|
Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
| Выпуск 99, 22 июня 2000 |
Право на референдум
ОТМЕНЕНЫ ЛИ РЕФЕРЕНДУМЫ В ВОТЧИНЕ КОНДРАТЕНКО ?
"НА КОНЧИКЕ ИГЛЫ
Власти Новороссийска стараются оттянуть проведение референдума
о строительстве нефтяного терминала Каспийского трубопроводного
консорциума хотя бы до завершения этого строительства
Согласно проекту, 1500-километровая труба подойдет к морю близ
села Южная Озерейка, расположенного в нескольких километрах от
Новороссийска и входящего в административные границы города. Недалеко
от этого места, возле села Глебовка - там, где трубопровод
переваливает последний горный хребет и начинает спуск, - строится
резервуар на миллион тонн. Оттуда нефть самотеком пойдет к берегу, а
затем и в море - по проложенным по морскому дну трубам. Километрах в
пяти от берега она дойдет до ВПУ, к которым будут швартоваться
танкеры, заправляющиеся тенгизской нефтью. "В мире сейчас работает
около 500 устройств такого типа, - говорит руководитель западного
региона КТК В.Долгов. - Вероятность аварий на них - примерно одна
миллионная. Но даже если разлив произойдет, уже через несколько минут
на его месте окажутся суда-нефтесборщики, стоянка которых
предусмотрена в месте выхода трубопровода к морю. К тому же роза
ветров в районе такова, что пятно скорее всего погонит в открытое
море, где с ним можно будет без особого труда справиться".
Главный научный сотрудник Института океанологии РАН и крупнейший в
России специалист по взаимоотношениям моря и нефтепродуктов Л.Гурвич,
участвовавший в оценке воздействия терминала на окружающую среду,
рисует, мягко говоря, иную картину: согласно мировой статистике, на
устройствах такого типа один разлив нефти приходится на 18 заходов
танкеров (правда, чаще всего это относительно небольшие разливы - в
сотни тонн). Дальше расчет прост: проектная мощность терминала - 67
млн. тонн нефти ежегодно (мощность сооружаемой сейчас первой очереди -
28 млн. тонн). Даже если возить ее будут исключительно самыми крупными
современными супертанкерами грузоподъемностью в 300 тысяч тонн, это
потребует 220 судозаходов в год. Делим 220 на 18 и в среднем получаем,
что разливы на терминале КТК будут происходить ежемесячно. При этом
даже если суда-нефтесборщики смогут выйти в море (аварии чаще всего
случаются в шторма) и окажутся на месте мгновенно, им потребуется
время для блокирования пятна заградительными бонами. Между тем
"морячок" (юго-западный ветер) в районе Новороссийска дует часто и
порой достигает ураганной силы, выбрасывая на берег огромные корабли.
При скорости ветра 10 метров в секунду (при шторме она бывает и втрое
выше) всего через 2 часа после прорыва трубы или крушения танкера вся
вылившаяся нефть окажется на берегу...
Специалисты высказали и массу иных претензий к проекту, но проект
получил одобрение экологов.
Вскоре после одобрения проекта терминала экологической экспертизой
несколько новороссийских и анапских экологических организаций и
отдельных активистов подали иск о признании ее заключения
недействительным. Поводом послужило то, что при строительстве объектов
КТК были произведены работы (насыпан искусственный мысок из привозной
гальки и т.п.), неуказанные в проекте, по закону это означает
автоматическое аннулирование экспертизы. Дело долго кочевало из
Краснодарского края в Москву, из общего суда - в арбитражный и
обратно. Сейчас оно лежит в Краснопресненском суде Москвы - по месту
нахождения ответчика, каковым значится федеральный Госкомитет по
экологии. утвердивший результаты экспертизы. Очередное заседание
назначено на 14 июня. Непонятно, правда, кто теперь будет на нем
ответчиком - ведь Госкомэкологии упразднен...
Другим направлением атаки стало требование проведения местного
референдума о судьбе терминала. Жители прибрежных сел живут в основном
за счет курортников и горожан, которым они продают овощи, фрукты и
молоко, и даже теоретическая перспектива аварии прямо угрожает их
интересам. При этом тема денег, отданных консорциумом в качестве
компенсации за уже нанесенный ущерб местным жителям, но не дошедших до
адресата, звучит в Новороссийске постоянно. В самом начале эпопеи КТК
в качестве "предварительной компенсации" передал городу около 7 млн
долл. Выяснить, куда они делись, не удалось даже депутатам городской
думы - на их официальный запрос им просто не ответили. В приморских
селах, и в рассыпанных по побережью санаториях и пансионатах, и в
самом городе отношение к проекту резко отрицательное: строительство
дает работу максимум нескольким сотням человек, а его результат будет
угрожать всем. По данным "зеленых", их поддерживают около 90% жителей
города. Представители КТК это отрицают, но никаких собственных данных
не приводят, а главное - категорически возражают против проведения
референдума.
30 сентября прошлого года городская дума Новороссийска
зарегистрировала инициативную группу по проведению референдума. Мэр
города В.Прохоренко наложил на это решение вето: судьба
стратегического международного трубопровода не может решаться
волеизъявлением жителей Новороссийска.
9 февраля городская дума преодолела вето мэра и вновь
зарегистрировала инициативную группу. После этого инициаторы
референдума должны были получить на руки утвержденные думой подписные
листы, список уполномоченных и разрешение на открытие счета и начать
сбор подписей, а сама дума - сформировать комиссию по проведению
референдума. Ничего этого сделано не было, а тем временем истек
установленный законом 35-дневный срок, в течение которого группа
должна была собрать подписи за проведение плебисцита. Ситуация зашла в
тупик.
Инициаторы обратились в краевую избирательную комиссию - им
прислали ответ: да, мол, ваша правда, вам должны выдать все
причитающееся, на что гордуме и мэру указано. Поплутав по запутанным
сплетениям двух ветвей власти, инициаторы вынуждены были опять-таки
обратиться к третьей - к неторопливой российской Фемиде. Туда же, как
выяснилось, обратился и мэр города - с иском о признании регистрации
инициативной группы незаконной (аргументы - те же, что и у
преодоленного вето). Городской суд тут же отложил рассмотрение иска
экологистов до рассмотрения иска мэра. Когда это решится, неизвестно:
суды загружены, да и у той стороны, которую устраивает статус-кво,
есть масса законных способов потянуть резину. Пока что суд назначил
психолингвистическую экспертизу вопросов референдума - нет ли в них
агитации...
Тем временем в соседнем Геленджике одновременно с президентскими
выборами состоялся местный референдум, на котором подавляющее
большинство жителей города высказалось против строительства в нем
нового морского порта (там, правда, обе ветви городской власти
разделяют настроение своих избирателей). В Южной Озерейке в одно из
мартовских воскресений прошел сельский сход, постановивший возобновить
деятельность комитета самоуправления и потребовать немедленного
прекращения работ. А на строительстве резервуара и терминала это
воскресенье стало обычным рабочим днем".
Б.Жуков, "ИТОГИ", 13 июня 2000 г., # 24,
Источник: ies@maykop.ru