Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 532, 4 ноября 2001
                                      Право на ответственную армию

               В РОССИЙСКОЙ АРМИИ ЗАВЕЛИ "ЭКОЛОГОВ"
                     (и, похоже, напрасно)

    ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

    ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ - анализ ситуации на примере
района падения ступеней ракет в Алтайском заповеднике
    ... Федеральный Алтайский государственный природный заповедник
(АГПЗ), расположенный в восточной части Республики Алтай, имеет площадь
881,2 тыс. га (или 8812 кв. км) - уникальная экосистема с выдающимся
биоразнообразием и множеством видов живой природы, занесенных в Красную
книгу, - давно и упорно подвергается ракетно-космическим атакам. На его
территории, примыкающей к южной части знаменитого и уникального Телецкого
озера (в нашей стране - второго после Байкала по величине и ценности водных
ресурсов), существует район падения (РП) No 326. Он имеет форму эллипса
... площадью 5181 кв. км., из которых больше половины - 3281 кв. км
расположены на территории заповедника (угодья Белинского лесничества в
пределах Улаганского района Республики Алтай) - используется для вторых
ступеней ракет-носителей (РН) "Протон" и других ракет, запускаемых с
космодрома Байконур.
    В 1965-2000 гг. запустили более 270 (!) "Протонов". Только за 1974-1996
гг. отработавшие 2-е ступени этих ракет (масса конструкции ступени -
около 12 тонн металла) с невырабатываемыми ядовитыми остатками топлива
(горючее - несимметричный диметилгидразин (НДМГ), т.е. гептил, супертоксикант
1-го класса опасности, - его остается 500-800 кг, и окислитель - азотная
кислота или азотный тетраксид, - остаток 1000-1600 кг) почти 120 раз
прилетали в РП No 326. При этом с неба "свалилось" около 1400 т
металлических обломков, половина этого мусора упала в заповедник.
    Процесс продолжается: ежегодно РП "получает" в среднем по 10 таких
"подарков". Причем фрагменты ступеней часто вылетают за пределы границ
РП, известны случаи их падения в акваторию южной части Телецкого озера.
    ... Размещение РП на территории федерального заповедника противоречит
множеству российских и международных законодательных актов, прежде всего
законам "Об охране окружающей природной среды" (1991 г.) "Об особо
охраняемых природных территориях (ООПТ)" (1995 г.), "Об экологической
экспертизе" (1995 г.).
    Территория заповедника не может использоваться для ведения подобной
деятельности: она несовместима с его статусом, задачами, установленным
режимом. Район падения ступеней ракет в Алтайском заповеднике - грубейшее
нарушение экологического законодательства. Согласно закону России об ООПТ
особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра,
растительный и животный мир), расположенные на территории государственных
природных заповедников, полностью изымаются из хозяйственного пользования
(ст. 6), в заповеднике запрещается любая деятельность, противоречащая его
задачам и режиму особой охраны территории (ст. 9). Однако в Алтайском
заповеднике 3281 из 8812 кв. км, т.е. свыше 1/3 (!) территории (точнее -
37%) используется под свалку отходов ракетно-космической деятельности -
металлического мусора и токсичных ядовитых остатков ракетного топлива.
Кроме того, падение раскаленных ступеней ракет с остатками топлива на
лес и другой растительный покров нередко вызывает взрывы и пожары
(наиболее масштабный и задокументированный случай произошел 10.9.1998 г.
в результате аварии РН "Зенит": было зафиксировано несколько очагов
возгорания общей площадью 2200 га).
    Конечно, мы имеем дело со сложной унаследованной ситуацией, которая
сложилась несколько десятилетий назад (еще в 50-е годы), когда в интересах
обороны и безопасности СССР начались создание, отработка, испытания
ракет-носителей, потом запуски космических объектов военного и другого
назначения. Заметим, что космическая деятельность началась в разгар
"холодной войны" в "древнюю" доэкологическую эпоху, при фактическом
отсутствии космического и экологического законодательства,
профессионалов-экологов, экологической общественности и
экологического сознания.
    Ситуация с Алтайским заповедником исторически осложнена и запутана:
образованный в 1932 году, он дважды закрывался (в 1951-1957 гг. и в
1961-1967 гг.), т.е. статус этой территории и ее границы несколько раз
менялись. Заповедник упраздняли, затем вновь восстанавливали, а в
современных границах он существует с 1981 г. И даже когда в мире, СССР,
затем и в России появилось экологическое право, данная территория
активно и противоправно продолжала и продолжает использоваться под РП.
Самый большой парадокс даже не в наличии РП, а в том, что никто и ни разу
с 1991 года, а тем более с 1995 года - ни прокуратура, ни специально
уполномоченные органы охраны природы, ни организации и граждане нашей
страны, прежде всего Республики Алтай, - не опротестовал в суде и не
остановил этот экологический беспредел, хотя все об этом знают и обсуждают
эту идиотскую (иначе не назовешь!) ситуацию. Вот такой наш общий диагноз:
полное бездействие экологического права, государства, общества и его
граждан в абсолютно прозрачной и однозначной ситуации.
    Но ведь ракеты летают и падают туда не сами: множество политиков,
чиновников и тысячи специалистов ракетно-космической отрасли (военных
и гражданских) фактически заинтересованы в таком положении дел, активно
заняты в этом процессе, получают за это деньги и этим живут, реализуя
свои высокие цели и соответствующие интересы (общечеловеческие,
национальные, корпоративные и личные). И падают ступени ракет "Протон" в
заповедник не виртуально, а вполне реально, конкретно и регулярно. И
при этом грубо нарушают режим заповедника. И оказывают разрушительное
воздействие на природную среду. И загрязняют территорию заповедника
трансгранично и незаконно перемещаемыми опасными отходами, т.е. фактически
создав и активно используя несанкционированную свалку мусора на особо
охраняемой территории. Все это напрямую и косвенно создает угрозу для
жизни и здоровья людей, особенно малых народов Республики Алтай,
проживающих в зоне этих воздействий.
    Это и есть абсолютный антиэкологический беспредел, организованный и
осуществляемый государством в лице его федеральных специально
уполномоченных органов в сфере ракетно-космической деятельности. При
этом соответствующие ракетно-космические ведомства (Российское
авиационно-космическое агентство и Ракетные войска стратегического
назначения Министерства обороны России) пытаются убедить самих себя и всех
остальных в том, что сложившаяся ситуация является нормальной и находится
под контролем в результате соответствующего мониторинга. Несколько лет
ведомства ведут активную борьбу за чистоту своего мундира и обоснования
возможности продолжения этого беспредела, пытаясь доказать отсутствие
ущерба для природы, жизни и здоровья людей местным природоохранным
органам, специалистам лабораторий санитарно-эпидемиологического
контроля, независимым экологам и экологической общественности. При этом
ракетно-космические ведомства, апеллируя к заключениям нанятых ими
специалистов (в том числе с географического факультета МГУ), пытаются
убедить всех, что в многочисленных случаях проявления медицинских
патологий, специфических заболеваниях и смерти людей повинны не ракеты, а
совсем другие факторы...
    Проблема изначально носит правовой характер и может и должна быть
решена правовыми средствами, а именно: приведением ракетно-космической
деятельности в полное соответствие с известными требованиями российского
экологического законодательства. При этом мониторинг здоровья людей и
природной среды, профессиональные экологические исследования являются хотя
и важным, но всего лишь инструментом контроля. Есть серьезные основания
считать, что статус заповедника после 1967 г. использовался и продолжает
использоваться, в нарушение законодательства, не в природоохранных целях,
а в целях сокрытия от общественности реальных негативных воздействий и
последствий ракетно-космической активности в этом районе.
    Реалистично оценивая ситуацию, следует признать, что у нас есть только
один - исключительно правовой путь ее разрешения: закрытие, ликвидация
данного РП, с последующей рекультивацией данной территории. Это требует
соответствующего периода времени для проведения работ по перемещению РП
за пределы Алтайского заповедника (скажем, один год). Известно, что такие
мероприятия готовятся, но что-то уж очень неспешно. Да и в соседней
Республике Хакасия (восточнее нынешнего РП No 326) возникнут новые
проблемы: там ведь не космический вакуум, а тоже живая природа. Кроме
того, существуют опасения, что новый РП будет "цеплять" северо-восточную
часть Алтайского заповедника, которая раньше не обстреливалась ракетами.
К тому же есть и конфликтные экономические интересы (в виде компенсации
за использование РП и наносимый ущерб).
    С тех пор, как появился РП, много упало ракет и утекло воды, но
проблема становится все сложнее. Благодаря инициативе и усилиям
экологической общественности, профессионалов-экологов и властей
Республики Алтай, в 1998 г. территория Алтайского заповедника объявлена
ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия под названием "Алтай-Золотые горы".
Торжественное вручение соответствующих документов состоялось 2 июля 1999 г.
на 2-м Международном симпозиуме "Республика Алтай (Алтай-Золотые горы):
модели и механизмы устойчивого развития" в Горно-Алтайске - к великой
радости присутствовавших ученых и алтайского народа. Однако по-настоящему
торжествовать рано: всемирное признание уникальности этой земли, высокий
статус от ЮНЕСКО абсолютно не сочетаются с продолжающейся стрельбой
ракетами по уникальному природному объекту...
    Главный вывод очевиден. Он содержится в ответе на вопрос: имеем ли мы
нравственное, моральное и любое другое право говорить об устойчивом
развитии Республики Алтай и Алтае-Саянского региона, сохранении Всемирного
природного наследия, не разрешив сложнейшую унаследованную коллизию
экологической политики, права и реальной ракетно-космической деятельности
в связи с районом падения ступеней ракет на территории ООПТ - Алтайского
заповедника?
    Р.S. Кроме территории Алтайского заповедника район падения ступеней
ракет существует и в Зейском заповеднике в Амурской области (старт ракет
с нового космодрома "Свободный"). А недавно созданный Тигирекский
заповедник на юге Алтайского края частично совпал с уже действовавшим
районом падения ступеней ракет, запускаемых с Байконура.
        Сергей КРИЧЕВСКИЙ, кандидат технических наук, космонавт, член
Центра экологической политики России, координатор Программы "За
экологическую безопасность ракетно-космической деятельности"
                   "Зеленый мир", 2001, No 12-13

    ВЫЗОВ ГОСПОДИНУ С.КРИЧЕВСКОМУ

    ... Всех противников ракетно-космической деятельности объединяет
ничем не подтвержденная убежденность (искренняя или заказанная) в ее
катастрофических последствиях для окружающей природной среды, жизни и
здоровья населения. Для доказательности данного утверждения, наши
оппоненты не брезгуют никакими средствами...
    ... безумие доверять результатам исследований Алтайского регионального
института экологических систем, не имеющего государственного аттестата
аккредитации на проведение исследований по оценке влияния компонентов
ракетного топлива на состояние экосистем, жизни и здоровья населения.
    Возможность оценки качественного состояния экологической обстановки
на территориях полей падения отделяющихся частей ракет-носителей с
определением возможной взаимосвязи токсичных поллютантов, динамикой и
нозологией заболеваемости населения может быть выполнена только
специализированными (компетентными) организациями России. Компетентность
предусматривает не только формальное соответствие организаций требованиям
Госстандарта по аккредитации на выполнение химико-аналитических
исследований, сколько компетентность владения информацией специфического
характера по рецептуре, компонентам ракетного топлива, характеристикам
компонентов, их термодинамического распада и стабильности в компонентах
ОПС. Известно, что Алтайский региональный институт экологических систем к
выполнению подобных работ не только не допускался, но даже на то не
заявлял. Это означает, что данная организация не располагает ни
аттестованными государством специалистами, ни отвечающими государственным
стандартом помещениями, ни поверенной в установленном порядке аппаратурой,
ни занесенным в Государственный реестр методиками, необходимыми для
проведения работ, связанными с оценкой влияния ракетно-космической техники
на окружающую природную среду. Непонятна и просто оскорбительна оценка
господином С.Кричевским организаций, серьезно занимающихся проблемой
оценки влияния ракетно-космической деятельности на окружающую природную
среду. Из его слов однозначно следует, что Минобороны России заказывает
нужные для ведомства заключения авторитетнейших организаций.
    Да, Министерство обороны Российской Федерации, сознавая всю степень
ответственности перед населением, проживающим в районах ракетно-космической
деятельности и понимая необходимость сохранения уникальных экосистем данных
регионов, привлекает для оценки экологической опасности авторитетные
организации: Геологический институт РАН, Институт динамики геосфер РАН,
Геологический и Химический факультеты МГУ, НИИ Биофизики, НПО "Тайфун" и
другие не менее компетентные организации, которые в отличие от Алтайского
регионального института экологических систем имеют государственную
аккредитацию на проведение данных исследований. Подобные исследования
заказывали перечисленным организациям и Госкомэкология России, РКА России.
Только Управление начальника экологической безопасности Вооруженных Сил
Российской Федерации включило $ 300 тыс. на исследования экологической
опасности ракетно-космической деятельности и располагает колоссальным
объемом информации по данной проблеме. Настоящая информация открыто
опубликована и Минобороны России готово для публичного обсуждения
результатов исследований.
    На чем же основываются утверждения наших оппонентов о катастрофических
последствиях ракетно-космической деятельности? На аналитическом обзоре
"Экологическая опасность космической деятельности" Власова М.Н.,
Кричевского С.В. Но это несерьезно, любой мало-мальски подготовленный
специалист сможет надергать цитат и прокомментировать рассматриваемые
работы и сделать выводы, противоположные выводам, полученным
Г.Г.Власовым М.Н. и Кричевским С.В. Или на "предварительных результатах
экологического обследования районов падения No 326 до и после пуска РН
"Зенит" 10.09.98 г.", полученных не известно по какой методике?
Или на публицистике Господина В.М.Лупандина, доктора медицинских наук...
    За всю историю "независимых" экологических расследований ни одного
научного отчета, заключения, протокола проведения анализов, результатов
медицинского обследования и т.п. ни в прокуратуру, ни в специализированные
учреждения Академии наук, Минздрава, Росгидромета, Минобороны России не
поступало.
    Предложение
    "Самый большой парадокс даже не в наличии РП, а в том, что никто и ни
разу с 1991 года, а тем более с 1995 года - ни прокуратура, ни специально
уполномоченные органы охраны природы, ни организации и граждане нашей
страны, прежде всего Республика Алтай, не опротестовал в суде и не
остановил этот экологический беспредел, хотя все об этом знают и обсуждают
эту "идиотскую (иначе не на зовешь!) ситуацию", - негодует господин
С.Кричевский, хотя не понятно, кто мешает ему - Сергею Кричевскому, либо
Центру экологической политики России, который он представляет, обратиться
в суд? Мы предлагаем господину С.Кричевскому сделать это - и делимся с ним
опытом.
    Во-первых, из материалов, предъявляемых в суд, необходимо исключить
показания анонимных свидетелей, так как времена когда подобных показаний
было достаточно для расстрела или ссылки в лагеря, прошли. Во-вторых,
исключить показания лжесвидетелей, подобных ефрейтору В.Шульгину, так как
в суд будут представлены документы доказывающие то, что В.Шульгин анализов
воды на содержание гептила никогда не проводил, начальником Главного штаба
РВСН за спасение товарищей не поощрялся ("Новая газета" No 1 (645). И
вряд ли лжесвидетели согласятся поддержать С.Кричевского в суде, так как
ложь легко устанавливается и за нее могут наказать. В-третьих, исключить
цитирование сплетен, слухов, которыми густо заправлены все публикации
борцов за безопасность ракетно-космической деятельности. В-четвертых, не
приводить на процессе в качестве доказательств гипотезы и предположения,
это не доказательства, а версии, с которыми еще требуется работать.
В-пятых, исключить из состава доказательств заключения не аттестованных
организаций и специалистов. Со всем, что осталось, можно смело идти в суд.
Данное предложение просим господина С. Кричевского рассматривать как вызов.
Если для него, в прошлом офицера и блестящего летчика, понятие чести не
пустое слово, он ответит на этот вызов. Мы, с нашей стороны, обязуемся
оппонировать ему на процессе, представляя интересы ответчика, и придать
суду максимальную гласность.
    Честь имеем.
       Сергей БУХАРИН, кандидат физико-математических наук,
 заместитель начальника Экологического центра Минобороны России по науке
       Станислав КОЧЕМАСОВ, кандидат технических наук, доктор военных
наук, главный научный сотрудник Экологического центра Минобороны России
    Р.S. "По результатам анализа статистических данных о заболеваемости,
рождаемости и смертности, а также по результатам проведенного
медико-биологического обследования населения на территории Архангельской
области и Алтайского края, в наибольшей степени подверженных воздействию
КРТ, не выявлено отчетливых объективных признаков по классам болезней,
характеризующих воздействие токсичных КРТ на здоровье населения". Это -
из части V раздела 5 Государственного доклада "О состоянии окружающей
природной среды РФ в 1999 году".
    АВТОРЫ ЭТОГО ПИСЬМА: С.Бухарин - полковник запаса, окончил два
факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова,
имеет три высших образования: математик, физик, геофизик. С.Кочемасов -
генерал-полковник в отставке, окончил две академии, имеет четыре высших
образования, в течение 7 лет возглавлял Главный штаб ракетных войск
стратегического назначения.
                        "Зеленый мир", 2001, No 17-18

    УСЛУЖЛИВЫЙ "ЭКОЛОГ" ДЛЯ СТРАНЫ ОПАСНЕЕ ВРАГА
    ... гражданами С.Бухариным и С.Кочемасовым - сотрудниками Экоцентра
Минобороны, открыто изложена дремучая агрессивная антиэкологическая
позиция, которую газета, добросовестно и оперативно опубликовав их тексты,
сделала доступной для общества. Но в опубликованном тексте... граждан
Бухарина и Кочемасова содержатся и явная грубая ложь, и провокационные
высказывания, направленные на дискредитацию меня как профессионала и
реального оппонента. Выражаю им и редакции "ЗМ" свое возмущение и
протест...
    С 1992 года, когда в новой России была разрушена стена запретов и
секретности, началась публикация открытой информации о
социально-экологических проблемах и последствиях ракетно-космической
деятельности. Причем не только население, общественность, но и сами
профессионалы наконец-то смогли увидеть и осознать обратную и малоприятную
сторону ракетно-космической деятельности, узнать и осознать значительность
масштабов негативных экологических воздействий и последствий.
    Экологические проблемы военной деятельности я впервые осознал в июне
1985 года под Омском, на расследовании летного происшествия - катастрофы
упавшего на краю огромного поля, засеянного прекрасной элитной пшеницей,
тяжелого самолета-истребителя-перехватчика массой около 40 тонн, в котором
было около 10 тонн керосина...
    Вернемся к тексту моих оппонентов...
    Убежден, что космонавт - не только профессионал, но и абсолютно
трансграничный человек, который, по определению, проникает сквозь все
барьеры: пространственные, информационные, технические, междисциплинарные,
социальные, а вовсе не тот, кто "по указу" и без, везде и всегда улыбается
широкой улыбкой и только славит космонавтику и ракетно-космическую
деятельность. Поэтому свой долг и миссию вижу как трансграничный поиск и
трансляцию новой информации, важной для выживания России и человечества.
    Но дело вовсе не в космонавтах, а в необходимости целостного знания,
комплексного исследования и открытого обсуждения позитивной и негативной
экологической информации о космонавтике и ракетно-космической деятельности,
что предполагает взаимоуважение и готовность всех участников слышать и
обсуждать проблемы по существу, а не в рамках ведомственных интересов,
космической мифологии, борьбы за честь мундира и упорного поиска и
шельмования "внутренних врагов" космонавтики, ракетно-космической
деятельности и Родины, что, к сожалению, явно входит в моду в новых
условиях. С этим, а также с профессиональной экологической подготовкой
у моих оппонентов большие проблемы...
    ... защищая Родину, можно по-разному выполнять учебную или боевую
задачу: экологически безответственно и равнодушно относясь к родной живой
природе, или грамотно и бережно, щадя ее и минимизируя ущерб, при
одновременном полном и своевременном выполнении поставленной задачи. К
сожалению, в реальной военной деятельности существуют экологически
преступные приказы и осуществляются экологически преступные действия.
Корни их лежат в элементарной экологической безграмотности военнослужащих,
особенно командного состава. В современных условиях мало быть
самоотверженным воином и классным военным специалистом. Защищая Родину,
надо защищать ее народ и территорию (т.е. природу) не только от явного
внешнего врага, но прежде всего от собственной экологической дури. Иначе
врагу нечего будет делать: сами себя угробим, что и наблюдается в последнее
десятилетие отечественной истории. Что касается врагов Родины, космонавтики
и ракетно-космической деятельности, то скажу: услужливый "эколог" опаснее
врага. Особенно в современной России. Экоцентров - великое множество. В том
числе и вполне антиэкологических центров псевдоэкологической маскировки,
центров псевдоэкологического пиара и т.п.
    Теперь о главном. Граждане Бухарин и Кочемасов, заняв своим
"опровержением-вызовом" целую страницу уважаемой газеты, умудрились ничего
не сказать по существу важной проблемы, поднятой мною в статье... А
проблема состоит в том, что в нарушение национального и международного
экологического законодательства на территории ООПТ - Алтайского
государственного природного заповедника (АГПЗ), расположенного в Республике
Алтай Российской Федерации, много лет существует и активно используется при
осуществлении ракетно-космической деятельности район падения РП-326, куда
падают отработанные 2-е ступени ракет-носителей (гептиловых "Протонов" и
др.), запускаемых с космодрома Байконур.
    Поскольку наличие этой унаследованной сложной проблемы граждане Бухарин
и Кочемасов не отрицают, то вполне логично считать, что они полностью
согласились с ней и признали всю мою аргументацию и предложения,
направленные на ее скорейшее правовое решение. И за это спасибо.
Кратко об источниках экологической информации. Как следует из "вызова",
граждане-оппоненты в принципе не признают независимой экологической
информации. Видимо, несмотря на два-три высших образования у каждого из
них, образовательный, культурный и ментальный барьер признания этой
независимости для них пока непреодолим, что, на мой взгляд, неразрывно
связано с проблемой внутренней свободы (вернее, с проблемой ее отсутствия
у них). Известно, что официальная информация, как правило, запаздывает,
неполна и зачастую искажена. При всем уважении к госинформации, докладам,
аттестациям и аккредитациям считаю, что необходимо использовать несколько
источников информации, причем среди них должны обязательно быть независимые.
То же самое касается и исследовательских организаций и экспертов, с
независимостью которых у нас в России, и особенно у Минобороны, огромные
трудности. Посему оппоненты зря обвиняют меня в неуважении к авторитетным
организациям. Сотрудники этих организаций сами сетуют на применение
устаревших методов для оценки состояния экосистем в районах падения.
    Разве нормально, когда на Алтае - в районах, подверженных воздействию
ракетно-космической деятельности, крестьянин проверяет экобезопасность
травы на коже собственной руки, используя ее как биоиндикатор, прежде чем
дать этот корм корове? А по официальным данным - там все в порядке.
Так не пора ли моим оппонентам - сотрудникам Экоцентра Минобороны
России и другим военным и штатским коллегам выйти наконец-то из окопов
экологической войны с собственным народом и родной природой, войны с
"негосударевыми" экологами, с российскими "зелеными", и увидеть другой,
невоенный, мир, услышать другие мнения, понять проблемы и беды народа,
живущего на пораженных территориях?
    Что касается судебного иска, граждане оппоненты, не волнуйтесь - не
суетитесь: все будет гораздо проще, чем вы нарисовали в своем "вызове".
Вполне достаточно будет иска о грубых и систематических нарушениях Закона
РФ "Об ООПТ" (1995 г.) и Федерального закона "Об отходах производства и
потребления" (1998 г.) на территории Алтайского заповедника в ходе
ракетно-космической деятельности. Советую планово и спокойно заниматься
экологической подготовкой, уделяя особое внимание изучению Уголовного
кодекса России. Ждите: когда надо будет - вызовут. У судов очень много
работы, судебная реформа только началась. Тем более что в деятельности
Минобороны России есть много других экологических проблем и много других
тем для публичного обсуждения и авторитетного решения.
    СССР, Россия были пионерами в развитии ракетно-космической техники, в
освоении космического пространства. Однако в нашей стране в ходе ракетно-
космической деятельности впервые в мире были созданы запредельные
экологические нагрузки на природу и население, вследствие чего возникли
крупномасштабные загрязнения и другие вредные последствия. Россия первой
осознала региональную и глобальную экологическую опасность ракетно-
космической деятельности и имеет шанс первой приступить к активному
решению экологических проблем в национальном и международном масштабах.
Современная ракетно-космическая деятельность остро нуждается не в
защите от посягательств экологов, а в ускоренной экологизации, т.к.
существенно отстала в этом от других отраслей и сфер деятельности.
Предлагаю Минобороны России совместно с Росавиакосмосом и
неправительственными экологическими организациями разработать "Основы
национальной экологической политики России в сфере ракетно-космической
деятельности", что особенно актуально в связи с приближающейся
международной конференцией "Рио+10".
    ... Кадры решают все. Поэтому у меня остался только один вопрос: о
кадровой политике, реализуемой в Экоцентре Минобороны России, который,
по-видимому, как и Министерство обороны, существует на бюджетные средства,
т.е. деньги российских налогоплательщиков. Очень хочется мне с помощью
вышестоящих военных и других инстанций разобраться в этой ценной
экологической информации - о кадрах и бюджете данного Экоцентра. Уж больно
странные есть там сотрудники - с очень уж специфическим взглядом на
экологию, в чем каждый может убедиться, прочтя их "сочинения" в газете.
Или, замаскировавшись под экологов, они выполняют поставленную
антиэкологическую боевую задачу по обеспечению деятельности Вооруженных Сил?
     Офицер не бывает бывшим. А формы и способы защиты Отечества могут быть
разными. Я свой выбор сделал и убежден: моя деятельность полностью
соответствует Конституции Российской Федерации и ее экологическому
законодательству, направлена на обеспечение экологической безопасности
страны, сбережение народа и природы России. Честь имею.
     Подполковник запаса Военно-Воздушных Сил России
     Сергей КРИЧЕВСКИЙ, космонавт, эколог, кандидат технических наук
                      "Зеленый мир", 2001, No 21-22

Перейти к началу страницы