Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 537, 9 ноября 2001
                                        Право на безъядерную жизнь

      РОССИЯ: КАКИЕ ЯДЕРНЫЕ ОТХОДЫ СТРАШНЕЕ - ЧУЖИЕ ИЛИ СВОИ?

    ЧУЖИЕ

    "МОБИЛЬНЫЙ ЧЕРНОБЫЛЬ" ПЕРЕСЕК ГРАНИЦУ РОССИИ И НАПРАВЛЯЛСЯ
     К МЕСТУ СЕГОДНЯШНЕЙ АВАРИИ НА ТРАНССИБЕ

    Эшелон с ядерными отходами из Болгарии, двигающийся в сторону
Красноярска, мог находиться рядом с местом сегодняшней катастрофы на
Транссибирской магистрали, однако МЧС об этом ничего не знает
    Сегодняшняя катастрофа на Транссибирской магистрали вызывает
новые вопросы о безопасности транспортировки ядерных отходов по
территории этой железной дороги, считают экологические активисты. В
конце прошлой недели поезд, перевозящий 41 тонну отработавшего ядерного
топлива с болгарской АЭС Козлодуи в хранилище Красноярска-26, пересек
границу России и Украины, однако его настоящее местонахождение
неизвестно. За прием этих отходов Минатом России рассчитывает получить
около 25,5 миллионов долларов.
    24 октября "зеленые" шести городов, расположенных на Транссибе, провели
акции протеста против ввоза ядерных отходов, апеллируя к тому, что уровень
безопасности при ядерных перевозках по российским ж/д магистралям является
чрезвычайно низким. К сожалению, трагические события последней ночи в
Сибири, когда 14 вагонов сошло с рельсов и около 350 метров полотна было
повреждено, подтверждают опасения "зеленых". Более того, секретность и
отсутствие координации между ответственными ведомствами делают опасность
ядерных перевозок еще более серьезной.
    "Мы попытались выяснить, где именно находился поезд прошедшей ночью
и не пострадал ли он в результате аварии на Транссибе, однако компетентные
органы заявили, что не имеют никакой информации об этом, - говорит Владимир
Сливяк, сопредседатель антиядерной группы "Экозащита!". - Поезд вполне
успел бы доехать до Кемеровской области, где произошло крушение
неизвестного состава прошедшей ночью. В тоже время ядерные отходы могли
задержаться на границе при оформлении различных проездных документов", -
добавляет он.
    В июне 2001 года власти России приняли решение изменить "Закон об охране
окружающей среды" с целью импортировать 20 тысяч тонн высоко радиоактивных
отходов (отработавшего ядерного топлива) для хранения или переработки.
Вместе с тем Минатом уже успел отказаться от своих слов о том, что бюджет
РФ получит в результате этой операции 20 миллиардов долл.
    "Секретность, которой российские власти окружают  ядерные перевозки,
играет сомнительную роль в вопросах повышения уровня их безопасности, и
заставляет задуматься об истинных ее причинах. В настоящий момент
компетентные органы не могут сообщить ничего о том, что произошло с
поездом - и это вызывает серьезную обеспокоенность населения и властей
регионов, расположенных вдоль основных российских ж/д магистралей. В тоже
время, для настоящих террористов не представляет больших трудностей
отследить медленное движение поезда с ядерными отходами, так как
возможных маршрутов его прохождения не много, а выглядит он отлично
от всех остальных составов, - говорит Алиса Никулина, координатор
Антиядерной кампании Социально-Экологического Союза. - Российские
власти должны адаптировать западный опыт, где население информируют о
прохождении опасных грузов. Люди имеют право знать, какой опасности
они подвергаются".
        SEU CCI Press-service, seupress@mtu-net.ru, 8 ноября 2001 г.


    СВОИ

    ЗАЯВЛЕНИЕ О НЕЗАКОННОМ РАДИОАКТИВНОМ БИЗНЕСЕ НА БЕРЕГУ
    БАЛТИЙСКОГО МОРЯ.

    16 октября 2001 года в город Сосновый Бор Ленинградской области
нелегально поступило 20 тонн радиоактивного металла из Удмуртии.
Максимальный уровень гама-фона на поверхности железнодорожного
вагона в 1000 раз превышал естественный фон.
    Вагон и контейнеры не имели необходимой в таких случаях маркировки -
знаков радиоактивности и находились рядом с пассажирской платформой.
    Такие поставки радиоактивных металлических отходов стали регулярными
для частной компании ЭКОМЕТ-С, незаконно построенной и начавшей работать
в 2001 году на территории Ленинградской АЭС.
     ДАННАЯ СИТУАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ГРУБЫМ НАРУШЕНИЕМ ЗАКОНА РФ ОБ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ:
 * НЕ ПРОВЕДЕНА государственная экологическая экспертиза федерального
  уровня для транспортировки радиоактивного металла, переплавки
  на ЭКОМЕТ-С, продажи металла как "чистого продукта".
  Экологическая экспертиза должна проводиться до принятия решения о
  реализации объекта экспертизы (статья 3 Закона);
 * НЕ ОБЕСПЕЧИВАЛСЯ принцип учета общественного мнения, участия
  общественных организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  в процессе принятия решений по реализации Проекта (ст.3 Закона).
 * НЕ ПРОИНФОРМИРОВАНЫ сопредельные страны (Эстония, Финляндия) об Оценке
  Воздействия на Окружающую Среду Проекта, что является нарушением
  КОНВЕНЦИИ ОБ ОЦЕННКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В ТРАНСГРАНИЧНОМ
  КОНТЕКСТЕ (статья 2, п.п.3, 4 Конвенции, добавление 1.)
    ЭКОМЕТ-С нелегально переплавил тысячи тонн радиоактивного лома с
Ленинградской АЭС, а также 150 тонн отходов из с (Чепецкого механического
завода) (г. Глазов, Удмуртская республика, Поволжье).
    Распоряжением 319-Р от 13 октября 2000 года г-н В.Б.Иванов, Первый
Заместитель Министра Атомной Энергии России рекомендовал руководителям
предприятий МАЯК (г.Челябинск), АНГАРСКИЙ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ
(г.Ангарск), СИБИРСКИЙ ХИМКОМБИНАТ (г.Томск), ЧЕПЕЦКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ
ЗАВОД (г.Глазов, Удмуртия), и другим предприятиям Министерства заключить
договоры для  переплавки радиоактивных металлических отходов на
предприятии (ЭКОМЕТ-С).
    Таким образом, берег Балтийского моря и "закрытая зона" ядерного
комплекса Соснового Бора (территория Ленинградской АЭС) стали доступными
для нелегального радиоактивного бизнеса в масштабах Российской Федерации.
    Имеются научные публикации о генетических нарушениях на соснах в районе
размещения ЭКОМЕТ-С и в городе Сосновый Бор.
Нелегальность поставок радиоактивного металла, его переплавка, продажа
металлических слитков приводят к распространению радиоактивности не
только внутри России, но и в другие страны.
    Отсутствие контроля со стороны государственных органов за  поставками
грузов частной компании ЭКОМЕТ-С, находящейся на территории ЛЕНИНГРАДСКОЙ
АЭС может быть использовано для проведения террористических актов на
хранилище жидких радиоактивных отходов Ленинградской АЭС.
    Таким образом, государственные структуры Российской Федерации, и
власти всех уровней, содержащиеся на деньги налогоплательщиков, не
обеспечивают безопасность Среды Обитания и жителей Балтийского региона.
    Попустительство властей и контролирующих органов возможно является
проявлением их личного интереса в этом сомнительном бизнесе.
    ЗЕЛЕНЫЙ МИР ТРЕБУЕТ:
Министерству Здравоохранения РФ (Центру Санитарно-Эпидимиологического
Надзора No.38), Госатомнадзору России (Северо-Европейскому
Межрегиональному Территориальному Органу Госатомнадзора (СЕМТОГАН)
России), Министерству Природных Ресурсов РФ и уполномоченным местным
органам:
 * НЕМЕДЛЕННО ОСТАНОВИТЬ незаконный процесс переплавки радиоактивного
   металла;
 * ОПЕЧАТАТЬ ОБОРУДОВАНИЕ ЭКОМЕТ-С;
 * ОТПРАВИТЬ ОБРАТНО в г. Глазов адиоактивный металл, незаконно поступивший
   на ЭКОМЕТ-С;
 * ЗАПРЕТИТЬ НЕЗАКОННЫЕ ПОСТАВКИ на берег Балтики (на ЭКОМЕТ-С)
   радиоактивного металла из других регионов России.
    ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЕ РФ инициировать проверку ЗАО "ЭКОМЕТ-С",
работающего без проведения государственной экологической экспертизы и при
необходимости возбудить уголовное дело по фактам незаконной поставки,
переплавки  радиоактивных отходов, продажи металла и возможного нанесения
вреда здоровью персоналу ЭКОМЕТ-С, а также, работникам хранилища жидких
радиоактивных отходов ЛАЭС, находящихся под воздействием выбросов этого
предприятия.
    ЗЕЛЕНЫЙ МИР ПРЕДЛАГАЕТ:
Законодательным собраниям Санкт-Петербурга, Ленинградской области:
 * ПРОВЕСТИ СЛУШАНЬЯ с участием заинтересованной общественности по фактам
  незаконной деятельности ЭКОМЕТ-С, попустительстве этой деятельности со
  стороны исполнительной власти и государственных контролирующих органов;
 * ИНИЦИИРОВАТЬ ПРОВЕДЕНИЕ с участием заинтересованной общественности
  конкурса проектов решения проблемы радиоактивных отходов для северо-
  западного региона России;
 * ПРВЕСТИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНЬЯ и государственную Экологическую Экспертизу
  проекта-победителя конкурса.
    ЗЕЛЕНЫЙ МИР ПРИЗЫВАЕТ: Общественные организации поддержать настоящее
ЗАЯВЛЕНИЕ.
    Председатель Совета Зеленого Мира         Олег Бодров
    Сосновый Бор-Санкт-Петербург, 1 ноября 2001 года

    Источник: Oleg Bodrov, NGO  Green World",
              bodrov@OB1628.spb.edu, 7 ноября 2001 г.

Перейти к началу страницы