Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 899, 15 ноября 2002
                                  Право на общественную активность


           КАЛИНИНГРАД: ПРОТИВОСТОЯНИЕ ЗЕЛЕНЫЕ-ЛУКОЙЛ
                      (см. ECO-HR.727)

    ОЦЕНКА ТЕХНОЛОГИИ
    ЛУКОЙЛ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НЕ СПАСАЮТ ОТ АВАРИЙ. "Применение
современных технологий и строгое соблюдение экологических требований
не приведет к каким-либо негативным последствиям для важных отраслей
экономики Калининградской области", считает администрация ООО
Лукойл-Калининградморнефть.
    Низкая готовность компании "Лукойл" трезво оценивать риски потенциальных
аварий и эффективно ликвидировать их последствия иллюстрируется разливом 120
т дизельного топлива в окрестностях поселка Юго-Камск в апреле нынешнего
года, что создало серьезные проблемы для проживающих с нем 9 тысяч жителей.
    "Применение современных технологий и строгое соблюдение экологических
требований" не предотвратило крупномасштабной аварий на принадлежащем
компании "Лукойл" продуктопроводе, что привело в конце апреля 2002 года к
разливу 120 т (по неофицальным источникам - 200 т,  возможно и  больше)
дизельного топлива в окрестностях поселка  Юго-Камск (Пермская область).
И хотя технической причиной этой аварии по заявлению компании являлась
самовольная врезка (результаты официального расследования пока неизвестны,
есть версия, что причина - разгильдяйство  строителей),  работы по ее
ликвидации были начаты только после значительного по объему разлива,
приведшего к  серьезным экологическим последствиям.
    "На тридцати с лишним километрах трубопровода, пролегающего по
Самбийскому полуострову и соединяющего нефтесборный пункт в пос. Романово
и комплексный нефтяной терминал в Ижевском, достаточно места для
организации "самовольных врезок", - говорит Павел Малышев, член Совета
группы Экозащита. - Углубление трубопровода на 80-100 сантиметров в почву -
не преграда для желающих "добывать" нефть частным порядком".
    Несмотря на все принятые меры разлившееся топливо в Юго-Камске
попало в реку, а затем в водозабор. В результате местные жители не могут
пользоваться водопроводом для приготовления пищи и мытья. Количество
привозной воды, которая может использоваться для этих целей, недостаточно.
Закрыты детские учреждения, столовая. В реке и на поселковом пруду идет
массовая гибель рыбы и лягушек. По последним сообщениям, среди местного
населения растет возмущение. Информационное освещение этого случая
ограничивается региональными СМИ. Есть основания полагать, что принимаются
меры по замалчиванию ситуации.
    Напомним, что администрация ООО Лукойл-Калининградморнефть считает,
что "проектируемая деятельность: может быть признана экологически
допустимой в условиях безаварийной эксплуатации месторождения и высокой
степени готовности инвестора к ликвидации последствий аварийных разливов".
Как мы уже убедились, в случае с разливом в Пермской области, оба посыла
легко опровергаются, и, когда авария накладывается на неготовность
инвестора, серьезно страдают люди и природа.
     Экозащита!-Калининград, ecodefense@ecodefense.ru, 28 мая 2002 г.

    СЛУШАНИЯ
    Нефтяники проводят общественные слушания о нефтедобыче около объекта
Всемирного Наследия ЮНЕСКО "Куршская Коса" - зеленые из 10 стран считают
проект слишком опасным
    Около 20 организаций из 10 стран мира, включая Россию, Белоруссию,
Украину, Казахстан, Швецию, США и др., уже выразили свою озабоченность по
поводу потенциальной угрозы нефтедобычи в 22 километрах от национального
парка "Куршская Коса". Проект Д-6, в рамках которого планируется установить
платформу в море, напротив парка - объекта Всемирного Наследия ЮНЕСКО,
вызывает ряд серьезных возражений со стороны зеленых, включая вопрос полной
утраты Куршской косы в результате возможного разлива нефти. Тревожные письма
приходили в адрес губернатора Владимира Егорова в течение всей прошлой
недели, а также в начале нынешней.
    Вчера, 3 июня, компания Лукойл-Калининградморнефть организовала в
Калининграде общественные слушания по проекту Д-6, объем инвестиций в
который оценивается в 240 миллионов долл. Слушания проходили в рамках
государственной процедуры ОВОС - Оценки Воздействия на Окружающую Среду. В
течение почти 8 часов в Историко-Художественном Музее продолжались прения
между ООО Лукойл-Калининградморнефть и представителями общественности о
пользе и опасности проекта для региона. Рядом с главой компании Юрием
Каджояном в президиуме сидел вице-губернатор Александр Торба, что
недвусмысленно говорило собравшимся о поддержке властями проекта Д-6.
    "Лукойл не смог убедить нас в том, что проект абсолютно безопасен
для Национального Парка, - делится впечатлениями член совета группы
"Экозащита!" и научно-консультативного совета по вопросам экологии
Калининградской областной Думы Александра Королева. - В конце концов,
даже генеральный директор ООО Лукойл-Калининградморнефть публично признал,
что довести проект до абсолютной безопасности невозможно. Имеем ли мы
право рисковать объектом Всемирного Наследия ЮНЕСКО, когда Россия взяла
на себя международные обязательства по его спасению?"
    В защиту проекта в основном высказывались представители научных
организаций, которые, находясь в глубоком финансовом кризисе, надеются на
финансовую помощь компании Лукойл для осуществления мониторинга состояния
экосистем возле Д-6. Однако и они забеспокоились после выступления
председателя Литовского зеленого движения Линаса Вайнюса. Он рассказал о
том, как литовская научная общественность также решила поддержать нефтяной
проект в Бутинге, однако компания-заказчик так и не выполнила своих
многочисленных обещаний по поводу финансирования мониторинга окружающей
среды.
    Чрезвычайно серьезные опасения по поводу негативного воздействия Д-6
на природу высказывали не только зеленые. Калининградские рыбаки могут
оказаться без работы, и не только в случае аварии, один из наиболее важных
промысловых районов просто будет закрыт - через него пройдет морской
нефтепровод. Ученые-орнитологи напоминают о том, что Д6 находится на
ключевой международной орнитологической территории. Управление по делам
ГО и ЧС, обязанное заниматься нефтяными разливами во внутренних водах, не
скрывает, что имеющееся для этого оборудование работоспособно в условиях
волнения, не превышающего трех баллов.
    Как стало известно группе "Экозащита!", в течение июня 2002 года
Комитет Всемирного Наследия ЮНЕСКО рассмотрит вопрос о Д-6 на своей
очередной сессии.
     Экозащита!-Калининград, ecodefense@ecodefense.ru, 5 июня 2002 г.

    НАДЕЖДА НА СПРАВЕДЛИВЫЙ СУД
    Зеленые инициируют судебные разбирательства с "Лукойлом"
    Проект нефтедобычи в Балтийском море грозит постепенным уничтожением
объекту Всемирного наследия ЮНЕСКО "Куршская Коса". Исчерпав возможности
мирного диалога с "Лукойлом", зеленые начинают судебную кампанию, чтобы
предотвратить гибель жемчужины Калининградского побережья.
    Сегодня, 21 августа, в Институте развития прессы прошла пресс-конференция
с участием экспертов группы "Экозащита!" и Социально-экологического Союза,
посвященная опасному плану добычи нефти в Калининградской области. Зеленые
считают, что план нефтедобычи Д6 на шельфе Балтийского моря, в 22 километрах
от международного национального парка Куршская коса, объекта Всемирного
Наследия ЮНЕСКО, может обернуться экологической катастрофой. С целью
предотвратить анти-экологичные действия компании "Лукойл" зеленые инициируют
судебные разбирательства. По месту регистрации Калининградского "Лукойла"
инициированы судебные иски о непредоставлении информации и нарушении прав
граждан на получение информации. Кроме того, по ходатайству экологических
организаций России и Литвы, Комитет ЮНЕСКО обязал правительство Российской
Федерации предоставить всю информацию о проекте Д6 до 1 октября с.г.
    "У нас множество претензий к ООО "Лукойл-Калининградморнефть", от
процессуальных до принципиальных. В первую очередь, это касается сокрытия
"Лукойлом" информации и нарушений правил проведения общественных слушаний
по проекту", - говорит Елена Горбачева, юрист группы "Экозащита!" и эксперт
консультационного Совета при президентском уполномоченном по правам человека
в Калининградской области.
    "Лукойл" планирует начать добычу нефти на Д6 недалеко от Калининграда
уже в конце 2003 года. Ежегодно там планируется добывать около 600-650 тыс.
тонн, запасы месторождения оцениваются примерно в 24 млн. тонн. Несмотря
на отсутствие положительного заключения государственной экологической
экспертизы, строительные работы на Д6 уже ведутся. Особая опасность проекта
обусловлена тем, что разлившуюся в случае аварии нефть невозможно убрать с
песчаного пляжа иным способом, кроме вывоза загрязненного песка. Вместе с
этим "Куршская Коса" - это узкая полоска земли между морем и заливом,
которую от полного размыва удерживает лишь небольшое количество песка.
Удаление больших объемов песка усилит процессы размыва и, в конце концов,
приведет к необратимым процессам разрушения уникальной территории. Кроме
того, проект обустройства нефтяного месторождения Д6 содержит потенциальную
угрозу благополучию  Калининградской области, как международного курорта. Д6
также может повредить другим сферам местного бизнеса: добыче и производству
минеральной воды, а также лову рыбы вблизи береговой зоны.
    Администрация "Лукойл-Калининградморнефть", заявляющая об экологической
безопасности проекта добычи нефти Д6, демонстрирует свою неготовность трезво
оценивать опасность и нести ответственность за риск. Безответственность
компании проявляется  в принятом сценарии максимальной аварий на морской
платформе. В проекте он принят как потеря контроля над одной из 20 скважин
и несрабатывание системы противоаварийной защиты. Однако наиболее тяжелым
вариантом аварии следовало бы считать разрушение платформы и потерю контроля
над всеми скважинами в случае террористического акта. Однако такой сценарий
даже не рассматривается.
    Риск потери объекта международной охраны существует, и максимальным
ущербом, который может быть вызван максимально возможной аварией, следует
считать утрату Куршской косы. Таким образом, при оценке рентабельности
проекта следует учитывать затраты на возмещение такого ущерба. Существуют
методики, позволяющие определить ценность Куршской косы, выраженную в
денежной стоимости. Компания "Лукойл" должна рассчитать эту сумму и внести
ее в раздел "убытки".
    "Экозащита считает, что уровень потенциальной опасности проекта для
региона превышает предполагаемый социально-экономический эффект,- говорит
Владимир Сливяк, сопредседатель группы "Экозащита!". - Мы выражаем
обоснованный протест планам добычи на шельфе Балтийского моря и переходим
к судебным методам предотвращения экологической катастрофы".
           Источник: seupress@seu.ru, 21 августа 2002 г.

    ПРАЗДНИК СПРАВЕДЛИВОСТИ НЕ СОСТОЯЛСЯ
    СУД ИГНОРИРУЕТ НАРУШЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ. Сегодня, 13 ноября, в
Московском районном суде города Калининграда закончилось рассмотрение
заявления гражданок Королевой А.Е. и Горбачевой Е.О., оспаривающих
законность процедуры общественного обсуждения проекта обустройства
предприятием ОАО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефтегаз" нефтяного месторождения
Кравцовское (Д6) на шельфе Балтийского моря.
    Суд отказал заявителям в удовлетворении по всем пунктам жалоб,
несмотря на то, что представители ОАО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефтегаз"
признали ряд нарушений обоснованными, однако не счел их нарушениями
гражданских прав.
    Напомним, что по мнению заявителей, процедура общественного обсуждения
Д6 была организована с явными нарушениями закона, включая полное отсутствие
одного из трех этапов обсуждения,. Отсутствия доступа к обсуждаемым
документам ОВОС, произвольное сокращение сроков, установленных
законодательством для организации общественных слушаний - эти нарушения
закона суд счел назначительными и не затрагивающими права граждан.
    Решение суда вступает в законную силу 28 ноября. Заявители намерены
обжаловать решение суда в законном порядке.
    "На районном уровне у нас демократия пока не работает" - заявила
Александра Королева, член совета группы Экозащита!. "Суд принял сторону
"бюджетообразующего" предприятия, сочтя требования граждан незначительными
по сравнению с необходимостью развивать экономику региона".
    "В рамках процесса суд предлагал нам отказаться от основных требований,
за исключением требований ознакомиться с документами ОВОС" - сказала Елена
Горбачева. "Возможно, столь жесткое "отказное" решение суда мы получили за
"несговорчивость". Однако мы не понимаем, почему мы должны отказаться от
исковых требований, связанных с нарушением гражданских прав, когда даже
ответчик признает эти нарушения".
     Экозащита!-Калининград, ecodefense@ecodefense.ru, 13 ноября 2002 г.

Перейти к началу страницы