Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс![]() |
Выпуск 476, 6 сентября 2001 |
Гражданское общество РОССИЯ: НАВСТРЕЧУ ГРАЖДАНСКОМУ ФОРУМУ ИДУЩИЕ ВМЕСТЕ ("КОНСТРУКТИВНЫЕ") Обращение к Главным редакторам изданий НКО Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам рассмотреть вопрос целесообразности создания сообщества главных редакторов изданий НКО, которое могло бы быть представлено Гильдией редакторов изданий третьего сектора в структуре журналистского "Медиасоюза". Как Вам известно, журналистский "Медиасоюз" создан в конце прошлого года с целью объединения усилий всех общественных организаций, действующих на рынке СМИ, в целях квалифицированной защиты свободы слова и продвижения интересов журналистской корпорации. Учредителями новой общественной организации выступили Российский институт прессы, Национальная Ассоциация телерадиовещателей и инициативная группа. На наш взгляд, подобное объединение редакторов НКО позволило бы более плотно контактировать изданиям, представляющим "третий сектор", с кругом журналистов традиционных СМИ, что, несомненно, дает дополнительные каналы для связи с внешним миром и расширяет возможности изданий НКО. Если Вы считаете задачу создания Гильдии некоммерческих СМИ важной и готовы поддержать работу инициативной группы, мы будем рады Вашему участию. Предположительно, организационный комитет начнет работу в сентябре, в Москве. Мы хотели бы подготовить и провести организационную конференцию Гильдии некоммерческих СМИ в начале октября текущего года. Мы рассматриваем эту инициативу как деятельность в рамках Гражданского Форума, который будет проходить 16 -17 ноября этого года в Москве. Задача Гражданского форума - сфокусировать мнения гражданских союзов и некоммерческих организаций и объединений о том, как должна преобразовываться Россия. Роль СМИ, в частности - некоммерческих, особенно значима в рассмотрении проблем гражданского общества. Мы заранее благодарны Вам за внимание, которое Вы уделите нашему письму. Все Вашисообщения и предложения присылайте, пожалуйста, на электронный адрес пресс-секретаря оргкомитета Гражданского форума (zinder@civilforum.ru). Надеемся на поддержку и сотрудничество. По поручению "Медиа-союза" Виктор Золотарев Пресс-секретарь оргкомитета Гражданского Форума Илья Зиндер Источник: Маношкина Яна, yana417@civilforum.ru, 31 августа 2001 г. Информационное письмо! Руководитель телекомпании ВИД Александр Любимов создает на базе канала ОРТ интернет-сайт "Гражданское общество". Этот сайт соберет вокруг себя общественные организации всех направлений и видов деятельности реально приносящие пользу обществу. Отдельныe разделы будут посвящены экологическим, правозащитным, национальным и др. некоммерческим организациям. Сейчас мы завершаем сбор информации об этих организациях, чтобы потом БЕСПЛАТНО опубликовать ее на сайте. Для продвижения этого проекта планируется задействовать широкие ресурсы компании ВИД, в том числе и телевизионные. Учитывая тот факт, что создаваемый сайт имеет все перспективы попасть в первую сотню рейтинга посещаемости среди российских интернет-страниц, очень хочется сделать его качественным и интересным для посетителей. Именно поэтому мы хотим получить от Вас как можно более интересную и "не казенную" информацию: 1) Интересную историю создания Вашей организации 2) Биографию и фотографию руководителя 3) Информацию о деятельности (конкретные дела) 4) Рассказ про конкретный случай, принесший реальную помощь людям Чем скорее мы ее соберем тем скорее этот сайт появится в онлайне, а следовательно узнают о вас миллионы польователей по всей России. Жду от Вас скорого ответа и надеюсь на плодотворное сотрудничество. С уважением, Валерий Майоров 4 сентября 2001 года Источник: morozova@ortv.ru, 6 сентября 2001 г. ИДУЩИЕ САМИ ПО СЕБЕ (ОБЫКНОВЕННЫЕ) А.АУЗАН 4 сентября 2001 г. в Кремле прошли консультации представителей круглых столов гражданских организаций ("Народная ассамблея", "Общее действие" и форум "За природу") А.Аузана, А.Бабушкина и С.Забелина с первым заместителем руководителя администрации Президента РФ В.Сурковым и его сотрудниками, и членами инициативной группы Гражданского форума В.Игруновым, Г.Павловским и Э.Памфиловой. На этой встрече были продолжены консультации, начатые 20 августа посещением общества "Мемориал" В.Сурковым. Аузан, Бабушкин и Забелин сообщили о предложениях группы гражданских организаций: - сделать предметом форума определение приоритетов и механизмов взаимодействия гражданских организаций и государства, но ни в коем случае не создание каких-либо монопольных органов координации гражданского общества; - сделать открытым участие государства в подготовке форума, поскольку любая другая схема выливается в манипулирование общественным мнением; - обеспечить прозрачность деятельности Оргкомитета, в том числе и финансовой. На встрече 4 сентября было достигнуто принципиальное согласие с руководством Администрации Президента РФ по этим существенным позициям, что дает возможность каждой из ответственных гражданских организаций решать вопрос о степени своего участия в подготовке и работе Форума. В ближайшее время будет сформирован оргкомитет Гражданского форума с участием представителей различных общественных сил и всех ветвей власти. Круглый стол гражданских организаций "Народная ассамблея" Москва, 5 сентября 2001 г. Источник: seu_discuss@ecoline.ru, 5 сентября 2001 г. С.ЗАБЕЛИН: Гражданский форум для НАС - форма и место проявления СИЛЫ гражданских организаций: конструктивности, организованности, гибкости, солидарности и мн.другого. Как выступим - так оно дальше и пойдет. И это будет справедливо для всех уровней - от областных-городских до федерального. Поэтому мой первый тезис - ОТНЕСИТЕСЬ К УЧАСТИЮ В ГРАЖДАНСКОМ ФОРУМЕ МАКСИМАЛЬНО СЕРЬЕЗНО. При внешней благостности Информационного сообщения НАДО понимать, что согласие по этим пунктам - результат тяжелых трехмесячных "боев", и что две другие стороны НЕ в восторге. Но вынуждены идти на соглашение, поскольку не располагают организационными ресурсами для подготовки мероприятия, которое будет позитивно оценено как в стране, так и на Западе. А это и есть ИХ сверх-задача - получить позитивную оценку российской власти там (чтобы привлечь инвестиции) и здесь (чтобы снизить шансы поражения на выборах). Так что у них есть ИНТЕРЕС - а значит возможен ТОРГ. Что они будут пытаться нас обмануть - ежу понятно. Но нам-то терять нечего, кроме своих цепей, а им - много чего. Поэтому наша задача - сформулировать СВОИ цели, сформировать серьезные региональные и общероссийские коалиции, для которых достижение этих целей - важно. И бороться! Поэтому мой второй тезис - НЕ ОТКЛАДЫВАЯ ОПРЕДЕЛИТЬСЯ - ПО КАКИМ ВОПРОСАМ У НАС ЕСТЬ РАЗНОГЛАСИЯ С МЕСТНОЙ, РЕГИОНАЛЬНОЙ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ и ПРЕДЛОЖИТЬ ВЛАСТЯМ НАЧАТЬ ДИАЛОГ С ЦЕЛЬЮ РАЗРЕШЕНИЯ ЭТИХ РАЗНОГЛАСИЙ. Думаю, что непонятливым властям будет УКАЗАНО из Москвы, что с непонятливостью пора завязывать. А в условиях укрепления вертикали эти указания - скорее всего - придется выполнять. На встрече в Кремле Администрация Президента признала, что сегодняшний "оргкомитет" де факто не более, чем собрание инициативных людей, представляющих самих себя, а не гражданское общество или его часть. И что НОВЫЙ Оргкомитет должен быть сформирован из представителей ТРЕХ сторон: - инициативная группа, - консорциум трех круглых столов, - власть (Администрация Президента, Правительство, Дума, судебные органы). Каждая из сторон делегирует в Рабочую группу Оргкомитета по 5 человек, плюс - еще по 15 человек в Оргкомитет. Переговоры по составу Оргкомитета состоятся в понедельник 10 сентября в 15 часов. ДО ОБЪЯВЛЕНИЯ ИХ РЕЗУЛЬТАТОВ действующий Оргкомитет не имеет никаких полномочий отдавать какие-либо распоряжения, обязательные к исполнению. Источник: seu_discuss@ecoline.ru, 5 сентября 2001 г. А.ЯБЛОКОВ Друзья и коллеги, В преддверии собираемого Администрацией Гражданского форума считал бы целесообразным определить позицию неправительственных организаций, еще раз перечислив приоритеты в строительстве гражданского общества, как мы (а не Администрация Президента) их себе представляем. Это помогло бы нашим представителям, участвующим в подготовке и проведении планируемого Форума не дать организаторам увести обсуждение от главных проблем, заболтать и замолчать существенное. Такое заявление помешает тем силам, которые хотят использовать предстоящий Форум для приручения и выстраивания нас в один ряд. Предлагаемый текст - самый первый вариант, который нуждается в корректировке и дополнени. Но главное - я хотел бы услышать принципиальное согласие на создание такого обращения. С уважением Алексей Яблоков, 4 сентября 2001 г. ПРОЕКТ ЗАЯВЛЕНИЕ Неправительственных общественных организаций В связи с инициативой Администрации Президента России проведения "Гражданского форума" в ноябре 2001 г. О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ Мы приветствуем инициативу Администрации Президента по созыву Гражданского форума. Это собрание должно привлечь внимание общества к тому, что движение России на пути построения гражданского общества замедлилось: Слабая судебная власть не способна эффективно защищать не только государственные, но и общественные институты, права и свободы человека; Коррупция и криминализация разъедает властные структуры; Значительная часть населения вынуждена работать в теневой экономике; Растет официальная секретность, расширяются практика нарушения спецслужбами фундаментальных гражданских прав и свобод; Манипулирование общественным мнением ангажированными средствами массовой информации достигло опасных размеров; Свобода слова ограничивается в связи с переходом большинства средств массовой информации во владение различными финансово-промышленными группами. Несовершенное избирательное законодательство не обеспечивает проведения истинно свободных выборов и референдумов, и не препятствует фальсификации их результатов; нарушается конституционное право граждан на непосредственное участие в управлении делами государства; Общественные неправительственные организации сталкиваются со все большими трудностями в своей работе; Не встречает должного отпора и распространяется фашистская и националистическая идеология, антисемитизм. Развитие в России гражданского общества означает : Представительная, исполнительная и судебная власть исполняют свои функции, подчиняясь только закону; законы выполняются не только гражданами, но и властными структурами; Власть подотчетна обществу, общество имеет возможность контролировать деятельность властей; Защищаются права человека и гражданина, обеспечение прав каждого является залогом защиты прав всех; Развиваются и поддерживаются неправительственные (правозащитные, женские, экологические, молодежные, профессиональные и другие, как федеральные, так и региональные и локальные) общественные организации, как основа самоорганизации общества; Формируется сильная и независимая от других ветвей власти, судебная власть; Поддерживается независимость средств массовой информации; Поддерживаются и развиваются органы местного самоуправления; Поддерживается наука, искусство и культура; Особо поддерживается молодежь, как человеческий ресурс, необходимый для строительства гражданского общества; Налаживается устойчивое использование и жесткий контроль за пользованием природными ресурсами, избегая тем самым ограничений будущего развития; Экологическая и другая информация, связанная с безопасностью и здоровьем людей распространяется беспрепятственно; условием осуществления экологически опасных проектов является положительное заключение государственной и общественных экспертиз. Создаются эффективные препятствия нелегальному вывозу из России капиталов и ресурсов, которые необходимы для самофинансирования построения в России демократического общества; Создается эффективная система общественного контроля за межгосударственными и международными программами на территории России; Мы обращаем внимание: Администрации Президента России, всех политических и общественных организаций и движений, всех трех ветвей государственной власти и местного самоуправления; средств массовой информации; деятелей науки, культуры, образования, на важность и необходимость развития элементов гражданского общества, как условия создания свободной, независимой и процветающей России. Мы надеемся, что собираемый по инициативе Администрации Президента Гражданский форум, включит в число приоритетов своей работы обсуждение обозначенных выше проблем. Источник: ENWL-info, 5 сентября 2001 г. И.ЧЕСТИН Дорогие коллеги, Прочитав документ, подготовленный Алексеем Владимировичем, я еще раз для себя убедился, что такой документ необходим. В то же время, мне кажется, что его формат может быть существенно более сильным, чем мы обсуждали на прошлой неделе. На мой взгляд, то, что нам надо готовить, это не обращение нас к форуму или к Администрации Президента, а проект Декларации самого форума. Это, естественно, меняет как форму и содержание, так и процедуру подготовки этого документа. Предлагаемый неполный проект формы и содержания (фактически это несколько измененный текст Алексея Владимировича) я вставил ниже. Возможно, мои предложения слишком радикальны, но мне кажется, после всех проведенных встреч эта стратегия позволит добиться максимума. Ваш Игорь ПРОЕКТ (вариант 6 сентября) ДЕКЛАРАЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ФОРУМА О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ Мы приветствуем инициативу Администрации Президента по созыву Гражданского форума. Это собрание должно привлечь внимание общества к тому, что и так не быстрое движение России на пути построения гражданского общества замедлилось, а в отдельных секторах прекратилось. Основные причины нам видятся в следующем: - Слабая и зависимая (причем эта зависимость публично озвучивается высшими должностными лицами) судебная власть не способна эффективно защищать не только государственные интересы, но и общественные институты, права и свободы человека; - Коррупция и криминализация разъедает властные структуры, повышая зависимость простых людей от чиновников; - Наблюдается тенденция все большего ограничения доступа общественности к информации, растет официальная секретность, расширяются практика нарушения спецслужбами фундаментальных гражданских прав и свобод; - Несовершенное исполнение избирательного законодательства, в первую очередь отсутствие механизмов обеспечения независимости членов избирательных комиссий не обеспечивает проведения истинно свободных выборов и референдумов, не препятствует фальсификации их результатов и тем самым не обеспечивает конституционное право граждан на непосредственное участие в управлении делами государства; - Средства массовой информации, принадлежавшие ранее различным независимым финансово-промышленным группам, и потому, хотя и в далеко не полной мере представлявшие разные точки зрения, оказались фактически полностью зависимы от государства, что резко сказалось на унификации представляемой информации и оценок и привело к падению их популярности; - При указанной выше ангажированности средств массовой информации фактически разрушенными оказались механизмы диалога общества и власти, ранее существовавшие в том числе благодаря присутствию общественных лидеров в государственных органах после победы демократии в начале 1990-х гг. - Несмотря на декларации, не создано условий для развития отечественных общественных организаций, что приводит к их финансовой зависимости либо от российского бизнеса, либо от зарубежных спонсоров. РАЗВИТИЕ В РОССИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ОЗНАЧАЕТ : - Проведение судебной реформы в полном объеме, включая: (уточнить у правозащитников: изменение границ округов, и т.п. ) - Законодательное ограничение закрытым списком случаев, когда граждане и организации должны получать какие-либо разрешения, а также количества документов, требуемых для их получения; лишение исполнительной власти и субъектов федерации права расширять данные списки, а также установление жесткой ответственности за нарушение этих законов; - Ратификация Орхусской Конвенции, законодательное установление закрытого списка секретной информации, установление жесткой ответственности за преследование граждан и организаций за использование открытой информации; - Меры по улучшению исполнения избирательного законодательства??? - СМИ??? Что надо реально сделать, чтобы обеспечить их независимость??? - Возрождение возможности публичного обсуждения всех принимаемых решений органами власти на стадии подготовки, включая обеспечение возможности создания общественных комиссий по обсуждению проектов этих решений по инициативе снизу и механизмов диалога этих комиссий с властью; содействие созданию постоянно действующих общественных советов при органах власти; введение в практику регулярных открытых встреч с общественностью высших должностных лиц; - Скорейшая модификация налогового законодательства с целью обеспечения возможности самоорганизующегося общества финансировать свою деятельность за счет отечественных источников (например, модель Венгрии). МЫ ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ: Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления, всех политических и общественных организаций и движений, профессиональных и творческих союзов, средств массовой информации; деятелей науки, культуры, образования, предпринимателей НА НЕОБХОДИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, КАК УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ СВОБОДНОЙ, НЕЗАВИСИМОЙ И ПРОЦВЕТАЮЩЕЙ РОССИИ, ЗДОРОВЬЯ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЕЕ ГРАЖДАН. Источник: seu_discuss@ecoline.ru, 6 сентября 2001 г.