Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 48, 8 апреля 2000 |
Лоббисты и экологи ЯДЕРНАЯ ПОПРАВКА К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ЗАКОНУ "В начале апреля в областных законодательных собраниях некоторых регионов России на повестке дня появилось обсуждение проекта Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в статью 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей среды". Законодателям предлагалось сделать заявление в поддержку этого проекта. Принятие данной поправки, инициированное Минатомом, нацелено на то, чтобы разрешить ввоз на территорию РФ радиоактивных материалов и отходов (РАО) в целях переработки и временного хранения. Атомщики пытаются соблазнить региональных законодателей тем, что часть средств, заработаных на иностранных отходах, пойдет "в первую очередь на решение наиболее острых проблем российских регионов". А решать, какие проблемы считать "наиболее острыми", предполагается при помощи межведомственной комиссии, которую назначит Правительство РФ, и при обязательном согласовании с Советом Федерация. Козла пообещали пустить в огород. ИСТОРИЯ ВОПРОСА Планы Минатома узаконить превращение России в международную ядерную помойку имеют долгую историю. Еще год назад потерпела неудачу первая попытка - изменить 3-ю часть 50-й статьи российского "Закона об охране природной среды", которая запрещает ввоз на территорию России отработавшего ядерного топлива из других стран. Покушение на поправку к статье "Закона об охране природной среды" не увенчалось успехом благодаря активным действиям экологической общественности России и сопротивлению Комитета по экологии Госдумы прошлого созыва. Минатом не отказался от своих планов, но изменил тактику. В конце августа 1999 Минатом пытался убедить кабинет министров в необходимости разрешить хранить и перерабатывать радиоактивные материалы из других стран на территории России. Атомщики аргументировали свое стремление экономической выгодой, а для реализации своих планов предлагали, опять же, внести изменения в 50-ую статью. Против выступило в первую очередь Министерство экономики, которому экономические расчеты Минатома не показались заслуживающими доверия. Осенью группой лояльных Минатому депутатов была предложена уже не поправка, а новый законопроект - "О промышленном хранении и переработке отработавшего ядерного топлива". Целью данного законопроекта прежде всего являлось создание законной почвы для осуществления планов по ввозу ядерных отходов. Но и этому плану не суждено было осуществиться - у законопроекта нашлось много оппонентов, и хотя его удалось протолкнуть через супербыструю и проходившую с массой нарушений экологическую экспертизу (одобрение с перевесом всего в один голос) - уходящая Дума не успела его рассмотреть. Потерпев серию поражений в борьбе за разрешение ввоза радиоактивных отходов, атомщики опять вернулись к идее принятия поправки, и теперь надеются провести нужные им решения при поддержке региональных законодательных собраний и Совета Федерации. Вероятно, депутаты новой Государственной Думы, в поддержке которых Минатом пока не уверен, не хотели бы брать на себя ответственность за такое решение и поэтому стремятся перепоручить процесс возбуждения законодательной инициативы по изменению 50-й статьи в регионы. В настоящее время закон "спущен" через Совет Федерации для рассмотрения в местных Думах нескольких регионов России, а Минатом и ГД выжидают. В НИЖНЕМ ПОПРАВКА НЕ ПРОШЛА 4 апреля Комитет по экологии, природным ресурсам и природопользованию Законодательного собрания Нижегородской области обсуждал возможность изменения ст.50. Внесение этого вопроса первым пунктом в повестку дня заседания комитета было вызвано письмом заместителя председателя Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии С.Н.Рябухина (председателя Законодательного собрания Ульяновской области) на имя председателя Законодательного собрания Нижегородской области А.А.Козерадского от 28 февраля 2000 г. "Начиная с февраля 1999 года в Комитете Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии ведется подготовка законопроекта о внесении изменений в ст.50 п.3 Закона "Об охране окружающей природной среды", направленных на устранение законодательных препятствий для расширения присутствия России на международном рынке услуг по обращению с отработавшим топливом атомных электростанций. Вопросы расширения участия России на этом рынке рассматривались также временной комиссией Совета Федерации по ядерной и радиационной безопасности и получили поддержку", - говорилось в письме. "Конъюнктура этого рынка в настоящее время такова, что Россия может в течение ближайших лет заработать на нем до 20 млрд долларов США. Полученные средства предлагается направить, кроме решения собственно технологическихзадач по обращению с отработавшим ядерным топливом, в первую очередь на решение наиболее острых проблем российских регионов. Порядок расходования этих средств, приоритеты долгосрочного инвестирования, предлагается устанавливать межведомственной комиссией, назначаемой Правительством РФ, по согласованию с Федеральным Собранием РФ. Таким образом, в случае принятия предлагаемого изменения законодательства Ваш регион сможет получить средства для реализации своих актуальных программ, повысить экономический потенциал региона, создать новые рабочие места. Направляя Вам проекты документов, которые должны лечь в основу изменения законодательства, и предполагая в ближайшее время выступить с законодательной инициативой, Комитет просит Вас сообщить мнение Законодательного Собрания по прилагаемым материалам". К письму Рябухина приложены брошюра Минатома, текст поправки к Закону и пояснительная записка. В обсуждении участвовало атомное лобби: представители Российского Федерального ядерного центра (РФЯЦ-ВНИИЭФ, Арзамас-16), Опытного конструкторского бюро машиностроения (ОКБМ, Нижний Новгород) и Городецкой судоверфи, рассчитывающей на заказы по изготовлению контейнеров для хранения РАО и в связи с этим на создание 200 рабочих мест. РФЯЦ рассчитывает на 4000-5000 новых рабочих мест. В их поддержку выступили первый зам. директора департамента промышленности обладминистрации и один из известных в области депутатов Законодательного собрания. Против внесения изменений в ст.50 высказались председатель облкомприроды, сотрудники экоцентра "Дронт", а также главный государственный инспектор Нижегородской комплексной территориальной инспекции Госатомнадзора России. Директор департамента по охране природы и управлению природопользованием областной администрации категорически против ввоза отходов, но не против изменения законодательства. Правда, к обсуждению поправок он предлагал вернуться года через четыре, если ситуация в стране качественно изменится. Представители атомного лобби, видимо, полны решимости доказать Президенту, что их ведомство и есть гарант замены российского экспорта сырья экспортом продукции, то есть энергии. Главный конструктор ОКБМ говорил о величии державы, о том, что риск от переработки отработанного ядерного топлива намного ниже, чем риск при поставке на внешний рынок сырья - нефти, газа и т.п. Еще они полагают, что так трудно добиться изменения законодательства из-за неуверенности в себе... ГосДумы, и призывали в помощь здоровый прагматизм. Предлагали, например, сделать так, чтобы вырученные от ввоза РАО средства не направляли на погашение внешних и внутренних долгов России и чтобы втянутые в процесс субъекты РФ свою долю средств на нужды региона получали по твердым нормативам. Экологи оказались более прагматичными, чем, видимо, ожидалось. Они предложили депутатам информацию, в свете которой основные тезисы атомщиков показались если не ложью, то "предвыборной агитацией". У присутствующих окрепло ощущение, что атомщикам важно взять эти 20 млрд долларов, не думая о перспективе, о реальной стоимости переработки и хранения отходов. Фотография контейнера для хранения РАО ("Посмотрите, какие у нас контейнеры! Никаких проблем с РАО не может быть, если есть такие контейнеры!"), продемонстрированная с трибуны, не убедила тоже. Захотелось увидеть бизнес-план. Чтобы, глядя в цифры, убедиться в искренности деловых намерений Минатома, а потом уже и думать, как изменять законодательство. Так что, не обсуждая все это на Законодательном собрании, потому что основания для такого обсуждения не нашли, решили ответить в Москву: пришлите документы, расчеты. А пока разговор окончен. Happy End. ВОРОНЕЖ ДВУМЯ РУКАМИ ЗА 30 марта Воронежская областная Дума приняла постановление со сложным названием: "О проекте Федерального Закона "О внесении изменений в статью 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей среды". Воронежские законодатели поддержали этот проект при одном голосе против. В отличие от новгородских думцев, воронежских не интересовали вопросы безопасности и глубина экономических расчетов. Значительно больше их волновал вопрос о том, что хранилище предполагается построить в Красноярской, а не в Воронежской области. Еще несколько региональных собраний уже рассмотрели или же готовятся в ближайшее время рассмотреть "50-ю поправку". В целом по России пока невозможно сделать какой-то вывод - процесс только вступает в решающую стадию. Однозначно лишь то, что не получив ожидаемой поддержки на федеральном уровне Минатом и его лоббисты в Совете Федерации "перепоручили" грязную работу региональным законодателям России, рассчитывая на их полную поддержку. Однако и на этом уровне у Минатома не все гладко. Интересно сколько еще законодательных собраний в состоянии "купить" Адамов и Ко своими обещаниями и расчетами, в которые не верит даже Минэкономики. А.Никулина, Анти-Атом Пресс 254, aln@glasnet.ru, 8 апреля 2000 г. А МУРМАНСК - ПРОТИВ "Проблема переработки ядерного топлива, использованного в реакторах атомных электростанций, боевых кораблей и гражданских судов, не нова. Но по мере развития ядерной энергетики она становится все острее. Поэтому во всем мире ведется поиск путей наиболее целесообразного обращения с облученным ядерным топливом (ОЯТ), которое, с одной стороны, является ценным сырьем для получения урана и плутония, с другой - несет потенциальную угрозу радиоактивного заражения. В настоящее время на международном уровне единой концепции обращения с ОЯТ нет. В Великобритании и Франции осуществляется переработка ядерного топлива, в том числе и из других европейских стран. В США проводится его захоронение. Все чаще звучат предложения об участии нашей страны в мировом рынке услуг по обращению с ОЯТ. Речь идет о том, чтобы внести изменения в статью 50 Закона "Об охране окружающей среды". Такой законопроект подготовлен в Комитете Совета Федерации по науке, культуре, образованию и экологии. Суть предложения в том, чтобы разрешить ввоз в Россию радиоактивных материалов, включая отработавшее ядерное топливо, для его переработки и временного хранения. Инициаторы уверяют, что в ближайшие годы на этом удастся заработать до 20 миллиардов долларов. Однако прежде чем начать переработку, ОЯТ должно определенный срок храниться - для снижения его радиоактивности. Период "временного" хранения достигает 40 лет. В результате в недалеком будущем Россия может превратиться в мировую ядерную свалку со всеми вытекающими отсюда последствиями. На недавнем заседании комитета областной Думы по экономике и хозяйственной деятельности проект данного федерального закона был всесторонне обсужден. Председатель комитета Николай Сердюк обосновал недопустимость его принятия. По мнению Николая Леонидовича, законопроект не решает ряда принципиальных вопросов. Прежде всего возникает проблема надежного хранения ОЯТ до начала его переработки, а это дело и дорогостоящее, и потенциально опасное. Не предусмотрена обязательность возвращения отходов, образующихся после переработки ядерного топлива. Члены комитета обратили также внимание на то, что не закреплен порядок первоочередной переработки ОЯТ, полученного с российских реакторов. Суммируя прозвучавшие суждения, предложения госкомитета по охране окружающей среды Мурманской области, депутаты не поддержали проект федерального закона, разрешающего ввоз в Россию облученного ядерного топлива из других стран. Областной Думе рекомендовано предложить Комитету Совета Федерации по науке, образованию, здравоохранению и экологии считать нецелесообразным дальнейшую разработку этого правового нормативного акта. Следует ожидать, что на ближайшем заседании Думы областные законодатели проявят солидарность с таким подходом. Ведь кому, как не нам, жителям Мурманской области, где сложилась особая концентрация ядерных объектов, ясна вся опасность хранения ОЯТ. Активную позицию по этому вопросу занимает и член Совета Федерации, Председатель областной Думы Павел Сажинов. Поэтому есть надежда, что предложение, ухудшающее экологическую ситуацию в России, будет заблокировано. Н.Коваленко, "Мурманский вестник", 6 апреля 2000 г.