Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 99, 22 июня 2000
                                              Право на референдум

          ОТМЕНЕНЫ ЛИ РЕФЕРЕНДУМЫ В ВОТЧИНЕ КОНДРАТЕНКО ?

    "НА КОНЧИКЕ ИГЛЫ
     Власти Новороссийска стараются оттянуть проведение референдума
о строительстве нефтяного терминала Каспийского трубопроводного
консорциума хотя бы до завершения этого строительства
    Согласно проекту,  1500-километровая труба подойдет  к  морю  близ
села   Южная  Озерейка,  расположенного  в  нескольких  километрах  от
Новороссийска и входящего в административные границы города.  Недалеко
от   этого   места,   возле  села  Глебовка  -  там,  где  трубопровод
переваливает последний горный хребет  и  начинает  спуск,  -  строится
резервуар на миллион тонн.  Оттуда нефть самотеком пойдет к берегу,  а
затем и в море - по проложенным по морскому дну трубам.  Километрах  в
пяти  от  берега  она  дойдет  до  ВПУ,  к  которым будут швартоваться
танкеры,  заправляющиеся тенгизской нефтью.  "В мире  сейчас  работает
около  500  устройств  такого  типа,  - говорит руководитель западного
региона КТК В.Долгов.  - Вероятность аварий на  них  -  примерно  одна
миллионная.  Но даже если разлив произойдет, уже через несколько минут
на   его   месте   окажутся   суда-нефтесборщики,   стоянка    которых
предусмотрена  в  месте  выхода  трубопровода  к морю.  К тому же роза
ветров в районе такова,  что пятно скорее  всего  погонит  в  открытое
море, где с ним можно будет без особого труда справиться".
   Главный научный сотрудник Института океанологии РАН и крупнейший  в
России  специалист по взаимоотношениям моря и нефтепродуктов Л.Гурвич,
участвовавший в оценке  воздействия  терминала  на  окружающую  среду,
рисует,  мягко говоря,  иную картину:  согласно мировой статистике, на
устройствах такого типа один разлив нефти  приходится  на  18  заходов
танкеров  (правда,  чаще  всего это относительно небольшие разливы - в
сотни тонн).  Дальше расчет прост:  проектная мощность терминала -  67
млн. тонн нефти ежегодно (мощность сооружаемой сейчас первой очереди -
28 млн. тонн). Даже если возить ее будут исключительно самыми крупными
современными  супертанкерами  грузоподъемностью в 300 тысяч тонн,  это
потребует 220 судозаходов в год. Делим 220 на 18 и в среднем получаем,
что  разливы  на терминале КТК будут происходить ежемесячно.  При этом
даже если суда-нефтесборщики смогут выйти в море  (аварии  чаще  всего
случаются  в  шторма)  и  окажутся на месте мгновенно,  им потребуется
время  для  блокирования  пятна  заградительными  бонами.  Между   тем
"морячок"  (юго-западный  ветер)  в  районе Новороссийска дует часто и
порой достигает ураганной силы,  выбрасывая на берег огромные корабли.
При  скорости ветра 10 метров в секунду (при шторме она бывает и втрое
выше) всего через 2 часа после прорыва трубы или крушения танкера  вся
вылившаяся нефть окажется на берегу...
   Специалисты высказали и массу иных претензий к проекту,  но  проект
получил одобрение экологов.
   Вскоре после одобрения проекта терминала экологической  экспертизой
несколько   новороссийских  и  анапских  экологических  организаций  и
отдельных  активистов   подали   иск   о   признании   ее   заключения
недействительным. Поводом послужило то, что при строительстве объектов
КТК были произведены работы (насыпан искусственный мысок из  привозной
гальки  и  т.п.),  неуказанные  в  проекте,  по  закону  это  означает
автоматическое  аннулирование  экспертизы.  Дело  долго  кочевало   из
Краснодарского  края  в  Москву,  из  общего  суда  -  в арбитражный и
обратно.  Сейчас оно лежит в Краснопресненском суде Москвы - по  месту
нахождения  ответчика,  каковым  значится  федеральный  Госкомитет  по
экологии.  утвердивший  результаты  экспертизы.  Очередное   заседание
назначено  на  14  июня.  Непонятно,  правда,  кто теперь будет на нем
ответчиком - ведь Госкомэкологии упразднен...
   Другим направлением  атаки  стало  требование  проведения  местного
референдума о судьбе терминала. Жители прибрежных сел живут в основном
за  счет  курортников и горожан,  которым они продают овощи,  фрукты и
молоко,  и даже теоретическая перспектива  аварии  прямо  угрожает  их
интересам.  При  этом  тема  денег,  отданных  консорциумом в качестве
компенсации за уже нанесенный ущерб местным жителям, но не дошедших до
адресата,  звучит в Новороссийске постоянно. В самом начале эпопеи КТК
в качестве "предварительной компенсации" передал городу  около  7  млн
долл.  Выяснить,  куда они делись, не удалось даже депутатам городской
думы - на их официальный запрос им просто не  ответили.  В  приморских
селах,  и  в  рассыпанных  по побережью санаториях и пансионатах,  и в
самом городе отношение к проекту  резко  отрицательное:  строительство
дает работу максимум нескольким сотням человек,  а его результат будет
угрожать всем.  По данным "зеленых", их поддерживают около 90% жителей
города.  Представители КТК это отрицают, но никаких собственных данных
не приводят,  а главное - категорически  возражают  против  проведения
референдума.
   30 сентября   прошлого   года    городская    дума    Новороссийска
зарегистрировала  инициативную  группу по проведению референдума.  Мэр
города   В.Прохоренко   наложил   на   это   решение   вето:    судьба
стратегического   международного   трубопровода   не   может  решаться
волеизъявлением жителей Новороссийска.
   9 февраля   городская   дума   преодолела   вето   мэра   и   вновь
зарегистрировала   инициативную   группу.   После   этого   инициаторы
референдума  должны были получить на руки утвержденные думой подписные
листы,  список уполномоченных и разрешение на открытие счета и  начать
сбор  подписей,  а  сама  дума  -  сформировать комиссию по проведению
референдума.  Ничего этого сделано  не  было,  а  тем  временем  истек
установленный  законом  35-дневный  срок,  в  течение  которого группа
должна была собрать подписи за проведение плебисцита. Ситуация зашла в
тупик.
   Инициаторы обратились  в  краевую  избирательную  комиссию   -   им
прислали   ответ:   да,  мол,  ваша  правда,  вам  должны  выдать  все
причитающееся,  на что гордуме и мэру указано.  Поплутав по запутанным
сплетениям  двух  ветвей власти,  инициаторы вынуждены были опять-таки
обратиться к третьей - к неторопливой российской Фемиде.  Туда же, как
выяснилось,  обратился  и мэр города - с иском о признании регистрации
инициативной  группы  незаконной  (аргументы  -  те  же,   что   и   у
преодоленного  вето).  Городской  суд тут же отложил рассмотрение иска
экологистов до рассмотрения иска мэра.  Когда это решится, неизвестно:
суды  загружены,  да  и у той стороны,  которую устраивает статус-кво,
есть масса законных способов потянуть резину.  Пока что  суд  назначил
психолингвистическую  экспертизу  вопросов  референдума - нет ли в них
агитации...
   Тем временем  в  соседнем  Геленджике одновременно с президентскими
выборами  состоялся  местный  референдум,   на   котором   подавляющее
большинство  жителей  города  высказалось  против  строительства в нем
нового  морского  порта  (там,  правда,  обе  ветви  городской  власти
разделяют  настроение  своих избирателей).  В Южной Озерейке в одно из
мартовских воскресений прошел сельский сход, постановивший возобновить
деятельность   комитета   самоуправления  и  потребовать  немедленного
прекращения работ.  А на  строительстве  резервуара  и  терминала  это
воскресенье стало обычным рабочим днем".
       Б.Жуков, "ИТОГИ", 13 июня 2000 г., # 24,
                         Источник: ies@maykop.ru

Перейти к началу страницы