Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 86, 4 июня 2000
                                             Перед заходом солнца

                  ПРОЩАНИЕ С ГОС-ЭКОЛОГИЕЙ

    АРХАНГЕЛЬСК. ФАНТОМНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
    К сведению экологов. Правовые и нормативные документы,
поступившие в справочно-информационный фонд Госкомэкологии
Архангельской области
 * Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 26-ФЗ "О
присоединении Российской Федерации к Протоколу 1992 года
об изменении Международной конвенции о создании
Международного фонда для компенсации ущерба от
загрязнения нефтью 1971 года".
 * Постановление Правительства РФ от 26 января 2000 г.
N 68 "Об утверждении Порядка прокладки подводных кабелей
и трубопроводов во внутренних морских водах и в
территориальном море РФ".
 * Положение о водоохранных зонах водных объектов и их
прибрежных защитных полосах. Утверждено Постановлением
Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. N 1404.
 * Постановление Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 183
"О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух и вредных физических воздействиях на
него". Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий
на него.
 * Постановление Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 198
"О концепции государственной поддержки экономического и
социального развития районов Севера". "Концепция государственной
экономического и социального развития районов Севера".
Постановление правительства РФ от 23 февраля 2000 г. N 149
 * "О федеральной целевой программе "Ядерная и радиационная
безопасность России" на 2000-2006 годы". Федеральная
целевая программа "Ядерная и радиационная безопасность
России" на 2000-2006 годы".
 * Положение о декларировании безопасности гидротехнических
сооружений. Правила подготовки нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти и их государственной
регистрации.
 * Положение о создании и ведении Единого государственного
фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее
загрязнении. Утверждено постановлением Правительства РФ
от 21.12.1999 г. N 1410.
 * Положение о предоставлении информации о состоянии
окружающей природной среды, ее загрязнении и
чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые
оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие
на окружающую природную среду. Утверждено постановлением
Правительства РФ от 14.02.2000 г. N 128.
 * Федеральная целевая программа "Снижение рисков и
смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера в РФ до 2005 года", утверждена
постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1999 г.
 * Рекомендации по порядку корректировки размеров платы
за загрязнение окружающей природной среды, размещение
отходов, другие виды вредного воздействия с учетом освоения
природопользователями средств на выполнение
природоохранных мероприятий.
 * Временное методическое руководство по оценке экологического
риска деятельности нефтебаз и автозаправочных станций.
 * Методические указания по разработке нормативов ПДС
вредных веществ в поверхностные водные
объекты (Уточненная реакция).
 * Временные рекомендации по расчету выбросов вредных
веществ в атмосферу в результате сгорания на полигонах
твердых бытовых отходов и размера предьявляемого иска за
загрязнение атмосферного воздуха. Минэкологии РФ,
2 ноября 1992г.
 * Руководство по установлению допустимых выбросов радиоактивных
вещест в атмосферу. Том 1 (обязательная часть). Методика
определения предотвращенного экологического ущерба.
 * Федеральная целевая программа "Обеспечение экологической
безопасности ракетно-космической деятельности". Шифр
программы:"Экос-РФ"(проект).
 * Рекомендации по безопасности труда операторов
видеотерминалов вычислительной техники. Утверждено
Главным управлением финансирования и развития
материально-технической базы.
 * Вершков Л.В.Рекомендации по предотвращению загрязнения
водных объектов производственными водами тепловых
электростанций. Минэнерго СССР.
      "Волна" (Архангельские облведомости), 30 мая 2000 г.

    С.-ПЕТЕРБУРГ. ПРОЩАНИЕ С ЭКОЛОГИЕЙ
    2 июня 2000г. Санкт-Петербург. Сегодня ряд Петербургских
природоохранных организаций: "Санкт-Петербургское общество
сторонников Гринпис", "Гринхип", "Группа спецконтроля
Российского ботанического общества" провели акцию, посвященную
памяти Ленкомэкологии - территориального подразделения
Государственного комитета Российской Федерации по охране
окружающей среды (Госкомэкологии).
    У здания Федерального дома (Суворовский проспект д. 62)
сторонники Гринпис продемонстрировали проект мемориальной
доски с надписью "В этом доме до 17 мая 2000 года находился
Государственный комитет по охране окружающей среды,
скоропостижно скончавшийся в соответствии с указом
Президента ..."
    Неправительственные природоохранные организации призывают
Президента, Правительство,  Парламент и российскую
общественность осознать опасность, грозящую России в связи с
упразднением Госкомэкологии и передачей ее функций
Министерству природных ресурсов.
    Госкомэкологии прекратил свое существование в соответствии с
указом Президента Российской Федерации В.В.Путина от 17.05.00
N 867. Указ поставил точку в череде решений по ослаблению и
сокращению единственного специализированного государственного
ведомства, отвечавшего за экологическую безопасность России,
осуществлявшего функции вневедомственного государственного
экологического контроля, экологической экспертизы, разработке
и реализации Государственных программ по охране природы в
России.
    Факт передачи функций охраны окружающей среды ресурсному
ведомству весьма характерен. Отныне природа в России
рассматривается только как источник природных ресурсов,
необходимых для решения экономических проблем. О важности
природы для сохранения как физического так и морального
здоровья общества речь больше не идет.
    Министерство природных ресурсов - это ведомство, главная
цель которого  - эксплуатация природных ресурсов, продажа их
компаниям, являющимся главными разрушителями природы.
Объединение функций хозяйствующего субъекта и контролера в
одном юридическом лице противоречит не только "духу и букве"
Российского законодательства, но и элементарному здравому
смыслу.
    Упразднение Госкомэкологии РФ - результат многолетней
политики целенаправленного уничтожения экологического контроля,
мешавшего реализации разнообразных "проектов века",
продвигаемых природно-ресурсными ведомствами и
промышленниками. "Номенклатурная революция", уничтожившая
природоохранный контроль, поставила страну на грань
экологической катастрофы, предпосылки к которой уже созданы.
Более того, наша страна становится все более опасной для
мирового сообщества. В России накопилось такое количество
экологических проблем, что они способны "взорвать" ситуацию
практически во всем мире.
    Вопрос о ликвидации органа по охране окружающей среды
по сложившейся в России традиции была решен кулуарно. Не
было проведено ни консультаций с неправительственными
организациями, ни исследования общественного мнения по этому
важнейшему для каждого гражданина России вопросу. В то же
время только в Санкт-Петербурге более 3000 человек
поставили свою подпись под требованием об отмене решения
о ликвидации Госкомэкологии, распространенном
сторонниками "Гринпис".
    Сам текст указа говорит о том, что данное решение не было
достаточно продуманным и подготовленным. Не была проработана
в достаточной мере программа преобразований: природоохранные
органы сначала были ликвидированы, и только потом
Правительству РФ было дано 2 месяца на то, чтобы подготовить
положения о реорганизуемых структурах, новом штатном
расписании и т.д. Из текста указа следует, что в ходе
преобразований не все сотрудники бывшей Госкомэкологии
сохранят свои места. Нетрудно предположить, что в Министерство
природных ресурсов не будут приняты наиболее принципиальные и
ответственные работники, активно противостоявшие
осуществлению экологически опасных проектов, поддерживаемых
этой организацией.
    В мире с трудом можно найти страну, где не существовал
бы специализированный государственный орган по охране
окружающей среды. Как бы ни относился к деятельности
Госкомэкологии каждый из нас, несомненно главное - Россия, одна
из ключевых стран мира, с огромным количеством экологических
проблем и, в то же время обладающая богатейшими природными
ресурсами, природными объектами, представляющими из себя
общечеловеческие ценности, не может стабильно развиваться без
сильного, стоящего выше каких бы то ни было ведомственных
интересов органа по охране окружающей среды.
    Остается надеяться, что указ Президента России является
всего лишь результатом некомпетентности некоторых сотрудников
его аппарата, а не целенаправленной работой по деэкологизации
политики Российского руководства. Голос миллионов
Российских граждан, желающих жить в экологически
безопасной стране должен быть услышан ее Президентом,
который предпримет шаги чтобы не только восстановить, но и
усилить  самостоятельное природоохранное ведомство в
структуре Российской власти.
       Igor Babanin, babanin@green.spb.su, 4 июня 2000 г. 1:13

    ЭПИТАФИЯ ТЕОРИИ
    "Взаимодействие государственного и общественного
экологического контроля на региональном уровне"
    Данную сферу правоотношений необходимо разграничивать на три
уровня: федеральный и региональный и местный.
    Контроль- инструмент власти, поэтому начнем с вывода, что в
российском масштабе экологическое движение слабо политизировано.
Если в Германии, Финляндии, Украине, Молдавии "зеленые" заняли
устойчивое положение в парламентах и исполнительных структурах
власти, то Россия никак не может создать союз зеленых сил и
вложить, наконец, реальное содержание в термин " устойчивое
развитие". Представляется, что причиной этого стал традиционный
подход лидеров экологического движения к вопросу власти. Многие
из них придерживаются позиции полной и перманентной оппозиции к
государству, в то же время призывая государство к выводу страны из
экологического кризиса. Вряд ли это можно назвать конструктивным
подходом, так как добиться конкретных результатов можно прежде всего
сообща, но сохраняя при этом свою независимость.
    Наши российские лидеры совершенно не учитывают, что власть
неоднородна. Есть местные администрации, слабо мотивированные в
решении проблем охраны окружающей среды. Есть губернаторы и
президенты, в зависимости от личных качеств которых и делается
хоть что-то в этой сфере.
    Природоохранные и природноресурсные органы также имеют не во
всем совпадающие ведомственные интересы.
    Таким образом, противоречия в структурах власти есть и
общественным организациям надо их грамотно  использовать в
достижении своих целей, которые должны соответствовать интересам
большинства населения.
    Задача общественного экологического движения - стать некоей
связующей средой для всех звеньев природоохранного контроля,
способной на совещательном уровне координировать природоохранную
работу в регионах.
    Подобная работа должна обрести конкретную форму и таковой
может стать, допустим, межведомственная комиссия по экологической
безопасности, состоящая из руководителей природоохранных органов,
представителей местной администрации, общественности, науки,
предпринимательства. Статус такой комиссии может определяться
распоряжением региональных властей и утвержденным положением.
    На сегодняшний день в регионах отсутствует комплексный
экологический контроль. Принятие федеральных законов, поощряющих
ведомственность в охране окружающей среды и природопользовании с
одной стороны и "инициативы" региональных органов власти с другой
разрушили единую систему природоохранного контроля, созданную
решением Политбюро ЦК КППС 1988 г..
    Таким образом, на региональном уровне при всем многообразии
форм совместной работы можно выделить следующие направления
совместной работы общественности с природоохранными органами:
 * проведение совместных общественно значимых акций (конференции,
семинары, Дни защиты от экологической опасности, Марш парков,
и т.д.)
 * участие во всех мероприятиях, проводимых природоохранными
органами.
 * совместные проверки соблюдения природоохранного  законодательства,
 * подготовка и внесение на рассмотрение  в государственные органы
проектов нормативно-правовых актов в сфере природопользования и
охраны окружающей среды;
 * лоббирование общественно полезных интересов природоохранных органов;
 * проведение практических мероприятий, приносящих конкретный
экологической эффект (посадка деревьев, очистка берегов рек, парков
от мусора и прочее);
 * освещение работы природоохранных органов в средствах массовой
информации, повышение престижа профессии эколога;
 * инициирование и организация общественных экспертиз, слушаний,
обсуждений экологических проблем;
 * инициирование проведения совместных комплексных проверок
природопользователей  природоохранными органами и участие в этих
проверках;
 * осуществление в рамках общественного экологического контроля
проверок экологической ситуации на территориях и объектах и
сообщение результатов в природоохранные органы для принятия мер,
контроль за принятием адекватных, предусмотренных
законодательством мер;
 * создание и организация работы общественных совещательных органов
по охране окружающей среды, рассматривающих вопросы координации
совместной работы государственных и общественных природоохранных
организаций(Совет по экологической безопасности, Общественная
экологическая Палата, научно -технический Совет, экспертные комиссии
и т.д.);
 * посреднические функции между природоохранными органами и
населением, особенно при возникновении конфликтных ситуаций по
экологическим вопросам;
 * информационная и правовая защита профессиональных экологов и
общественников, подвергающихся преследованиям за активную и
принципиальную работу;
 * содействие повышению квалификации работников природоохранных
органов путем вовлечения их в проводимые по общественной линии
мероприятия;
 * создание резерва кадров для природоохранных органов путем
организации новых рабочих мест ( развитие экологического
предпринимательства, регистрация новых некоммерческих организаций
экологической направленности);
    Однако при многообразии форм совместной работы  не следует
забывать, что цели и задачи природоохранных органов не во всем
соответствуют интересам  общественных организаций и большей части
населения. Поэтому необходим паритет и равенство  в принятии
экологически значимых решений, высокий авторитет НПО и их лидеров.
А последнее предполагает профессионализм членов НПО, следование
их лидеров и активистов общим принципам экологического движения.
    Авторитет НПО приходит не сразу. И складывается он не только из
личных качеств лидеров, полезности данной НПО данному
государственному органу. К сожалению есть такие явления, как
амбиции и высокомерное отношение к "общественникам" должностных
лиц государственных органов, отказ от выполнения законных просьб
представителей общественности. В таких случаях полезно дать
почувствовать данному чиновнику силу и возможности общественного
мнения.
    Очень результативно инициирование и участие
профессионалов-общественников в оценке деятельности таких
должностных лиц органами прокуратуры, депутатскими комиссиями,
направление обоснованных жалоб в вышестоящие  инстанции, привлечение
внимания прессы к эффективности работы данного природоохранного
органа. Надо учитывать, что слабость чиновника в его силе - властных
полномочиях, которые означают принадлежность к государственной
системе. Бюрократия живет по своим законам и зная их, можно всегда
добиться увольнения природоохранного чиновника, который ставит свои
интересы выше государственных или  общественных.
   Таким образом, основами успешного взаимодействия государственного
и общественного экологического контроля со стороны НПО можно считать
СЛЕДУЮЩЕЕ:
* авторитет;
* последовательность позиции;
* профессионализм;
* активность;
* независимость;
* умение вести диалог;
* готовность к непринципиальным компромиссам;
* поддержка СМИ;
* способность представлять и выражать общественное мнение ;
   Союз экологических сил России необходим для устойчивого
развития нашего общества, поэтому несмотря на различные взгляды
и подходы мы должны образовать мощное экологическое движение, с
которым будут вынуждены считаться власть законодательная,
исполнительная и судебная.
            А.Веселов, 10 февраля 2000 г., "ASSEL-INFO" N 4

Перейти к началу страницы