Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 905, 21 ноября 2002 |
Право на общественную активность ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НОВОСТИ ГРУЗИИ МОГУТ ДЕЛАТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ ОБ УЧАСТИИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ В ГРУЗИИ. В Грузии существуют как конституционные, так и другие правовые гарантии, обеспечивающие право на получение природоохранной информации. Грузинское законодательство регулирует участие общественности и в процессе экологической оценки. В Статье 37 Конституции Грузии говорится, что каждый имеет право жить в здоровой окружающей среде и использовать естественную и культурную среду. Каждый обязан охранять естественную и культурную среду (параграф 3). Государство гарантирует охрану природы и ее рациональное использования, в интересах нынешнего и будущих поколений (параграф 4). Параграф 5 наделяет граждан правом на получение полной, объективной и своевременной информации о состоянии среды его обитания и условий труда. Право на информацию далее усилена Общим административным кодексом Грузии (Глава 3). Вышеупомянутые правовые положения можно считать реальными предпосылками для реализации права общественности на участие в процессе экологической оценки. Предмет настоящей заметки определяется в основном следующими правовыми актами: 1. закон Грузии "об экологических разрешениях" (15 октября 1996); 2. закон Грузии "об экологической экспертизе" (15 октября 1996); 3. положения "об экологической оценке" одобренные в соответствии с указом No 59 Министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Грузии (16 мая 2002). Большинство правовых норм по участию общественности в процессе экологической оценки предусмотрено в законе Грузии "об экологических разрешениях". Согласно Статье 4 виды деятельность, которые воздействуют на окружающую среду и требуют экологических разрешений, разделены на 4 категории. Экологическая оценка обязательна только для видов деятельности, подпадающих под Категорию 1 (перечисленных в Главе II, Статья 4). Эта статья ясно заявляет (последнее предложение параграфа 2; последнее предложение параграфа 3; последнее предложение параграфа 4), что участие общественности в принятии решения является обязательным компонентом процесса выдачи экологических разрешений. Согласно Статье 15 ("Условия публичного обсуждения экологической оценки") вышеупомянутого Закона, инвестор (человек, который обязан выполнить экологическую оценку), имеет право публично обсудить последовательность процесса экологической оценки. Инвестор имеет право обнародовать место и время проведения запланированного обсуждения. Обсуждения можно проводить в любом месте, включая и административный центр, где будет происходить соответствующая деятельность. Статья 16 ("Участие общественности в экологической оценке") того же закона гласит, что представители общественности имеют право представить инвестору свои взгляды и замечания относительно деятельности Категории 1. Инвестор обязан ознакомиться с замечаниями и предложениями и принять во внимание эти аргументы во время формулировки заключительной экологической оценки. Представители общественности имеют право выполнить независимую экологическую оценку на свои средства и представить результаты органу, который отвечает за выдачу экологических разрешений. Этот государственный орган должен уделить должное внимание результатам независимой экологической оценки перед выдачей экологического разрешения. Если представитель общественности считает, что его/ее права нарушены, он/она может обратиться в суд. В соответствии со Статьей 17, инвестор имеет право отказать в информации в следующих случаях: 1. если требуемая информация содержит государственную, коммерческую или производственную тайну; 2. если конкретная экспертиза, связанная с экологической оценкой еще не завершена, и следовательно, информация не отражает действительность. Положение об экологической оценке в Статье 23 об участии общественности делает ссылку на вышеупомянутые Статьи 15 и 16 Закона об экологических разрешениях. Это положение не разъясняет другие аспекты процедуры вовлечения общественности в процесс экологической оценки. Однако: как одна из целей Положений, Статья 4 (2) (е) вновь подтверждает конституционное право гражданина получить информацию, касающуюся окружающей среды; Статья 6 (ж) предусматривает "гласность и участие общественности" как один из принципов процесса экологической оценки; Статья 13 (2) (б) предусматривает, что инвестор, который выполнил экологическую оценку и просит экологического разрешения, вместе с другими документами должен представить материалы по результатам вовлечения общественности в процесс экологической оценки, главным образом сосредотачиваясь на противоположных мнениях при их наличии. Экологическая оценка также кратко упомянута и в Статье 8 Закона Грузии "о государственной экологической оценке". Это положение не содержит дополнительного разъяснения процедуры, связанной с вовлечением общественности в процесс экологической оценки. На основе вышеуказанного можно сделать следующие заключения по поводу участия общественности в процессе экологической оценки в Грузии: 1. Участие общественности в процессе экологической оценки юридически обязательно, оно является целью, принципом, а также компонентом процесса экологической оценки (Положения об экологической оценке - Статья 4 (2) (е), Статья 6 (ж), Статья 13 (2) (б)); 2. статьи 15 и 16 Закона Грузии "об экологических разрешениях" являются самыми эффективными и конкретными правовыми нормами по участию общественности в процессе экологической оценки. Однако, эти условия предусматривают только право инвестора проводить публичные обсуждения и право представителей общественности представить свои взгляды и замечания. Нет никакого обязательства со стороны инвестора, обнародовать обсуждения, хотя, есть обязательство принять во внимание предложения и замечания общественности. 3. Упомянутые формулировки этих положений дают возможность инвестор уклониться от общественных дискуссий, так как инвестор не обязан, а только имеет право провести общественные дискуссии. С одной стороны, это можно рассматривать как недостаток закона. С другой стороны, эта формулировка становится понятной, если учесть, что инвесторы главным образом - не административные органы. Если участие общественности не достигнуто на стадии экологической оценки, процесс выдачи экологического разрешения административным органом, может служить другим этапом, где общественность сможет выразить свои мнения и его взгляды могут быть учтены (Статья 6 (7) Закона Грузии об экологических разрешениях). 4. Еще одна твердая гарантия участия общественности - Статья 15 (6) Закона Грузии об экологических разрешениях. В статье говорится относительно права общественности обратиться в суд, если нарушены права представителя общественности в процессе экологической оценки. 5. Согласно Статье 6 Конституции Грузии "законодательство Грузии соответствуют универсально признанным нормам и принципам международного права. Международные соглашения или соглашения, подписанные Грузией, имеют преимущественную силу по отношению внутренним правовым актам, если они противоречат Конституции Грузии". На основе этой предпосылки, если международное экологическое соглашение или конвенция (напр. Орхусская конвенция) подписанная Грузией содержит нормы по участию общественности в процессе экологической оценки, то эти условия заменяют национальные законы. Юрист CENN ДЕЛЯТ ЧУЖИЕ ДЕНЬГИ КОНФЛИКТ МЕЖДУ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ Назревает новый конфликт между неправительственными организациями и правительством Грузии. Неправительственные организации ожидают решения Правительства. Министр финансов и налогов Грузии, Мириан Гогиашвили, издал указ, согласно которому гранты, предоставленные неправительственным организациям для создания гражданского общества и других целей должны управляться Государством. Представитель Министерства финансов сказал, что некоторые неправительственные организации неправильно используют гранты, что и послужило основанием для этого указа. Дебаты по этому вопросу уже начались в парламенте. Одна группа членов парламента приветствует решение о контролировании неправительственных организаций, в то время как другая часть депутатов против такого шага. Виталий Хазарадзе, член парламента от Союза граждан Грузии и Коба Давиташвили, член парламента от Национального движения вступили в страстный спор по этому вопросу. Хазарадзе убежден, что некоторые группы наполняют своими карманы грантами, вместо того, чтобы заботиться о благосостоянии людей. Он заявил, что возникают сомнения насчет того, что гранты используются нецелесообразно и предложил Министру финансов включить двух представителей от неправительственных организаций в группу мониторинга. Давиташвили заявляет, что к этой проблеме нужно подойти как с политической так и правовой стороны. Он объяснил сущность грантов, утверждая, что гранты представляют собой подарком одного юридического лица другому. Он подчеркнул, что государство не имеет никакого права контролировать использование грантов, поскольку, только лицо, предоставляющее гранты, обладает этим правом. Давиташвили утверждает, что правительство постоянно пробует контролировать неправительственные организации по различным политическим поводам. Он осуждает правительство за его желание политически управлять неправительственными организациями. The Georgian Messenger, 3 октября, 2002 ЗАБОТЯТСЯ О ПУТЕШЕСТВИЯХ "Если Грузия не улучшит свой международный имидж, иностранные инвесторы воздержатся от инвестирования в сфере туризма", - заявили участники международной конференции по экотуризму на пресс-конференции, состоявшейся в Государственном департаменте туризма и курортов Грузии. Конференция была организована Государственным департаментом туризма и курортов Грузии, государственными организациями Германии DSE и WWF. Спонсор конференции - DSE Германия. Эксперты в сфере туризма из природоохранных организаций, участвующие в работе конференции, разработали рекомендации о необходимости усовершенствовании соответствующего законодательства для облегчения мобилизации инвестиций в индустрию туризма. Участники говорили об информационном вакууме в Грузии, который препятствует деятельности иностранных инвесторов. Гиги Купарадзе, заместитель председателя Государственного департамента туризма и курортов верит, что положительная информация о Грузии должна победить отрицательный имидж страны. The Georgian Messenger, 17 октября 2002 МЕЧТАЮТ Несколько лет назад, местный бизнесмен из Манглиси, Серго Циклаури, превратил местную свалку в озеро, которое привлекает к себе все больше и больше посетителей. Это - своевременная реклама живописного региона - в прошлом одного из популярнейших курортов Грузии, пришедшего в упадок за прошедшие годы. Власти довольны затеей, однако большая часть местного населения не разделяет их энтузиазм. Серго Циклаури решил преобразовать свалку в 1998 году. Бизнесмен, который получает незначительную помощь от сельских жителей, говорит о себе как о мечтателе, следовательно, официально его озеро называют "Оцнеба" - мечта по-грузински. Caucasus Reporting Service No. 148, 30 сентября 2002 Источник: CENN INFO, Электронный Бюллетень No 49, info@cenn.org, 14 ноября 2002 г.