Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 305, 4 марта 2001
                                    Право на защищенную бюрократию


          КАЗАХСТАН: О БЕДНОМ НАЧАЛЬСТВЕ ЗАМОЛВЛЕНО СЛОВО

    ЕВРАЗИЙЦЫ
    В своем выступлении в январе 2001 г. перед акимами, посвященном
задачам на 10-летний юбилей независимости Казахстана, Президент
сделал им несколько замечаний по части внешнего вида городов и
поселков. Похвалил коммерческую рекламу и пожурил местные органы
власти за недостаточное умение творчески мыслить в соответствии с
требованиями дня и элементарными эстетическими стандартами. Не
придается значения содержанию текстов, допускается применение
абсурдных по смыслу, чрезмерно сложных для восприятия цитат,
некорректно используется государственная символика, наблюдаются
орфографические, грамматические  и стилистические ошибки при
цитировании Стратегии развития "Казахстан-2030", Конституции,
высказываний главы государства и ошибки на билбордах (в том числе
на государственном языке), указал на непорядок с насыщением
населенных мест своими портретами (Казахстанская правда, N 27-28,
2001 г.).
    Глава государства вправе публично делать внушения своим чиновникам,
однако так ли уж они виноваты, и нет ли у акимов смягчающих
обстоятельств? Ну, дали маху, ведь не только кони спотыкаются, все под
богом ходим. Кто-то, может быть, еще не успел сделаться кандидатом или
доктором политических, педагогических, экономических, эстетических и
сакральных наук, хотя и проявляет старание, что уже вызвало недовольство
в академических кругах. 80 лет назад было сказано, что жизнь - не школа
для обучения светским манерам; каждый говорит как умеет. Коммерция
вынуждена подавать свою рекламу по возможности адресно, грамотно, точно
и "бесплатно", она этим живет. И она не связана цитированием. У акимов
столько хлопот, что они могут не сразу вспомнить о греховности изображения
человека и животных в мусульманстве, из-за чего изобразительное искусство
соответствующих стран до последнего времени не знало портрета, а
специализировалось на растительном орнаменте.
    Отдельные из названных Президентом упущений местных органов власти в
употреблении цитат Стратегии частично лежат в самом тексте Стратегии, не
избежавшем сложных конструкций, различной транскрипции понятий и т.д.
Чиновник должен быть по-президентски изощрен, чтобы выбрать нужное
высказывание или извлечение для билборда. Скажем, он хочет обратить
внимание граждан на новую социальную норму и находит в Стратегии
термины: "государственно-коллективистские" и "частно-индивидуалистические"
(с.10), "коммунистические принципы" (с.14), "коммунистическо-
коллективистские" и частноиндивидуалистические", или "частнособственнический
индивидуализм" (с.31,32). Понятно, что речь идет о разрушении
коллективизма-общинности и создании общества, живущего по принципам
"каждый сам за себя" и "разделяя властвуй", но выбирать приходится лишь из
того, что цитируется в Стратегии.
    Значительно труднее озвучить на билборде рыночно-экономическую тему,
и здесь уместно привести расширенные извлечения из Стратегии (в
последовательности встречаемости в тексте): "Казахстан стал еще более
зависим от иностранного капитала, как частного, так и от международных
финансовых институтов" (с.15), "некогда прочная связь между народом и
государством существенно ослабла" (с.27), "направить все свои усилия на
создание терпимого и либерального для крупного транснационального капитала
экономического поля, поощрять создание "теплого климата" для долгосрочных
инвестиций в страну" (с.28), "движение к рынку, который космополитичен"
(с.32), "Согласно Конституции Казахстана, мы строим социально-рыночную
экономику" (с.35), "стратегия, основывается на привлечении иностранных
инвестиций"(с.36), "государство должно стать гарантом свободной экономики"
(с.37), "Построение открытой экономики" (с.40), "В центре нашего
первостепенного внимания остается соответствующая защита иностранных
инвестиций" (с.41), "погоня за иностранными капиталовложениями никогда
не кончится" (с.42).
    Один увидит здесь древнеримские отношения типа "иностранный откупщик-
титульный мытарь", другой станет искать мелкий транснациональный капитал,
третий посетует, что его - налогоплательщика - вынуждают защищать
иностранных благодетелей. Чиновнику же, ищущему цитату для билборда,
придется делать компиляцию или выбирать: космополитичный рынок,
социально-рыночную экономику, свободную экономику, экономическое поле
или открытую экономику. Но и тут его ожидают неожиданности. Перечисленных
терминов в Конституции Казахстана оказывается просто нет, в ней нет слова
"рынок", как нет права граждан на труд и слова "трудящийся", а ведь это
документ прямого действия. Вернувшись от Конституции к Стратегии, аким
узнает, что в стране отныне будет три класса:"богатый, средний и бедный.
Они все нужны обществу" (с.33) и может удивиться классам, выделяемым по
признаку личной бедности (богатства). Я не думаю, что земляки какого-нибудь
акима сельского округа (тоже не шейхи) обрадуются билборду, объясняющему,
что их сегодняшняя и завтрашняя бедность предначертана Стратегией, иначе
не получится космополитичного рынка и теплого климата. Конечно, нелишне
узнать, что именно развитие индивидуализма "подорвало глубинные корни
межэтнических противоречий: Шовинизм и национализм, однако, еще не
полностью забыты" (с.32).
    Как видно, корректное отображение Стратегии (в цитатах ее текста) во
внешнем облике населенного пункта - дело непростое, требующее полной
самоотдачи акима, а ведь ему еще надо заниматься "неумелыми"
коррумпированными руководителями предприятий (с.40), отвлекаясь от
захлестнувших страну проблем безработицы, нищеты, газа, тепла и света,
образования, культуры, размножения волков, саранчи и т.д. Да еще надо
подумать о себе, семье, приятелях, ведь те, кому в 1997 году было и
сегодня есть более 30 лет, знают, что средняя продолжительность жизни
мужчины в Казахстане составляет где-то 58-59 лет. Аким в возрасте, но не
женщина, в среднем не доживет ни до стратегического года, ни до
собственной пенсии. Я не знаю билбордов на эту тему потому ли, что акимы
тоже сами по себе, или предпочитают класс богатых, или не нашли нужную
цитату в Стратегии, которая почти на 4 месяца моложе пенсионного закона
и, разумеется, не может его не учитывать. Во всяком случае, виден
некий пробел в освещении одной из базовых идей Стратегии во внешнем
облике населенных мест. Я думаю, что местные органы власти, которые в
грохоте космополитизма проявляют рвение и изобретательность в украшении
населенных мест (пусть и с орфографическими ошибками), заслуживают
поощрения, а те из них, которые не делают билбордов по ведомственным
подстратегиям (типа "Экология и природные ресурсы - 2030"), должны
награждаться за то, что тонко чувствуют "суть и явь" (с.56) происходящего
в стране и дух Стратегии 1997 года. Вопрос о билбордах вообще излишне
заострен так как: "через 33 года", когда "Наше молодое государство
вырастет и возмужает, наши дети и внуки будут владеть английским" (с.20).
В этом далеком будущем "Граждане 2030 года будут уверены, что государство
защитит их права и будет отстаивать их интересы." (с.21). Там будет
видно: К сожалению, некоторые крупные чиновники и ученые взяли за моду,
развивая тезис Стратегии о "...зависимости от иностранного капитала"
(с.15), говорить о практически свершившейся утрате экономической
независимости и о близкой утрате независимости политической. Так можно
напугать, ввести в шок не только акима.
    Стратегия не корректируется по итогам прошедших лет, и Президент ни
в октябре 2000 г., ни в январе 2001 г. не дал повода надеяться на это,
так что трудности использования ее текста в плакатах и тому подобных
произведениях будут нарастать, а шансы акимов получить выговор -
увеличиваться. Искушение билбордом продолжается.
    В Стратегии есть еще одна крупная тема, как-то не прозвучавшая в
полную силу на республиканском совещании акимов, но которая может найти
отражение в их работе по улучшению облика населенных мест и, несомненно,
будет озвучена в ходе праздничных мероприятий в ознаменование 10-летнего
юбилея. Это тема евразийства, концепции которого в 2001 году исполняется
80 лет. Президент всегда уделял ей особое внимание, что нашло отражение в
текстах Стратегии 1997  и Стратегии 1992 годов. Уже тогда он писал:
"Занимая срединное положение между Европой и Азией, территория Казахстана
с исконно проживающими здесь многочисленными древними племенами и их
потомками была ареной оживленных торговых и политических связей. И
сегодня Казахстан может сыграть стратегически важную роль связующего
звена между Европой, среднеазиатской частью бывшего СССР, быстро
прогрессирующим Азиатско-Тихоокеанским регионом и югом Азиатского
материка." (с.34). В Стратегии (1997 г.) он отметил положение страны "на
перекрестке дорог в евроазиатском регионе" (с.12), подчеркнул "я выдвинул
и буду развивать идею евразийства" (с.13), заметил "Казахстан, являясь
центром Евразии" (с.21) и "Мы - евразийская страна" (с. 34), а его тезис
"К 2030 году, я уверен, Казахстан станет Центральноазиатским Барсом" (с.18)
может украсить любой билборд.
    Уж тут-то никакой аким не ошибется. Более 40 лет назад Л.Н.Гумилев
дополнил тему открытым им явлением пассионарности, сделал фундаментальные
обобщения по ритмике геополитических и исторических процессов в Евразии,
оценки современного состояния и прогнозы на будущее. Я не сомневаюсь, что
в ходе юбилейных торжеств имена и труды первопроходцев евразийства не будут
забыты. В Стратегии 1992 г., хорошо ложащейся на идеи первопроходцев,
сказано: "Напрашивается единственный выход: надо полагаться прежде всего
на себя и начинать выбираться из кризиса, опираясь на собственные силы" и
"позитивную роль могли бы сыграть иностранные инвестиции" (с.41,40). Там
же, среди приоритетов, не была забыта экология (с.42), это я могу
утверждать как автор Национальной программы рационального
природопользования (1993 г.), разработанной под идеи этой Стратегии.
Теперь мы видим, что соблазн классом бедных и сухарто-пиночетовыми
достижениями оказался непреодолимым.
    Однако вернемся к нашим евразийцам (по книге: Гумилев Л.Н. Ритмы
Евразии: эпохи и цивилизации. М, 1993) и посмотрим, что они говорили
насчет стратегических предметов. А говорили они о том, что коллективизм
есть неотъемлемое свойство человека как биологического существа, что это
общее свойство и условие его существования, что попытки устранить его
какими-то социальными (вторичными) средствами, бессмысленны и
неосуществимы именно потому, что существуют этносы. Л.Н.Гумилев прямо
назвал космополитизм одной из разновидностей шовинизма, которая не может
рассматриваться как благо. Культура не должна рассматриваться на фоне
госказны, потому что никакой связи между прогрессом экономики и развитием
культуры нет и быть не может - это сказал еще К.Маркс и евразийцы с ним
полностью согласны. Навязываемая миру транснациональными корпорациями из
"цивилизованных" стран идея глобальной евро-американской культуры и
поголовного счастья невозможна по тем же причинам этно-географического
(экосистемного, ландшафтного) разнообразия подсистем биосферы. Сегодня,
говорят классики, наше евразийское пространство находится в фазе надлома,
которую Европа пережила 500 лет назад, поэтому достичь ее благосостояния
и нравов в русле европейского опыта мы сегодня не сможем.
    При этом надо учитывать, что в этносе работают не сознательные решения,
а ощущения и условные рефлексы. Когда мы видим кучку индивидов, жирующих
за счет других людей, мы, вслед за Л.Н.Гумилевым, должны сказать, что их
пассионарность много  ниже необходимой даже для обывательской жизни. Аким,
склоненный Президентом к творческому мышлению, мог бы углубиться в труды
евразийцев, связавших историю с географией, т.е. вышедших на системную
экологию, состояние которой сильно беспокоит подакимное население всего
Казахстана, и тоже заслуживает эстетичного отражения на билбордах. Один из
системных законов гласит, что управлять можно только системами. Когда
евразийцы, размышляя о жизни народов, этносов, государств и других групп,
употребляют слово "система", то делают это достаточно условно, в контексте
ландшафтов, понимая сугубо подчиненное, рабское место человеческих популяций
в структуре даже не экосистем, а только сообществ. Другой системный закон
утверждает невозможность качественного познания системы изнутри нее, то есть
человечеству, этому популяционному "винтику" в экосистемном "автомобиле",
не дано понять, что перед нами не механическая сумма "винтиков", а
"средство передвижения" и еще что-то. Поэтому человек вынужден опираться
на аналогии и способ проб и ошибок в недопонимаемом  им мире. Судя по
замученному состоянию экосистем на планете и цинизму поведения современной
"цивилизации", особенно в правящих кланах, человечеству было бы полезно
сбавить свою спесь и вести себя в популяциях в соответствии со своей прямой
функцией устройства для размножения. Человечество функционально замещаемо
и необязательно. Оно, как и иные популяции млекопитающих, не вечно, его
особи - смертны, но это же не основание крушить и хапать. Разрушая
экосистемы суши и моря, стран и населенных мест (и ни одна страна мира
эдесь, похоже, не исключение), оно скоро и справедливо добьется успеха в
смысле своей гибели в ближайшем будущем. Вот и ООН - эта
частноиндивидуалистической генерации контора транснациональных гарпагонов -
грозится катаклизмами, каких не было тысячу лет, по случаю перегрева
атмосферы. Куда ни кинь, везде клин. Это лишь увеличивает ценность
вышесказанного потому что системные законы действуют и в загробном мире.
    Как только все исчезнут, я засяду на пару тысяч лет в тени ветшающих
билбордов и буду не спеша, но усердно готовить заметки по системной
экологии для начальника очередной "вахты разума", чтобы эти ребята
сгоряча не построили на Земле такую же "цивилизацию", как сегодня. Пусть
хоть до них дойдет, что история полезна только тем, кто ее выучил
(Л.Н.Гумилев), и не только история. Теперь уже поздно об этом говорить,
но в Стратегии 1992 года были компоненты, нужные для программы
строительства будущего Казахстана, была не преходящая, объединяющая
идея опоры на силы народа, на нравственность общины, на которой стоят
основные религии мира, просматривалась глобальная популяционная цель
выживания человечества в гармонии с природой и логика священного долга.
Маловероятно ждать последнего от иностранных транснациональных откупщиков.
Как ни крути, а расплачиваться за все приходится народу.
    Итак, в задачах акимам есть небольшие подспудные нюансы, в которых со
старым мышлением уже не разобраться. "Потребуются десятилетия, пока у
людей возникнет новое мировоззрение" - говорит Стратегия (с.14). А это
означает, что и я, и акимы, и остальные (кроме некоторых) еще долгие
годы, впредь до овладения частнособственническим индивидуализмом и
закрепления людей за конкретным классом (богатых, средних, бедных),
должны и будем заблуждаться, ошибаться, спотыкаться. Между прочим, в
Стратегии есть 18 мудрых изречений в эпиграфах к разделам, готовых для
размещения на плакатах. Этого, конечно, мало для всех городов и поселков,
но они могут служить ориентирами для отбора подобных изречений. Среди
самых актуальных для самих акимов я бы считал изречение Толе би: "Без
единства ни в одном деле толку нет" (с.30). Это как с непрочными прутьями
и прочным веником из притчи Льва Толстого: если акимов крепко связать, то
такой веник будет нелегко сломать. А когда они окончательно станут
частнособственническими индивидуалистами (с. 32), им  особенно пригодится
формула закона джунглей: "Мы с тобой одной группы крови - ты и я. Мой
резус - твой резус".
    Примечание: Аким - глава местного исполнительного органа
административно-территориальной единицы, представитель Президента и
Правительства  Акимы областей, городов республиканского значения и
столицы - прямые назначенцы Президента. Президент вправе по своему
усмотрению освобождать от должности любого акима.
        Яковлев В.А., 26 февраля 2001 г., greenwomen@nursat.kz



Перейти к началу страницы