Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 88, 6 июня 2000
                                                    Нефть и право

          ЖУРНАЛИСТЫ С.-ПЕТЕРБУРГА ЗАДАЮТ ВОПРОСЫ
            (пресс-конференция 2 июня 2000 г.)

    МЫ СТАЛИ ЗАЛОЖНИКАМИ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ. ПОРТА В ПРИМОРСКЕ
ЕЩЕ НЕТ, ОБМАН УЖЕ НАЛИЦО
    Строительство БТС (Балтийской трубопроводной системы - Л.Ф.)
идет полным ходом, вырубается лес на трассе нефтепровода, в
Приморске возводят порт. Ленкомэкология дала на это добро.
    Но ни журналисты, ни представители экологических организаций
так и НЕ получили ответов на вопросы, которые задали проектантам
и строителям нефтепровода пятнадцатого февраля во время
"круглого стола", который был организован Всероссийским обществом
охраны природы. Тогда обсуждали, во что превратится Карельский
перешеек после того, как по нему пройдет БТС.
    Мы хотели знать, сколько нефти будет ежегодно попадать в
Финский залив у Приморска, если все устройства терминала и
танкеров будут работать в норме, кто обязан выделить деньги в
страховой фонд на ликвидацию аварий, которые могут произойти?
    Как будет защищен от разливов нефти заказник международного
значения "Березовые острова" у Приморска?
    Почему огромное финансовое бремя постройки водовода из Ладоги
взвалено на бюджет Санкт-Петербурга?
    Защищен ли нефтепровод от торфяных пожаров?
    Ответов на эти вопросы мы НЕ получили. Нас уверяли, что
никаких разливов нефти не будет, все экологические требования
будут выполнены. Какова цена таких обещаний выяснил журналист из
Выборга Константин Шолмов. На единственных "общественных слушаниях"
в 1998 году (собрали горстку местных начальников Приморска)
руководители компании "Транснефть" пообещали "жителям", что город
получит несколько сот новых рабочих мест, новые канализационные
очистные сооружения и водовод из озера. Приморские начальники
сказали БТС - "да".
    Ни одно из этих обещаний НЕ выполнено.
    КТО ЗАПЛАТИТ ПКТЕРБУРГУ ЗА РИСК?
    Нева - единственный источник, откуда наш пятимиллионный
город берет воду. Через нефтепровод БТС, который пройдет под
Невой, будут поначалу перекачивать 18 миллионов тонн сырой
нефти. Но это отнюдь не уменьшит поток опасных, в том числе и
особо токсичных грузов, который идет через Неву. Тот же мазут
так и будут доставлять танкерами. В нефтепровод его не загонишь.
Через Балтийское море пока идет 600 миллионов тонн грузов, но к
2010 году их станет на 400 миллионов тонн больше. И часть этих
миллионов пойдет опять же по Неве. Но в городе и области НЕТ
полноценной аварийной службы, способной справиться с
масштабным разливом нефтепродуктов.
    И авария нефтерудовоза в октябре прошлого года это доказала.
    Ни одна из компаний, перевозящих по Неве опасные грузы, в том
числе и ОАО "БТС", НЕ собирается выделить хотя бы рубль на
строительство водовода из Ладоги.
    Если правительство Петербурга, жители города не будут требовать
от федерального правительства и компаний, зарабатывающих на
транзите сотни миллионов долларов, выделить средства на постройку
водовода из Ладоги, мы обречены в случае катастрофы, остаться без
воды. Мы должны добиться от правительства России решения о создании
спецфонда, куда будут поступать отчисления за каждую тонну опасного
груза, перевозимого по Неве и акватории Онежско-Ладожского бассейна.
    Мало того, России нужен СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЗАКОН, в котором было бы
четко прописано какие танкеры, в каком сопровождении, при каких
погодных условиях, по каким маршрутам могут перевозить в наших
территориальных водах опасные грузы. Одна из норм этого закона
должна гласить - компания, не внесшая в спецфонд для борьбы с
нефтяными разливами крупную сумму, не имеет права на заход в
наши воды.
    ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
    Крушение супертанкера "Амоко Кадис" у берегов Англии в 1978
году привело к загрязнению нефтепродуктами обширной акватории на
подходе к Ла-Маншу, пляжей Англии и Франции, гибели сотен тысяч
птиц и морских животных, а также огромного количества рыбы.
Только прямые убытки составили более 1 миллиарда долларов.
    Авария в порту Клайпеды английского танкера "Глобо Асими"
привела к загрязнению акватории гавани и пляжей площадью сто сорок
тысяч квадратных километров. Убытки - 600 миллионов рублей.
    24 марта 1989 года в заливе принца Уильяма на Аляске налетел
на рифы танкер "Эксон Валдез". В залив вылилось 40 тысяч тонн
нефти. Несмотря на то, что ее пытались убрать 1500 человек,
собрать удалось лишь 8%. Через несколько дней отвратительная
черная масса покрыла береговую линию длиной 1500 миль. Компания
Эксон уже выплатила на ликвидацию последствий аварии свыше 2
миллиардов долларов, еще 1 миллиард направила по требованию
правительства за причиненный ущерб природным ресурсам, 300
миллионов долларов на удовлетворение частных исков. На
сегодняшний день компании предъявлены иски на сумму 5,3
миллиарда долларов.
    В результате аварии Конгресс США принял закон ОРА-90,
который резко усилил охрану морей и побережий от нефтяных
загрязнений. Этот закон обязал внести владельцев танкеров,
перевозящих нефть в водах США, по 1 миллиарду долларов в
Федеральный фонд в качестве страхового залога. В случае аварии
эти деньги будут использованы на ее ликвидацию, а также на
исследования для определения ущерба.
    22 мая этого года крупный разлив мазута произошел у
морского побережья Зеленоградского района Калининградской
области. В воду попало по самым приблизительным подсчетам 35
тонн мазута. Пострадало около 17 километров пляжей
Национального парка на Куршской косе и еще 10 километров
пляжей вне косы. Судно, сбросившее мазут, найти НЕ удалось, в
Калининградской области отсутствует какая-либо система контроля
над нефтяными сбросами.
    ХРОНИКА ЧП В НАШЕМ РЕГИОНЕ
    Октябрь 1987 года - судно врезалось в не разведенный пролет
невского моста. Ущерб - более 1 миллиона рублей.
    23 мая 1988 года в результате столкновения танкера
"Волгонефть-125" и теплохода "Волго-Дон 5074" в Онежском озере
произошел разлив нефти, была загрязнена обширная акватория, берег.
Погибло множество рыбы, птиц.
    Октябрь 1988 года - судно врезалось в несудоходный пролет
Тучкова моста.
    1998 год - танкер врезался в опору невского моста. К счастью,
танки с нефтью не были пробиты.
    Октябрь 1999 года - авария "Нефтерудовоза-7". В Неву попало
около 70 тонн мазута. Последствия аварии ощущаются до сих пор.

       Ассоциация экологических журналистов
       Санкт-Петербурга (victor@aej.spb.org):
                  Лина Сергеевна Зернова,
                  Татьяна Павловна Артемова,
                  Александр Олегович Михайлов,
                  Виктор Егорович Терешкин

Перейти к началу страницы