Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 308, 7 марта 2001 |
Право на референдум ПОСЕЛОК МИРНЫЙ ВОССТАНОВИЛ СВОЕ ПРАВО НА РЕФЕРЕНДУМ ЖАЛОБА на отказ в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории Оричевского района Кировской области Основываясь на положениях Конституции Российской Федерации о том, что: - единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст.3); - каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями (ст.42); - каждый имеет право на жизнь (ст.20); - права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18), выражая мнение большинства жителей, мы обратились в территориальную избирательную комиссию Оричевского района с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума по вопросам: 1. "Согласны ли Вы на отвод земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности Оричевского района, под размещение объекта по уничтожению химического оружия?". 2. "Согласны ли Вы на размещение объекта по уничтожению химического оружия на территории Оричевского района?". Надлежащим образом оформленные документы, предусмотренные ст. 9 Закона Кировской области "О местном референдуме в Кировской области" (ходатайство, протокол собрания инициативной группы) были переданы в избирательную комиссию 27 декабря 2001 г. Территориальной избирательной комиссией 8 февраля 2001 г. вторично в этом году отказано в регистрации инициативной группы. Не согласны с решением территориальной избирательной комиссии от 8 февраля 2001 г. по следующим основаниям: 1. Инициативной группой по проведению местного референдума 30 января 2001 г. в территориальную избирательную комиссию Оричевского района дополнительно к ранее поданному ходатайству было подано ходатайство с уточненной формулировкой вопросов, к которому прилагался протокол собрания инициативной группы по проведению местного референдума от 29 января 2001 г., что соответствует п.4 ст. 9 Закона Кировской области "О местном референдуме в Кировской области". 2. Вопросы, выносимые на местный референдум на основании ст. 2 Федерального Закона "Об уничтожении химического оружия" и ст. 28 Земельного Кодекса РСФСР находятся в компетенции органов местного самоуправления. 3. На основании ст.7 Закона Кировской области "О местном референдуме в Кировской области" "Инициатива проведения местного референдума принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в местном референдуме, представительному органу местного самоуправления, главе муниципального образования, иным органам и должностным лицам местного самоуправления в соответствии с Уставом муниципального образования". Нигде не сказано, когда именно граждане имеют право выходить с инициативой проведения местного референдума. Учитывая вышеизложенное и на основании п.9 ст.9 Закона Кировской области "О местном референдуме в Кировской области", убедительно просим суд: - признать незаконным, нарушающим права граждан, отказ в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, содержащийся в решении от 8 февраля 2001 г. территориальной избирательной комиссии Оричевского района; - обязать территориальную избирательную комиссию незамедлительно зарегистрировать инициативную группу и выдать ей соответствующее свидетельство. Члены инициативной группы по проведению местного референдума Г.С.Савиных Л.С.Попова Е.И.Филатова 15 февраля 2001 г. ВЫСТУПЛЕНИЕ Н.В.КРАЕВА - представителя Г.С.Савиных на судебном процессе по жалобе на вторичный отказ в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории Оричевского района Кировской области Решением Оричевской территориальной избирательной комиссии от 8 февраля 2001 г. отказано в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории Оричевского района Кировской области по вопросам: "Согласны ли Вы на размещение объекта по уничтожению химического оружия на территории Оричевского района?" и "Согласны ли Вы на отвод земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности Оричевского района, под размещение объекта по уничтожению химического оружия?" на том основании, что якобы: 1. В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона Кировской области "О местном референдуме в Кировской области" к ходатайству не приложен протокол собрания инициативной группы по проведению местного референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы о проведении местного референдума. Инициативная группа представила лишь только выписку из протокола собрания инициативной группы. 2. На местный референдум, согласно ст. 5 Закона Кировской области "О местном референдуме в Кировской области", могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, Уставом (Основным законом) Кировской области и законами области, уставом муниципального образования. 3. Только после обращения предприятий, учреждений, организации, заинтересованных в строительстве каких либо объектов в органы местного самоуправления информируют население и выясняют мнение граждан через местные референдумы, собрания, сходы граждан. Однако, в настоящее время, обращения в органы местного самоуправления Оричевского района о предварительном согласовании места размещения объекта по уничтожению химического оружия не поступало. Не согласны с решением комиссии по следующим основаниям: 1. В дополнение к ранее поданным 27 декабря 2000 г. документам, инициативная группа провела новое собрание 29 января 2001 г. и представила избирательной комиссии именно протокол собрания, а не выписку, с уточненными формулировками вопросов. 2. Статьи 28 Земельного кодекса определяет, что "предприятия, учреждения, организации, заинтересованные в строительстве объекта, обращаются в органы местного самоуправления с ходатайством о предварительном согласовании места его размещения, обосновывая примерные размеры земельных участков, а также сроки пользования землей". Только после такого обращения органы местного самоуправления информируют население и выясняют мнение граждан через местные референдумы, собрания, сходы граждан. Однако не согласны с избирательной комиссией в том, что якобы до сих пор нет никаких обращений в органы местного самоуправления Оричевского района о предварительном согласовании места размещения объекта по уничтожению химического оружия. Федеральной целевой программой "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 марта 1996 г. N 305 установлено, что уничтожение химических боеприпасов авиации будет производиться на объектах, создаваемых в регионах их хранения, в том числе в п. Марадыковский Кировской области. Причем, постановлением Правительства РФ от 17 апреля 1998 г. N 402 "О первоочередных мерах по созданию объектов по уничтожению химического оружия в Российской Федерации", Министерству обороны РФ поручено в срок до 30 декабря 1999 г. завершить работы по технико-экономическому обоснованию строительства объектов по уничтожению химического оружия, хранящегося в Кировской области. Таким образом, действительно, на уровне Правительства Российской Федерации приняты решения по обоснованию строительства объекта по уничтожению химического оружия на территории Оричевского района Кировской области. Кроме того утверждение о том, что не поступало якобы никаких обращений, опровергается "Актом выбора земельного участка для разработки ТЭО строительства объекта уничтожения химического оружия в Оричевском районе Кировской области с материалами обоснования выбора площадки ОУХО" по объекту 1726, включающим следующие документы: - "Задание на разработку материалов обоснования выбора варианта размещения объекта уничтожения химического оружия (ОУХО) и оформление акта выбора участка строительства в Оричевском районе Кировской области. Объект 1726.", утвержденный 13 апреля 1998 г.; - "Протокол совещания представителей заказчика УНВ РХБЗ МО РФ, генеральной проектной организации "Союхпромниипроект и руководства Кировской области от 14 мая 1998 г., утвержденный Губернатором Кировской области 21 мая 1998 г. и Директором ФЦКП "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" 23 мая 1998 г. Протокол подписан и Главой Оричевского района В.Ф.Смирновым; - Протокол совещания по вопросам проектирования и строительства объекта по уничтожению химического оружия (ОУХО) в Оричевском районе Кировской области (объект 1726) от 21 мая 1998 г., утвержденный Губернатором Кировской области 21 мая 1998 г. и Директором ФЦКП "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" 23 мая 1998 г. Протокол подписан и Главой Оричевского района В.Ф.Смирновым; - Акт выбора земельного участка для разработки технико-экономического обоснования объекта уничтожения химического оружия на территории Оричевского района Кировской области, утвержденный Губернатором Кировской области 12 мая 1998 г. Акт подписан и Главой Оричевского района В.Ф.Смирновым и другими документами. В распоряжении Администрации Кировской области от 30 ноября 1998 г. N 1635 "О разрешении проведения изыскательских и исследовательских работ на земельных участках N 2 и N 5, предполагаемых для проведения технико-экономического обоснования по объекту уничтожения химического оружия в Оричевском районе", записано следующее: "В соответствии со статьями 28 и 45 Земельного кодекса РСФСР и РАСПОРЯЖЕНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ ОРИЧЕВСКОГО РАЙОНА от 16.11.98 N 857 на земельных участках N 2 (ур. Денисенки) и N 5 (в/ч 21228), расположенных на территории Оричевского района, разрешить "проведение геологических, геодезических, почвенных и других изысканий и исследований с целью возможного размещения объекта уничтожения химического оружия". В соответствии с распоряжением Администрации Кировской области от 30 ноября 1998 г. N 1635 и РАСПОРЯЖЕНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ ОРИЧЕВСКОГО РАЙОНА от 16 ноября 1998 N 857 и другими актами научно-исследовательскими и проектными организациями выполнен большой объем работ и подготовлена документация, состоящая из 127 томов "Технико-экономического обоснования строительства объекта уничтожения химического оружия (ОУХО) на территории Оричевского района Кировской области". Вся эта документация в полном объеме имеется в Администрации Оричевского района. Часть её представлена на рассмотрение общественной экологической экспертизы. 3. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (в редакции Федерального закона от 15.04.98 г. N 65-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области экологической экспертизы относится организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе. Таким образом, содержание перечисленных документов и законов доказывает, что: - ходатайства О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СОГЛАСОВАНИИ МЕСТА РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТА ПО УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ в различных формах в Администрацию Оричевского района поступали; - вопрос об организации общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, относится именно к компетенции органов местного самоуправления; - Администрация Оричевского района, в нарушение статьи 29 Земельного кодекса РСФСР до сих пор не проинформировала население и не удосужилась выяснить мнение граждан через местные референдумы, собрания, сходы граждан об отношении населения к намечаемой хозяйственной деятельности по уничтожению химического оружия, к деятельности, которая, безусловно, подлежит экологической экспертизе. Иными словами - как военно-промышленный комплекс, так и нынешняя светская (не советская, а светская) власть в лице Администрации Оричевского района и Кировской области продолжают вести необъявленную химическую войну против собственного народа! 4. Учитывая изложенное и на основании Федерального закона от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 (в ред. закона от 14.12.1995 N 197-ФЗ) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", статьи 63 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", с также статьи 52 Закона Кировской области от 4 ноября 1999 г. N 142-30 "О местном референдуме в Кировской области", предусматривающих, что неправомерные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, решения и действия (бездействие) комиссий местного референдума обжалуются в районном суде, требования заявителей - членов инициативной, считаю законными и обоснованными, и, в этой связи, убедительно прошу суд: - признать незаконным, нарушающим права граждан, отказ в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, содержащийся в решении Оричевской территориальной избирательной комиссии от 8 февраля 2001 г.; - обязать Оричевскую территориальную избирательную комиссию незамедлительно зарегистрировать инициативную группу по проведению референдума и выдать ей соответствующее свидетельство. Представитель Г.С.Савиных по доверенности Н.В.Краев 6 марта 2001 г. РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ решения Оричевского районного суда Кировской области от 6 марта 2001 г.: Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Савиных Галины Степановны, Поповой Лидии Степановны, Филатовой Елены Ивановны на отказ Оричевской территориальной избирательной комиссии в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, СУД Р Е Ш И Л: признать незаконным решение Оричевской территориальной избирательной комиссии от 8 февраля 2001 г. об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума и обязать Оричевскую территориальную избирательную комиссию зарегистрировать инициативную группу по проведению местного референдума по вопросам: "Согласны ли вы на отвод земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности Оричевского района под размещение объекта по уничтожению химического оружия?", "Согласны ли вы на размещение объекта по уничтожению химического оружия на территории Оричевского района?". Решение подлежит немедленному исполнению. Решение может быть обжаловано и опротестовано в 10-дневный срок после вынесения решения в окончательной форме в Кировский областной суд с подачей жалобы через Оричевский районный суд. Судья Сивкова Н.Н. Народные заседатели Збоева Н.В., Ведрова А.В. Источник: Н.В.Краев, Киров, nik@kraev.kirov.ru Предыдущее сообщение см. в ECO-HR.274