Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 497, 28 сентября 2001 |
Право на чистую природу КАСЬЯНОВ И БАЙКАЛ: ЧТО ДАЛЬШЕ Гром не грянет - Касьянов не перекрестится, или Конец Байкальской авантюры Лишь после визита представительной зарубежной делегации с большими полномочиями на Байкал российское правительство приняло постановление, запрещающее опасные виды хозяйственной деятельности в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Теперь геологоразведочные работы на газ в дельте Селенги должны быть прекращены, а Байкальский ЦБК перепрофилирован. С 27 августа на Байкале побывала представительная делегация. В инспекционной поездке приняли участие представители Международного союза охраны природы, Гринпис, Министерства природных ресурсов РФ (МПР), фонда "Охрана природного наследия". Во главе делегации был директор Московского бюро ЮНЕСКО Вольфганг РОЙТЕР. Ее задачей было решение вопроса о необходимости внесения озера в список объектов Всемирного наследия в опасности. Члены делегации побывали на Байкальском и Селенгинском целлюлозных комбинатах, где ознакомились с тем, как промышленные предприятия выполняют природоохранные мероприятия. Наиболее полное представление о состоянии биосферы "славного моря" комиссия ЮНЕСКО получила во время посещения лабораторий Лимнологического института Сибирского отделения РАН. Прошло уже 5 лет с того момента, когда уникальнейшее озеро, равного которому в мире нет, включено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако до сих пор российские власти практически ничего не сделали для того, чтобы сохранить Байкал для будущих поколений. Многолетнее бездействие наших властей дальше скрывать невозможно, и чиновники попытались ввести в заблуждение экспертов ЮНЕСКО. Позиция МПР, изложенная год назад в письме первого заместителя министра природных ресурсов РФ А.ПОРЯДИНА, направленном президенту Российского комитета Международного совета по охране памятников и достопримечательных мест И.МАКОВЕЦКОМУ, совершенно однозначна: экологическая ситуация на Байкале удовлетворительная. При этом А.ПОРЯДИН ссылается на некую "национальную систему мониторинга", которой в реальности давно уже не существует из-за нехватки средств, оборудования и развала системы государственного экологического контроля. Поэтому эксперты ЮНЕСКО решили взглянуть на ситуацию своими глазами. При включении Байкала в Список ЮНЕСКО в 1996 г. Центр всемирного наследия выдал российскому правительству ряд рекомендаций по его охране: принять закон РФ "Об охране озера Байкал", перепрофилировать Байкальский ЦБК, снизить загрязнение реки Селенги, организовать химический мониторинг Байкала, усилить финансовую поддержку охраняемых природных территорий Байкальского региона. Из них за 5 лет выполнена только одна - Государственная Дума приняла закон РФ "Об охране озера Байкал". Однако закон является декларативным и не создает реальных рычагов для сохранения уникального озера. Перепрофилирование Байкальского ЦБК до сих пор остается "красивой мечтой". Он продолжает загрязнять Байкал ядовитыми отходами производства целлюлозы, в том числе и хлорорганическими. Ничего, по сути, не сделано для снижения загрязнения от крупнейшей из впадающих в озеро рек - Селенги. На Байкале бурно развивается "дикий туризм", в том числе и на территориях государственных заповедников, что наносит существенный урон экосистемам озера. Продолжаются варварские вырубки леса и незаконное строительство в прибрежной зоне Байкала. Наиболее характерным и циничным примером отношения к мировому достоянию считается проект добычи газа в дельте Селенги, поддерживаемый Правительством Бурятии. Несмотря на скудность научных данных о сегодняшнем состоянии Байкала, о нем можно судить по состоянию популяции байкальской нерпы. Проведенные в апреле 2000 и 2001 гг. экспедиции Гринпис России показали, что оно критическое. Численность популяции уникального байкальского тюленя сократилась за последние 6 лет почти в 2 раза. При сохранении сегодняшней ситуации нерпа очень скоро будет поставлена на грань вымирания. Теперь эксперты, основываясь на собственных впечатлениях и информации, предоставленной независимыми экологами и сотрудниками МПР, до 30 сентября должны подготовить для ЮНЕСКО доклад с рекомендациями. От этого документа зависит не только имидж России, которая может быть занесена в разряд государств, не способных самостоятельно заботиться о сохранении объектов всемирного значения. Выводы ЮНЕСКО наверняка будут учитываться Европейским банком реконструкции и развития, от которого российское правительство надеется получить кредит на реконструкцию Байкальского ЦБК. Еще до приезда в Россию представителей ЮНЕСКО власти публично покаялись в том, что за семь лет действия федеральной программы по охране Байкала на ее реализацию было выделено лишь 6,5% от запланированных средств. Об этом в конце августа на международной конференции в Улан-Удэ, где обсуждалось состояние озера, заявил аудитор Cчетной палаты Иван ДАХОВ. Но он обнародовал планы финансирования мероприятий по охране Байкала на ближайшие 10 лет в размере 12,5 млрд. рублей. Но самое неожиданное то, что во время визита делегации ЮНЕСКО на Байкал принят долгожданный подзаконный акт, приводящий в действие закон РФ "Об охране озера Байкал". Правительство РФ постановлением от 30 августа No 643 утвердило перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Постановление вышло с опозданием на год, но его текст отвечает всем требованиям экологов. Здесь по пунктам перечислено, что нельзя делать в природоохранной зоне Байкала. Всего в списке около 40 позиций. Запрещены опасные виды деятельности: нефтехимическая, металлургическая, горнодобывающая промышленность, атомная энергетика, строительство зданий и сооружений, железных и автомобильных дорог, лесосплав и так далее. Отныне запрещено лесоводство с применением опасных для экологической системы Байкала средств защиты растений, а также использование авиации при применении средств борьбы с вредителями леса. Лесозаготовки с проведением рубок главного пользования, а в кедровых лесах - всех видов рубок, за исключением рубок ухода за лесом и выборочных санитарных рубок. В список вошли добыча сырой нефти и природного газа; добыча радиоактивных, металлических руд, разведка и разработка новых месторождений, ранее не затронутых эксплуатационными работами; добыча песка, гальки, гравия и щебня в акватории Байкала, в его прибрежной защитной полосе, в руслах нерестовых рек и их прибрежных защитных полосах, кроме дноуглубительных работ. Производство целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них запрещено без использования бессточных систем водопользования. Это означает, что вода после очистки будет попадать не в Байкал, а снова поступать в производственный цикл. Запрещены выделка и крашение меха. Запрещено разбивать временные палаточные городки, туристические и транспортные стоянки. Не разрешается предоставлять жилищно-коммунальные услуги в санаторно-курортных комплексах, если в них отсутствуют сооружения, очищающие сточные воды и не допускающие выбросов вредных веществ в атмосферу. С одной стороны, радостно, что наконец-то российское правительство приняло долгожданный документ практически без изменения. С другой стороны, горько и обидно, что для этого пришлось дожидаться визита грозной зарубежной делегации. Когда начнем своим умом жить? Е.Кислов, "Молодежь Бурятии", 19 сентября 2001 г. kislov@gin.bsc.buryatia.ru