Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 508, 10 октября 2001 |
Право на безъядерную жизнь ИМПОРТ ЯДЕРНЫХ ОТХОДОВ: КУДА РОССИЯ, ТУДА И КАЗАХСТАН ОБСУЖДЕНИЕ Недолго мы, дорогие казахстанцы, занимали позицию сторонних сочувствующих наблюдателей, с твердого, как нам казалось, берега, тревожно взирая на двенадцатибалльный шторм общественного возмущения, всколыхнувший Российскую Федерацию. Причиной этого стремительного вальса стихии, с неожиданной силой обрушившейся на неприступный корабль, укрывший на своем борту Людей, Принимающих Решения, стал внезапный ветер, подувший с далеких чужих берегов. Ветер, принесший на своих призрачно-тонких крыльях известие, болезненным эхом отозвавшееся в мыслях миллионов: родную землю осквернят "экскременты" одного из величайших детищ (или ошибок?) человечества - ядерных реакторов. "Чужих" ядерных реакторов... Вскоре и мы, казахстанцы, также ощутили еле уловимое (пока!), но не менее тревожное дуновение ядовитых сквозняков, просочившихся-таки сквозь плотно закрываемые окна. Как утверждают жаждущие распахнуть эти окна пошире, "сквозняки" абсолютно не опасны. Более того, они, напротив, принесут с собой столь необходимые для излечения миллиарды хрустящих банкнот, которые обернутся чудодейственным эликсиром для отравленного радиацией, больного организма страны. Должен ли доктор, выписывающий стране-пациенту этот сомнительный рецепт, интересоваться мнением каждой клеточки, составляющей огромный единый организм? Или всю ответственность за правильность принятого решения возьмет на себя соответствующий орган - мозг? Каждой клетке - каждому гражданину своей страны необходимо ЗНАТЬ, правильный ли курс лечения выбрал для него компетентный (или не очень) "врач". Именно с этой целью 4-5 октября 2001 года в санатории "Карагалинском" для Консультативной встречи НПО по вопросам ввоза и коммерческого захоронения радиоактивных отходов (РАО) на территории Республики Казахстан собрались активисты экологических НПО РК, представители международных организаций, ученые, специалисты и эксперты. Цель встречи, организованной НПО "ИРИС", НПО "Карагандинский ЭкоЦентр" при финансовой поддержке и содействии ISAR-Central Asia, - достижение ясности понимания проблем, связанных с вопросами ввоза и захоронения РАО, выработка общих позиций и принципов работы НПО по данной проблеме. Итак, восстановим ход событий. Уже в течение нескольких месяцев общественные организации страны выражают резкое неодобрение инициируемого депутатами Мажилиса Парламента законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам радиационной безопасности", разрешающего ввоз, хранение и захоронение низкорадиоактивных отходов других государств на территории страны. А что думают по этому поводу ученые? В первую очередь, присутствовавший на встрече г-н В.И.Андрусевич (Институт гидроэкологии и экологии, г.Алматы) подчеркнул однобокость предпринятой к настоящему моменту стратегии казахстанских НПО, ориентированную исключительно на абсолютное неприятие предлагаемых реформ законодательства. При этом действия общественности базируются только на бьющих через край эмоциях, а не на детальном научном обосновании своих аргументов. Иными словами, резким, порывистым заявлениям должна предшествовать четкая научно-техническая экспертиза законопроекта; право же принимать окончательное решение должно быть предоставлено только КОМПЕТЕНТНЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ. Эксперты, приглашенные на Консультативную встречу, неоднократно отмечали также, что задачей первостепенной важности является получение КОНКРЕТНОЙ информации о составе, объемах, местах захоронения ввозимых радиоактивных отходов. Как пояснил г-н С.Н. Лукашенко (Институт ядерной физики), на сегодняшний день существует более 2000 (!!!) искусственных радиоизотопов, степень опасности которых варьирует в очень широком диапазоне (примечательный факт, господа: 5 кг урана практически не нарушают естественный радиационный фон уже на расстоянии вытянутой руки!). В связи с этим необходимо иметь четкое представление о составе изотопов и максимальном объеме "чужих" РАО, ибо собственно суть понятия "низкорадиоактивные отходы" в законопроекте не обозначена. Что именно скрывается под этим щадящим слух названием? С другой стороны, на незамедлительно последовавший от "третьего сектора" вопрос в адрес ученых о личном отношении к планируемому ввозу и последующему захоронению РАО - вопрос, исключающий всякую двусмысленность, - "светлые головы" в большинстве своем предпочитали отвечать уклончиво или с небольшими оговорками. Не поддерживая и не отвергая "отступнической" (по мнению НПО) инициативы депутатов, специалисты приводили длинную цепь аспектов, без учета которых целесообразность принятия законопроекта будет сведена к нулю. Сконцентрировав все замечания воедино, имеем следующий перечень необходимых действий, только после реализации которых постановка вопроса о разрешении/запрете ввоза РАО может считаться правомерной (плюс вышеупомянутые): 1. Создание отрасли по обращению с радиоактивными материалами, их утилизации и захоронению; 2. Обеспечение всех мер безопасности в случае транспортировки и дальнейшего захоронения РАО; 3. Квалифицированный подбор потенциального места захоронения (могильника) с учетом климатических, геологических и гидрогеологических условий (как утверждают специалисты, в настоящее время оборудованных могильников в стране нет); 4. Разработка отсутствующей на сегодня процедуры захоронения РАО; 5. Соблюдение при захоронении всех норм, установленных МАГАТЭ; 6. Тщательный ежегодный мониторинг места захоронения; 7. Внесение в законопроект ограничительных моментов, касающихся, в первую очередь, номенклатуры и входного контроля ввозимых РАО. 8. Обеспечение мониторинга использования полученных средств (20-30 миллиардов долларов) исключительно на оздоровление радиоэкологической обстановки в стране. В идеальном случае последний аспект должен быть закреплен законодательно. Среди участников встречи находились и закоренелые скептики, для которых нецелевое использование вырученных от захоронения миллиардов (в случае разрешения ввоза) представлялось единственно вероятным исходом событий. "Деньги все равно разворуют!" - заглядывая в будущее, предрекали наученные горьким опытом. Поистине, временами для подобных предсказаний не надо быть Нострадамусом... Дабы расставить, наконец, все точки над i и публично обозначить "причастность" ученых к тому или иному лагерю (противников или сторонников законопроекта), г-н А.И Поляков (Физико-технический институт МОН РК) подчеркнул неободимость рассмотрения болезненной темы в несколько ином ракурсе. "ГОТОВА ЛИ СТРАНА К ЗАХОРОНЕНИЯМ?" - пока вопрос должен стоять именно так. Только после признания способности/неспособности страны обеспечить безопасную транспортировку, прием и захоронение радиоактивных материалов, следует продолжать дальнейшие дебаты о целесообразности принятия законопроекта. Однако, предвидя, надо полагать, неизбежность внесения изменений и дополнений в соответствующие законодательные акты ("ПАРЛАМЕНТ ПРИМЕТ ОДНОЗНАЧНО!" - звучали сакраментальные фразы), приглашенные эксперты настоятельно рекомендовали "третьему сектору" не занимать все же столь категоричную позицию. "Резкое отрицание по сути своей политически бессмысленно. Необходимо направить все усилия на доработку и коренное усовершенствование предлагаемого законопроекта" - подчеркнул г-н С.Н.Лукашенко. При этом, отметили ученые, демонстрация несовершенства документа и полной его неприемлемости в представленном виде должна базироваться только на научно обоснованных доводах. Тем не менее, к окончанию встречи представители науки определились, наконец, с собственным видением проблемы, заключив: "Без четкого, профессионального подхода о принятии законопроекта не может быть и речи". Следует отдать должное представителям НПО, вынесшим на суд публики более чем достаточное количество столь часто запрашиваемых на встрече ДОВОДОВ. Роли грозных обличителей взяли на себя г-н С.Соляник (Экологическое общество "Зеленое спасение", г.Алматы) и г-н В.Карманов (НПО "Биосфера", г.Лениногорск). Презентовав разработанный ЭО "Зеленое спасение" проект Заявления общественных организаций РК в связи с подготовкой вышеупомянутого законопроекта, г-н Соляник приступил к обвинительной речи. Были перечислены основные упущения, плотным кольцом окружившие процедуру лоббирования "радиационных" реформ: 1. Отсутствие общественной экологической экспертизы законопроекта; 2. Полное игнорирование необходимости информирования общественности ("...Нас намеренно вводят в заблуждение. Все обсуждения протекают закулисно - попросту говоря, общественность водят за нос, не предоставляя четкой картины происходящего. Не будет ничего удивительного в том, что граждане страны узнают о принятии законопроекта постфактум...) 3. Отсутствие законодательного закрепления строго целевого использования полученных средств на оздоровление радиоэкологической обстановки страны ("...В стране - правовой хаос. Неизвестно, куда исчезают деньги..."). Нельзя забывать также о том, отметил г-н Соляник, что мы просто не имеем МОРАЛЬНОГО права ввозить чужие отходы. Несомненно, решения должна принимать не кучка депутатов, а народ - единственный источник государственной власти в стране. Не уступал в своей активности и г-н Карманов, посчитавший необходимым в очередной раз напомнить стране имена своих "героев". Фамилии депутатов Мажилиса Парламента РК, инициирующих законопроект, огромными черными буквами зияли на развешенных по стенам плакатах. Вот эта славная "шестерка": Котович В.Н., Абилов Б.М., Амергужин Х.А., Батталова З.К., Ережепов К.Ж., Черкашина А.И. Особенно г-н Карманов настаивал на разъяснении учеными следующих острых моментов: предоставление гарантии, что вместе с низкорадиоактивными отходами в страну не будут ввезены отходы высокоактивные; а также обоснование выбора места захоронения. Последний аспект специалисты осветили весьма детально, отметив, что принципиальные места для захоронения (соответствующие геологические формации) в стране существуют - водоупорные глиняные пласты, отсутствующие на территориях многих зарубежных государств. По-видимому, именно данным обстоятельством объясняется невозможность осуществления процедуры захоронения в странах, намеревающихся ввезти РАО в Казахстан. Что касается "лазейки" в законодательстве, с помощью которой под видом низкоактивных отходов в Республику попадет, к примеру, отработанное ядерное топливо, ученые предпочли отшутиться, рекомендовав представителям общественности "...блуждая в потемках, набрести на то, чтобы ликвидировать эту лазейку..." Неоднократно подвергался сомнению бесконечно упоминаемый сторонниками принятия законопроекта, и, определяемый как наиболее значительный, довод экономической выгоды его реализации, ибо "...деньги в стране есть! Только один "Казатомпром" ведет разработку 11 урановых месторождений. Надо полагать, получаемая от их эксплуатации прибыль пропадает бесследно?..." В своем призыве к реальным действиям ученые не были одиноки. Как отметил г-н В.Ни (Международный Центр Некоммерческого Права), мы подошли к той черте, когда написание деклараций, писем и обращений (вероятность попадания их к заявленным адресатам весьма сомнительна), представляется весьма неэффективным. Необходимо переходить к конкретной работе с депутатами Парламента. В заключение Консультативной встречи участниками была выработана Стратегия дальнейших действий НПО по подготовке антиядерной кампании. В частности, необходимо добиться учета следующих аспектов: 1. Проведение юридической экспертизы законопроекта на соответствие нормам международных конвенций и национального законодательства; 2. Обеспечение юридической защиты активистов-антиядерщиков; 3. Обеспечение участия общественности в процессе обсуждения, принятия и реализации законопроекта; 4. Работа с населением (доступ к информации). Кроме того, общественные организации Республики Казахстан приняли решение обратиться с открытым письмом в Парламент и Правительство РК (текст Обращения - смотрите ниже), направить Запрос в Комитет по законодательству Мажилиса Парламента Республики Казахстан и обращение от имени детей г-же С.А.Назарбаевой (приведены ниже), а также Запрос стенограммы выступления в Парламенте заместителя Премьер-Министра РК, министра энергетики и минеральных ресурсов РК Владимира Школьника. (Материал подготовлен Татьяной Василевской, НПО "Экологический ПрессЦентр") Источник: ЭкоПравда, No 239, 9 октября 2001 г., OT@lorton.com СБОР ПОДПИСЕЙ Открыт сбор подписей под ОБРАЩЕНИЕМ граждан и общественных организаций Республики Казахстан в Парламент и Правительство РК по вопросам коммерческого ввоза и захоронения радиоактивных отходов на территории нашей страны. Один экземпляр данного Обращения уже отправлен адресатам. Теперь к нему могут присоединиться все желающие, кому не безразлично будущее государства. Номера факсов и телефонов, по которым следует отправлять Обращение, приведены ниже. Защитим страну от радиоактивной интервенции!!! ОБРАЩЕНИЕ граждан и общественных организаций Республики Казахстан по вопросам коммерческого ввоза и захоронения радиоактивных отходов на территории Республики Казахстан (Алматы, 4-5 октября 2001 года) В настоящее время депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан Котович В.Н., Абилов Б.М., Амергужин Х.А., Батталова З.К., Ережепов К.Ж., Черкашина А.И. выступили с инициативой о внесении изменений в законы об использовании атомной энергии, об охране окружающей среды, о лицензировании с целью узаконить ввоз, хранение и захоронение "(низко)радиоактивных отходов" других государств на территории Казахстана. Граждане и общественные объединения страны убеждены, что данный аконопроект противоречит нормам Конституции и действующего законодательства Республики Казахстан, а также международным правовым документам, ратифицированным страной, в частности: 1. Конституции страны (статья 31 п.1); 2. Закону "Об охране окружающей среды" (статьи 3, 5 п.1 ); 3. Закону "О радиационной безопасности населения" (статья 19); 4. Закону "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (статья 3); 5. Закону "О национальной безопасности Республики Казахстан" (статья 21); 6. Орхусской конвенции; 7. Принципам Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию, подписанной Республикой Казахстан. По предлагаемому законопроекту не предоставлена информация о проведении правовой, научной, санитарно-эпидемиологической экспертиз. Нет информации о проведении оценки воздействия на окружающую среду и наличии государственной экологической экспертизы, предусмотренных законом об экологической экспертизе (статьи 14 п.7, 16). Общественности не предоставлена информация о радиационной обстановке в стране. Утверждение депутатов о незатратном механизме реализации норм законопроекта не подтверждено четким экономическим обоснованием. Сложившаяся ситуация, когда граждане страны не участвуют в процессе обсуждения, принятия решения по данному законопроекту, является нарушением статей 6 и 7 Орхусской конвенции, статьи 21 закона об использовании атомной энергии. Подобные решения должны приниматься при самом широком участии общественности вплоть до всенародного референдума! Граждане и общественные организации Республики Казахстан убеждены, что данным законопроектом будут нарушены основные права человека. Отсутствие достоверной и полной информации позволяет сделать вывод об экологической опасности, экономической нецелесообразности, технической неподготовленности законопроекта. Данная инициатива является ярким примером отсутствия принятой Парламентом государственной экологической политики. Мы обращаемся к Президенту, депутатам Парламента и Правительству Республики Казахстан не допускать принятия подобных поправок в действующее законодательство! Данное обращение подготовлено на Консультативной встрече НПО по вопросам ввоза и захоронения радиоактивных отходов (РАО) на территории Республики Казахстан. 5 октября 2001 г., Подписи: Номера факсов и телефонов, по которым следует отправлять Обращение: Премьер-министр РК - факс: (3172) 32-40-89, тел. 32-31-04 Сенат Парламента - факс: (3172) 33-38-92 , тел. 33-38-92 Мажилис Парламента - тел. (3172) 15-30-19, факс: (3172) 32-77-81 Свои уведомления об отправленных копиях Обращения убедительно просим присылать по следующим электронным адресам: 1) OT@lorton.com - Оксана Тарнецкая, Директор НПО "Экологический ПрессЦентр", Редактор электронной газеты "Казахстанская ЭкоПравда"; 2) kaisha@nursat.kz - Кайша Атаханова, Директор НПО Карагандинский экологический центр "ЭкоЦентр"; 3) tg@nursat.kz - Гульсум Какимжанова, Экологический союз "ИРИС" Источник: ЭкоПравда, No 239, 9 октября 2001 г., OT@lorton.com ОБРАЩЕНИЕ К ЖЕНЕ ЦЕЗАРЯ Детские организации Республики Казахстан обращаются с открытым письмом к Президенту детского фонда "Бобек" г-же НАЗАРБАЕВОЙ С.А. с просьбой поддержать детское движение "НЕТ РАДИОАКТИВНЫМ ОТХОДАМ В НАШЕМ ОБЩЕМ ДОМЕ!". Копия данного Обращения уже направлена в UNICEF. Президенту детского фонда "Бобек" г-же НАЗАРБАЕВОЙ С.А. Уважаемая Сара Алпысовна! Мы, детские организации Казахстана, крайне озабочены тем, что начинается рассмотрение законопроекта о ввозе и захоронении радиоактивных отходов в нашу республику. Зная Вашу заботу о НАС, ДЕТЯХ, а также Вашу активную жизненную позицию в защите прав детей, благотворительной деятельности, защите здоровья детей, мы обращаемся к Вам за поддержкой нашего детского движения "НЕТ РАДИОАКТИВНЫМ ОТХОДАМ В НАШЕМ ОБЩЕМ ДОМЕ!". Исключительно благодаря Вашему личному участию в наших регионах были открыты оздоровительные Центры "БОЛАШАК", в школах Республики введены уроки валеологии. Вместе с тем, занимаясь по системе Порфирия Иванова, Вы своим личным примером способствовали нашему оздоровлению. Наша позиция основана на полученных нами знаниях из курсов таких дисциплин, как валеология, экология, а также основы государства и права: - Нам не нужны примеры Хиросимы и Нагасаки - у нас есть уроки Семипалатинского полигона. - Грузы с чужими радиоактивными отходами будут проходить мимо наших городов и сел, и никто не даст нам гарантию, что эту "грязь" не пустят под откос. - Нам больно смотреть на наших сверстников, получивших тяжелое наследие Семипалатинска и Чернобыля. Мы не хотим, чтобы наше будущее было таким же. - Мы, дети Казахстана, как и дети других демократических стран, должны чувствовать реальную защиту своих прав. Кто сможет полностью оценить тот экологический, моральный и психологический ущерб, который принесет ввоз радиоактивных отходов в нашу страну? Мы верим, что наше беспокойство даст Вам силы защитить Нас - будущее Казахстана! КОНТАКТ: Карагандинский экологический центр "ЭкоЦентр", Казахстан, 470063, г. Караганда ул. Гоголя 38, КарГУ, матфак, ком. 307 тел./факс 7-3212-48-37-59 E-mail: ecocenter@sys-pro.com; URL: www.sys-pro.com/~ecocenter Источник: ЭкоПравда, No 239, 9 октября 2001 г., OT@lorton.com ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ 9 октября экологические организации Казахстана и России провели пресс-конференцию в Алматы, посвященную плану атомной индустрии по ввозу радиоактивных отходов в Казахстан из других стран. В течение 2001 года в Казахстане активно дискутируется возможность изменения законодательства с целью ввоза низко-радиоактивных отходов для захоронения. С такой инициативой выступила группа депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан. Сторонники ввоза отходов заявляют, что на таком бизнесе можно заработать до 40 миллиардов долл. для улучшения социально-экономической ситуации в Казахстане и решения проблемы собственных радиоактивных отходов. Как заявили представители казахстанских общественных организаций, законопроект о ввозе низко-радиоактивных отходов является экологически опасным, экономически невыгодным, а также противоречит ряду национальных законов и международных договоров (в частности, Орхусской конвенции и принципам Рио-де-Жанейрской декларации ООН по окружающей среде и развитию). Экономическая целесообразность проекта захоронения радиоактивных отходов в Казахстане не доказана, а утверждение о 40 миллиардах долларов ничем не обоснованo. "Захоронение радиоактивных отходов других стран в Казахстане обернется экологической катастрофой для многих поколений казахстанцев", - считает Сергей Соляник из организации "Зеленое спасение" в Алматы. "С моральной точки зрения подобные планы выглядят крайне цинично в стране, где ядерные испытания причинили невосполнимый ущерб здоровью людей и окружающей среде". Представитель российской организации "Экозащита!" заявил на пресс-конференции, что попытки организовать в Казахстане могильник для радиоактивных отходов провоцирует российское Министерство по атомной энергии (Минатом). Намерение российской атомной индустрии ввозить иностранные высоко-радиоактивные отходы (отработавшее ядерное топливо - ОЯТ) в Россию для переработки обернется образованием большого количества низко- и средне-радиоактивных отходов. Переработка - чрезвычайно "грязный" процесс, после переработки 1 тонны ОЯТ образуется до 200 тонн различных видов отходов. Поэтому российской атомной индустрии необходимо найти место, куда можно было бы свозить низко-радиоатиквные отходы - таким местом может стать Казахстан. "Чудовищная политика Минатома по превращению России в ядерную свалку сегодня может распространиться и на Казахстан", - считает Владимир Сливяк, сопредседатель международной группы "Экозащита!", активно борющейся против попыток превращения России и Казахстана в могильники радиоактивных отходов. "Минатом будет зарабатывать на чрезвычайно грязной и опасной переработке ОЯТ, а отходы этой деятельности будет отправлять в Казахстан!" Источник: Экосводка N 36, 9 октября 2001 г., seupress@mtu-net.ru