Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 826, 2 сентября 2002 |
Право на общественную активность КАЗАХСТАН: С ОРХУССКОЙ КОНВЕНЦИЕЙ НЕ ТАК ВСЕ ПРОСТО (в продолжение ECO-HR.801 и 810) 15-21 августа в рамках проекта DEPA "Содействие Казахстану в реализации Орхусской конвенции" состоялась миссия директора проекта Уллы Стин и зарубежного правового эксперта Сергея Остаф в г.Алматы. Целью приезда экспертов являлось обсуждение подготовленных в рамках Датского проекта таблиц соответствия национального законодательства РК 1-ой и 2-ой составляющим Орхусской конвенции, и на этой основе - завершение работы по подготовке рекомендаций в казахстанское законодательство по необходимым изменениям в законодательство РК с тем, чтобы оно было приведено в соответствие положениям конвенции. Также обсуждалься вопрос проведения тренинга по третьей составляющей Конвенции - доступу к правосудию. Тренинг для НПО и представителей Министерства Окружающей Среды Казахстана планируется провести на Украине в октябре 2002 г. Состоялись встречи с международными организациями и неправительственными экологическими орагнизациями Алматы, тесно работающими по Орхусской конвенции. Была обсуждена возможность распространения проекта на ЦАР. На встрече с НПО Алматы, состоявшейся 20 августа в Региональном Экологическом Центре Центральной Азии, сотрудники экологического общества "Зеленое спасение" вручили письмо г-же Уллы Стин, директору проекта. Ниже: 1) Краткий обзор по Орхусскому проекту, 2) Письмо от Экологического общества "Зеленое спасение" Руководителю датского проекта "Содействие Казахстану в реализации Орхусской конвенции" г-же Улле Стин, 3) Ответ г-жи Уллы Стин Председателю Экологического общества "Зеленое спасенеие" г-ну Сергею Куратову. КРАТКИЙ ОБЗОР ПО ОРХУССКОМУ ПРОЕКТУ: С октября 2001 г. в Казахстане выполняется Датский проект "Содействие Казахстану в реализации Орхусской конвенции". Проект финансирует Датское агентство охраны окружающей среды (DEPA). Начало проекту положило обсуждение на Первом Региональном семинаре по Орхусской конвенции в Ашхабаде в мае 2000 г. В 2001 г. Программой КАЗ 005 (ПРООН - Министерство) "Институциональное усиление для устойчивого развития" также уделялось особое внимание реализации Орхусской конвенции, в результате чего DEPA увидело заинтересованность страны в выполнении конкретного проекта, направленного на развитие потенциала Министерства. Общая цель проекта - содействие Республике Казахстан полностью выполнять обязательства, вытекающие из Орхусской конвенции. Проект покрывает в той или иной степени все три составляющие Орхусской конвенции - доступ к информации, участие общественности в процессе принятия решений и доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. По окончанию проекта будут подготовлены и представлены следующие материалы: * Инвентаризация эко-информации, хранящейся в различных организациях * Веб-сайт Министерства ПРООС * Рекомендательный документ о поэтапном переводе эко-информации в электронный формат * Обоснованный список изменений и дополнений в Законодательство РК * Отчет об экономическом и политическом анализе потребностей в эко- информации и возможных вариантах оплаты за информацию * Руководство по участию общественности в процессе принятия решений, подготовленное на основе проведенного пилотного проекта в Павлодарской области * Рекомендации по внедрению опыта СНГ по доступу к правосудию * Проектный документ на вторую фазу. Первая стадия проекта начата в октябре 2001 г., и будет завершена в январе 2003 г. Возможно продолжение проекта, т.к. в Техническом задании (ToR) проекта упоминается о возможности 2-ой и 3-ей стадий, при успешном выполнении первой. К ноябрю 2002 г. необходимо подготовить проектное предложение на вторую стадию проекта. Скорее всего, Дания не сможет финансировать проект дальше, поскольку новое Правительство Дании закрывает ряд экологических программ помощи странам СНГ. Краткая презентация Датского проекта, выполняемого Казахстаном, была сделана на Регионального семинаре в Душанбе (4-7 июня с.г.), и он вызвал интерес у коллег из всех стран региона и желание развивать его и перенести опыт на ЦА регион через пилотные проекты. Эта идея была отражена в Решении Регионального семинара в Душанбе. Эти предложения были восприняты Секретариатом Конвенции позитивно, и рекомендации размещены на сайте Орхусской Конвенции ЕЭК ООН в разделе новостей - Второй Региональный семинар в ЦАР (www.unece.org/env/pp/news.htm). Т.Шакирова, tshakirova@neapsd.kz ПИСЬМО Руководителю датского проекта "Содействие Казахстану в реализации Орхусской конвенции" Госпоже Улле Стин Уважаемая госпожа Стин, Хотим обратить Ваше внимание на то, что, несмотря на заверения казахстанских официальных кругов о действенных мерах по реализации положений Орхусской конвенции, она практически не работает. Мы пришли к такому выводу, оказывая помощь общественности и НПО в подготовке материалов для судебных процессов, проходящих в Алмате и Усть-Каменогорске, а так же на основании запросов, направленных Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды, Казгидомету, Республиканской санитарно-эпидемиологической станции, на получение экологической информации. Для защиты наших конституционных прав на получение информации мы были вынуждены были обратиться в Кокшетауский городской суд. 22 июля 2002 года суд вынес решение о признании действий Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан и Комитета охраны окружающей среды "в части непредоставления информации Экологическому обществу "Зеленое спасение" неправомерными". Часть наших материалов была опубликована на нашем сайте www.greensalvation.org и передана Вашим представителям. В ходе судебных процессов, проходящих в Алмате и Усть-Каменогорске, определились некоторые тактические приемы казахстанских судебных органов. Они часто принимают решения только на основании предоставленных им требуемых документов, обосновывающих законность действий ответчиков. Например, им предоставляются заключения экологической экспертизы, согласование выбора площадок, ОВОС и т.д. Однако, очень часто сами эти документы, выполненные под давлением исполнительных органов, не учитывают требования многих нормативных документов. Иными словами, часто требуется проверка их юридической правильности и силы. То есть одни ведомства прикрывают другие. Поэтому, мы считаем, что это должно найти отражение в отчете по выполнению датского проекта "Содействие Казахстану в реализации Орхусской конвенции". Прекратить эту практику будет исключительно трудно без активной помощи международного сообщества. Поэтому мы считаем, что тренинг по датскому проекту "Содействие Казахстану в реализации Орхусской конвенции" должен быть посвящен обучению представителей НПО формам взаимодействия с Комитетом Орхусской конвенции, международными судами и правозащитными международные организациями, чтобы поставить заслон произволу местных чиновников, защитить права человека и природы. С уважением и надеждой на сотрудничество, Председатель Экологического общества "Зеленое спасение" С.Куратов 19 августа 2002 года. ОТВЕТ: Председателю Экологического общества "Зеленое спасенеие" г-ну Сергею Куратову Уважаемый г-н Куратов, Благодарю Вас за участие Вашего представителя во встрече по проекту DEPA 20 августа в РЭЦ ЦА и письмо, направленное в мой адрес. Оно выражает Вашу озабоченность состоянием реализации Орхусской конвенции в Казахстане, и показывает Ваш интерес к проекту, который выполняется Датской консалтинговой фирмой NIRAS в Казахстане. Сразу оговорюсь, что все мы, члены команды проекта, являемся сотрудниками компании NIRAS. Наша работа четко ограничена рамками Технического задания, Начального и Промежуточного отчетов по проекту, подготовленными еще в 2000 и 2002 гг., соответственно. Мы, таким образом, отвечаем за мероприятия, которые непосредственно связаны с достижением ожидаемых результатов проекта. Вы проинформировали нас о конкретном случае не предоставления Вашей организации доступа к информации, о которой было запрошено. Как сотрудники NIRAS мы можем иметь наши собственные мнения по данному вопросу, однако, у нас нет прав или полномочий сделать что-нибудь в данном контексте отдельного случая. Относительно Вашей точки зрения на компонент "доступ к правосудию" тренинга по проекту реализации Орхусской конвенции. Датские процедуры выполнения проектов - очень четкие. Они должны неукоснительно выполняться. В связи с этим, внесение изменений в ТЗ проекта на этапе, когда первая фаза проекта уже готовится к завершению, не представляется возможным. Тренинг по доступу к правосудию, в котором Вам было предложено участвовать, таким образом, пройдет на Украине в октябре этого года, как и было запланировано. Что мы могли бы Вам предложить - при формировании проектного предложения (или ТЗ) на вторую стадию проекта (которая должна быть описана к ноябрю 2002 г.), мы постараемся учесть и отразить Ваши пожелания в ТЗ проекта на вторую фазу. Мы хорошо знаем о проблемах, существующих в реализации Орхусской конвенции в Казахстане и других странах СНГ, странах переходного периода. Но я не думаю, что отношения на основе конфронтации НПО с Правительством - единственно верный путь решения экологических и демократических проблем. Напротив, Орхусская конвенция является новым хорошим инструментом, открывающим новые перспективы бесконфликтного решения многих вопросов в области охраны окружающей среды и природопользования. Доступ к правосудию через защиту интересов в суде является, безусловно, сильным и необходимым инструментом, однако важно развивать и новые концепции взаимодействия между НПО/гражданами и (местными) властями. В таком развитии и Ваша, и другие организации, должны играть по-настоящему важную роль. Мы надеемся, что разработанный в рамках проекта Веб-сайт Министерства и проведенная инвентаризация экологической информации помогут Вам в поиске нужной информации, и наш проект внесет вклад в дело реализации Орхусской конвенции. С уважением, Директор проекта, Сотрудник Консалтинговой фирмы NIRAS Улла Стин КСТАТИ: ПРИРОДООХРАНУ ОТДЕЛИЛИ ОТ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ УКАЗ Президента Республики Казахстан О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан. В соответствии с подпунктом 3) статьи 44 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 9) статьи 19 Конституционного закона Республики Казахстан "О Президенте Республики Казахстан", пунктом 2 статьи 22 и пунктом 1 статьи 23 Конституционного закона Республики Казахстан "О Правительстве Республики Казахстан" постановляю: 1. Реорганизовать: ....... 2) Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан путем его преобразования в Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан с передачей Министерству сельского хозяйства Республики Казахстан функций и полномочий в области управления водными ресурсами, лесного, рыбного и охотничьего хозяйства; 3) Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан с передачей функций и полномочий: по управлению промышленностью - Министерству индустрии и торговли Республики Казахстан (за исключением функций и полномочий в области топливно-энергетической промышленности и недропользования); в области аэрокосмической деятельности - Министерству транспорта и коммуникаций Республики Казахстан; 3. Правительству Республики Казахстан: 1) обеспечить образование: ...... Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан; Комитета лесного, рыбного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан; ....... 2) упразднить: ....... Комитет охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан; 4. В пункт 1 Указа Президента Республики Казахстан от 22 января 1999 года No 6 "О структуре Правительства Республики Казахстан" внести следующие изменения и дополнения: исключить абзацы следующего содержания: .... "Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан"; .... дополнить новыми абзацами следующего содержания: ..... "Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан"; "Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан"; ........ 6. Настоящий Указ вступает в силу со дня подписания. Президент Республики Казахстан Н.НАЗАРБАЕВ 29.08.2002 Источник: ЭкоПравда-Казахстан, No 338, 31 августа 2002 г., OT@lorton.com