Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 476, 6 сентября 2001
                                              Гражданское общество

               РОССИЯ: НАВСТРЕЧУ ГРАЖДАНСКОМУ ФОРУМУ

    ИДУЩИЕ ВМЕСТЕ ("КОНСТРУКТИВНЫЕ")

    Обращение к Главным редакторам изданий НКО

    Уважаемые коллеги!
    Предлагаем Вам рассмотреть вопрос целесообразности создания сообщества
главных редакторов изданий НКО, которое могло бы быть представлено Гильдией
редакторов изданий третьего сектора в структуре журналистского "Медиасоюза".
    Как Вам известно, журналистский "Медиасоюз" создан в конце прошлого
года с целью объединения усилий всех общественных организаций, действующих
на рынке СМИ, в целях квалифицированной защиты свободы слова и продвижения
интересов журналистской корпорации. Учредителями новой общественной
организации выступили Российский институт прессы, Национальная Ассоциация
телерадиовещателей и инициативная группа.
    На наш взгляд, подобное объединение редакторов НКО позволило бы более
плотно контактировать изданиям, представляющим "третий сектор", с кругом
журналистов традиционных СМИ, что, несомненно, дает дополнительные каналы
для связи с внешним миром и расширяет возможности изданий НКО.
    Если Вы считаете задачу создания Гильдии некоммерческих СМИ важной и
готовы поддержать работу инициативной группы, мы будем рады Вашему участию.
    Предположительно, организационный комитет начнет работу в сентябре, в
Москве. Мы хотели бы подготовить и провести организационную конференцию
Гильдии некоммерческих СМИ в начале октября текущего года. Мы рассматриваем
эту инициативу как деятельность в рамках Гражданского Форума, который будет
проходить 16 -17 ноября этого года в Москве.
    Задача Гражданского форума - сфокусировать мнения гражданских союзов
и некоммерческих организаций и объединений о том, как должна
преобразовываться Россия. Роль СМИ, в частности - некоммерческих, особенно
значима в рассмотрении проблем гражданского общества.
    Мы заранее благодарны Вам за внимание, которое Вы уделите нашему
письму. Все Вашисообщения и предложения присылайте, пожалуйста, на
электронный адрес пресс-секретаря оргкомитета Гражданского форума
(zinder@civilforum.ru). Надеемся на поддержку и сотрудничество.
    По поручению "Медиа-союза"                         Виктор Золотарев
    Пресс-секретарь оргкомитета Гражданского Форума    Илья Зиндер
    Источник: Маношкина Яна, yana417@civilforum.ru, 31 августа 2001 г.

    Информационное письмо!
    Руководитель телекомпании ВИД Александр Любимов создает на базе канала
ОРТ интернет-сайт "Гражданское общество". Этот сайт соберет вокруг себя
общественные организации всех направлений и видов деятельности реально
приносящие пользу обществу.
    Отдельныe разделы будут посвящены экологическим, правозащитным,
национальным и др. некоммерческим организациям. Сейчас мы завершаем сбор
информации об этих организациях, чтобы потом БЕСПЛАТНО опубликовать ее на
сайте.
    Для продвижения этого проекта планируется задействовать широкие ресурсы
компании ВИД, в том числе и телевизионные. Учитывая тот факт, что
создаваемый сайт имеет все перспективы попасть в первую сотню рейтинга
посещаемости среди российских интернет-страниц, очень хочется сделать его
качественным и интересным для посетителей.
    Именно поэтому мы хотим получить от Вас как можно более интересную и
"не казенную" информацию:
1) Интересную историю создания Вашей организации
2) Биографию и фотографию руководителя
3) Информацию о деятельности (конкретные дела)
4) Рассказ про конкретный случай, принесший реальную помощь людям
    Чем скорее мы ее соберем тем скорее этот сайт появится в онлайне, а
следовательно узнают о вас  миллионы польователей по всей России.
    Жду от Вас  скорого ответа и надеюсь на плодотворное сотрудничество.
             С уважением,    Валерий Майоров      4 сентября 2001 года
       Источник: morozova@ortv.ru, 6 сентября 2001 г.


    ИДУЩИЕ САМИ ПО СЕБЕ (ОБЫКНОВЕННЫЕ)
    А.АУЗАН

   4 сентября 2001 г. в Кремле прошли консультации представителей круглых
столов гражданских организаций ("Народная ассамблея", "Общее действие" и
форум "За природу") А.Аузана, А.Бабушкина и С.Забелина с первым заместителем
руководителя администрации Президента РФ В.Сурковым и его сотрудниками, и
членами инициативной группы Гражданского форума В.Игруновым, Г.Павловским
и Э.Памфиловой. На этой встрече были продолжены консультации, начатые 20
августа посещением общества "Мемориал" В.Сурковым.
    Аузан, Бабушкин и Забелин сообщили о предложениях группы гражданских
организаций:
 - сделать предметом форума определение приоритетов и механизмов
взаимодействия гражданских организаций и государства, но ни в коем случае не
создание каких-либо монопольных органов координации гражданского общества;
 - сделать открытым участие государства в подготовке форума, поскольку
любая другая схема выливается в манипулирование общественным мнением;
 - обеспечить прозрачность деятельности Оргкомитета, в том числе и
финансовой.
    На встрече 4 сентября было достигнуто принципиальное согласие с
руководством Администрации Президента РФ по этим существенным позициям, что
дает возможность каждой из ответственных гражданских организаций решать
вопрос о степени своего участия в подготовке и работе Форума. В ближайшее
время будет сформирован оргкомитет Гражданского форума с участием
представителей различных общественных сил и всех ветвей власти.
    Круглый стол гражданских организаций "Народная ассамблея"
                            Москва, 5 сентября 2001 г.
       Источник: seu_discuss@ecoline.ru, 5 сентября 2001 г.

    С.ЗАБЕЛИН:
    Гражданский форум для НАС - форма и место проявления СИЛЫ гражданских
организаций: конструктивности, организованности, гибкости, солидарности
и мн.другого. Как выступим - так оно дальше и пойдет. И это будет
справедливо для всех уровней - от областных-городских до федерального.
    Поэтому мой первый тезис - ОТНЕСИТЕСЬ К УЧАСТИЮ В ГРАЖДАНСКОМ ФОРУМЕ
МАКСИМАЛЬНО СЕРЬЕЗНО.
    При внешней благостности Информационного сообщения НАДО понимать, что
согласие по этим пунктам - результат тяжелых трехмесячных "боев", и что
две другие стороны НЕ в восторге. Но вынуждены идти на соглашение,
поскольку не располагают организационными ресурсами для подготовки
мероприятия, которое будет позитивно оценено как в стране, так и на Западе.
А это и есть ИХ сверх-задача - получить позитивную оценку российской власти
там (чтобы привлечь инвестиции) и здесь (чтобы снизить шансы поражения на
выборах).
    Так что у них есть ИНТЕРЕС - а значит возможен ТОРГ. Что они будут
пытаться нас обмануть - ежу понятно. Но нам-то терять нечего, кроме своих
цепей, а им - много чего. Поэтому наша задача - сформулировать СВОИ цели,
сформировать серьезные региональные и общероссийские коалиции, для которых
достижение этих целей - важно.
    И бороться!
    Поэтому мой второй тезис - НЕ ОТКЛАДЫВАЯ ОПРЕДЕЛИТЬСЯ - ПО КАКИМ
ВОПРОСАМ У НАС ЕСТЬ РАЗНОГЛАСИЯ С МЕСТНОЙ, РЕГИОНАЛЬНОЙ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ
ВЛАСТЬЮ и ПРЕДЛОЖИТЬ ВЛАСТЯМ НАЧАТЬ ДИАЛОГ С ЦЕЛЬЮ РАЗРЕШЕНИЯ ЭТИХ
РАЗНОГЛАСИЙ. Думаю, что непонятливым властям будет УКАЗАНО из Москвы, что
с непонятливостью пора завязывать. А в условиях укрепления вертикали эти
указания - скорее всего - придется выполнять.
    На встрече в Кремле Администрация Президента признала, что сегодняшний
"оргкомитет" де факто не более, чем собрание инициативных людей,
представляющих самих себя, а не гражданское общество или его часть. И что
НОВЫЙ Оргкомитет должен быть сформирован из представителей ТРЕХ сторон:
- инициативная группа,
- консорциум трех круглых столов,
- власть (Администрация Президента, Правительство, Дума, судебные органы).
Каждая из сторон делегирует в Рабочую группу Оргкомитета по 5 человек,
плюс - еще по 15 человек в Оргкомитет.
    Переговоры по составу Оргкомитета состоятся в понедельник 10 сентября
в 15 часов. ДО ОБЪЯВЛЕНИЯ ИХ РЕЗУЛЬТАТОВ действующий Оргкомитет не имеет
никаких полномочий отдавать какие-либо распоряжения, обязательные к
исполнению.
         Источник: seu_discuss@ecoline.ru, 5 сентября 2001 г.

    А.ЯБЛОКОВ
    Друзья и коллеги,
    В преддверии собираемого Администрацией Гражданского форума считал
бы целесообразным определить позицию неправительственных организаций,
еще раз перечислив приоритеты в строительстве гражданского общества,
как мы (а не Администрация Президента) их себе представляем.
    Это помогло бы  нашим представителям, участвующим в подготовке и
проведении планируемого Форума не дать организаторам увести обсуждение
от главных проблем, заболтать и замолчать существенное. Такое заявление
помешает тем силам, которые хотят использовать предстоящий Форум для
приручения и выстраивания нас в один ряд.
    Предлагаемый текст - самый первый вариант, который нуждается в
корректировке и дополнени. Но главное - я хотел бы услышать принципиальное
согласие на создание такого обращения.
    С уважением
          Алексей Яблоков, 4 сентября 2001 г.
                                             ПРОЕКТ
    ЗАЯВЛЕНИЕ
Неправительственных общественных организаций
В связи с инициативой Администрации Президента России
проведения "Гражданского форума" в ноябре 2001 г.
    О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ
    Мы приветствуем инициативу Администрации Президента по созыву
Гражданского форума. Это собрание должно привлечь внимание общества к
тому, что движение России на пути построения гражданского общества
замедлилось:
    Слабая судебная власть не способна эффективно защищать не только
государственные, но и общественные институты, права и свободы
человека;
    Коррупция и криминализация  разъедает властные структуры;
    Значительная часть населения вынуждена работать в теневой экономике;
    Растет официальная секретность, расширяются практика нарушения
спецслужбами фундаментальных гражданских прав и свобод;
    Манипулирование общественным мнением ангажированными средствами
массовой информации достигло опасных размеров;
    Свобода слова ограничивается в связи с переходом большинства  средств
массовой информации во владение различными финансово-промышленными
группами.
    Несовершенное избирательное законодательство не обеспечивает
проведения истинно свободных выборов и референдумов, и не препятствует
фальсификации их результатов; нарушается конституционное право граждан
на непосредственное участие в управлении делами государства;
    Общественные неправительственные организации сталкиваются со все
большими трудностями в своей работе;
    Не встречает должного отпора и распространяется фашистская и
националистическая идеология, антисемитизм.
    Развитие в России гражданского общества означает :
    Представительная, исполнительная и судебная власть исполняют свои
функции, подчиняясь только закону; законы выполняются не только
гражданами, но и властными структурами;
    Власть подотчетна обществу,  общество имеет возможность
контролировать деятельность властей;
    Защищаются права человека и гражданина, обеспечение прав каждого
является залогом защиты прав всех;
    Развиваются и поддерживаются неправительственные (правозащитные,
женские, экологические, молодежные, профессиональные и другие, как
федеральные, так и региональные и локальные) общественные организации,
как основа самоорганизации общества;
    Формируется сильная и независимая от других ветвей власти, судебная
власть;
    Поддерживается независимость средств массовой информации;
    Поддерживаются и развиваются органы местного самоуправления;
    Поддерживается наука, искусство и культура;
    Особо поддерживается молодежь, как человеческий ресурс, необходимый
для строительства гражданского общества;
    Налаживается устойчивое использование и жесткий контроль за
пользованием природными ресурсами, избегая тем самым ограничений
будущего развития;
    Экологическая и другая информация, связанная с безопасностью и
здоровьем людей распространяется беспрепятственно; условием
осуществления экологически опасных проектов является положительное
заключение государственной и общественных экспертиз.
    Создаются эффективные препятствия нелегальному вывозу из России
капиталов и ресурсов, которые необходимы для самофинансирования
построения в России демократического общества;
    Создается эффективная система общественного контроля за
межгосударственными и международными программами  на территории
России;
    Мы обращаем внимание:
Администрации Президента России, всех политических и общественных
организаций и движений, всех трех ветвей государственной власти и
местного самоуправления; средств массовой информации; деятелей науки,
культуры, образования, на важность и необходимость развития элементов
гражданского общества, как условия создания свободной, независимой и
процветающей России. Мы надеемся, что собираемый по инициативе
Администрации Президента Гражданский форум, включит в число приоритетов
своей работы обсуждение обозначенных выше проблем.
              Источник: ENWL-info, 5 сентября 2001 г.

    И.ЧЕСТИН
    Дорогие коллеги,
    Прочитав документ, подготовленный Алексеем Владимировичем, я еще раз
для себя убедился, что такой документ необходим. В то же время, мне
кажется, что его формат может быть существенно более сильным, чем мы
обсуждали на прошлой неделе. На мой взгляд, то, что нам надо готовить, это
не обращение нас к форуму или к Администрации Президента, а проект
Декларации самого форума. Это, естественно, меняет как форму и содержание,
так и процедуру подготовки этого документа. Предлагаемый неполный проект
формы и содержания (фактически это несколько измененный текст Алексея
Владимировича) я вставил ниже.
    Возможно, мои предложения слишком радикальны, но мне кажется, после
всех проведенных встреч эта стратегия позволит добиться максимума.
    Ваш Игорь
                            ПРОЕКТ (вариант 6 сентября)
    ДЕКЛАРАЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ФОРУМА
О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ
    Мы приветствуем инициативу Администрации Президента по созыву
Гражданского форума. Это собрание должно привлечь внимание общества к тому,
что и так не быстрое движение России на пути построения гражданского
общества замедлилось, а в отдельных секторах прекратилось.
    Основные причины нам видятся в следующем:
- Слабая и зависимая (причем эта зависимость публично озвучивается высшими
должностными лицами) судебная власть не способна эффективно защищать не
только государственные интересы, но и общественные институты, права и
свободы человека;
- Коррупция и криминализация разъедает властные структуры, повышая
зависимость простых людей от чиновников;
- Наблюдается тенденция все большего ограничения доступа общественности к
информации, растет официальная секретность, расширяются практика нарушения
спецслужбами фундаментальных гражданских прав и свобод;
- Несовершенное исполнение избирательного законодательства, в первую очередь
отсутствие механизмов обеспечения независимости членов избирательных комиссий
не обеспечивает проведения истинно свободных выборов и референдумов, не
препятствует фальсификации их результатов и тем самым не обеспечивает
конституционное право граждан на непосредственное участие в управлении делами
государства;
- Средства массовой информации, принадлежавшие ранее различным независимым
финансово-промышленным группам, и потому, хотя и в далеко не полной мере
представлявшие разные точки зрения, оказались фактически полностью зависимы
от государства, что резко сказалось на унификации представляемой информации
и оценок и привело к падению их популярности;
- При указанной выше ангажированности средств массовой информации фактически
разрушенными оказались механизмы диалога общества и власти, ранее
существовавшие в том числе благодаря присутствию общественных лидеров в
государственных органах после победы демократии в начале 1990-х гг.
- Несмотря на декларации, не создано условий для развития отечественных
общественных организаций, что приводит к их финансовой зависимости либо от
российского бизнеса, либо от зарубежных спонсоров.

    РАЗВИТИЕ В РОССИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ОЗНАЧАЕТ :
- Проведение судебной реформы в полном объеме, включая: (уточнить у
правозащитников: изменение границ округов, и т.п. )
- Законодательное ограничение закрытым списком случаев, когда граждане и
организации должны получать какие-либо разрешения, а также количества
документов, требуемых для их получения; лишение исполнительной власти и
субъектов федерации права расширять данные списки, а также установление
жесткой ответственности за нарушение этих законов;
- Ратификация Орхусской Конвенции, законодательное установление закрытого
списка секретной информации, установление жесткой ответственности за
преследование граждан и организаций за использование открытой информации;
- Меры по улучшению исполнения избирательного законодательства???
- СМИ??? Что надо реально сделать, чтобы обеспечить их независимость???
- Возрождение возможности публичного обсуждения всех принимаемых решений
органами власти на стадии подготовки, включая обеспечение возможности
создания общественных комиссий по обсуждению проектов этих решений по
инициативе снизу и механизмов диалога этих комиссий с властью; содействие
созданию постоянно действующих общественных советов при органах власти;
введение в практику регулярных открытых встреч с общественностью высших
должностных лиц;
- Скорейшая модификация налогового законодательства с целью обеспечения
возможности самоорганизующегося общества финансировать свою деятельность
за счет отечественных источников (например, модель Венгрии).

    МЫ ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ:
    Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства,
органов государственной власти субъектов федерации и органов местного
самоуправления, всех политических и общественных организаций и движений,
профессиональных и творческих союзов, средств массовой информации; деятелей
науки, культуры, образования, предпринимателей
    НА НЕОБХОДИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, КАК УСЛОВИЯ
СОЗДАНИЯ СВОБОДНОЙ, НЕЗАВИСИМОЙ И ПРОЦВЕТАЮЩЕЙ РОССИИ, ЗДОРОВЬЯ
И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЕЕ ГРАЖДАН.
     Источник: seu_discuss@ecoline.ru, 6 сентября 2001 г.

Перейти к началу страницы