Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 373, 19 мая 2001 |
Право на общественную активность ГРАНИ АКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЮЗА ОВОС-СЭО ПРОГРАММЫ МСОЭС "ОБЩЕСТВЕННОСТЬ И ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ" И ОБЩЕСТВЕННЫХ СЕТЕЙ ПО ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (РОС-ОВОС/IPNEIA) Содержание: 1. Стратегическая экологическая оценка (СЭО): 1.1.Начало разработки Протокола по СЭО к Конвенции ЕЭК ООН по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1.2. МСоЭС о стратегической экологической оценке 2. Для информации: возможность участия в бесплатных канадских семинарах повышения квалификации "Вопросы права и управления в ТЭК". 1.СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА (СЭО): 1.1. НАЧАЛО РАЗРАБОТКИ ПРОТОКОЛА ПО СЭО На Второй Встрече Сторон Конвенции Европейской Экономической Комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (София, 26-27 февраля 2001 г.) было принято решение о разработке Протокола по стратегической экологической оценке (СЭО) к данной Конвенции. В течение ряда последних лет в Европе широко обсуждается возможность регламентирования и практическая применимость принципов оценки воздействия на окружающую среду не только к отдельным проектам, но и к программам и планам деятельности, что получило название Strategic Environmental Assessment (SEA) или "Стратегической экологической оценки (СЭО)". Процедура принятия соответствующей Директивы Европейского Союза, в течение ряда лет рассматривавшейся экспертами различных уровней, практически завершена, и в начале лета 2001 года планируется опубликование данной Директивы в официальном органе ЕС - Official Journal of the European Communities. ЕЭК ООН начала рассмотрение возможностей применения принципов оценки воздействия на окружающую среду к политике, планам и программам более десяти лет тому назад. В марте 1990 года на Третьей сессии Старших советников правительств стран ЕЭК ООН по проблемам окружающей среды и водных ресурсов было принято решение об учреждении соответствующей Целевой группы, которая подготовила доклад, опубликованный в 1992 году. После данного доклада о СЭО в ЕЭК ООН надолго забыли и вспомнили лишь через шесть с лишним лет к моменту первого совещания Рабочей группы по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС), которое состоялось после Первой Встречи Сторон данной Конвенции ЕЭК ООН (Осло, май 1998 года). Ко второму совещанию данной Рабочей группы (Женева, май 2000 года) Секретариат Конвенции подготовил дискуссионный документ, призванный служить продолжению обсуждения проблемы СЭО. Данным вопросом активно заинтересовались участники другой конвенции ЕЭК ООН - Орхусской Конвенции о доступе к информации, участии общественности процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. На своем первом совещании Стороны, подписавшие Орхусскую конвенцию, согласились с целесообразностью рассмотрения ими на следующем совещании вопроса об участии общественности в деятельности по подготовке и реализации программ, планов, политики и законодательства. Общественные организации, объединившиеся в Эко-Форум, проводят деятельное обсуждение на английском языке подготовки Протокола по СЭО. На Втором Совещании Сторон Конвенции ЕЭК ООН об ОВОС в трансграничном контексте, которое проходило в Софии 26-27 февраля 2001 года, было принято решение об учреждении вспомогательного органа, именуемого "Специальной рабочей группой открытого состава по протоколу, с мандатом на подготовку юридически обязательного документа в форме Протокола по СЭО к Конвенции с целью завершения его разработки и возможного принятия на внеочередном совещании Сторон Конвенции, которое должно быть созвано в связи с проведением пятой конференции министров "Окружающая среда для Европы" в Киеве, Украина". Участники Второго Совещания Сторон Конвенции ЕЭК ООН об ОВОС в трансграничном контексте были проинформированы автором настоящего сообщения о том, что Госплан СССР еще в начале восьмидесятых годов прошлого века при рассмотрении схем развития и размещения производительных сил страны регламентировал необходимость рассмотрения различных вариантов этих схем и подготовки по рассмотренным вариантам прогноза возможных изменений состояния окружающей природной среды. Таким образом, в СССР, а дальнейшем - и в России, и в странах СНГ, имеющих общую с Россией экологическую законодательную основу, в течение многих лет в той или иной степени осуществлялась та разновидность деятельности по подготовке управленческих решений, которая сейчас получила название стратегической экологической оценки. Было сказано, что использование данного опыта, в частности через участников Программы СоЭС "Общественность и оценки воздействия" и общественных сетей РОС-ОВОС/IPNEIA может помочь ЕЭК ООН в разработке протокола по стратегической экологической оценке. Было также заявлено, что подготовка Протокола по СЭО может быть поддержана общественными организациями потому, что данный Протокол может снять те жесткие ограничения на участие общественности в ОВОС, которые содержатся в Конвенции ЕЭК ООН (участвовать может лишь общественность тех райнов, "которые, по всей вероятности, будут затронуты"). Было отмечено, что общественные организации, в частности участники Киевской (2000 г.). Конференции МСоЭС считают, что не должно быть дискриминации общественности (например, по месту жительства) при ее участии в процедуре ОВОС вообще, и в трансграниченой ОВОС - в частности. 14-16 мая в ЕЭК ООН состоится Первое заседание Рабочей группы по подготовке Протокола по СЭО. Приглашен туда в качестве эксперта от НПО "ЭКОТЕРРА". Планирую распространить среди участников извлечения из резолюции Киевской Конференции МСоЭС относительно СЭО (пункт 2 настоящего сообщения), а также отстаивать положения о необходимости отсутствия ограничения участия общественности в СЭО. 1.2. МСОЭС О СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ Резолюция 7-ой Конференции Международного Социально-экологического Союза (МСоЭС) (Киев, 22-24 августа 2000г.) "Общественность и оценки воздействия" (ПУНКТЫ, КАСАЮЩИЕСЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ) . . . 4.Конференция отмечает, что стратегическая экологическая оценка, представляющая собой применение принципов оценки воздействия на окружающую среду к планам и программам развития деятельности, может стать эффективным механизмом подготовки и принятия экологически значимых решений в интересах ныне живущих и будущих поколений людей и охраны окружающей среды. В частности, при проведении стратегической экологической оценки развития энергетики необходимо рассматривать все приемлемые виды и способы энергообеспечения, включая альтернативную энергетику и энергосбережение. При этом необходимо делать оценку и сравнительный анализ экологических, экономических, социальных и иных последствий различных видов и способов энергообеспечения, включая полный цикл функционирования энергообъектов. Для объектов атомной энергетики это означает, в частности, необходимость оценки стоимости и последствий вывода АЭС из эксплуатации, доведения территории ее размещения до уровня "зеленой лужайки" и решения проблемы отработанного ядерного топлива. 5.Конференция призывает общественность и правительства способствовать проведению стратегической экологической оценки национальных и региональных программ развития, особенно регионов с критической экологической обстановкой, в первую очередь в бассейнах Каспийского, Аральского, Черного и Азовского морей. При этом в нефте- и газоносных регионах следует рассматривать экологические, экономические, социальные и иные последствия не только добычи и транспорта углеводородов (имеющих временные пределы), но и развития рыболовства, туризма, рекреации и иных видов деятельности, которые могут развиваться в долгосрочной перспективе в интересах повышения качества жизни народов и охраны окружающей среды. Н.Гришин, координатор Программы МСоЭС, РОС-ОВОС, 12 мая 2001 г., ngrishin@online.ru ИНФОРМАЦИЯ 15 мая 2001 г. в Ресурсном центре ПРООН в г.Алматы прошла рабочая встреча "Международный Социально-экологический Союз в Казахстане: перспективы сотрудничества в области экологической информации" для экологических организаций, членов Социально-экологического Союза, активистов природоохранного движения и других заинтересованных организаций. Всего было около 15 человек. Социально-экологический Союз был представлен Натальей Артемьевой. В рамках встречи прошла презентация действующих программ и кампаний Международного Социально-экологического Союза (МСоЭС), на которой были рассмотрены возможные модели сотрудничества в области обмена экологической информацией и другие вопросы. Подробно говорилось об изданиях СоЭС ("Вести СоЭС", "Экосводка", "Экосводка-обозрение" и др.) и возможностях размещения информационных материалов казахстанских "зеленых" в центральных российских СМИ и международных информационных агентствах. Международный Социально-экологический Союз - это сетевая структура, составляющими которой являются организации и индивидуальные члены в странах СНГ и дальнего зарубежья. Официально, СоЭС был основан в 1988 году, но вырос он из 60-х - из студенческого движения Дружин Охраны Природы. В СоЭС нет вертикальной структуры управления, все отношения строятся на чувстве взаимной ответственности и взаимопомощи, на осознании того, что все делают общее дело. Проблем, в решении которых принимает участие СоЭС, нескончаемо много. Одна из важных сторон поиска решений - не только экологическая направленность, но и социальный взгляд на проблему. Экологическое образование, безопасные технологии, ядерная и химическая безопасность, альтернативные источники энергии, сохранение биоразнообразия, устойчивое лесное и сельское хозяйство, проблемы изменения климата, чистоты воды и воздуха, проблемы здоровья, связанные с экологией, - это еще не весь перечень направлений деятельности членов СоЭС. Внутри СоЭС активно налажена информационная сеть. Информация о событиях, происходящих в различных регионах, о работе СоЭС ежедневно поступает в Центр Координации и Информации Социально-Экологического Союза (ЦКИ МСоЭС). В ЦКИ организован постоянный доступ к информации обо всех членах СоЭС и их программах. Также, можно получить последние выпуски информационных материалов СоЭС и изданий членов СоЭС, друзей и коллег с различных регионов. В рамках подобных информационных встреч СоЭС надеется найти понимание среди коллег, наладить партнерские связи, оказать возможную поддержку в решении экологических проблем региона. КОНТАКТ: ЦКИ МСоЭС, seupress@online.ru Источник: Казахстанская ЭкоПравда, N 189, 16 мая 2001 г., OT@lorton.com