Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 98, 21 июня 2000
                                 После упразднения Госкомэкологии


     ПОХОЖЕ, ТОВАРИЩ ПУТИН НУЖДАЕТСЯ В "НЕФТЯНЫХ" СРЕДСТВАХ

   ЗЕМНАЯ ПРАКТИКА
   "РЕСПУБЛИКА КОМИ: КАТАСТРОФИЧЕСКИЕ РАЗЛИВЫ НЕФТИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ
   Ущерб от добычи нефти только в одном Усинском районе достигает
26 миллиардов рублей.
    20 июня 2000г., Москва-Берлин. Сегодня на пресс-конференциях
одновременно проведенных Гринпис в Москве и Берлине, были
обнародованы новые данные о катастрофическом загрязнении
нефтью Усинского района Республики Коми, откуда вернулась
недавно экспедиция Гринпис.
    Одновременное проведение двух пресс-конференций не случайно.
"Германия - крупный экспортер нефти из России. Немецкий
потребитель должен знать об экологической "цене" российской
нефти - заявил Кристиан Бюссау, координатор нефтяного проекта
Гринпис Германии - Мы обращаемся к международным финансовым
институтам и нефтяным компаниям с требованием вкладывать
деньги в модернизацию трубопроводов, улучшение экологических
стандартов нефтедобычи и реабилитацию загрязненных
территорий".
    Недавнее обследование участка в 450 кв. км в Усинском р-не
Республики Коми показало следующее. Общая площадь
замазученных территорий на данном участке составляет около
700га - это в несколько раз превышает площадь разливов
образовавшихся во время катастрофической аварии 1994г. Общее
количество аварийной нефти, находящейся сегодня на поверхности
земли, составляет около 225 000 тонн. Из них около 90 000 тонн
сосредоточено в шламохранилищах, чаще всего представляющих
собой неизолированные котлованы. Ущерб окружающей среде
региона, нанесенный многолетними разливами, оценивается в 26
000 000 000 рублей.
    Официальный документ, содержащий вышеуказанные цифры,
долгое время скрывался от общественности. И не случайно - он
недвусмысленно указывает на то, что нефтяная катастрофа в
Республике Коми продолжается.
    Залитые нефтью территории можно наблюдать прямо с шоссе
уходящего на север от г.Усинск. Большое количество разливов
находится в стороне от федеральной трассы и въезд на их
территорию тщательно охраняется. Так, к примеру, охрана
корпорации "ЛУКойл" не пропустила представителей Гринпис ни
на один из участков загрязненных в результате аварии 1994г.
    "Нефтяные компании предпочитают скрывать от журналистов
и экологов истинное положение дел, преграждая доступ на
загрязненные территории - очевидно, им есть что скрывать" -
заявил директор по кампаниям Гринпис России Иван Блоков.
    Последствия нефтяных разливов оказывают негативное
воздействие на здоровье человека.
    "В нефти содержится большое количество токсических
компонентов, в том числе вызывающие рак углеводороды - заявил
доктор медицинских наук, академик Российской академии
медицинских наук Вениамин Худолей - Не исключена возможность,
что именно поэтому в Республике Коми зарегистрирована самая
высокая заболеваемость в стране. По данными официальной
статистики частота злокачественных опухолей в этом регионе также
очень высока. У рабочих  занятых на ликвидации разливов
отсутствуют элементарные средства индивидуальной защиты".
    На ликвидацию последствий Усинской катастрофы 1994г. Мировым
банком и Европейским банком реконструкции и развития был
выделен кредит в 125 000 000 долларов. По данным Мирового банка
кредит освоен на 80%. Однако из-за особенностей российской
налоговой системы, денег фактически не осталось. В то же время
сегодня лишь половина загрязненных участков официально
принята органами Госкомэкологии как очищенные.
    Остались на бумаге и обещания решить многочисленные
социальные и экологические проблемы местного населения. Так,
строительство школы в п.Мутный Материк, предусмотренное в
проекте Мирового банка, заморожено. Отчет о содержании
нефтепродуктов в традиционных продуктах питания населения,
выполненный фирмой "Brown&Root" и оплаченный за счет кредита
Мирового банка, никакой пользы местному населению не принес.
Они так и не смогли получить необходимую им информацию о том,
можно ли пить воду, пасти скот, собирать грибы и ягоды. В
настоящее время этот документ вообще недоступен
общественности.
    Ситуация в нефтедобывающих регионах России может резко
ухудшиться в самом ближайшем будущем. Этому способствует
недавний Указ Президента В.Путина. В соответствии с ним
ликвидирована Госкомэкология - независимое федеральное
ведомство, которому принадлежала главная роль в сохранении
российской природы. Его функции переданы Министерству
природных ресурсов, главная задача которого - разработка
полезных ископаемых.
    "Ликвидация Госкомэкологии грозит дополнительными бедами
для населения "нефтяных регионов, - заявил Оганес Таргулян,
координатор нефтяного проекта Гринпис России, - "Передать
функции Госкомэкологии Министерству природных ресурсов - все
равно, что поручить коту стеречь сметану."
         Источник: ГРИНПИС-ИНФОРМ, 21 июня 2000 г.,
                   mrussia@ru.greenpeace.org

    МОРСКАЯ ТЕОРИЯ
    "Нужен закон против гибели морей
    Виталий Константинович Горохов, член-корреспондент
Российской академии естественных наук, эксперт Института "Экоюрис",
проанализировал эколого-правовые проблемы разработки нефтегазовых
месторождений на шельфе и танкерных перевозок нефти по морям
Российской Федерации. Основной вывод: необходимо приступить к
разработке закона "О нефтяном загрязнении морей Российской
Федерации". Отсутствие такого закона может привести к тяжелейшим
последствиям для наших морей.
    Начнем с проектов, связанных с добычей и транспортировкой
нефти морским путем, работа по которым началась в России в настоящее
время:
 * добыча нефти и газа на шельфе Сахалина и их транспортировка
   по Охотскому морю в Японию, США (проекты "Сахалин-1",
   "Сахалин-2", "Сахалин-3,4,5 и т. д.);
 * экспорт нефти, поставляемой Каспийским Трубопроводным
   Консорциумом (КТК), через Черное море в страны Западной Европы;
 * экспорт нефти через порт в Приморске (Ленинградская обл.)
   по Балтийскому морю в страны Западной Европы;
 * проекты освоения нефтегазовых месторождений в северных морях
   (Баренцево, Карское и др.).
    По каждому из этих "нефтяных коридоров" ежегодно будет
транспортироваться по 30-60 млн тонн нефти. Известно - при добыче и
транспортировке в море попадает 0,02-0,03 % нефти. Количество нефти,
которая попадает в море "по производственной необходимости",
практически не зависит от технологии и уровня подготовки персонала. А
еще случаются катастрофические аварии танкеров.
    На основании мирового опыта можно рассчитать, что таким образом
в моря России ежегодно будет попадать от 5 до 10 тысяч тонн нефти.
Это означает тяжелейшие последствия для наших морей:
 * пострадает холодное Охотское море - основной поставщик рыбы
   для россиян (до 70 % рыбы и морепродуктов);
 * пострадают курортные зоны единственного теперь российского
   участка Черного моря;
 * усугубятся сложнейшие экологические проблемы Балтийского моря;
 * пострадают северные российские моря, которым уже нанесен
   серьезный ущерб испытаниями ядерного оружия на Новой земле.

    Мировой опыт обеспечения экологической безопасности добычи и
перевозок нефти и предупреждения аварийных ситуаций тоже существует.
Известен федеральный закон США "О нефтяном загрязнении" ("Oil
Pollution Act ,90,). В нем очень подробно прописаны все процедуры,
связанные с добычей и транспортировкой нефти. Только закон может
поставить на место нефтедобытчиков, только неотвратимость возмещения
ущерба, который они наносят биологическим ресурсам. Нефть, как
известно, ресурс невозобновимый. Биоресурсы, при грамотном подходе,
вечны. Сравним стоимость сахалинской нефти и рыбы, выловленной в
Охотском море (в ценах 1998 года). При биржевой цене нефти 100
долларов за всю нефть, добытую на Сахалине за 70 лет, можно получить
10 млрд долларов. При явно заниженной цене рыбы 1000 долларов за всю
рыбу, выловленную в Охотском море за это же время, можно получить 25
млрд долларов.
    А пока нефтедобывающие компании отказываются от ответственности
за перевозку нефти. Например, по проекту строительства Балтийской
трубопроводной системы безопасность транспортировки нефти оценивается
только до стадии портовых операций. Перевозка от порта до выхода
танкера за пределы территориального моря не рассматривается. Такова
тенденция. Существует, например, отрицательное заключение
государственной экологической экспертизы по технико-экономическим
расчетам по проекту "Сахалин-1". В соответствии с российским
законодательством все работы по проекту должны быть прекращены. Но
этого не произошло, благодаря поддержке главного эколога страны
председателя Госкомэкологии В.И.Данилова-Данильяна и председателя
Сахоблкомэкологии Н.И.Онищенко. Разведочное бурение и предпроектные
работы продолжаются. Особенно следует отметить, что в погоне за
сиюминутными политическими и финансовыми выгодами губернатор
Сахалинской области и некоторые областные чиновники готовы идти на
уступки западным фирмам".
                    Институт "Экоюрис", ecoyuris@glasnet.ru

    КОММЕНТАРИЙ
    Оставим в стороне вопросы теории и вернемся к реальной жизни.
    О том, что в Коми разливы нефти не прекратились и после
известного информационного шума 1994 г., знали все - от
эконачальника Коми (его имя нам не известно) до эконачальника
всея Руси (это имя многие еще помнят). И знали всегда.
    Просто говорить обо всем этом вслух считалось неприличным.
Однако же на них - эконачальников - можно было хотя бы надавить,
чтоб исполняли свои служебные обязанности чуточку шустрее.
    Теперь давить не на кого.
    Товарищ Путин может радоваться - никто не помешает ему
пополнять казну дармовыми "нефтяными" деньгами и сорить ими направо
и налево. Глядишь, и "оборонка" вновь расцветет пышным цветом - на
радость широким слоям трудящихся масс.

Перейти к началу страницы