Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 522, 24 октября 2001
                                        Право на безъядерную жизнь


      КАЗАХСТАН: НОВЫЕ СОМНЕНИЯ В ПОЛЕЗНОСТИ ЯДЕРНЫХ ОТХОДОВ

    ФАБУЛА

    Великая ядерная держава десять лет назад
    и великая ядерная помойка сегодня

    19-20 октября 2001 г. состоялась Конференция "Ввоз и захоронение
радиоактивных отходов в Республике Казахстан: диалог Правительства и
гражданского общества", организованная ОБСЕ. Впервые с момента появления
этой проблемы за стол переговоров сели две противоположные стороны по
данному вопросу. На диалог были приглашены общественные организации,
представители политических партий, представители "Казатомпрома", как
бывший, так и нынешний президенты, депутаты Парламента, занимающие
положительную и резко отрицательную позиции по данной проблеме, а
также независимые эксперты.
    Несмотря на двухдневные переговоры, стороны так и не смогли прийти к
определенному общему мнению. Общественные организации не сумели убедить
"Казатомпром" и Владимира Котовича, депутата Мажилиса Парламента, одного
из инициаторов законопроекта, во вреде ввоза и захоронения чужих РАО, так
же как последние не смогли доказать необходимость ввоза импортных
радиоактивных отходов. Попытки рекламирования законопроекта
"Казатомпромом" были встречены сначала легким перешептыванием среди
общественных организаций, а затем и откровенным противостоянием с их
стороны. Единственно, в чем обе стороны пришли к единому общему мнению -
это то, что в Казахстане остро стоит экологическая проблема, связанная
радиоактивными отходами. Но методы решения этой проблемы стороны
предлагают разные.
    Гани Касымов, депутат Мажилиса Парламента: эту проблему спровоцировали
не общественные организации и не партии, а правительственные
государственные структуры. Без решения Министерства природных ресурсов и
охраны окружающей среды (МПРООС) этот законопроект не примут. Это
внутренняя проблема государства, и никто нам не поможет. Уже сейчас никто
не воспринимает нашу страну иначе, как радиоактивную помойку. Но это
недопустимо и этого не будет. Должна быть государственная программа по
ликвидации РАО. Этим вопросом должно заниматься государство, а не
акционерное общество (г-н Касымов особенно акцентировал внимание на том,
что "Казатомпром" является АО, и никак не может решать национальную
проблему такого масштаба). Есть государственный бюджет, через который и
надо действовать. Парламент должен ставить вопрос не о принятии или не
принятии законопроекта, а о том, где найти в государстве 1 млрд. 100 млн.
долларов.
    Владимир Котович, депутат Мажилиса Парламента: Я являюсь одним из
инициаторов законопроекта. Хотелось бы, чтобы в данном вопросе возобладало
здравомыслие (т.е., чтобы общественные организации, в конце концов, поняли
тщетность всех своих усилий, и перестали противостоять, согласившись с
необходимостью данного законопроекта, как для экономики, так и для
экологии Казахстана).  Есть две составляющие этого законопроекта:
 1) Наличие в Казахстане радиоэкологической опасности, брошенных шахт,
    карьеров, отвалов, урановых хвостохранилищ. И проблемы эти необходимо
    решать.
 2) Как нам очистить казахстанскую землю от той грязи, которая у нас есть,
    и на какие средства?
    Для решения этих проблем, по первому пункту, г-н Котович предлагает
определить 2-3 "помойных ведра", и уже туда везти все отходы. А для того,
чтобы "определить эти "помойные ведра", депутат считает, что необходимо
принять законопроект, разрешающий ввоз и захоронение РАО. Что касается
средств на очистку Казахстана от радиоактивного мусора, то депутат
официально заявил, что республика наша богата, деньги есть, но они все
воруются нашим государством. И у них, депутатов, не получается остановить
процесс разворовывания государственных денег. Если же мы найдем эти деньги
внутри государства (т.е. если депутатам удастся таки разоблачить и
"остановить" коррупциюв Правительстве и разворовывание государственных
богатств), то их, по мнению Владимира Котовича, необходимо передать
старикам, инвалидам, а не "зарывать деньги в землю". Для того, чтобы
произвести рекультивацию земли депутат предлагает найти другие деньги,
т.е. средства, вырученные с ввоза и захоронения "чужих" отходов.
    Депутаты в состоянии проследить за тем, чтобы эти деньги были
направлены не в бюджет и не "Казатомпрому", а имели целевое назначение:
рекультивация земель, решение социальных вопросов и проведение научных
исследований. Единственным возможным и оптимальным вариантом решения
вопроса захоронения собственных отходов г-н Котович видит принятие
законопроекта.
    Валерий Меньшиков, независимый эксперт из России: Россия приняла
законопроект только о ввозе и переработке отработанного ядерного топлива
(ОЯТ). То есть, Казахстан находится в менее выгодном положении, чем РФ.
Это очень сильно повлияет на имидж и инвестиционную политику государства.
Принимая данный законопроект, Казахстан превращается в мировую свалку
РАО, и его не будут воспринимать никак иначе. Российское правительство
потратило миллионы долларов только на то, чтобы провести информационную
кампанию и убедить население в выгодности законопроекта о ввозе и
переработке отработанного ядерного топлива, у Казахстана таких денег нет.
Непонятно, откуда взялись цифры, которые обнародовал "Казатомпром", потому
что в мировой практике еще не было государства, ввозящего чужие РАО
для захоронения.
    Мухтар Джакишев, бывший президент государственного агентства
"Казатомпром", вице-министр энергетики и минеральных ресурсов рассказал
участникам конференции историю возникновения идеи ввоза и захоронения
чужих РАО: Часто поднимают вопрос, почему мы так поздно заговорили о
существовании проблемы радиоактивных отходов в Казахстане. Потому что,
я узнал об этом поздно - за два месяца до моего заявления (иными словами,
судьба нашего государства решилась всего лишь в течение несколько месяцев).
Скандинавские экологи, которые проводили в Казахстане исследования, считают,
что Казахстан вообще не занимаемся экологическими проблемами, у него
просто нет на это денег. По нашим данным оказалось, что в 96-м году вся
работа по радиоактивным отходам в Казахстане прекратилась. Все находилось
на стадии первичной документации. Когда у меня появилась эта идея (она не
очень сложная, глядя на ту же Россию), я сам ходил по всем депутатам, и
давал им возможность задавать любые вопросы. (В итоге шесть депутатов
Парламента стали инициаторами этого законопроекта).
    У нас есть опыт работы с РАО, нет никаких технических проблем. За
пятьдесят лет атомный мир разработал четкие меры безопасности, существует
жесткий контроль. Проект рекультивации готов давно, он разрабатывался еще
в советские времена. Только нет толку от этих проектов, когда нет денег на
их реализацию. Идея ввоза - это моя личная гражданская позиция. Это
реальный путь очистки территории Казахстана от радиоактивных отходов. Эти
деньги "Казатомпрому" не нужны. "Казатомпром" никогда и не собирался
участвовать в процессе захоронения РАО. А процесс распределения денег можно
сделать абсолютно прозрачным. Если мы уже и этого не можем сделать, то нам
вообще всем нужно уходить из страны.
    Общественные организации и политические партии предлагали иные пути
поиска денег для решения этой проблемы, к примеру: использовать деньги
нефтегазового сектора; остановить коррупцию и провести
финансово-экономические реформы в стране. На что г-н Джакишев отвечал,
что нефтяные деньги не создают рабочие места, мы их просто похороним. И,
если общественные и неправительственные экологические организации
утверждают, что в Казахстане есть деньги, то пусть они их сами и ищут.
    Как выяснилось в ходе встречи, "Казатомпром" не имеет даже
технико-экономического обоснования проекта, и только начнет этим
заниматься, как пообещал г-н Джакишев, будучи уже не президентом
"Казатомпрома", а вице-министром энергетики и минеральных ресурсов.
    Кроме того, от общественных организаций прозвучало предложение о
проведении всенародного референдума. В России, несмотря на референдум и
то, что результаты были не в пользу Минатома, законопроект был принят
после трех слушаний. Г-н Джакишев высказался резко против проведения
референдума или каких-либо общественных слушаний, так как, по его мнению,
потребуется много времени, чтобы объяснить, страдающему радиофобией и
невежеством народу, что все это не так опасно, и, что нужно затратить
много средств на организацию информационной работы со СМИ и широкой
общественностью. По словам г-на Джакишева, результаты референдума будут
однозначными - "нет" ввозу и захоронению РАО на территории Казахстана,
поскольку наше население невежественно в этом вопросе и основная проблема
"Казатомпрома" - это всеобщая радиофобия людей.
    Как отметили после конференции иностранные эксперты, представители
власти вели себя по отношению к общественным организациям неуважительно,
позволяя себе довольно резкие высказывания в адрес последних. Так, Мухтар
Джакишев неоднократно называл представителей НПО невежественными, а их
аргументы необоснованными и эмоциональными.
    По словам Владимира Котовича, законопроект уже прошел регистрацию, и
будет рассматриваться на ближайшем пленарном заседании.
    Невольно возникает вопрос, имела ли эта конференция какой-то смысл,
был ли резон ее организовывать, если мнение общественности не учитывается,
и, несмотря на выступления экологических организаций и политических партий,
законопроект рассматривается и, возможно, даже будет принят.


    ПРЕСС-РЕЛИЗ

    Алматы, 22 октября 2001 г.

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И
    ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАЗАХСТАНА ПРОТИВ ПРЕВРАЩЕНИЯ СТРАНЫ В СВАЛКУ
    РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ

    19-20 октября в г. Алматы состоялась Конференция "Ввоз и захоронение
радиоактивных отходов в Республике Казахстан: диалог правительства и
гражданского общества", которая была организована Центром ОБСЕ в Алматы,
государственным агентством "Казатомпром" и Экологическим союзом "Табигат".
В ней приняли участие представители общественных организаций, политических
партий, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды,
Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК, ученые, депутаты
Парламента РК.
    Все участники единодушно согласились с тем, что проблема захоронения
имеющихся в Казахстане радиоактивных отходов (РАО) и рекультивации
загрязненных радиоактивными веществами территорий является очень острой и
требует безотлагательного принятия срочных мер. Позиции участников
диаметрально разошлись по главному вопросу встречи - ввозу и захоронению
радиоактивных отходов других стран на территории Казахстана.
    Представители "Казатомпрома" и Национального ядерного центра, депутат
Парламента РК Котович В. убеждали участников конференции в необходимости
ввоза и захоронения на территории Казахстана радиоактивных отходов других
стран с целью получения денежных средств для решения проблем с
собственными РАО. Такой способ решения преподносился в качестве
единственного безальтернативного выхода из сложившейся сложной ситуации.
"Завезем чужие отходы, чтобы захоронить свои!" - такова логика
"Казатомпрома". Следуя подобной логике, завтра нам могут предложить
захоронить, например, отходы химического производства других стран, чтобы
получить деньги на очистку Казахстана от химического загрязнения. В тоже
время "Казатомпром" так и не предоставил общественности
технико-экономическое
обоснование, ОВОС, экологическую, научную и санитарно-эпидемиологическую
экспертизы данного проекта. Чиновники утверждают, что Казахстан может
получить за счет ввоза и захоронения РАО других стран 30-40 млрд. долларов
США. Однако эти цифры - ничем не обоснованы, считает международный эксперт
из России В.Ф.Меньшиков (член совета Центра экологической политики России,
Программа по ядерной и радиационной безопасности). Он подчеркнул, что ни
одно государство мира не имеет опыта ввоза и захоронения РАО других стран!
Но чиновников "Казатомпрома" это не смущает, по их замыслу Казахстан должен
стать "пионером"!
    В ходе дискуссии  и представителями общественности, и депутатами
Парламента РК, и "Казатомпромом" было признанно, что деньги в стране
есть!!! Но в условиях недостаточной прозрачности и эффективности
управления государственными финансовыми ресурсами использовать эти
средства - очень трудно! Иными словами, легче ввезти отходы, чем вывести
коррупцию! Представители общественности убеждены, что денежные средства
для захоронения собственных РАО нужно изыскать не за счет ввоза чужих
РАО, а, в первую очередь, за счет упорядочивания государственной финансовой
системы и обеспечения прозрачности в управлении доходами от добычи нефти!
Генеральный директор "Казатомпрома" М. Джакишев высказался против
предложения провести всенародный референдум по данной проблеме. Так как,
по его мнению, может понадобиться десяток лет, чтобы объяснить народу суть
проблемы. Представители общественных организаций обратили особое внимание
на то, что планы ввоза и захоронения РАО других стран противоречат
международным обязательствам, принятым Республикой Казахстан и правам
человека на здоровую окружающую среду, на участие в принятии экологически
значимых решениях. Подобные планы наносят ущерб международному престижу
страны! Нельзя допустить разделение мира на "чистые" и "грязные" страны!
    Обращение неправительственных организаций России, подготовленное
международной группой "Экозащита", призывающее участников конференции
сказать решительное "НЕТ!" ввозу радиоактивных отходов в Казахстан было
встречено аплодисментами!
    Представители общественных организаций, Министерства природных
ресурсов и охраны окружающей среды, депутаты Парламента РК (Г.Касымов,
Ш.Муртаза, Б.Сорокин) высказались категорически против ввоза и захоронения
радиоактивных отходов других стран на территории Казахстана!
    Дополнительная информация:
      Алматы - Мэлс Елеусизов, Экосоюз "Табигат", tabigat@nursat.kz
      Алматы - Сергей Соляник, ЭО "Зеленое спасение", ecoalmati@nursat.kz
      Караганда - Кайша Атаханова, Экоцентр, kaisha@nursat.kz

    ЗАЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
по итогам конференции "Ввоз и захоронение радиоактивных отходов в
Республике Казахстан: диалог правительства и гражданского общества"
(Алматы, 19-20 октября 2001 года)
    Общественные организации Республики Казахстан убеждены, что реализация
планов ввоза, хранения и захоронения радиоактивных отходов других государств
на территории Казахстана приведет к грубым нарушениям прав человека!
Экологическая ситуация в стране не улучшится, а ухудшится! Подобные планы
противоречат международным соглашениям, подписанным и ратифицированным
Республикой Казахстан, Конституции страны и национальному законодательству.
Они идут в разрез с принципами Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей
среде и развитию, рекомендациями "Повестки дня на XXI век", положениями
Хартии Европейской безопасности ОБСЕ (Стамбул, 1999). Они создают угрозу
национальной и экологической безопасности страны! Поэтому мы выступаем
категорически против ввоза, хранения и захоронения радиоактивных
отходов других государств на территории Казахстана! Во имя интересов
нынешнего и будущего поколений страны!
    Общественные организации требуют от парламента и правительства
Республики Казахстан:
 1) Отклонить любые поправки и изменения в действующие законодательство,
    разрешающие ввоз и захоронение радиоактивных отходов других стран.
 2) Разработать и принять государственную политику и программу обращения
    с имеющимися в стране радиоактивными отходами за счет собственных
    средств и привлечения международной финансово-технической помощи.
 3) Подготовить подробный отчет и анализ деятельности правительства по
    обеспечению радиационной безопасности страны, социальной защите
    граждан, пострадавших вследствие испытаний на Семипалатинском ядерном
    полигоне, по обращению с имеющимися в стране радиоактивными отходами
    за последние десять лет.
    Общественные организации обращают внимание парламента и правительства,
что средства на решение проблем захоронения существующих в стране
радиоактивных отходов можно привлечь за счет:
 1) восстановления платежей за воспроизводство и охрану природных ресурсов,
    фондов охраны окружающей среды;
 2) улучшения прозрачности и контроля за использованием средств от добычи
    нефти;
 3) усиления борьбы с теневой экономикой и коррупцией в стране;
 4) привлечения международной технической и финансовой помощи, передачи
экологически чистых технологий в рамках выполнения "Повестки дня на
XXI век".
    Казахстан не должен стать международной свалкой радиоактивных  отходов!
           20 октября 2001 года

    ОБРАЩЕНИЕ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ

    Уважаемые участники конференции ОБСЕ по вопросу ввоза радиоактивных
отходов в Казахстан для захоронения,
    Мы, нижеподписавшиеся представители экологических организаций России,
обращаем ваше внимание на то, что ни одна страна в мире не позволила
захоранивать иностранные отходы на своей территории. Не смотря на желание
отдельных стран и ядерных компаний организовать где-либо места для
захоронения опасных отходов своей деятельности, в Африке, Австралии и других
регионах мира попытки создания международных радиоактивных могильников
провалились. Не смотря на то, что в 2001 году Россия разрешила ввозить из-за
рубежа отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) для переработки, захоронение
иностранных ОЯТ, средне- и низко-радиоактивных отходов по-прежнему запрещено
законодательством.
    Мы считаем, что создание могильника для захоронения радиоактивных
отходов в Казахстане или какой-то другой стране в будущем чревато
установлением дискриминационной политики по отношению к небогатым
странам. Такая политика неизбежно приведет к жесткому разделению мира на
"чистых" и "грязных", богатых и бедных. После этого развитые страны примут
за правило отправлять радиоактивные, токсические и прочие отходы своей
жизнедеятельности за границу, в "грязный" мир, которому все равно на чем
зарабатывать и по отношению к которому не будет существовать этических норм.
    Стоит ли ради сиюминутной выгоды атомной индустрии в одной стране
создавать опасный прецедент, который может послужить толчком к
полномасштабному превращению небогатых стран в помойку развитого мира? С
точки зрения зеленых в России, а также различных стран, отвергших
предложения о захоронении чужих отходов, ответ может быть только
один - НЕТ.
    Проблема накопления радиоактивных отходов требует срочного решения
не только в Казахстане, но и во многих других странах мира. Очевидно, что
на Земле пока не разработано безопасного для населения и окружающей среды
метода утилизации таких отходов. В противном случае никому не была бы нужна
территория Казахстана для захоронения радиоактивных отходов. Мы считаем,
что захоронение радиоактивных отходов с помощью существующих сегодня
технологий является не решением проблемы, а отсрочкой в ее решении.
Некоторые виды отходов будут излучать опасную для природы и человека
радиацию через сотни лет. С нашей точки зрения человечество не имеет
морального права перекладывать ответственность за свои ошибки на плечи
будущих поколений. Вместо этого, Казахстан должен обратиться к другим
ядерным странам с инициативой о совместной разработке решений по безопасной
утилизации радиоактивных отходов, а также за помощью в решении этой огромной
экологической проблемы.
    Минатом в России потратил миллионы долларов на объяснение выгоды от
ввоза радиоактивных отходов населению, однако опросы общественного мнения
демонстрируют единодушие россиян по этому вопросу - около 90% граждан России
ПРОТИВ. Нет никаких сомнений в том, что Казатомпром также не сумеет убедить
казахстанцев  в том, свою страну выгодно превратить в радиоактивный
могильник. Результаты дебатов о ввозе в Казахстан радиоактивных отходов
покажут то, насколько реальна казахстанская демократия. Если государство
демократично, то оно уважает общественное мнение и опирается на него, то
есть Казахстан никогда не превратится в помойку для отходов остального мира.
    Мы призываем Вас сказать твердое НЕТ ввозу радиоактивных отходов в
Казахстан, ДА устойчивому развитию и этичному международному
сотрудничеству в решении проблемы радиоактивных отходов.
  Владимир Сливяк, международная группа "ЭКОЗАЩИТА!"
  Алиса Никулина, Антиядерная кампания Международного
                  Социально-Экологического Союза
  Алексей Козлов, Антиядерное сопротивление
  Александра Королева, председатель совета по экологическому
                  образованию Калининградской Областной Думы
  Павел Малышев, Балтийский Ресурсный Информационный Центр
  Алексей Милованов, WISE России

    МИФОЛОГИЯ ЯДЕРНОЙ СВАЛКИ

    Несбыточные обещания и мифы Казатомпрома и правительства
Казахстана о выгодности законопроекта, разрешающего ввоз и захоронение
в республике "чужих" радиоактивных отходов.
    МИФ 1. Владимир Школьник министр энергетики минеральных ресурсов
утверждает, что местом для захоронения могут стать карьеры, где есть
глины, но они должны быть удалены на безопасное расстояние, порядка
30-50 км от населенных пунктов. Мы не можем быть уверены в действительной
безопасности этого расстояния. Тем более, что "Казатомпром" до сих пор не
предоставил технико-экономического обоснования законопроекта. Нет
результатов ни экологической, ни санитарно-эпидемиологической экспертизы.
Кроме того, необходима международная экологическая экспертиза.
    МИФ 2. В мировой практике цена захоронения одного метра низко- и
среднерадиоактивных отходов, независимо от того, "чужие" они или "свои",
составляет от 1 тыс. до 10 тыс. долларов за кубический метр.
    Ни одна страна в мире не завозит на свою территорию "чужие"
радиоактивные отходы, следовательно, наши чиновники не могут опираться
на мировую практику. Существует только один прецедент, завершившийся
неудачно. В 1997 году между Тайванем и Северной Кореей был подписан
контракт на перевозку 12 тыс куб. м низкоактивных РАО в течение двух лет
и еще более 25 тыс куб. м в будущем. Однако, соглашение не было выполнено
из-за массовых протестов в Тайване, Южной Корее и других странах. Наше
правительство обещает получить с ввоза и захоронения 30-40 миллиардов
долларов за 25-30 лет. И если при этом цена за один кубометр от 1 до 10 тыс.
долларов, то за эти 25-30 лет на территорию Казахстана будет ввезено от
3 до 30 миллионов кубометров низко и среднеактивных отходов.
    МИФ 3. Вся деятельность по коммерческому захоронению отходов с других
стран в обязательном порядке должна быть "прозрачной и находиться под
контролем общественности, парламента и правительства.
    Деятельность чиновников по коммерческому захоронению не является
прозрачной и, тем более, не находится под контролем общественности. Нет
никаких данных о том, что официально был проведен опрос общественного
мнения. Именно поэтому неправительственные общественные организации
настаивают на всенародном референдуме. Газета "Деловая Неделя"
(No 24(452) 29 июня 2001г.) опубликовала собственный социологический
опрос граждан Казахстана об их отношении к законопроекту. Было опрошено
297 человек, 99% из них однозначно против захоронения и хранения на
территории Казахстана "чужих" РАО.
    МИФ 4. На захоронение собственных радиоактивных отходов необходим 1
млрд. 110 млн. долларов. Это огромные неподъемные деньги для нашего
государства.
    По словам Мухтара Джакишева, вице-министра энергетики и минеральных
ресурсов РК, бывшего президента "Казатомпрома", а также Владимира Котовича,
депутата Мажилиса Парламента - одного из инициаторов законопроекта, в
Казахстане есть деньги, наше государство богатое, но все эти деньги
разворовываются чиновниками. По неофициальным расчетам реально неотложного
захоронения требуют высокоактивные отходы - это 450 тонн, на их захоронение
необходимо 150-300 тыс. долларов. Что касается низко и среднеактивных РАО,
то их транспортировка представляет большую опасность, радионуклиды будут
попадать в воздух, распыляться с ветром и размываться осадками.
    МИФ 5. Будущее всего мира, в том числе и Казахстана, за атомной
энергетикой. В начале лета немецкий министр окружающей среды Юрген Триттин
заявил о приверженности Германии отказу от атомной энергетики. Сегодня
развитые страны отдают предпочтение возобновимым источникам энергии. На
встрече Большой Восьмерки в этом году в Генуе лидеры Восьмерки обещали
внести этот вид энергетики в свои национальные стратегии, а также обеспечить
ему развитие посредством увеличения финансирования. Восьмерка поддержала
работу Рабочей группы по возобновимым источникам энергии. Кроме того,
Рабочая группа рекомендует обеспечить до 2010 года занятость рабочей силы
в проектах по развитию возобновимых источников энергии в количестве 1
миллиарда человек.
    МИФ 6. Алимпиада Черкашина, депутат Мажилиса Парламента, в своем
интервью представителю НПО "Азиатско-Американское партнерство" сначала
утверждала, что "в парламенте законопроекта нет, да и в природе пока не
существует. Думаю, что пройдет года полтора, пока законопроект будет
подготовлен и его представят депутатам".
    В том же интервью г-жа Черкашина заявила, что "среди депутатов,
конечно, существует разброс мнений. Есть те, кто поддерживает законопроект,
но и противников много...". Каким образом может быть разброс мнений по
поводу принятия или непринятия законопроекта, которого не существует? Из
этого можно судить о прозрачности работы нашего Парламента. Кроме того, по
словам Владимира Котовича, депутата Мажилиса Парламента, данный
законопроект уже прошел регистрацию, и в скором времени будет рассмотрен
на пленарном заседании парламента.

   Источник: Ecovestnic No 2, miky@isar.almaty.kz, 23 октября 2001 г.
             Выпуск подготовили: Карпыкова Алуа - alua@isar.almaty.kz
                                 Сайбулатова Зарема - zarema@isar.almaty.kz

Перейти к началу страницы