Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 307, 6 марта 2001 |
Право на компенсацию ущерба КОМПЕНСАЦИЯ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ВРЕД: ГОНКИ ЗА ПРИЗРАКОМ Могут ли российские граждане получить компенсацию за экологичский вред, причиняемый их здоровью? Законодательство даст утвердительный ответ на этот вопрос. Статья 42 Конституции России гласит: "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением". В соответствии с Законом РФ "Об охране окружающей природной среды", вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан, подлежит возмещению в полном объеме. Однако, в реальной жизни успешное истребование таких компенсаций остается большой редкостью - по стране в целом известны лишь единичные случаи. Главная трудность заключается в особенностях причинения и проявления такого вреда. К настоящему времени уже хорошо известно о влиянии экологических факторов среды обитания на здоровье населения. Проведенными медико- гигиеническими исследованиями доказано достоверное увеличение заболеваемости населения, проживающего на наиболее загрязненных территориях. В целом, по усредненным данным, примерно 20% заболеваемости населения связано с провоцирующим действием загрязнения окружающей среды, а на отдельных территориях этот процент существенно выше. По целому ряду химических веществ имеются достоверные научные данные о прямой зависимости. Вред, причиненный здоровью населения неблагоприятным воздействием окружающей природной среды, подразумевает: во-первых, вред личности (индивидуальный) и во-вторых, вред обществу (общественный). Вред для отдельного пострадавшего определяется совокупностью возникших лично у него убытков и нематериальных потерь. Экономический же ущерб для общества от заболеваемости населения включает в себя дополнительные затраты органов здравоохранения на лечение пострадавших и затраты органов социального страхования и социальной защиты на оплату пособий и пенсий; недополучение продукции, и как следствие - потери национального дохода; затраты органов санэпидслужбы на проведение гигиенических и профилактических мероприятий и т.д. В структуре общественного ущерба от загрязнения окружающей среды ущерб от повышенной заболеваемости населения составляет около 40 %. Проблема возмещения экологического вреда гражданам, по общему признанию специалистов, юридически достаточно сложна. Способы компенсации различаются в первую очередь от того, какого рода вред причинен: происходит ли рост общей, неспецифической заболеваемости, либо возникла специфическая болезнь. В нервом случае вред вызывается самим фактом проживания в экологически неблагоприятных условиях. Компенсационные мероприятия здесь должны осуществляться в бесспорном, плановом порядке, который в специальной литературе назван административным и характеризуется следующим: компенсация выплачивается по решению органов законодательной либо исполнительной власти; компенсационные мероприятия проводятся в связи с признанием территории зоной чрезвычайной экологической ситуации в установленном законом порядке и др. Плановое возмещение вреда имеет форму своеобразного экологического пособия и осуществляется в комплексе с другими мероприятиями по реабилитации населения и восстановлению нормальных условий жизнедеятельности. В соответствии с Основами законодательства об охране здоровья граждан, лицам, проживающим в районах, признанных экологически неблагополучными, гарантируются бесплатная медицинская помощь, медико-генетические и другие консультации и обследования при вступлении в брак, а также санаторно-курортное и восстановительное лечение, обеспечение лекарственными средствами, иммуно-биологическими препаратами и изделиями медицинского назначения на льготных условиях. Однако получение населением компенсаций возможно только но мере решения основного вопроса - о придании территории особого статуса. Если вспомнить, что около 60 млн. человек проживают в условиях постоянного превышения ПДК вредных для здоровья веществ в атмосферном воздухе, а почти половина жителей России использует для питья воду, не соответствующую гигиеническим требованиям и стандартам, то можно представить себе масштабы беды и понять причины, по которым сегодня ПОЛУЧИТЬ компенсацию может далеко не каждый, формально имеющий такое право. Вопросы планового возмещения экологического вреда составляют крупную общественную и, главное, финансовую, проблему. В условиях отсутствия подобного законодательства существует теоретическая возможность получения компенсации в судебном порядке. Согласно Закону РФ "Об охране окружающей природной среды", возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по ИСКУ потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественной организации (объединения) в интересах потерпевшего. Вступая в гражданский процесс, истец должен иметь ответ на два вопроса: что надлежит доказать и как это доказать? Анализ общих условий наступления гражданской ответственности (а к таковым относятся: наступление вреда; противоправное поведение лица, причинившего вред; причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом; вина причинителя вреда), проведенный во взаимосвязи с другими положениями гражданского законодательства, применительно к обсуждаемой ситуации показывает: потерпевший должен доказать, что у него возник конкретный материальный (или моральный) вред, и этот вред является следствием поведения ответчика. Во-первых, надо подтвердить экологический характер возникшего вреда (причинная связь между вредом здоровью и загрязнением окружающей среды), для чего необходимо установить вредное вещество, вызвавшее заболевание или иное расстройство здоровья, и медико-биологические аспекты его действия, а также определить возможные пути и момент проникновения его в организм. Во-вторых, надо определить принадлежность этого вещества какому-либо источнику эмиссии (причинная связь между загрязнением окружающей природной среды и деятельностью конкретных субъектов). В-третьих, надо уточнить степень участия данного загрязнителя в формировании вреда (причинная связь между экологическим правонарушением и размером причиненного вреда). При нынешнем уровне знаний представляется возможным ставить вопрос об установлении причинности в отношении только специфических болезней, то есть тех, что имеют достаточно распознаваемый и определенно выраженный экологический источник происхождения. В отношении же общераспространенных болезней, имеющих смешанный механизм возникновения, причинность представляется пока что естественно-научной, но не юридической категорией, в том смысле, что нет возможности конкретизировать причинно-следственную связь, замкнуть ее на конкретном субъекте. Накопленные научные и эмпирические данные об участии экологических факторов в формировании общей заболеваемости востребуются там и тогда, где и когда встает вопрос о придании территории особого статуса зоны чрезвычайной экологической ситуации. Поэтому в реальной жизни установление юридически значимой причинности между вредом и загрязнением окружающей среды может иметь место по весьма ограниченному кругу случаев. По общему правилу, на истце лежит обязанность доказать те обстоятельства, па которые он ссылается как па основание своих требований. Как же доказать эти обстоятельства? Здесь, собственно говоря, и сосредоточены сложности предпринимаемых <зелеными> юридических действий. Помимо документального подтверждения факта расстройства здоровья, надо представить также доказательства факта загрязнения природных объектов - воды, воздуха, почвы - па данной территории. Понятно, что средства доказывания труднодоступны для пострадавших граждан, и поэтому прежде, чем начать действовать самостоятельно, целесообразно обратиться в прокуратуру с просьбой предъявить гражданский иск о возмещении вреда здоровью. Органы экологического контроля и саиэпидиадзора были наделены правом обращения в суд с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью человека, Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (ст. 70), однако последующее законодательство, регулирующее полномочия этих органов и их должностных лиц, подобного права уже не содержит. За подтверждением экологического характера вреда следует обращаться в органы государственной саиитарно-эпидемиологической службы. Должностные лица органов санэпиднадзора наделены правом выявлять и устанавливать причины и условия возникновения и распространения массовых заболеваний и отравлений людей, обусловленных неблагоприятным воздействием па организм человека факторов среды его обитания. На них возложено ведение социально-гигиенического мониторинга - государственной системы наблюдения, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения в связи с состоянием среды обитания человека; формирование базы данных; выявление с участием соответствующих научно-исследовательских учреждений причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания и др. Дело доказывания осложняется на практике тем, что часто возникают сочетанные эффекты, от взаимодействия выбросов образуются новые вредные вещества, и это может видоизменить либо прервать причинность, и, соответственно, воспрепятствовать установлению ответчика. Из соображений приоритетной защиты интересов пострадавших граждан, условия, при которых доказательства могут считаться достаточными, должны быть приближены к реальной жизни, соответствовать экспертным возможностям соответствующих органов и уровню достигнутого информационного обеспечения. Например, японская судебная практика идет по пути упрощения требований к доказыванию до степени "общей вероятности", и такой подход органов правосудия к установлению причинности значительно облегчает доказательственную ситуацию для потерпевшего. Опубликованные официальные данные о зависимости заболеваемости от загрязнения окружающей среды конкретными веществами должны бы признаваться судом в качестве общеизвестных обстоятельств. Причем, официальность данных - это подача их от лица государственных органов в любой форме: государственные доклады ("белые книги"), статистические сводки, государственные программы и т. п. Общеизвестные обстоятельства - а признает их таковыми суд - не нуждаются в дополнительном доказывании истцом. По Закону РФ "Об охране окружающей природной среды", при определении величины вреда здоровью граждан учитываются: степень утраты трудоспособности потерпевшего, необходимые затраты на уход за больным, иные расходы, в том числе, упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии, а также потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией. Здесь важно подчеркнуть, что во-первых, отсутствие каких-либо методик подсчета не может служить основанием для отказа в присуждении компенсации, так как всегда что-то можно подсчитать по фактическим затратам, а во-вторых, на возмещение материального ущерба можно претендовать лишь в том случае, когда произведенные расходы документированы. Формирование практики возмещения экологического вреда превратило бы "бумажное" право па благоприятную окружающую среду в реальное, а кроме того, объективно способствовало бы оздоровлению окружающей среды. Однако это зависит не только от состояния законодательства или позиции судебных органов, но во многом - от степени гражданской зрелости и активности самого населения. Васильева М.И., кандидат юридических наук, доцент, докторант юридического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова Эко-бюллетень ИнЭкА, N 1, 2001 г.