Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 904, 20 ноября 2002
                                  Право на общественную активность

        ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭКО-ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ТАЙШЕТСКОМУ АЛЮМИНИЮ

    Тайшетская аномалия: общественный резонанс
    Вот уже более полугода небольшой город Тайшет, расположенный в
Иркутской области на границе с Красноярским краем, находится в
центре внимания общественности. Причиной тому стали события,
развернувшиеся вокруг опытно-экспериментального участка по
производству алюминия-сырца "Алюком-Тайшет". Руководство "Алюкома"
неоднократно заявляло о полной готовности завода к пуску. Однако
этого до сих пор не произошло. В Иркутске популярны слухи о борьбе
конкурирующих группировок алюминиевой мафии. Однако причина
простаивания "полностью готового к пуску завода" вовсе не в
конкурентной борьбе. Суть проблемы - грубые нарушения природоохранного
законодательства со стороны заказчика при строительстве и подготовке
завода к пуску.
   В начале 2000 года ОАО "Алюком-Тайшет" представило в Иркутский
областной КПР проект строительства в г.Тайшет "Опытно-экспериментального
участка по испытанию группы электролизеров с обожженными анодами на силу
тока 130 кА". В середине 2001 года по прохождении проектом всех
дополнительных экспертиз КПР утвердил положительное заключение
Государственной экологической экспертизы. И, действительно,
представленный на государственную экологическую экспертизу проект с
учетом всех доработок, сделанных во время экспертизы, соответствовал всем
требованиям природоохранного законодательства. И предложенный "Алюкомом"
метод получения алюминия-сырца, и проектная система газоочистки
представляют собой современные, прогрессивные разработки.
    Казалось бы, все экспертные процедуры соблюдены, стройся завод,
отрабатывай новую методику, плати в скудную тайшетскую казну налоги. С
приходом в Тайшет "Алюкома" у тысяч тайшетских безработных появилась
надежда трудоустроится на алюминиевый завод, который должен быть
построен после отработки новой методики на опытно-экспериментальном
участке.
    Надежды тайшетцев  сменились обеспокоенностью после огласки результатов
проверки "Алюкома" отделом госконтроля КПР в апреле текущего года.
Оказалось, что полностью установив и подготовив к запуску все 32
электролизера, руководство "Алюкома" решило сэкономить на газоочистном
оборудовании и установило один из шести проектных модулей сухой газоочистки.
Для остальных 5/6 газовых выбросов предприятия был смонтирован обводной
газоход напрямую в атмосферу. Согласно проекту при 100-процентной
загруженности электролизеров образуется 150 тыс. куб. м/час отходящих
газов, содержащих окислы серы, фтористый водород и другие вредные для
человека и биосферы вещества. Именно на их очистке и решило сэкономить
руководство "Алюкома". При этом надо упомянуть, что располагается
опытно-экспериментальный участок всего в 300 метрах от ближайших домов
тайшетцев.
    После апрельской проверки КПР, по результатам которой был составлен
акт и протокол о нарушении природоохранного законодательства и вынесено
постановление о приостановлении строительства, первые лица "Алюком-Тайшет"
бодро пообещали устранить все недостатки и известить об этом общественность.
Сообщение не заставило себя ждать. Уже 1 июля пресс-служба "Алюкома"
распространила заявление о том, что все спорные вопросы разрешены и
принято решение начать испытания 6 электролизеров с одним существующим
модулем газоочистки, на что якобы уже получено положительное заключение
госэкспертизы.
    Буквально на следующий день Валентин Малахов, представитель КПР в
Тайшете, назвал это утверждение "не соответствующим действительности".
Таким образом на свет выплыла крайне неприятная для "Алюкома" правда:
оказалось, что разрешения на запуск экспериментального производства не
существует (попытка выдать за этот документ "Акт проверки" не увенчалась
успехом).
    Возмущенные жители Тайшета направили письма в областную прокуратуру,
губернатору, общественным организациям региона. Позиция губернатора была
высказана довольно четко: "Пока не будут выполнены все требования
законодательства, производство пущено быть не может!". Однако вместо
того, чтобы в срочном порядке исправлять указанные контролирующими
органами недоделки, генеральный директор "Алюком-Тайшет" Рева Пак заявил:
"Нам в Иркутской области мешают работать".
    5 сентября заказчиком в Тайшете устраиваются "общественные слушания",
итог которых оказался вполне предсказуем: "жители Тайшета не высказали
НИКАКИХ претензий к строителям". 19 сентября в "Восточно-Сибирскую правду"
и природоохранные организации региона приходит письмо от врачей Тайшета.
Оказывается никто их на общественные слушания их не приглашал и вообще на
слушаниях присутствовали только желательные для "Алюкома" лица. Тайшетские
медики в своем открытом письме обратились к общественным организациям с
просьбой провести общественную экологическую экспертизу
опытно-экспериментального участка.
    Еще в марте 2002 года общественную экологическую экспертизу
опытно-экспериментального участка настоятельно рекомендовал провести
П.М.Хренов, профессор, доктор геолого-минералогических наук, заслуженный
эколог России, заместитель руководителя Иркутской организации Всероссийского
общества охраны природы. Идею поддержали и представители ряда других
общественных организаций.
    И тут в начале октября происходит еще одна странность - были заявлены
две общественные экологические экспертизы опытно-экспериментального
участка "Алюком-Тайшет": от Иркутской городской общественной организации
"Байкальская эколого-энергетическая ассоциация" и от Иркутского
регионального отделения общероссийской организации "Российский экологический
союз" (РЭС).
    Администрация города Тайшет в своем ответе общественным организациям
предложила объединить работу двух общественных экспертиз. Федеральный
Закон "Об экологической экспертизе" допускает объединение работы двух
общественных экспертиз одного объекта. "Байкальская эколого-энергетическая
ассоциация" обратилась в Иркутское отделение РЭС с соответствующим
предложением. Однако ответа так и не получила. Вместо этого руководитель
Иркутского отделения РЭС, бывший председатель Госкомэкологии Иркутской
области Ю.Н.Удодов начал давить на экспертов общественной комиссии
"Байкальской эколого-энергетической ассоциации", настойчиво рекомендовал
"не ввязываться в это дело", "не обострять ситуацию". При этом г-н Удодов
не скрывал своих симпатий к "Алюкому".
    Закон четко говорит, что проводить общественную экологическую
экспертизу должны лица нейтральные, далекие от интересов заказчика
экспертируемого объекта. Поэтому "Байкальская эколого-энергетическая
ассоциация", среди общественных экспертов которой авторитетные в Иркутске
специалисты металлурги, медики, экологи, отозвала свое предложение о
сотрудничестве с Иркутским отделением РЭС.
    Также же было принято решение обратиться к Международному
Социально-экологическому Союзу с просьбой заявить новую общественную
экологи ческую экспертизу опытно-экспериментального участка
"Алюком-Тайшет". Ведь речь идет о прецеденте федерального значения.
Алюминиевое производство в Тайшете - это первая полностью частная стройка
такого масштаба с царских времен.
    Если руководителям "Алюкома" удастся запустить это производство в
существующем виде, с вопиющими нарушениями экологического законодательства,
то это значит: каждый частный предприниматель может ввозить глинозем и
варить алюминий непроверенным способом, заботясь только о скорейшем
получении прибыли и не сколько не думая о том, что отравляет население и
загрязняет окружающую среду.
    Сейчас важно показать, что никакое производство не может быть введено
в эксплуатацию до тех пор, пока не будет соблюден закон. Существует
природоохранное законодательство, и оно обязательно для всех. Недопустимо,
чтобы жизни и здоровье людей приносились в жертву чьим бы то ни было
"экономическим интересам".
         Ответственный секретарь общественной экологической
экспертизы А.Торопов.
    Источник: ЭКОСВОДКА No 38, 19 ноября 2002 года, seupress@seu.ru

Перейти к началу страницы