Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 508, 10 октября 2001
                                        Право на безъядерную жизнь

    ИМПОРТ ЯДЕРНЫХ ОТХОДОВ: КУДА РОССИЯ, ТУДА И КАЗАХСТАН

    ОБСУЖДЕНИЕ

    Недолго мы, дорогие казахстанцы, занимали позицию сторонних
сочувствующих наблюдателей, с твердого, как нам казалось, берега,
тревожно взирая на двенадцатибалльный шторм общественного возмущения,
всколыхнувший Российскую Федерацию. Причиной этого стремительного
вальса стихии, с неожиданной силой обрушившейся на неприступный
корабль, укрывший на своем борту Людей, Принимающих Решения, стал
внезапный ветер, подувший с далеких чужих берегов. Ветер, принесший на
своих призрачно-тонких крыльях известие, болезненным эхом отозвавшееся
в мыслях миллионов: родную землю осквернят "экскременты" одного из
величайших детищ (или ошибок?) человечества - ядерных реакторов.
"Чужих" ядерных реакторов...
    Вскоре и мы, казахстанцы, также ощутили еле уловимое (пока!), но не
менее тревожное дуновение ядовитых сквозняков, просочившихся-таки сквозь
плотно закрываемые окна. Как утверждают жаждущие распахнуть эти окна
пошире, "сквозняки" абсолютно не опасны. Более того, они, напротив,
принесут с собой столь необходимые для излечения миллиарды хрустящих
банкнот, которые обернутся чудодейственным эликсиром для отравленного
радиацией, больного организма страны.
    Должен ли доктор, выписывающий стране-пациенту этот сомнительный
рецепт, интересоваться мнением каждой клеточки, составляющей огромный
единый организм? Или всю ответственность за правильность принятого решения
возьмет на себя соответствующий орган - мозг? Каждой клетке - каждому
гражданину своей страны необходимо ЗНАТЬ, правильный ли курс лечения
выбрал для него компетентный (или не очень) "врач".
    Именно с этой целью 4-5 октября 2001 года в санатории "Карагалинском"
для Консультативной встречи НПО по вопросам ввоза и коммерческого
захоронения радиоактивных отходов (РАО) на территории Республики Казахстан
собрались активисты экологических НПО РК, представители международных
организаций, ученые, специалисты и эксперты.
    Цель встречи, организованной НПО "ИРИС", НПО "Карагандинский ЭкоЦентр"
при финансовой поддержке и содействии ISAR-Central Asia, - достижение
ясности понимания проблем, связанных с вопросами ввоза и захоронения РАО,
выработка общих позиций и принципов работы НПО по данной проблеме.
    Итак, восстановим ход событий.
    Уже в течение нескольких месяцев общественные организации страны
выражают резкое неодобрение инициируемого депутатами Мажилиса Парламента
законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные
акты РК по вопросам радиационной безопасности", разрешающего ввоз,
хранение и захоронение низкорадиоактивных отходов других государств на
территории страны. А что думают по этому поводу ученые?
    В первую очередь, присутствовавший на встрече г-н В.И.Андрусевич
(Институт гидроэкологии и экологии, г.Алматы) подчеркнул однобокость
предпринятой к настоящему моменту стратегии казахстанских НПО,
ориентированную исключительно на абсолютное неприятие предлагаемых реформ
законодательства. При этом действия общественности базируются только на
бьющих через край эмоциях, а не на детальном научном обосновании своих
аргументов. Иными словами, резким, порывистым заявлениям должна
предшествовать четкая научно-техническая экспертиза законопроекта; право
же принимать окончательное решение должно быть предоставлено только
КОМПЕТЕНТНЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ.
    Эксперты, приглашенные на Консультативную встречу, неоднократно отмечали
также, что задачей первостепенной важности является получение КОНКРЕТНОЙ
информации о составе, объемах, местах захоронения ввозимых радиоактивных
отходов. Как пояснил г-н С.Н. Лукашенко (Институт ядерной физики), на
сегодняшний день существует более 2000 (!!!) искусственных радиоизотопов,
степень опасности которых варьирует в очень широком диапазоне
(примечательный факт, господа: 5 кг урана практически не нарушают
естественный радиационный фон уже на расстоянии вытянутой руки!).
В связи с этим необходимо иметь четкое представление о составе изотопов и
максимальном объеме "чужих" РАО, ибо собственно суть понятия
"низкорадиоактивные отходы" в законопроекте не обозначена. Что именно
скрывается под этим щадящим слух названием?
    С другой стороны, на незамедлительно последовавший от "третьего
сектора" вопрос в адрес ученых о личном отношении к планируемому ввозу
и последующему захоронению РАО - вопрос, исключающий всякую
двусмысленность, - "светлые головы" в большинстве своем предпочитали
отвечать уклончиво или с небольшими оговорками. Не поддерживая и не
отвергая "отступнической" (по мнению НПО) инициативы депутатов,
специалисты приводили длинную цепь аспектов, без учета которых
целесообразность принятия законопроекта будет сведена к нулю.
   Сконцентрировав все замечания воедино, имеем следующий перечень
необходимых действий, только после реализации которых постановка
вопроса о разрешении/запрете ввоза РАО может считаться правомерной
(плюс вышеупомянутые):
 1. Создание отрасли по обращению с радиоактивными материалами, их
утилизации и захоронению;
 2. Обеспечение всех мер безопасности в случае транспортировки и
дальнейшего захоронения РАО;
 3. Квалифицированный подбор потенциального места захоронения
(могильника) с учетом климатических, геологических и гидрогеологических
условий (как утверждают специалисты, в настоящее время оборудованных
могильников в стране нет);
 4. Разработка отсутствующей на сегодня процедуры захоронения РАО;
 5. Соблюдение при захоронении всех норм, установленных МАГАТЭ;
 6. Тщательный ежегодный мониторинг места захоронения;
 7. Внесение в законопроект ограничительных моментов, касающихся, в
первую очередь, номенклатуры и входного контроля ввозимых РАО.
 8. Обеспечение мониторинга использования полученных средств (20-30
миллиардов долларов) исключительно на оздоровление радиоэкологической
обстановки в стране. В идеальном случае последний аспект должен быть
закреплен законодательно.
    Среди участников встречи находились и закоренелые скептики, для которых
нецелевое использование вырученных от захоронения миллиардов (в случае
разрешения ввоза) представлялось единственно вероятным исходом событий.
"Деньги все равно разворуют!" - заглядывая в будущее, предрекали наученные
горьким опытом. Поистине, временами для подобных предсказаний не надо быть
Нострадамусом...
    Дабы расставить, наконец, все точки над i и публично обозначить
"причастность" ученых к тому или иному лагерю (противников или сторонников
законопроекта), г-н А.И Поляков (Физико-технический институт МОН РК)
подчеркнул неободимость рассмотрения болезненной темы в несколько ином
ракурсе. "ГОТОВА ЛИ СТРАНА К ЗАХОРОНЕНИЯМ?" - пока вопрос должен стоять
именно так. Только после признания способности/неспособности страны
обеспечить безопасную транспортировку, прием и захоронение радиоактивных
материалов, следует продолжать дальнейшие дебаты о целесообразности
принятия законопроекта.
    Однако, предвидя, надо полагать, неизбежность внесения изменений и
дополнений  в соответствующие законодательные акты ("ПАРЛАМЕНТ ПРИМЕТ
ОДНОЗНАЧНО!" - звучали сакраментальные фразы), приглашенные эксперты
настоятельно рекомендовали "третьему сектору" не занимать все же столь
категоричную позицию. "Резкое отрицание по сути своей политически
бессмысленно. Необходимо направить все усилия на доработку и коренное
усовершенствование предлагаемого законопроекта" - подчеркнул г-н
С.Н.Лукашенко. При этом, отметили ученые, демонстрация несовершенства
документа и полной его неприемлемости в представленном виде должна
базироваться только на научно обоснованных доводах.
   Тем не менее, к окончанию встречи представители науки определились,
наконец, с собственным видением проблемы, заключив: "Без четкого,
профессионального подхода о принятии законопроекта не может быть и речи".
   Следует отдать должное представителям НПО, вынесшим на суд публики
более чем достаточное количество столь часто запрашиваемых на встрече
ДОВОДОВ. Роли грозных обличителей взяли на себя г-н С.Соляник
(Экологическое общество "Зеленое спасение", г.Алматы) и г-н В.Карманов
(НПО "Биосфера", г.Лениногорск).
   Презентовав разработанный ЭО "Зеленое спасение" проект Заявления
общественных организаций РК в связи с подготовкой вышеупомянутого
законопроекта, г-н Соляник приступил к обвинительной речи. Были
перечислены основные упущения, плотным кольцом окружившие процедуру
лоббирования "радиационных" реформ:
 1. Отсутствие общественной экологической экспертизы законопроекта;
 2. Полное игнорирование необходимости информирования общественности
("...Нас намеренно вводят в заблуждение. Все обсуждения протекают
закулисно - попросту говоря, общественность водят за нос, не предоставляя
четкой картины происходящего. Не будет ничего удивительного в том, что
граждане страны узнают о принятии законопроекта постфактум...)
 3. Отсутствие законодательного закрепления строго целевого использования
полученных средств на оздоровление радиоэкологической обстановки страны
("...В стране - правовой хаос. Неизвестно, куда исчезают деньги...").
Нельзя забывать также о том, отметил г-н Соляник, что мы просто не имеем
МОРАЛЬНОГО права ввозить чужие отходы. Несомненно, решения должна принимать
не кучка депутатов, а народ - единственный источник государственной власти
в стране.
   Не уступал в своей активности и г-н Карманов, посчитавший необходимым в
очередной раз напомнить стране имена своих "героев". Фамилии депутатов
Мажилиса Парламента РК, инициирующих законопроект, огромными черными
буквами зияли на развешенных по стенам плакатах. Вот эта славная
"шестерка":
             Котович В.Н.,
             Абилов Б.М.,
             Амергужин Х.А.,
             Батталова З.К.,
             Ережепов К.Ж.,
             Черкашина А.И.
   Особенно г-н Карманов настаивал на разъяснении учеными следующих острых
моментов: предоставление гарантии, что вместе с низкорадиоактивными отходами
в страну не будут ввезены отходы высокоактивные; а также обоснование выбора
места захоронения. Последний аспект специалисты осветили весьма детально,
отметив, что принципиальные места для захоронения (соответствующие
геологические формации) в стране существуют - водоупорные глиняные пласты,
отсутствующие на территориях многих зарубежных государств. По-видимому,
именно данным обстоятельством объясняется невозможность осуществления
процедуры захоронения в странах, намеревающихся ввезти РАО в Казахстан.
Что касается "лазейки" в законодательстве, с помощью которой под видом
низкоактивных отходов в Республику попадет, к примеру, отработанное ядерное
топливо, ученые предпочли отшутиться, рекомендовав представителям
общественности "...блуждая в потемках, набрести на то, чтобы ликвидировать
эту лазейку..."
   Неоднократно подвергался сомнению бесконечно упоминаемый сторонниками
принятия законопроекта, и, определяемый как наиболее значительный, довод
экономической выгоды его реализации, ибо "...деньги в стране есть! Только
один "Казатомпром" ведет разработку 11 урановых месторождений. Надо
полагать, получаемая от их эксплуатации прибыль пропадает бесследно?..."
   В своем призыве к реальным действиям ученые не были одиноки. Как
отметил г-н В.Ни (Международный Центр Некоммерческого Права), мы подошли
к той черте, когда написание деклараций, писем и обращений (вероятность
попадания их к заявленным адресатам весьма сомнительна), представляется
весьма неэффективным. Необходимо переходить к конкретной работе с
депутатами Парламента.
   В заключение Консультативной встречи участниками была выработана
Стратегия дальнейших действий НПО по подготовке антиядерной кампании.
В частности, необходимо добиться учета следующих аспектов:
 1. Проведение юридической экспертизы законопроекта на соответствие нормам
    международных конвенций и национального законодательства;
 2. Обеспечение юридической защиты активистов-антиядерщиков;
 3. Обеспечение участия общественности в процессе обсуждения, принятия и
    реализации законопроекта;
 4. Работа с населением (доступ к информации).
   Кроме того, общественные организации Республики Казахстан приняли
решение обратиться с открытым письмом в Парламент и Правительство РК
(текст Обращения - смотрите ниже), направить Запрос в Комитет по
законодательству Мажилиса Парламента Республики Казахстан и обращение
от имени детей г-же С.А.Назарбаевой (приведены ниже), а также Запрос
стенограммы выступления в Парламенте заместителя Премьер-Министра РК,
министра энергетики и минеральных ресурсов РК Владимира Школьника.
         (Материал подготовлен Татьяной Василевской, НПО "Экологический
          ПрессЦентр")
        Источник: ЭкоПравда, No 239, 9 октября 2001 г., OT@lorton.com

    СБОР ПОДПИСЕЙ

    Открыт сбор подписей под ОБРАЩЕНИЕМ граждан и общественных
организаций Республики Казахстан в Парламент и Правительство РК
по вопросам коммерческого ввоза и захоронения радиоактивных отходов
на территории нашей страны. Один экземпляр данного Обращения уже
отправлен адресатам. Теперь к нему могут присоединиться все желающие,
кому не безразлично будущее государства. Номера факсов и телефонов,
по которым следует отправлять Обращение, приведены ниже.
    Защитим страну от радиоактивной интервенции!!!
    ОБРАЩЕНИЕ граждан и общественных организаций Республики Казахстан
по вопросам коммерческого ввоза и захоронения радиоактивных отходов на
территории Республики Казахстан (Алматы, 4-5 октября 2001 года)
    В настоящее время депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан
Котович В.Н., Абилов Б.М., Амергужин Х.А., Батталова З.К., Ережепов К.Ж.,
Черкашина А.И. выступили с инициативой о  внесении изменений в законы об
использовании атомной энергии, об охране окружающей среды, о
лицензировании с целью узаконить ввоз, хранение и захоронение
"(низко)радиоактивных отходов" других государств на территории Казахстана.
    Граждане и общественные объединения страны убеждены, что данный
аконопроект противоречит нормам Конституции  и действующего
законодательства Республики Казахстан, а также  международным правовым
документам, ратифицированным страной, в частности:
 1. Конституции страны (статья  31 п.1);
 2. Закону "Об охране окружающей среды" (статьи 3,  5 п.1 );
 3. Закону "О  радиационной безопасности населения" (статья 19);
 4. Закону "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
    (статья 3);
 5. Закону "О национальной безопасности Республики Казахстан" (статья 21);
 6. Орхусской конвенции;
 7. Принципам Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию,
    подписанной Республикой Казахстан.
    По предлагаемому законопроекту не предоставлена информация о проведении
правовой, научной, санитарно-эпидемиологической экспертиз. Нет информации о
проведении оценки воздействия на окружающую среду и наличии государственной
экологической экспертизы, предусмотренных законом об экологической
экспертизе (статьи 14 п.7, 16). Общественности не предоставлена информация о
радиационной обстановке в стране. Утверждение депутатов о незатратном
механизме реализации норм законопроекта не подтверждено четким экономическим
обоснованием.
    Сложившаяся ситуация, когда граждане страны не участвуют в процессе
обсуждения, принятия решения по данному законопроекту, является нарушением
статей 6 и 7 Орхусской конвенции, статьи 21 закона об использовании атомной
энергии. Подобные решения должны приниматься при самом широком участии
общественности вплоть до всенародного референдума!
    Граждане и общественные организации Республики Казахстан убеждены, что
данным законопроектом будут  нарушены основные права человека. Отсутствие
достоверной и полной информации позволяет сделать вывод об экологической
опасности, экономической нецелесообразности, технической неподготовленности
законопроекта. Данная инициатива является ярким примером отсутствия принятой
Парламентом государственной экологической политики.
    Мы обращаемся к Президенту, депутатам Парламента и Правительству
Республики Казахстан не допускать принятия подобных поправок в действующее
законодательство!
    Данное обращение подготовлено на Консультативной встрече НПО по
вопросам ввоза и захоронения радиоактивных отходов (РАО) на территории
Республики Казахстан.
            5 октября 2001 г., Подписи:
    Номера факсов и телефонов, по которым следует отправлять Обращение:
Премьер-министр РК - факс: (3172) 32-40-89, тел. 32-31-04
Сенат Парламента - факс: (3172) 33-38-92 , тел. 33-38-92
Мажилис Парламента -  тел. (3172) 15-30-19, факс: (3172) 32-77-81
    Свои уведомления об отправленных копиях Обращения убедительно просим
присылать по следующим электронным адресам:
 1) OT@lorton.com - Оксана Тарнецкая,
Директор НПО "Экологический ПрессЦентр",
Редактор электронной газеты "Казахстанская ЭкоПравда";
 2) kaisha@nursat.kz - Кайша Атаханова,
Директор НПО Карагандинский экологический центр "ЭкоЦентр";
 3) tg@nursat.kz - Гульсум Какимжанова,
Экологический союз "ИРИС"
        Источник: ЭкоПравда, No 239, 9 октября 2001 г., OT@lorton.com

    ОБРАЩЕНИЕ К ЖЕНЕ ЦЕЗАРЯ

    Детские организации Республики Казахстан обращаются с открытым
письмом к Президенту детского фонда "Бобек" г-же НАЗАРБАЕВОЙ С.А.
с просьбой поддержать детское движение "НЕТ РАДИОАКТИВНЫМ ОТХОДАМ В
НАШЕМ ОБЩЕМ ДОМЕ!". Копия данного Обращения уже направлена в UNICEF.
    Президенту детского фонда "Бобек" г-же НАЗАРБАЕВОЙ С.А.
    Уважаемая Сара Алпысовна!
    Мы, детские организации Казахстана, крайне озабочены тем, что
начинается рассмотрение законопроекта о  ввозе и захоронении
радиоактивных отходов в нашу республику.
    Зная Вашу заботу о НАС, ДЕТЯХ, а также Вашу  активную жизненную
позицию в защите прав детей, благотворительной деятельности, защите
здоровья детей, мы обращаемся к Вам за поддержкой нашего детского
движения "НЕТ РАДИОАКТИВНЫМ ОТХОДАМ В НАШЕМ ОБЩЕМ ДОМЕ!".
    Исключительно благодаря Вашему личному  участию в наших регионах  были
открыты оздоровительные Центры "БОЛАШАК", в школах Республики введены уроки
валеологии. Вместе с тем,  занимаясь по системе Порфирия Иванова, Вы своим
личным примером способствовали нашему оздоровлению.
    Наша позиция основана на полученных нами знаниях из курсов таких
дисциплин, как валеология, экология, а также основы государства и права:
 - Нам не нужны примеры Хиросимы и Нагасаки - у нас есть уроки
Семипалатинского полигона.
 - Грузы с чужими радиоактивными отходами будут проходить мимо наших городов
и сел, и никто не даст нам гарантию, что эту "грязь" не пустят под откос.
 - Нам больно смотреть на наших сверстников, получивших тяжелое наследие
Семипалатинска и Чернобыля. Мы не хотим, чтобы наше будущее было таким же.
 - Мы, дети Казахстана,  как и дети других демократических стран, должны
чувствовать реальную защиту своих прав.
    Кто сможет полностью оценить тот экологический, моральный и
психологический ущерб, который принесет ввоз радиоактивных отходов в нашу
страну? Мы верим, что наше беспокойство даст Вам силы защитить Нас -
будущее Казахстана!
       КОНТАКТ: Карагандинский экологический центр "ЭкоЦентр",
                Казахстан, 470063, г. Караганда
                ул. Гоголя 38, КарГУ, матфак, ком. 307
                тел./факс 7-3212-48-37-59
                E-mail: ecocenter@sys-pro.com;
                URL: www.sys-pro.com/~ecocenter
        Источник: ЭкоПравда, No 239, 9 октября 2001 г., OT@lorton.com

    ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

    9 октября экологические организации Казахстана и России провели
пресс-конференцию в Алматы, посвященную плану атомной индустрии по ввозу
радиоактивных отходов в Казахстан из других стран. В течение 2001 года в
Казахстане активно дискутируется возможность изменения законодательства с
целью ввоза низко-радиоактивных отходов для захоронения. С такой инициативой
выступила группа депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан.
Сторонники ввоза отходов заявляют, что на таком бизнесе можно заработать до
40 миллиардов долл. для улучшения социально-экономической ситуации в
Казахстане и решения проблемы собственных радиоактивных отходов.
    Как заявили представители казахстанских общественных организаций,
законопроект о ввозе низко-радиоактивных отходов является экологически
опасным, экономически невыгодным, а также противоречит ряду национальных
законов и международных договоров (в частности, Орхусской конвенции и
принципам Рио-де-Жанейрской декларации ООН по окружающей среде и развитию).
Экономическая целесообразность проекта захоронения радиоактивных отходов в
Казахстане не доказана, а утверждение о 40 миллиардах долларов ничем не
обоснованo.
    "Захоронение радиоактивных отходов других стран в Казахстане обернется
экологической катастрофой для многих поколений казахстанцев", - считает
Сергей Соляник из организации "Зеленое спасение" в Алматы. "С моральной
точки зрения подобные планы выглядят крайне цинично в стране, где ядерные
испытания причинили невосполнимый ущерб здоровью людей и окружающей среде".
    Представитель российской организации "Экозащита!" заявил на
пресс-конференции, что попытки организовать в Казахстане могильник для
радиоактивных отходов провоцирует российское Министерство по атомной энергии
(Минатом). Намерение российской атомной индустрии ввозить иностранные
высоко-радиоактивные отходы (отработавшее ядерное топливо - ОЯТ) в Россию
для переработки обернется образованием большого количества низко- и
средне-радиоактивных отходов. Переработка - чрезвычайно "грязный" процесс,
после переработки 1 тонны ОЯТ образуется до 200 тонн различных видов
отходов. Поэтому российской атомной индустрии необходимо найти место, куда
можно было бы свозить низко-радиоатиквные отходы - таким местом может стать
Казахстан.
    "Чудовищная политика Минатома по превращению России в ядерную свалку
сегодня может распространиться и на Казахстан", - считает Владимир Сливяк,
сопредседатель международной группы "Экозащита!", активно борющейся против
попыток превращения России и Казахстана в могильники радиоактивных отходов.
"Минатом будет зарабатывать на чрезвычайно грязной и опасной переработке
ОЯТ, а отходы этой деятельности будет отправлять в Казахстан!"
        Источник: Экосводка N 36, 9 октября 2001 г., seupress@mtu-net.ru

Перейти к началу страницы