Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 498, 29 сентября 2001 |
Гражданский форум ЭКОЛОГИ ИДУТ НА ГРАЖДАНСКИЙ ФОРУМ РОССИИ ОБРАЩЕНИЕ Форум "За природу" - экологическим и другим дружественным общественным организациям Дорогие друзья! В настоящее время во многих регионах России и на федеральном уровне идет подготовка к Гражданскому форуму - общероссийскому совещанию общественных организаций, которое должно пройти в Кремлевском дворце съездов 21-22 ноября 2001 г. При всей противоречивости этого мероприятия, в настоящий момент в Оргкомитет Гражданского форума официально вошли представители крупнейших сетевых правозащитных, социальных, потребительских и иных общественных организаций, в том числе - Святослав Забелин, со-председатель Совета Международного Социально- экологического союза. Сейчас перед каждой активной общественной организацией встает вопрос: принимать или не принимать участие в подготовке и проведении этого "Форума", организуемого по инициативе Администрации Президента. Конечно, никто и нигде Гражданское общество сверху, с властных вершин, не строил - это невозможно. Только мы сами, объединенные по интересам и ведомые собственным пониманием роли и места в жизни, можем образовать развитое гражданское общество. Но означает ли это, что нам не стоит участвовать в "игре", затеянной командой Президента с целью решения собственых задач? Мы считаем, что при некоторых принципиальных условиях можно и нужно участвовать в процессе подготовки и проведения Гражданского форума. УСЛОВИЕ ПЕРВОЕ. Сохранение идентичности каждой из организаций. Экологи не могут делегировать представление своих интересов филателистам или музыкантам, как и те - экологам. Это означает, что весь спектр организаций - экологических, правозащитных, женских, молодежных, защиты прав потребителй, спортивных, чернобыльских, военно-патриотических и так далее должен быть представлен и на региональных, и на федеральном Форуме. УСЛОВИЕ ВТОРОЕ. Организации с близкими интересами должны иметь возможность представить на Форуме свое видение близких им проблем гражданского общества, некую общую платформу или социальный заказ, который можно было бы представить власти, коли она так заинтерсована в сотрудничестве. Мы, экологи, сейчас работаем над таким социально-экологическим документом, который мы представим Гражданскому форуму, и который мы будем просить отстаивать те экологические организации, которые в конце концов окажутся в Кремлевском Дворце Съездов в ноябре этого года. УСЛОВИЕ ТРЕТЬЕ. Мы должны заранее, до Форума, постараться определить наши самые общие приоритеты в развитии гражданского общества, и те препятствия, которые встали на этом пути. Это важно и потому, что на самом Форуме уже не будет времени это делать спокойно и всесторонне. Поэтому мы предлагаем присоединиться к работе над нашим Заявлением "О становлении и развитии Гражданского общенства в России", обсудить его на региональных форумах и на других мероприятиях, чтобы - в итоге - принять в Кремлевском дворце съездов. Это Заявление подготвлено нами коллективно с участием десятков экологических и правозащитных организаций, на основе многолетнего опыта работы в третьем секторе. Его принятие Форумом не позволит никому - в том числе и кремлевским организаторам Форума, - выхолостить и использовать в своих интерсах нашу активность и желание благоустроить Россию. Условие четвертое. Власть будет считаться с нами только тогда, когда мы будем представлять собой некую силу. Наша сила - не в солдатской дисцплине, а в духовном единстве и согласии в том, что высшим приоритетом является благополучие и процветание России и ее граждан. Для этого мы предлагаем представителям власти использовать Гражданский форум, чтобы создать механизмы и начать переговоры о путях решения назревших социальных, экологических и других актуальных проблем. У нас нет особых иллюзий по поводу желания властей решать экологические проболемы. Мы не склонны мириться с упразднением экологических федеральных органов, ограничением преподавания основ экологии в школе, запретом создания экологической милиции, произволом генеральной прокуратуры и ФСБ в отношении активистов-экологов и экологических организаций, слишком часто и несправедливо обвиняемых ими в чудовищных преступлениях вроде шпионажа и раскрытия государственных секретов. Тем не менее мы решили принять участие в этом процессе. Мы считаем, что активное участие в подготовке региональных Конференций позволит улучшить взаимопонимание и сотрудничество между организациями разной направленности. Мы считаем, что участие в самом Гражданском форуме лидеров активно действующих экологических (и не только экологических) общественных объединений позволит: - озвучить с высокой трибуны наиболее острые социальные и экологические проблемы; - продемонстрировать власти силу и организованность экологического движения; - создать механизмы и начать переговоры с представителями власти о путях решения назревших социальных и экологических проблем; - наконец, просто встретиться для обсуждения стратегии и тактики дальнейших действий участников экологического движения России. Мы планируем собрать участников Гражданского форума от экологических организаций на отдельное совещание непосредственно перед его началом. Для участия в подготовке и проведении Гражданского форума (всего будет приглашено 5000 человек) необходимо: 1. Если в Вашем регионе создан Оргкомитет Гражданского форума (на сегодня известно о создании Оргкомитетов всего в 33 регионах из 89) - связаться с ним и принять участие в подготовке и проведении региональной Конференции (координаты существующих Оргкомитетов размещены на сайте www.civilforum.ru - или могут быть сообщены по запросу, на адрес contact@civilforum.ru ); 2. Если в Вашем регионе Оргкомитет создан, но собрания уже прошли, и в этих собраниях по каким-то причинам Вы и дружественные вам организации не приняли участия (не понимали, в чем дело, вас оттеснили, вам фактически отказали, власть сыграла свою игру и подобрала угодных ей и т.п.), то Вы, вместе с другими организациями, если число и серьезность таковых будет хоть сколько-то убедительным, можете создать еще один оргкомитет, сообщить нам мотивы ваших действий и организовать еще одну подготовительную к Гражданскому форуму Конференцию, сообщив о ее результатах в адрес Оргкомитета Гражданского форума - contact@civilforum.ru с обязательной копией нам на адрес - zabelin@online.ru Внутри Рабочей группы центрального Оргкомитета достигнута договоренность, что создание "альтернативных оргкомитетов" в исключительных случаях возможно, и что их представления будут рассматриваться так же, как и рекомендации тех, кто организовался ранее. 3. Если в Вашем регионе Оргкомитет еще не создан, то Вы можете создать его вместе с общественными организациями других направлений деятельности, собрать Конференцию и предложить Оргкомитету Гражданского форума обоснованный список кандидатур для участия от Вашего региона. Но необходимо спешить! Оргкомитеты должны быть созданы до 10 октября, а Конференции проведены - до 20 октября. 4. Если в вашем регионе какие-то списки кандидатов на участие в форуме уже сформированы и они вам известны, то нам важно было бы узнать ваше мнение о включенных туда организациях. Принципы и способы отбора организаций на Форум - в связи с изменениями состава Оргкомитета и, соответственно этому, взглядов на цели и задачи Форума - дорабатываются. Сейчас очевидно, что способов отбора будет несколько. Ясно главное - не будет никаких выборов на Форум и выборов на Форуме, не будет никаких "региональных делегаций". Это противоречит самой идее гражданского общества. Поэтому любые решения любых региональных собраний будут иметь для Оргкомитета только рекомендательный характер. Ответственность за приглашение несет Оргкомитет Форума. Со своей стороны, Форум "За природу" предлагает в процессе подготовки к Гражданскому форуму: - совместно с другими общественными организациями региона обсудить разработанный нами проект Декларации "О становлении и развитии гражданского общества в России" (первый набросок уже рассылался от имени А.В.Яблокова); - обсудить в процессе подготовки и на региональных конференциях наиболее актуальные "экологические" проблемы, примерный список которых рассылается. С учетом Ваших предложений и обсуждений на самом Гражданском форуме будет организовано несколько секций, посвященных наиболее острым социально-экологическим проблемам. Ждем Вашей информации о событиях в Вашем регионе на адрес zabelin@online.ru Надеемся встретиться в Москве. Форум "За природу": Международный Социально-экологический союз, Гринпис России, Центр экологической политики России, Российское представительство Всемирного фонда дикой природы, Союз "За химическую безопасность", Центр охраны дикой природы, Экологический центр "Дронт". ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ФОРУМА ЗАМЫСЕЛ Идея созыва общероссийского собрания общественных организаций родилась в головах при-президентских политтехнологов во главе с Глебом Павловским весной 2001 г. и представляла собой одно из ряда последовательных мероприятий, целью которых было существенно улучшить управляемость российского общества непосредственно из Кремля и в интересах Кремля. Первым мероприятием такого рода было фактическое подчинение Кремлю Государственной Думы в ходе выборов 1999 года, вторым - построение вертикали управления региональными властями, включая деление страны на 7 округов и вытеснение губернаторов из Совета Федерации. Потом был процесс подчинения Кремлю общероссийских средств массовой информации - от фактического разрушения недружественных информационных кампаний (типа "Медиа-Мост) до создания альтернативного Союзу журналистов России "общественного" объединения журналистов "Медиа-союз", целью которого была провозглашена поддержка политики действующего Президента. К лету 2001 года дошли руки и до "третьего сектора". 12 июня в Кремле Президент принял группу представителей общественных организаций, где и была озвучена идея всероссийского собрания под названием Гражданский форум. Официальной целью мероприятия была названа организация диалога власти и общества. Однако предыдущие попытки такого "диалога", организованные теми же политтехнологами зимой 2000-2001 года в ответ на активность экологических организаций, заставляли усомниться в чистоте помыслов. Напомним, что летом-осенью 2000 года общественными экологическими организациями была предпринята попытка организации всероссийского экологического референдума. В ответ, вместо того, чтобы вступить в диалог, под крылом Кремля была создана была "правильная" общественная организация, названная Национальным экологическим форумом, в которой объединились 100-процентно проправительственные "Зеленый крест" и "Кедр" с академиками Российской академии наук, Медицинской академии наук, Ветеринарной академии наук и Российской академии естественных наук. Поэтому мы сразу предположили, что, как минимум, будет предпринята попытка разделить общественные организации на "правильных" и "неправильных". И что в диалог в обозримом будущем власть будет вступать именно с правильными. Справедливость предположения документально подтвердилась, когда 14 сентября в Нижнем Новгороде сотрудник Фонда эффективной политики Глеба Павловского и по совместительству представитель федерального Оргкомитета Гражданского форума в Поволжском округе заявил на пресс-конференции, что итогом форума должно стать учреждение Всероссийского Союза Общественных Организаций как одного из основополагающих институтов современного гражданского общества в России. В пресс-релизе также говорилось, что "Создание такого Союза, объединяющего самые разные многочисленные слои общества, но одинаково заинтересованные в процветании своего государства, улучшении жизни россиян, необходимо для проведения коренных изменений в системе взаимоотношений общества и власти. Союз призван наладить постоянный, заинтересованный и взаимовыгодный диалог с властью, что приведет к восстановлению доверия к государственной власти в стране и обеспечит обратную связь власти и общества". Нарочно не придумаешь! Процесс подготовки Гражданского форума также сильно напоминал подготовку партийного съезда. Только на этот раз вместо "партии для власти" (вспомним "Единство" 1999 г.) планировалось создать "общество для власти" и как бы на законных основаниях выбрать руководство гражданского общества России. Полномочным представителям Президента в округах были даны прямые указания оказывать подготовке форума всяческое содействие, в округах и в субъектах федерации стали создаваться, соответственно, окружные и региональные оргкомитеты для созыва региональных и окружных конференций, на которых должны были быть выбраны делегаты форума. Кандидатам в участники или делегаты съезда рассылались и раздавались объемистые анкеты и предлагалось докладывать в оргкомитеты о проводимых мероприятиях, которые как бы записывались в "предсъездовский актив". На желание именно расколоть общественные организации яснее всего указывал тот факт, что к организации форума не были приглашены крупнейшие сетевые организации России, вроде "Мемориала" или Социально-экологического союза, а также организации, имеющие реальный опыт диалога с властью, вроде Конфедерации обществ потребителей. Т.е., кто мог бы с наибольшей эффективностью реализовать публично объявленный замысел форума. Попросту говоря, нас собирались (а может быть все еще собираются) обмануть. Мы бы пришли на форум, посвященный развитию диалога с властью, а оказались бы на учредительном съезде организации, предназначенной в едином строю объединить и филателистов, и журналистов, и всех прочих. И обманули бы, поскольку первой естественной реакцией очень многих общественных организаций было желание отказаться от участия в этом представлении. Не будем описывать все негативные последствия, которые бы имел Гражданский форум, пройди он по сценарию Кремля. В качестве аналога напомним ситуацию с пакетом законов о ввозе радиоактивных отходов в Россию. Принять его смогли только тогда, когда решения Думы стали определяться голосованием фракции "Единство". Можно переубедить членов любой политической партии, что нам и удалось с СПС и, отчасти, с КПРФ, но нельзя изменить результат голосования чучела партии. Оно голосует как прикажут. Вклиниться в процесс, чтобы помешать созданию управляемого из Кремля чучела "гражданского общества", позволили два обстоятельства. Во-первых, Администрации Президента, в отличие от команды Павловского, нужно было не столько "построить" гражданское общество, сколько заработать на этом одобрение на Западе, жизненно важное для получения инвестиций. А там, на Западе, мнение Московской Хельсинкской группы или Союза журналистов исторически ценится куда выше, чем заявления кремлевских придворных. Во-вторых, к лету 2001 года - в ответ на попытки Кремля строить государственные вертикали - правозащитные, экологические, потребительские и переселенческие организации успели построить разветвленные общественные горизонтали, а говоря проще - организовать между собой эффективное взаимодействие, достаточное, чтобы выступать не порознь, а вместе, достаточное, чтобы сформулировать общий перечень условий, необходимых и достаточных для нашего участия в процессе подготовки и проведения форума, достаточное, чтобы выступить как реальная сила. НАШИ УСЛОВИЯ (по тексту, составленному Александром Даниэлем, "Мемориал"). 1. Форум не должен выродиться в пропагандистское мероприятие, призванное продемонстрировать стране и миру уровень общественной поддержки нынешнего Президента. Голоса тех, кто жестко критикует российское руководство, например, за его чеченскую или (еще более щекотливый и болезненный вопрос!) экологическую политику, должны быть услышаны властью. 2. Форум должен стать местом конкретного обсуждения конкретных проблем, затрагивающих как всю совокупность НКО, так и отдельные сектора. Поэтому центр тяжести работы Форума необходимо перенести с пленарных заседаний на секционные и провести на нем серию предметных круглых столов с обязательным участием представителей правительственных ведомств, комитетов Государственной Думы, высших судебных инстанций. 3. Никаких "выборов" на Форум! 4. Никаких выборов на Форуме! 5. Легализовать", т.е. сделать явным и формальным участие в организации и проведении Форума представителей государственной власти, в частности и в первую очередь - Администрации Президента, являющейся реальным инициатором и организатором мероприятия. 6. Финансовая деятельность оргкомитета должна быть прозрачна как по источникам поступления денег, так и по направлениям их расходования. НАС НЕ ЗВАЛИ, А МЫ ПРИПЕРЛИСЬ Как и предполагалось, в начале августа к нам (т.е., к нескольким общественным организациям, участвовавшим в выработке вышеперечисленных условий) сразу по двум каналам поступило предложение: встретиться с представителями Администрации Президента и обсудить возможность участия в Гражданском Форуме. И такая встреча состоялась 20 августа в помещении Общества "Мемориал". Со стороны власти в ней приняли участие первый заместитель главы Администрации Президента РФ В.Ю.Сурков и первый заместитель начальника Управления внутренней политики Администрации С.А.Абрамов, а также депутат Государственной Думы В.В.Игрунов в качестве одного из организаторов встречи. Со стороны гражданских организаций на встрече присутствовали: - от общества "Мемориал" - председатель правления А.Б.Рогинский и члены Правления А.Ю.Даниэль и А.В.Черкасов; последний представлял также Правозащитный центр "Мемориал"; - от организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие" - председатель организации С.А.Ганнушкина; - от Московской Хельсинкской Группы - председатель МХГ Л.М.Алексеева; - от Конфедерации обществ потребителей - президент Конфедерации А.А.Аузан; - от Социально-экологического союза - сопредседатель Союза С.И.Забелин; - от Центра развития демократии и прав человека - президент Центра Ю.Д.Джибладзе; - от комитета "За гражданские права" - председатель комитета А.В.Бабушкин; - от организации "За здоровую Россию" - президент организации Е.Ю.Шаталова. Разговор с руководством Администрации Президента 20 августа был длинным и содержательным. Выяснилось, что не только общие наши соображения, но и многие из выдвинутых нами организационных предложений не вызвали у В.Ю.Суркова никаких возражений. К тем же предложениям, которые он не готов был принять немедленно (например, к тезису "Никаких выборов на Форуме!"), он, по крайней мере, отнесся внимательно и выразил готовность оставить их в качестве предмета дискуссии. 4 сентября в Кремле состоялась уже трехсторонняя встреча, с участием представителей рабочей группы "старого" Оргкомитета, именно - директора Фонда эффективной политики и внештатный консультант Администрации Президента Глеба Павловского и Председателя общественного движения "Гражданское достоинство" Эллы Памфиловой. От нашей группы организаций во встрече участвовали Александр Аузан, Андрей Бабушкин и Святослав Забелин. От Администрации Президента - Владислав Сурков и Сергей Абрамов. Во встрече также принимал участие Вячеслав Игрунов, уже к тому моменту давший свое согласие на вхождение в Оргкомитет. На встрече были приняты почти все пункты нашей позиции. Некоторые из них даже усилены; так, спор о легализации государственной власти в подготовке и проведении Форума Сурков предложил разрешить, доведя ситуацию до ее логического завершения, т.е., включить в процесс представителей не только Администрации Президента, но также и Правительства РФ, парламента и высших судебных органов. Оргкомитет переформировывается заново; он будет состоять из 60 человек, причем каждая из сторон (мы, "старый Оргкомитет" и государство) предложит в него по 20 кандидатур; а в "рабочую группу" войдут 15 человек - по 5 с каждой стороны. От "выборов" на Форум организаторы также отказались. Один из главных вопросов, - о том, должны ли быть созданы на Форуме какие-нибудь общие структуры и какие именно, - на встрече 4 сентября остался открытым. Стороны договорились продолжить дискуссию по этой проблеме. С 10 по 24 сентября состоялось четыре заседания представителей трех договаривающихся сторон, посвященные, в основном, проблемам организации работы самого Оргкомитета. В итоге состав Оргкомитета был расширен до 81 человека (по 27 человек с каждой стороны), из которых 21 - члены Рабочей группы, на которую и ложится вся тяжесть оргработы. Было решено, что Оргкомитет в полном составе соберется 2-3 раза и его функции будут ограничиваться утверждением: Заявления о целях и задачах Гражданского форума; Программы и повестки дня Гражданского форума; Проектов итоговых документов Гражданского форума. За основу, т.е. не в качестве догмы, принят следующий порядок формирования участников Форума. 3000 человек - представители региональных общественных организаций (по одному участнику от организации). 300 человек - руководители общероссийских и международных организаций, зарегистрированных Минюстом РФ. 700 человек - "квота рабочей группы". 1000 человек - гости и резерв, в том числе представители органов государственной власти, журналисты, иностранные наблюдатели и т.п. Число участников Форума от каждого региона будет определяться Рабочей группой с учетом численности населения региона и активности региональных общественных организаций. Окончательное решение о приглашении на Форум принимается Рабочей группой Оргкомитета на основе документов, представляемых оргкомитетами региональных подготовительных конференций, с учетом необходимости обеспечить участие общественных организаций, осуществляющих различные виды деятельности. Участники от регионов, в которых не пройдут подготовительные конференции, будут отбираться Рабочей группой с участием региональных экспертов. Установлены крайние сроки подготовительных мероприятий. Создание региональных Оргкомитетов должно быть закончено к 10 октября, а Конференции пройти до 20 октября. Вот, собственно, и все, о чем на сегодняшний день договорились. АНАЛИЗ На данном этапе благодаря постоянной демонстрации силы в форме политических (в смысле возможности влиять на общественное мнение), организационных и экспертных ресурсов удалось развернуть процесс подготовки в действительно конструктивное русло. То есть - начали формироваться условия для того, чтобы вместо "чучела общественности" форум был увенчан началом переговоров между структурами первого и третьего секторов по актуальным вопросам российской жизни. Если всем нам - как в Москве, так и в регионах - удастся в течение предстоящих двух месяцев эту линию выдержать, если удастся предложить, подготовить и провести в рамках форума серию серьезных диалогов с представителями власти, если удастся информационными и пропагандистскими средствами сформировать общественное мнение о том, что Гражданский форум должен быть именно местом переговоров о насущном, а не местом демонстрации лояльности власти и всенародной поддержки единственно верной линии - тогда ... . Тогда, может быть, мы сумеем предотвратить сползание нашего общества во главе с властью к той или иной форме административно-командной системы, начавшееся в 1999 году. Или замедлить это сползание, к которому будут подталкивать многие внутренние и внешние обстоятельства. Может быть удастся большее. Но - уверены - в случае нашего поражения окружающая социальная среда в России с каждым годом будет становиться все меньше пригодной для жизни, в том числе для жизни общественных организаций. А "выйти из процесса", если станет очевидным, что ничего, кроме обмана не получается - мы всегда можем. Святослав Забелин, 28 сентября 2001 г., zabelin@online.ru ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ - ДЛЯ ГРАЖДАНСКОГО ФОРУМА Список экологических проблем и вопросов для обсуждения на Гражданском форуме 1. Тенденции и перспективы развития экологической политики России, в том числе система и принципы государственного управления природоохранной деятельностью, обеспечение независимости экологической экспертизы и контроля, проблемы обеспечения непрерывного экологического образования, участие государства в международных процессах по сохранению окружающей среды. 2. Проблемы участия общественности в формировании региональной экологической политики 3. Природные ресурсы: проблемы собственности и ответственности, в том числе обеспечение прав ныне живущих и будущих поколений при введении частной собственности на землю, реализация прав местного населения при добыче/эксплуатации природных ресурсов, социальные следствия нерационального использования ресурсов или их расхищения. 4. Энергетическая политика, в том числе экологическая безопасность гидроэнергетики, перспективы развития альтернативной энергетики, соблюдение конституционных прав граждан при развитии ядерной энергетики. 5. Место экологической безопасности в системе национальной безопасности, в том числе проблемы размещения на территории страны производств и технологий, угрожающих безопасности граждан. 6. Проблемы обеспечения экологической безопасности деятельности ВПК и армии. 7. Обеспечение приоритета законных экологических интересов граждан перед интересами структур бизнеса и органов власти. 8. Проблемы реабилитации и обеспечение компенсации ущерба граждан, пострадавших в результате экологических правонарушений, техногенных аварий и катастроф, работы на экологически опасных и вредных производствах. 9. Государственно-правовое обеспечение альтернативной гражданской службы, в том числе в природоохранной сфере. 10. Обеспечение эффективной деятельности общественных и благотворительных организаций, в том числе государственные гарантии свободы их создания и деятельности, обеспечение правовых и институциональных основ работы НПО. 11. Реализация механизмов участия граждан в принятии общественно значимых решений, в том числе путем проведения природоохранных референдумов, организации общественных экологических экспертиз. 12. Обеспечение общества экологической информацией, важной для его безопасности, в том числе нормативное определение экологической информации, экологическая информация как предмет государственной тайны, тенденция расширения ведомственной собственности на экологическую информацию. Святослав Забелин, 28 сентября 2001 г., zabelin@online.ru ДЕКЛАРАЦИЯ О СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ В настоящее время и без того трудное и медленное становление гражданского общества в России замедлилось, а в отдельных секторах прекратилось и даже пошло вспять. Поэтому мы приветствуем инициативу Администрации Президента по созыву Гражданского форума. Вместо демократической системы, построенной на основе институтов гражданского общества, в России создается система "управляемой демократии", в которой граждане все больше отстраняются от непосредственного принятия решений, прямо затрагивающих их интересы, а общество в целом исключается из системы контроля за деятельностью власти. Складывается ситуация, когда не власть служит обществу и подотчетна ему, а общество во все большей степени ставится на службу власти. Основные причины сложившегося положения нам видятся в следующем: Слабость и зависимость от исполнительной власти судебной системы, в большей степени защищающей власть или корпоративные интересы от граждан, нежели закон, права и свободы человека, общественные институты и общегосударственные интересы; Тенденция к усилению карательных и фискальных функций государства в ущерб функциям социальной защиты и обеспечения безопасности населения; Несовершенство разделения полномочий и ответственности между Федерацией, регионами, и органами местного самоуправления ; Криминализация страны (сращивание криминальных структур с правоохранительными органами и влияние на чиновников через подкуп и коррупцию) разъедающая основы общества и государства и превращающая гражданские права и свободы в фикцию; Все большее ограничение доступа общественности к информации, ограничение свободы слова и гласности, расширение официальной секретности, продолжающаяся практика нарушения фундаментальных гражданских прав и свобод и фабрикации "шпионских" дел; Несовершенное избирательное законодательство и механизмы его обеспечения, не обеспечивающие проведения истинно свободных выборов и организации референдумов, не препятствующие фальсификации их результатов, не позволяющие досрочно прекращать полномочия не оправдавших доверия избранных представителей власти, и, тем самым, не обеспечивающие конституционное право граждан на участие в управлении делами государства; Чрезмерная зависимость средств массовой информации от исполнительной власти и финансово-промышленных групп, приводящая к унификации представляемой информации и позволяющая манипулировать общественным мнением в опасных масштабах; Фактическое разрушение механизма диалога общества и власти, приходящие на смену диалогу с реальным гражданским обществом ритуальные встречи власти с назначенной ею же "общественностью"; Недостаточная поддержка легального малого и среднего бизнеса - основы рыночной экономики и гражданского общества при том, что государство до сих пор активно занимается коммерцией, что приводит к конфликту интересов; Отсутствие правовых и экономических условий для развития общественных организаций и благотворительности, ведущее к финансовой зависимости третьего сектора от международных или корпоративных спонсоров, прямому административному давлению на неугодные властям общественные организации (вплоть до препятствий в регистрации), особенно на региональном уровне; Отсутствие должного отпора со стороны государства фашистской и националистической идеологии; Размывание принципа отделения церкви от государства, превращение конфессий во все большей степени в политическую силу; Ведение военных действий на территории страны в отсутствии законодательства о чрезвычайном и военном положении; использование непрофессиональной армии в боевых действиях, особенно на территории страны. БЕЗ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ДВИЖЕНИЕ СТРАНЫ ПО ДЕМОКРАТИЧЕСКОМУ ПУТИ И ОРГАНИЧНОЕ ВХОЖДЕНИЕ РОССИИ В МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО НЕВОЗМОЖНО! Для развития в России гражданского общества и правового государства необходимо: Повышение эффективности управления государством за счет повышения социальной активности граждан, развития партнерства между обществом и структурами власти, развития демократической культуры; Контроль обществом деятельности властных структур; реализация конституционного права граждан на участие (в том числе - непосредственное) в управлении делами государства; Жесткое организационное и финансовое разграничение функций государства, связанных с защитой государственных экономических интересов и социальной защитой населения; восстановление (в области экологии) и укрепление вневедомственного государственного контроля и экспертизы; Обеспечение экономических механизмов развития гражданского общества и сокращения социального неравенства на основе изъятия в полном объеме реальных рентных платежей при пользовании природными ресурсами; децентрализация хозяйственной деятельности; Перенос управления общественной жизнью в основном на уровень местного самоуправления; расширение перечня избираемых, а не назначаемых должностных лиц; Обеспечение реальной независимости судебной власти и равного доступа к правосудию (в том числе посредством увеличения числа судов и судей, обеспечения централизованного независимого финансирования судов); упразднение военных коллегий; Смягчение наказаний за преступления по неосторожности и совершенные впервые и ужесточение - за тяжкие и повторные; гуманизация пенитенциарной системы, прежде всего через соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил; Распространение заявительной, а не разрешительной формы организации деловой активности и ограничение федеральным законом (исчерпывающим перечнем) случаев, когда необходимо получать какие-либо разрешения, а также документов, требуемых для их получения; Облегчение доступа граждан к информации, в том числе к экологической, информации об угрозах безопасности и здоровью граждан, о нарушениях гражданских прав и свобод, установление порядка привлечения к ответственности должностных лиц за отнесение к государственной и коммерческой тайне сведений, не подлежащих засекречиванию, а также за преследование граждан и организаций за сбор, анализ и распространение таких сведений; безусловное рассекречивание сведений по истечении установленного законом срока давности; Восстановление и законодательное закрепление права граждан на досрочный отзыв не оправдавших доверия избираемых должностных лиц всех уровней; Разработка и законодательное закрепление механизма общественного обсуждения всех принимаемых решений, касающихся здоровья и благополучия граждан, на стадии их подготовки, и учета результатов такого обсуждения; Переход к комплектованию армии на контрактной основе ("профессиональной армии") в сжатые сроки, развитие альтернативной гражданской службы, возвращение военнослужащим гражданских прав в мирное время; Создание экономических стимулов и правовых возможностей поддержки общественных организаций гражданами России как за счет благотворительных источников, так и социального заказа; Выведение религиозного обучения и ритуалов из государственных учреждений и организаций, запрет на обязательность религиозного обучения в частных учебных заведениях, кроме финансируемых конфессиями; Разработка и введение в практику работу органов государственной власти конкретных механизмов диалога с общественностью (в том числе, привлечение общественных организаций к разработке и экспертизе законопроектов и нормативных актов, введение представителей общественных организаций в коллегии министерств и ведомств, включение их в состав государственных комиссий); Запрет на участие армии в боевых действиях на территории страны без введения военного положения. Мы обращаем внимание Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, всех политических и общественных организаций и движений, профессиональных и творческих союзов, средств массовой информации, деятелей науки, культуры, образования, предпринимателей НА НЕОБХОДИМОСТЬ ОБУСТРОЙСТВА И УКРЕПЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, КАК ГЛАВНОГО УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ СВОБОДНОЙ, НЕЗАВИСИМОЙ И ПРОЦВЕТАЮЩЕЙ РОССИИ, ЗДОРОВЬЯ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЕЕ ГРАЖДАН! Руководитель ГРИНПИС России С.Цыпленков Председатель фонда "Гласность" С.Григорьянц Сопредседатель Социально-Экологического Союза С.Забелин Руководитель Центра охраны дикой природы А.Зименко Руководитель Экоцентра "Дронт" А.Каюмов Президент Фонда защиты гласности А.Симонов Генеральный директор ассоциации "Голос" Т.Тройнова Президент Союза за химическую безопасность Л.Федоров Директор Всемирного фонда дикой природы в России И.Честин Президент Центра экологической политики России А.Яблоков 29 сентября 2001 г. Игорь Честин, IChestin@wwf.ru