Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 727, 26 мая 2002 |
Право на ответственные компании ИЗ ЖИЗНИ ЛУКОЙЛА НА ПРОСТОРАХ РОССИИ ИГРАЕТ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В КАЛИНИНГРАДЕ Сегодня, 25 апреля 2002 г. в Калининграде кампания "Лукойл-Калининградморнефть" проводит опрос общественного мнения по поводу добычи нефти на "Кравцовском" месторождении Д6, расположенном в 22 км от Калининградского побережья Балтики. Выяснением общественного мнения нефтяники решили поинтересоваться в беспроигрышной ситуации: проект успешно развивается без всякого согласия населения, считается самым мощным инвестиционным проектом области, и добыча начнется в 2003 году. Независимо от того, как выскажется население. "Относительно добычи нефти на месторождении Д6 всеми государственными службами все давно решено, - говорит Александра Королева, член Совета группы Экозащита. - В связи с этим мы считаем неэтичным спрашивать мнение граждан, которое нигде не может быть учтено". Прежде чем сказать "да" добыче нефти на Д6, калининградцам необходимо твердо представлять себе, что нефтяная платформа стоит прямо напротив национального парка Куршская коса, являющегося объектом Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Поэтому в случае незапланированной аварийной ситуации, которые всегда случаются даже на абсолютно безопасном производстве (вспомним Чернобыль), всей стоимости имеющейся на месторождении нефти не хватит, чтобы возместить ущерб, нанесенный природным комплексам Куршской косы. В данном случае нас подстерегают аварии как при добыче нефти, так и при ее транспортировке, при любом раскладе пятна нефти окажутся на песках Куршской косы. Утверждение о безопасности транспортировки нефти по трубопроводу, пролегающему по морскому дну, выглядит по меньшей мере безответственно на фоне регулярно происходящих аварий на трубопроводах в России в минувшем году: 2 прорыва нефтепровода в Башкирии (вылилось по 10 тонн нефтепродуктов), прорыв нефтепровода в Самарской области (на земле оказались 900 кг нефти), в Томской области (в реку Обь вылилось 300 литров нефти), в Вологодской области (в реки вылилось 7,5 тонн нефти), в Рязанской области (вылилось 240 тонн нефти в результате нарушения технологического процесса ремонтных работ), в Татарии (вылилось 5 тонн нефти). Глава Коми А. Спиридонов заявил, что у предприятий, входящих в состав "Лукойла" "нет системной работы по ликвидации и предотвращению аварий на нефтепроводах" Добавим, что по трубопроводу нефть направляется до терминала в Ижевском, а оттуда - в танкерах по назначению. Назвать же транспортировку нефти в танкерах безопасной не повернется язык ни у специалиста, ни у обывателя. Статистика в этом плане начинает свой отчет с крушения танкера "Тори Каньон", который в 1967 году стал провозвестником не только эпохи транспортировки нефти морским путем, но и крупнейших экологических катастроф. Экозащита заявляет: кампания "Лукойл", стремящаяся выглядеть в глазах общественности "зеленой", стала бы такой, если бы объявила о своем намерении не приступать к добычи нефти на месторождении Д6 в связи с реальной опасностью для Куршской косы, объекта Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Экозащита!-Калининград, ecodefense@ecodefense.ru, 25 апреля 2002 г. В Калининградской области Лукойл готовится к добыче нефти на шельфе Балтийского моря (в 22 километрах от национального парка Куршская коса, внесенного в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО). 25 апреля Лукойл-Калининградморнефть объявил о намерении провести общественные слушания по оценке своего проекта. Сделано это некоторым образом "тихой сапой", то есть прошла пресс-конференция, на следующий день появился ряд восторженных публикаций в СМИ (других в газетах у нас не бывает, Лукойл у нас в любимчиках) и вскользь - сообщение об общественных слушаниях. Ни даты, ни места, ни материалов для обсуждения. Накануне праздников мы связались с замдиректора Лукойл-Калининградморнефть, и там нам сообщили, что все будет происходить через прессу исключительно: будет напечатан некий "буклет" с описанием проекта, потом назначена дата обсужения - приблизительно 29-30 мая. Мы никогда не занимались ни общественной экспертизой всерьез, ни общественными слушаниями, поэтому пока знаем немного. Придумано все неглупо: на подготовку общественных слушаний отведен месяц, из него неделя проскочила незаметно перед праздниками, затем - еще две недели пасхально-первомайских каникул, а там и воемени не останется требовать какие-то документы у Лукойла для детального изучения. И как высказывать свое мнение в таких условиях? Обращаемся к тем, у кого есть опыт общественной экологической экспертизы или участия (проведения) общественной оценки (слушаний) проектов: пожалуйста, посоветуйте что-нибудь более или менее конструктивное! Какие нормативно-правовые акты регулируют процесс проведения общественных слушаний? Или посоветуйте, с кем связаться - и в смысле процедуры слушаний, и по части собственно оценки проекта добычи нефти на шельфе. Только, боюсь, времени у нас совсем немного! А.Королева, Экозащита!-Калининград, ecodefense@ecodefense.ru, 3 мая 2002 г. Сегодня группа ЭКОЗАЩИТА! обратилась к Губернатору Калининградской области с вопросом о готовности Администрации области взять на себя руководство по ликвидации возможных разливов нефти при эксплуатации нефтяного месторождения "Кравцовское" (Д6). В материалах распространяемых ООО "ЛУКОЙЛ- Калининградморнефть" для ознакомления общественности с проектом обустройства месторождения "Кравцовское" содержится информация о плане проведения аварийных работ по ликвидации разливов нефти. В частности, в буклете говорится: "При загрязнении береговой полосы и расположенных на ней промышленных, социальных и иных объектов руководство операциями по их очистке осуществляется Администрацией области и управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций." Однако, остается открытым вопрос, готова ли Администрация области взять на себя ответственность за проведение аварийных работ в случае разлива нефти? Кроме того, для своевременного и качественного проведения всего комплекса работ по очистке прибрежной полосы необходимы соответствующие материально-техническое и административное обеспечение. Имеет ли их Администрация области, и каковы возможные источники финансирования проведения аварийных работ в случае разлива нефти и загрязнения береговой полосы? Слишком еще свежи в памяти события весны 2000 года, когда в результате массового выброса мазута на Зеленоградском побережье оказались загрязнены многие километры прибрежной полосы. Ни Администрация области, ни Управление по делам ГО и ЧС не оказались тогда способны не только разделить ответственность по уборке мазутной грязи, но и принять соответствующие меры, в то время как десятки школьников и студентов, общественные организации и простые граждане по инициативе группы ЭКОЗАЩИТА! каждый день отправлялись на побережье и буквально голыми руками убирали песчано-мазутную смесь. Именно той весной стало ясно, чего стоят бумажные планы и обещания, не подкрепленные соответствующим финансированием. Именно тогда государственные структуры, несущие ответственность за охрану окружающей среды расписались в своей полной несостоятельности перед лицом чрезвычайной ситуации. Группа Экозащита считает, что компания ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть не должна перекладывать на плечи Администрации ответственность за ликвидацию возможных аварий, а быть готовой к организации аварийных работ любого масштаба собственными силами. Экозащита!-Калининград, ecodefense@ecodefense.ru, 16 мая 2002 г. ПРОЕКТ Д6 УГРОЖАЕТ СУЩЕСТВОВАНИЮ КУРШСКОЙ КОСЫ, но калининградских ученых это не пугает. В случае, если на Д6 произойдет авария, с Куршской косой придется распрощаться, об этом свидетельствуют документы проектной документации обустройства нефтяного месторождения "Кравцовское" Д6 (том V "Охрана окружающей среды"). Очистка побережья от загрязнения возможна только при удалении значительных объемов пляжевых песков, что при дефиците наносов в береговой зоне Самбийского полуострова и Куршской косы повлечет за собой интенсификацию абразионных процессов, размыв корневой части косы, утрату уникальной экосистемы Куршского залива и значительной части пляжей (Раздел 6.1.2. "Оценка последствий нефтяных разливов для подводных и береговых ландшафтов"). Говоря простыми словами, нефть невозможно убрать с песчаного пляжа иным способом, кроме вывоза загрязненного песка. А так как на косу поступает недостаточно "строительного" материала и, напротив, морскими течениями она достаточно сильно размывается, то удаление больших объемов песка усилит процессы размыва и, в конце концов, приведет к необратимым процессам разрушения уникальной территории, вошедшей в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Примером того, как были нарушены динамические береговые процессы в результате антропогенного вмешательства, является авария танкера "Глобе Асими", произошедшая в Клайпедском порту. При ликвидации последствий аварии слой песка на участке побережья Клайпеда-Швентойя был снят полностью, в некоторых местах до торфяного слоя (около 600 тысяч тонн песка). В январе 1983 года именно этот участок побережья более всего пострадал от шторма: на 25-километровом участке было смыто более 900 тысяч тонн песка (для сравнения: с размываемого участка Куршской косы длиной 38 километров тот же шторм смыл 280 тысяч тонн песка, то есть в 6 раз меньше). К таким выводам пришли проектные организации, готовящие проект обустройства Кравцовского нефтяного месторождения Д6 - Экоцентр МТЭА и ООО "ЛУКОЙЛ-ВолгоградНИПИморнефть". К сожалению, калининградские ученые, собравшиеся 17 мая за "круглым столом", организованным администрацией ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть для оценки воздействия деятельности в рамках проекта на окружающую среду, не отметили сколько-нибудь серьезной опасности, которую несет реализация проекта национальному парку Куршская коса. Что дает повод администрации ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть заявить о "положительном отношении научной общественности к реализации проекта". Вслед за положительным отношением населения. Группа Экозащита продолжает настаивать на признании высокого уровня опасности проекта Д6. На встрече 17 мая активистами группы Экозащита было выдвинуто предложение создать специальный фонд для Куршской косы, и предложение было принято генеральным директором ООО ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть. Однако, нет таких денег, за которые можно было бы купить новую Куршскую косу взамен залитой нефтью. Экозащита!-Калининград, ecodefense@ecodefense.ru, 18 мая 2002 г. РАЗЛИВАЕТ НЕФТЬ В ПЕРМИ На трубопроводе "Пермь-Альметьевск" на 38 километре произошла утечка нефтепродуктов (солярка). Трубопровод был запущен до приемки. Кто-то врезался к ним, когда давление подняли - маленькая труба вылетела. По подсчетам Лукойла за 16 минут вытекло около 140 тонн солярки. Однако по результатам анализов на водозаборе Северинского пруда - превышение 0.2 мг/л пошло еще 19 апреля. Авария же произошла в понедельник - 22 апреля. Мы считаем, что утечка произошла еще раньше, т.к. за 2 недели до аварии рыбаки обращались к меру нашему о том, что в воде Северки - река, что впадает в Северинский пруд - ощущается запах нефтепродуктов. На четверг Лукойлу удалось поймать только около 40 тонн соляры. В воскресенье в верховьях Северинского пруда, откуда производится водозабор, я набрала бутылку на 1,5 л на 2/3 соляра. Все покрыто слоем на 15 см. Однако пробы СЭС показывают содержание нефтепродуктов 0,026 на 26 апреля, а на воскресенье на утро 0,036... Частное сообщение от 30 апреля 2002 года Экологическая катастрофа в Пермской области РОССИЯ, Пермь. Несколько сот жителей поселка Юго-Камский Пермской области 20 мая направили обращение губернатору Юрию Трутневу. Они требуют провести независимую экологическую экспертизу ситуации, сложившейся в районе после разрыва 22-23 апреля нефтепровода "Пермь-Альметьевск", принадлежащего компании "Лукойл". Как сообщил сегодня Пермский правозащитный центр, разрыв на линии нефтепровода (продуктопровода) произошел в пяти километрах от поселка. По словам очевидцев, дизельное топливо било фонтаном на 30 метров. Затем солярка через поселковый пруд попала в водопровод. Вот уже месяц "Лукойл" привозит в поселок цистерны с питьевой водой, вывозит верхний слой почвы. Гибнет рыба, закрыты до декабря этого года детские сады. Санэпидемстанция запретила людям использовать воду из окрестных водоемов для умывания, поливать посевы. 9 тыс. жителей уральского поселка рискуют остаться без урожая. Жители Юго-Камского требуют от главы области создать при администрации комиссию по расследованию причин катастрофы и пригласить в нее представителей общественности, обеспечить поселок питьевой водой в достаточ ном количестве, а также принять меры по возмещению ущерба местным жителям. Авторы обращения также считают необходимым организовать выездной летний оздоровительный отдых для детей в связи с неблагоприятной экологической ситуаций в Юго-Камском. По сведениям главы "Союза за химическую безопасность" Льва Федорова, утечка солярки из нефтепровода близ Юго-Камского происходила и раньше - недели за две до этого. Лев Федоров считает, что местная санитарно- эпидемиологическая служба и государственные органы охраны природы не "торопятся" с оказанием населению помощи. Замалчивают катастрофу и местные средства массовой информации. Сотрудники Пермского правозащитного центра сообщили корреспонденту ПРИМЫ, что жители Юго-Камского только через суд смогут добиться от "Лукойла" компенсации ущерба. Информационное агентство ПРИМА[2002-05-20-Rus-40] t_stavitskaya@prima-news.ru РАССКАЗЫВАЕТ БАЙКИ О СЕБЕ ЛУКОЙЛ является крупнейшей вертикально интегрированной компанией России, созданной в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации. Основу ЛУКОЙЛа составили отечественные предприятия нефтяной отрасли "Лангепаснефтегаз", "Урайнефтегаз" и "Когалымнефтегаз". Впоследствии состав группы значительно увеличился как результат приобретений компаний, создания новых производств и предприятий. В 1999 году расширена география сырьевой базы компании ввиду присоединения к ней ОАО "КомиТЭК", а также ее дочерних и зависимых обществ. Деятельность дочерних и зависимых обществ ЛУКОЙЛа охватывает все основные сферы и направления современного нефтяного бизнеса в более чем 40 регионах Российской Федерации и 30 зарубежных государствах на четырех континентах мира. Только за пять последних лет доля ЛУКОЙЛа в общероссийских объемах выросла: - по добыче нефти - с 18,7 до 23,4%; - по разведочному бурению - с 21,7 до 34,6%; - по переработке на собственных заводах - с 11,3 до 14,1%; - по капитальным вложениям - с 1,8 до 5,1%. Достижения ЛУКОЙЛа наиболее ясно видны в 2000 году - на рубеже столетий. Прежде всего этот год стал этапом наивысших достижений компании, когда добыча нефти по группе ЛУКОЙЛ выросла до 77,7 млн. тонн, переработка нефти достигла 45 млн. тонн, консолидированная выручка составила 406 млрд. рублей, а прибыль достигла почти 96 млрд. рублей... В 2001-2003 годах мы ожидаем еще более крупного прироста запасов нефти и газа на Северном Каспии, в Западной Сибири, Тимано-Печорском регионе. Увеличение объемов добычи нефти в 2000 году составило 2,7%. Это несколько ниже среднеотраслевой динамики роста этого показателя. Но нельзя забывать, что около половины инвестиций ЛУКОЙЛ направляет в новые регионы освоения, где добыча нефти возрастет только через несколько лет. В области разведки и добычи нефти компания обоснованно концентрирует существенную часть инвестиций в районах нового освоения, где продуктивность запасов выше, а затраты на добычу и транспортировку нефти в 2 раза меньше, чем в сложившихся регионах. При этом мы обеспечиваем и будем всегда обеспечивать необходимую инвестиционную поддержку нефтедобычи в Западной Сибири, на Урале, в Поволжье и других регионах традиционной деятельности компании... В секторе нефтепродуктов ЛУКОЙЛ реализует программу комплексного развития производства и сбыта нефтепродуктов. К концу 2000 года сеть автозаправочных комплексов ЛУКОЙЛа составила 2500 единиц, в том числе более 1500 - в зарубежных странах. Этого все еще недостаточно, и перед нами стоит задача активно наращивать сеть розничных продаж... Восстановлению высоких позиций России на рынках морских и речных перевозок способствует создание ЛУКОЙЛом мощного танкерного флота для транспортировки сырья и энергоресурсов. Важно отметить, что все суда ЛУКОЙЛа ходят под российским флагом, а для их строительства все более активно привлекаются отечественные судостроители из Санкт-Петербурга, Волгограда, Астрахани, Архангельска... Уже в 2001 году ЛУКОЙЛ приобрел ряд месторождений, где есть запасы природного газа. 2001 год, мы считаем, должен стать годом, когда наша компания превратится из нефтяной в нефтегазовую. По финансовым показателям итогов деятельности группы ЛУКОЙЛ за 2000 год положение выглядит следующим образом: выручка от продаж достигла 406 млрд. рублей и возросла в 1,5 раза. При этом себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг увеличилась только на 22%, то есть рост выручки от продаж значительно опережает рост себестоимости. Важно также, что улучшилась платежеспособность компании, вырос коэффициент ее текущей ликвидности.... Интересы производства и финансов далеко не исчерпывают цели ЛУКОЙЛа, в которых также приоритетными являются природоохранные и социальные задачи. ЛУКОЙЛ первым среди российских компаний получил сертификат соответствия системы управления промышленной безопасностью и охраной труда требованиям международного стандарта. В 2000 году международная консалтинговая компания "Бюро Веритас" (Bureau Veritas) провела внешний экологический аудит системы управления охраной окружающей среды ОАО ЛУКОЙЛ на соответствие требованиям международных стандартов. По итогам аудита компания первая в отрасли получила сертификаты соответствия международным стандартам ISO 14001 (охрана окружающей среды) и OHSAS 18001 (промышленная безопасность и охрана труда). В компании разработана и утверждена "Политика ОАО ЛУКОЙЛ в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды в XXI веке". Определены приоритеты в сфере экологической безопасности. Среди них, в частности, постоянное совершенствование систем экологического управления, оценка, контроль и планомерное снижение уровня техногенного воздействия на окружающую среду, рациональное природопользование, своевременное выявление аварийно-опасных объектов, обеспечение готовности предприятий компании к эффективной ликвидации последствий возможных аварийных ситуаций. За 1997 - 2000 годы на предприятиях ЛУКОЙЛа сокращены выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на 11%, водопотребление - на 25%, объемы накопленных отходов - на 24%. Утилизованы и обеззаражены более 500 тысяч тонн токсичных отходов. Рекультивированы более тысячи гектаров загрязненных земель. ЛУКОЙЛ применяет самые современные безопасные технологии при освоении российской части Каспийского моря. Компания финансирует работы по воспроизводству ценных пород рыб в этом регионе, а также является учредителем Регионального Каспийского экологического центра. По итогам конкурса "Лучшие российские предприятия-2000", проводимого при поддержке Правительства Российской Федерации Торгово-промышленной палатой РФ и Российским союзом промышленников и предпринимателей, ЛУКОЙЛ признан победителем в номинации "За эффективную экологическую политику"... Говоря о социальной сфере, нельзя не отметить вопросы социального партнерства и участия профсоюзов в управлении компанией. Примечателен такой факт: международные эксперты подчеркивают, что ЛУКОЙЛ является наиболее охваченной профсоюзным движением компанией. За годы становления и развития компании мы сами убедились, что именно активная созидательная деятельность профобъединения помогает сохранить "устойчивость нашего общего корабля" даже на волнах острейшего финансово-экономического и социально-политического кризиса. Сейчас очень много говорится о меценатстве, о помощи, но в большинстве случаев, к сожалению, никто не подходит к этой проблеме системно... В нашей компании мы стремимся работать по-другому. Футбол - самый популярный вид спорта в России, и, разумеется, мы не могли остаться в стороне. "Спартак" - серьезный клуб, это по-настоящему народная команда. А реалии современного футбола таковы, что у претендующей на высокие места команды должен быть мощный спонсор. Мы выбрали спорт одним из приоритетных направлений нашей благотворительной деятельности. И мы гордимся тем, что первыми в России стали строить свои взаимоотношения с крупнейшими спортивными командами страны на постоянной основе... Хочу еще раз сказать, что прошедший год на рубеже веков был удачным для нас. Многое удалось сделать. Но главное - заложен прочный базис для будущих успехов компании. Из книги президента ОАО ЛУКОЙЛ В.Алекперова "Нефть России", 2001 г.