Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 813, 20 августа 2002 |
Право на честный бизнес БУРЯТИЯ: ЧЕСТНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ ПОКА НЕ ПОЛУЧАЮТСЯ ("Юкос" и "Транснефть" на российском пленере) ВИРТУАЛЬНЫЕ СЛУШАНИЯ СОЗДАЮТ КОНКУРЕНТНУЮ СРЕДУ 7 августа 2002г. в г.Улан-Удэ были намечены общественные слушания предварительного варианта ОВОС строительства нефтепровода по так называемому Северному варианту, где поставки российской нефти в страны Азиатско-Тихооокеанского региона (АТР) планируют провести по маршруту Ангарск - Казачинское - Тында (севернее Байкала по БАМу) - Хабаровск (вдоль трассы Транссиба)-бухта Перевозная (Приморский край), далее нефть планируется доставлять танкерами морским путем. Общая протяженность трассы- 3885км, объем экспорта российской нефти в страны АТР 50 млн.т в год. Проектные решения предусматривают прохождение трассы нефтепровода по территории 7 субъектов РФ( Иркутская область, Республика Бурятия, Читинская и Амурская области, Еврейская автономная область, Хабаровский и Приморский края). Ориентировочная стоимость строительства - 5 млрд. долларов США. За неделю до намеченных слушаний представители акционерной кампании <Транснефть>, выступающие заказчиками грандиозного проекта, дали в двух местных еженедельниках <Информ Полис> и <Правда Бурятии> объявление, из которого следовало, что организаторами общественных слушаний является Правительство Республики Бурятия (РБ), а с предварительными материалами ОВОС можно ознакомиться в организованной общественной приемной в гостинице <Бурятия>, время слушаний указано не было. Все попытки журналистов и заинтересованной общественности узнать кто же именно в Правительстве РБ готовит слушания и может хоть как-то прокомментировать проект оказались безуспешными. За два дня до начала слушаний по местному телевидению было обнародовано время начала мероприятия, а 6 августа за день до слушаний представитель Байкальского центра общественной экологической экспертизы обнаружил в журнале регистрации замечаний и предложений общественной приемной <Транснефти>, где лежали семь толстых манускриптов с томами ОВОС, аж три записи. Тем не менее к началу собрания небольшой конференц-зал Комитета природных ресурсов по РБ МПР РФ был заполнен до отказа. Интерес к этому мероприятию был дополнительно подогрет тем обстоятельством, что почти за неделю до этого в республике уже прошли общественные слушания предварительных материалов ОВОС Южного варианта строительства нефтепровода <Россия - Китай> (Ангарск - Дацин), где в качестве партнера основного заказчика предпроектной документации ОАО <НК ЮКОС> фигурирует та же ОАО <АК Транснефть>, сто процентов акций которой принадлежат государству. Зал примерно на треть был заполнен представителями <НК ЮКОС> и научного сообщества, задействованного в проекте частной нефтяной кампании, которые весьма ревниво относятся к Северному варианту прокладки трассы нефтепровода. Вел заседание Первый заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РБ Владимир Баранников. Руководитель проекта Владимир Суханов кратко проинформировал собравшихся об основных параметрах проекта и предложил посмотреть видеоматериалы о деятельности акционерной кампании <Транснефть>. Показ рекламных видеороликов было предложено сократить до минимума, что и было сделано. А затем начались вопросы и ответы. Их набралось чуть более десятка. Вот наиболее характерные. Шапхаев С.Г. Директор БРО по Байкалу. Вопрос: <Как будет оформлено данное совещание? Когда была предоставлена информация для ознакомления общественности и в каких СМИ? Планируются ли поставки нефти в Китай через проектируемый нефтепровод? >. Суханов В.Д. ОАО <Гипротрубопровод>. Ответ: <Протоколом, как общественное обсуждение. Объявление было дано 31 июля в местной печати. Поставки нефти в Китай планируются из дальневосточного терминала морским путем>. Эмдэйн А.Б. Гражданин Бурятии. Вопрос: <Почему не смогли через СМИ дать информацию для широких масс?>. Суханов В.Д. ОАО <Гипротрубопровод>. Ответ: <Презентация проекта прошла в апреле текущего года>. Гомбоев Б.О. Байкальский объединенный институт природопользования (БОИП) СО РАН. Вопрос: <Является ли южный вариант альтернативой северному?>. Суханов В.Д. ОАО <Гипротрубопровод>. Ответ: <Нет, это два самостоятельных проекта>. Аносова Г.Б. Байкальский центр общественной экологической экспертизы. Вопрос: <Хватит ли запасов нефти? Будут ли ее покупать, если на подходе нефть Сахалина? Будет ли ответвление на Китай? Как Вы можете прокомментировать высказывание Михаила Ходорковского в <АиФ> о несостоятельности Вашего проекта?>. Суханов В.Д. ОАО <Гипротрубопровод>. Ответ: <Потребность большая, в том числе открытый американский рынок. Ответвление на Китай не планируется. Такого господина не знаю, точнее знаю, но с его высказываниями не знаком. Еще раз повторяю, что эти два проекта самостоятельны и не являются альтернативными.Если все же говорить о достоинствах нашего проекта, то хотелось бы отметить более низкие эксплутационные затраты и тарифы на перекачку нефти, поскольку в нашем проекте нефтепровод находится ближе к разрабатываемым месторождениям нефти Восточной Сибири>. Ламажапов С.Н. Народный Хурал Республики Бурятия. Вопрос: <Будут ли задействованы бюджеты Бурятии и России?>. Суханов В.Д. ОАО <Гипротрубопровод>. Ответ: <Строительство будет осуществляться за счет привлечения кредитов, возврат - за счет оборотных средств кампании. Бюджеты задействованы не будут>. Реплика Белоголовова В.Ф., БРО по Байкалу. <Вы только что нам показали видеоролик, где В.В.Путин сказал: <Мы истратили на строительство Балтийской трубопроводной системы 500 млн. долларов (строительство БТС осуществляло ОАО <АК <Транснефть>)>. Он что у Вас работает или все-таки это были бюджетные деньги?>. Суханов В.Д. ОАО <Гипротрубопровод>. Ответ: <Давайте не будем обсуждать высказывания Президента>. Белоголовов В.Ф. БРО по Байкалу. Вопрос: <Предусмотрена ли государственная экологическая экспертиза представленных материалов проекта?>. Суханов В.Д. ОАО <Гипротрубопровод>. Ответ: <Участие государственной экологической экспертизы предусмотрено законом>. Шапхаев С.Г. Директор БРО по Байкалу. Вопрос: <По представленным картографическим материалам проект трассы проходит по Байкальскому Участку Всемирного Природного Наследия>, как проектировщики оценивают этот факт?>. Выркин В.Ф. Институт географии СО РАН, г. Иркутск. Ответ: <Нами подготовлен дополнительный вариант трассы, который проходит в обход данного участка, что увеличивает его длину на 90 км>. Татьков Г.И. Геологический институт СО РАН. Вопрос: <Как ознакомиться с техническими условиями проекта?>. Суханов В.Д. ОАО <Гипротрубопровод> Ответ: <В течении 30 дней по вашей заявке Вам будет предоставлен интересующий материал>. Идымов Д.Ж. Минстрой и ЖКХ РБ Вопрос: <Согласовывается ли прохождение трассы по Участку Всемирного Наследия с международными организациями?>. Лбов А.В. Представитель комитета природных ресурсов по РБ МПР РФ. Ответ: <Границы участка точно не определены>. Лбов А.В. Вопрос: <Срок эксплуатации трубопровода? Затраты на рекультивацию?>. Суханов В.Д. ОАО <Гипротрубопровод>. Ответ: <Срок эксплуатации не определен. Обычно он составляет 35 лет. Затраты на рекультивацию учтены в полном объеме>. Бадмаев Т.Е. Корреспондент. Вопрос: <Площади изымаемых земель? Площади рекультивируемых земель?>. Суханов В.Д. ОАО <Гипротрубопровод>. Ответ: <Изымаемых земель нет. Полоса временного отвода 39 метров, за исключением наземных сооружений (насосные станции, узловые задвижки), которые отводятся в постоянное пользование>. Выступавшие представители научных учреждений СО РАН, большинство из которых задействовано в южном варианте проекта <НК ЮКОС>, обрушились с жесткой критикой северного варианта. Поскольку, по их собственному признанию, возможности детально ознакомиться с предпроектными материалами <Транснефти> они не имели, можно с большой долей вероятности предположить, что все отмеченные недостатки были по аналогии позаимствованы в хорошо знакомом им южном варианте трассы. Нимажап Бадмаев из Института общей и экспериментальной биологии СО РАН подчеркнул, что большая часть трассы проектируется через участки вечной мерзлоты, которая носит островной характер и с течением времени меняет свои параметры, что в сочетании с высокой сейсмичностью и высокогорьем существенно повышает риски аварийных ситуаций. Арнольд Тулохонов, директор БОИП СО РАН помимо проблем с островной мерзлотой был озабочен тем обстоятельством , что трасса будет пересекать бассейн реки Верхняя Ангара, третьего по величине притока Байкала, и в случае утечек нефти мы можем лишиться гигантского экспортного потенциала байкальской питьевой воды. Он заявил, что его институт подготовил проект создания национального парка в устье Верхней Ангары на севере Байкала и призвал Правительства РБ и РФ путем экспертных оценок и моделирования определиться где лучше строить трассу: по северу или по югу. В заключении Арнольд Кириллович не забыл упомянуть, что выполнение проекта с точки зрения финансовых и технических возможностей в условиях Республики Бурятия нереально. В процессе выступлений и обсуждений представителями НПО было зачитано Обращение (см. Приложение) в адрес Президента РБ Потапова Л.В. и руководства кампании <Транснефть>, в котором предлагалось ввиду нарушений нескольких пунктов известного Положения об ОВОС от 16 мая 2000г.с. общественные слушания признать несостоявшимися и провести их в соответствии с установленным законодательством, т.е. через месяц после подачи первого объявления в СМИ. В.Д.Суханов заявил, что не признает действие Положения и руководствуется исключительно федеральным законом <Об экологической экспертизе>. После непродолжительных дебатов собрание завершилось без обсуждения и принятия какого-либо решения. Однако, после настойчивых напоминаний со стороны представителей неправительственных организаций Владимир Суханов предложил встретиться для обсуждения текста Протокола и его подписания со всеми заинтересованными лицами в 17 часов в помещении общественной приемной гостиницы <Бурятия>. На том и порешили. Вечер и утро следующего дня прошли в напряженных переговорах, в процессе которых выяснилось, что Протокол содержал в своей постановляющей части два вывода с <одобрямс> проекта, которые никем не озвучивались и не обсуждались во время собрания, в качестве участников были записаны представители органов местного самоуправления Северобайкальского района, которые на собрание приехать не смогли из-за задержки авиарейса. Но самое главное, представители <Транснефти> наотрез отказались вносить в текст Протокола пункт о Предмете разногласий между заказчиком и общественностью по вопросу нарушений процедуры общественных слушаний, регламентируемой уже упоминавшимся Положением об ОВОС. В конце концов переговоры завершились в кабинете представителя Правительства РБ Баранникова В.Г. устным обещанием представителя <Транснефти> Владимира Андрющенко поместить объявление в официальном органе исполнительной власти газете <Бурятия> о проведении общественных слушаний 30 августа 2002 г. в строгом соответствии с законом. После чего Владимир Баранников, представители НПО и заинтересованные граждане, в числе которых оказались и представители <НК ЮКОС>, подписали Протокол, причем Предмет разногласий между заказчиком и общественностью был зафиксирован тут же рукописным способом авторучкой <вручную>. Тексты Протокола и Обращения приводятся ниже. Спустя неделю 14 августа 2002г. объявление в газете <Бурятия> действительно вышло, но в нем говорилось о продолжении сбора предложений и замечаний по проекту, а не о новых общественных слушаниях. Таким образом, представители кампании <Транснефть> в очередной раз продемонстрировали не только полное пренебрежение российскими законами, но и элементарное неуважение к своим собственным обещаниям. Но нет худа без добра. После слушаний газеты Бурятии как будто прорвало, все они дотоле писавшие исключительно о финансово-экономических выгодах трубы за одну ночь <позеленели> и стали писать об экологических последствиях транзита нефти через территорию республики прямо-таки взахлеб, много внимания уделяется также процедурным правовым вопросам проведения общественных слушаний. Объясняется произошедшая метаморфоза по словам журналистов исключительно <рыночными> причинами: <НК ЮКОС> заключил Соглашение практически со всеми ведущими пишущими и говорящими СМИ Бурятии, в котором есть маленький пунктик о лояльности, а неповоротливая <АК>Транснефть> такого Соглашения заключить не успела. Масштабный характер проекта <Транснефти> и правовая <упертость> сотрудников кампании,многие из которых ранее много лет проработали в структуре почившей в бозе Госкомэкологии РФ, заставляют региональные НПО Сибири и Дальнего Востока искать более эффективные формы координации своей деятельности. Виртуальная пока <труба> нас объединяет. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРОТОКОЛ общественных слушаний по рассмотрению материалов <Обоснования инвестиций в строительство нефтепровода для поставки российской нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона>, г.Улан-Удэ 7 августа 2002 г. Общественные слушания организованы: * Правительством Республики Бурятия; * ОАО <АК <Транснефть>; * ОАО <Транссибнефть>; * ОАО <Гипротрубопровод>; * 000 <ЦУП <Стройнефть>; Администрациями муниципальных образований: * Северобайкальского района; * Муйского района. Информация о проведении общественных слушаний доведена до сведения общественности через средства массовой информации: газета <Правда Бурятии>, газета <Информ Полис>, Государственное телевидение Республики Бурятия. Выступили: Баранников В.Г. - 1-й зам. министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия. Суханов В.Д. - руководитель проекта. Основные положения <Обоснования инвестиций в строительство нефтепровода для поставки российской нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона>. Демонстрация видеоматериалов. В прениях приняли участие представители многих общественных экологических организаций, контролирующих природоохранных органов, ученые, специалисты, жители Республики Бурятия. Участники общественных слушаний, заслушав и обсудив выступления, пришли к следующим выводам: 1. Принять за основу представленный на обсуждение общественности предварительный ОВОС на стадии обоснования инвестиций в строительство нефтепровода для поставки российской нефти в страны АТР и согласиться с необходимостью продолжения проектных работ. 2. Рекомендовать ОАО <АК <Транснефть> при разработке ТЭО строительства нефтепровода в страны АТР учесть предложения участников общественных слушаний, рекомендации граждан и общественных организаций по обеспечению, максимальной экологической безопасности данного проекта и продолжить взаимодействие с экологической общественностью Республики Бурятия. Приложение: 1. Список участвующих организаций и физических лиц на _2_листах; 2. Вопросы, мнения, ответы, предложения, прозвучавшие на общественных слушаниях на 4 листах. Председатель: 1-ый Заместитель министра строительства и коммунального хозяйства Республики Бурятия В.Г.Баранников Секретарь Ведущий специалист В.В.Качина Минстрой ЖКХ РБ Директор Бурятского регионального С.Г.Шапхаев объединения по Байкалу С Протоколом ознакомлен, предмет разногласий между заказчиком и нашей общественной организацией сформулирован в Приложении 2 (коллективное обращение <О нарушении закона при проведении общественных слушаний>) <За устойчивое развитие> (<АУРА>) С.Б. Ванчикова С протоколом ознакомлена, поддерживаю позицию БРО по Байкалу. Директор Байкальского центра общественной экологической экспертизы Г.Б. Аносова С протоколом ознакомлена, предмет разногласий сформулирован в Приложении 2 Т.М. Халтагарова С протоколом ознакомлена, предмет разногласий: несогласие с реализацией проекта в связи с био- и физическими рисками Л.М.Будкевич С Протоколом ознакомлена, разделяю позицию БРО по Байкалу А.Б.Эмдэйн Поддерживаю предложение о проведении общественного обсуждения по установленной норме Б.О.Гомбоев Поддерживаю предмет разногласий, сформулированный в Приложении 2 Замечание Выводы, содержащиеся в результирующей части Протокола, на собрании не представлялись и не обсуждались и, следовательно, не являются легитимными. От БРО по Байкалу Шапхаев С.Г. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Президенту ОАО <Транснефть> Вайншток С.М. Президенту Республики Бурятия Потапову Л.В. О нарушении закона при проведении общественных слушаний Как нам стало известно, в ряде субъектов федерации в течение прошедшей и в начале этой недели организовывались общественные слушания по вопросу экологической безопасности строительства нефтепровода по транспортировке нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Так, например, 30 июля слушания проводились в Приморском крае - в г.Владивостоке, 3 августа - в г.Хабаровске, 5 августа - в г.Благовещенске, на 7 августа они назначены в г.Улан-Удэ. Согласно Положению <Об оценке воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ>, утвержденному приказом Госкомитета РФ по охране окружающей среды от 16.05.2000 г. No 372 участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения ОВОС, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством. Мы отмечаем, что слушания в указанных субъектах РФ были организованы с нарушением законодательства. Это касается прежде всего информирования общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и привлечения к процессу проведения ОВОС, начиная с подготовки технического задания (п.2.5 Положения). Процедура информирования подробно отражена в разделе IV указанного Положения и предполагает предоставление информации о сроках и месте доступности соответствующих материалов для ознакомления не позднее, чем за 30 дней до проведения общественных слушаний. При этом именно заказчик обязан предоставить всем участникам процесса ОВОС возможность своевременного получения полной и достоверной информации. Однако, в нарушение существующего законодательства в Приморском и Хабаровском краях, Амурской области и Республике Бурятия информация о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов ОВОС, о дате и месте проведения общественных слушаний не была опубликована в указанных законом СМИ (п.3.1.1 Положения) и в установленные законом сроки (пункт 4.8 Положения). Сроки представления общественности предварительного варианта материалов ОВОС для ознакомления и представления замечаний также были грубо нарушены (п.4.10 Положения). Учитывая вышесказанное, мы считаем такую практику недопустимой, а общественные слушания в вышеперечисленных субъектах федерации, включая Республику Бурятия, несостоявшимися. Предлагаем вам организовать и провести общественные обсуждения в соответствии с действующим законодательством. Просим считать это письмо официальным обращением, ответ на которое просим направить по адресу: 670013, г.Улан-Удэ, ул. Ключевская 40 <А>, Шапхаеву Сергею Герасимовичу. От общественной организации Клуб <ФИРН> Санданова Л. Т. От общественной организации <Бурятское региональное объединение по Байкалу> Шапхаев С.Г. От общественной организации <За устойчивое развитие> (<АУРА>) Федорова И.И. Подготовлено Шапхаевым С.Г., Байкальский центр общественных экологических экспертиз, г.Улан-Удэ, shap@esstu.ru, 19 августа 2002 г.