Главная страница | Номера | Именной указатель | Где купить журнал |
Александр МеньБеседа о социальной позиции христианина
В каждой стране социальная позиция христианина имеет свои особенности, и неверно считать, что всюду существует единый образ христианской жизни и действия.
В III веке Тертуллиан писал: мы находимся (он обращался к язычникам) в ваших конторах и на ваших кораблях, в вашей армии и на ваших рынках, мы занимаем все общественные места, и всюду мы не худшие, а лучшие. Возможно, в процессе полемики он немножко утрировал, но история показала, что он был прав. Христиане были наиболее твердыми, честными, наиболее надежными членами общества, иначе императоры, которые вынуждены были признать христианство в начале IV века, этого бы не сделали. Для них были другие, более удобные религии. Была в то время религия Sol Invictus, Непобедимого Солнца. Это было почитание солнца, философски осмысленное, с приятным ритуалом, очень распространенное среди солдат. Римская Империя в то время находилась во власти военных, и армия решала все. Юлиан Отступник даже пытался государственным путем установить религию Sol Invictus, Непобедимого Солнца. Тем не менее императоры отказались от культа, хотя он был выгоден государству, любим армией, легко усваивался в обществе. Что здесь сыграло роль? То, что христиане оказались все-таки лучшими из людей своего времени, как показала история.
Мы должны оказаться лучшими, хотя это довольно трудно. Ведь проще говорить, что у нас есть свои идеи, а поэтому мы не хотим делать того, мы не хотим делать этого. Но представим себе, что какой-нибудь машинист скажет: "Ах, какие у нас всюду безобразия. Врежу-ка я поэтому свой поезд в столб!" Неудовлетворенность людей существующим порядком не оправдывает неисполнения их собственного родительского, профессионального, человеческого долга и так далее.
Существуют две крайности. Одна крайность - стать, как все, и тем самым потерять собственную духовную экспрессивность; другая - противопоставить себя всем и превратиться в секту брюзжащих аутсайдеров. И то и другое достаточно легко. Всякий бездарный человек легко становится брюзжащим аутсайдером; он говорит, что все кругом негодяи, а вот если бы ему дали, он показал бы. Но на самом деле он ничего не может показать. И счастье этого человека, что ему не дают ходу, иначе он был бы в десять раз хуже иных, которые нам не нравятся.
Значит, остается средняя позиция. Но здесь нет общих рецептов. Просто надо всегда задавать себе вопрос: как я могу выполнить свой человеческий долг? В какой мере? Нет такого компьютера, который давал бы на это точный ответ. И Евангелия ведь - не викторина с вопросами и ответами. Скажем, я должен работать хорошо, но если я буду работать хорошо, я не выполню план, подведу свое предприятие, а если я буду работать плохо и выполню план, то подведу общество в целом. Вот такая, выражаясь философским языком, апория, или антиномия. Но мы не призваны ее решать, для этого есть соответствующие организации. Наша же задача - выполнить свой долг, и тем мы поможем обществу так, как мы это можем.
Значит, задача состоит в том, чтобы не стать аутсайдером и не стать полностью мимикризированным человеком. Найти баланс трудно, но разбалансированный механизм надо или в утиль, или чинить. Так устроена жизнь.
Если б на все были ответы, если бы надо было просто нажимать кнопочки, а ты сидел бы себе, поплевывал и пил безобидный морс... Конечно, вопросов много. Скажем, как себя держать на собраниях, где-то еще. Но это частности. Главное, чтобы в вас видели людей принципиальных, самостоятельных и справедливых, на которых можно положиться. У нас в обществе чрезвычайно распространена ненадежность. (И это совершенно не зависит от социальной структуры, это коренится в пороке культурной традиции. В культурных традициях всех народов есть свои пороки.) Полная ненадежность, когда человек дает обещание, но это совершенно ничего не означает. Все равно, что он говорит, потому что он не выполнит. Ты смотришь в его светлые, прозрачные глаза и видишь - он в этот момент верит, что свято выполнит обещанное. Но он переступил порог и забыл, что ты существуешь. Ненадежность, безответственность, несобранность - это вообще бездна источников для всякого рода халтуры. Это порок, и, по-видимому, с этим пороком нашей культуры надо бороться.