года к году, от месяца к месяцу.

Сегодня в России восстанавливаются тысячи храмов и десятки монастырей, в магазинах огромный выбор религиозной и богослужебной литературы (правда, немалая часть этих книг - погромная, национал-шовинистическая пропаганда), открываются все новые семинарии и духовные училища. Секулярные мыслители уверены, что это и есть подлинное возрождение Церкви, начало духовного преображения России. Но Иоанн Предтеча не призывал первым делом умножить число свитков Закона или жертвовать побольше денег на украшение Храма. Спаситель не считал главной задачей укрепление союза Церкви с армией и полицией. До тех пор пока первым и главным словом нашей проповеди не станет ключевое слово Предтечи, Спасителя, апостолов - слово "ПОКАЙТЕСЬ" - до тех пор ни о каком, хоть мало-мальском, хоть малюсеньком, возрождении народа говорить не приходится.

Опыт личной встречи в Чистом переулке

В 1983 г. мои прихожане (я служил тогда в Кадникове), жители нескольких Вологодских деревень, попросили родную советскую власть вернуть им пустующую полуразрушенную церковь Георгия Победоносца на Корбанке. Им, естественно, отказали. Они писали и ездили более двух лет, обращались за помощью в прокуратуру, в Совет по делам религий, в два десятка газет и журналов, в Комитет советских женщин, в Комитет ветеранов войны, в Верховный Совет. Может, еще куда-то, не помню. Им чаще всего не о твечали.

Однажды трое из них решили обратиться за советом и благословением к управляющему делами Патриархии митрополиту Алексию. Дальше ворот в Чистом переулке их не пустили, а на мою рясу и белый иерейский крест поглядели с большим подозрением. Я сделал еще несколько шагов и остановился у решетки забора. "Идите, идите отсюда", - буркнул в ответ на приветствие женщин один из дюжих молодчиков охраны. "Нечего тут делать, идите, идите", - подтвердил другой, косясь в мою сторону.

Вижу на крыльцо вышел сам митрополит и стал спускаться к лимузину. "Владыка! Владыченька! Благословите!" - завопили женщины, не увидеть и не услышать их было никак нельзя. Молодчики мгновенно на глазах у Его Высокопреосвященства затолкали их в сторожевую будку, а когда машина прошуршала мимо, - выпустили. Из машины на меня посмотрели пристально и с любопытством, даже чуть притормозили. Через две недели меня перевели из Кадникова в самый захолустный приход епархии. "В Совет, в Совет идите, митрополит таких не принимает", - напутствовали нас молодчики.

В своих интервью в годы "перестройки" митрополит Алексий неоднократно сетовал, что некоторые провинциальные чиновники считают верующих "людьми второго сорта", а это-де нехорошо, не по-советски. К сожалению, вторым сортом они, "простые верующие", проходят постоянно у нас, священнослужителей. Я мечтаю когда-нибудь увидеть у ворот знаменитого особняка в Чистом переулке высокопоставленных партийных и советских чиновников, например, А.И. Лукьянова и Ю.Н. Христораднова, размахивающих руками, умоляющих о приеме "ради интересов партии и государства", вопиющих: "Владыка! Владыченька! Благословите!" И гордо проплывающего мимо них человека в белоснежном куколе - Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго.

Необходимо публичное покаяние перед народом в храме

Для восстановления доверия новому патриархату необходимо принять, по крайней мере, следующие меры:

во-первых, провести подлинный акт публичного покаяния. Надо, чтобы было так, как с архиереями, возвращавшимися из обновленчества при Патриархе Тихоне: публичное покаяние перед народом в храме, начиная с Патриарха;

во-вторых, должна быть произведена чистка через настоящие церковные суды с исключением из рядов духовенства и церковных деятелей лиц, наиболее запятнавших себя нравственно, нравственно-политически и духовно;

в-третьих, должна быть восстановлена подлинная соборность с выборностью кандидатов в священники и епископы верущим народом.

И, наконец, только через подлинные Соборы можно надеяться на возможность пресечь зарождающиеся расколы. Собраться на общий Собор, как когда-то собирались в первые века, без помпы, но и без сроков закрытия, и по-братски обсудить все разногласия.

Если грешник, раскаиваясь, говорит: "я был вынужден", - грош цена такому покаянию. Такое объяснение его проступкам могут дать другие люди, но не он сам. И, конечно, Церковь не только не "сможет до конца выполнить миссию оздоровления вверенного ей богом народа", но даже и заикнуться о такой миссии вряд ли смеет, пока не наступит оздоровление самой Церкви.

Если Патриарх когда-нибудь попытается выполнить хоть один пункт из четырех, намеченных здесь, я радостно соглашусь, что наконец-то наступает благословенный, чудодейственный, поворотный момент в истории Православной Российской Церкви.

Примечания

1 Справка г.Г. Карпова опубликована по архивной рукописи в журнале Диспут ╧ 3. М., 1992, 146-153.

2 Вестник, ╧ 159, с.213-214.

3 Референдум, ╧ 37, июль 1990, с. 10

Содержание номера | Главная страница