Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 30, 7 марта 2000
                                              ФСБ и отлов шпионов

        НА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ АКТИВИСТОВ НАЕХАЛА ПРОКУРАТУРА
           (5 сообщений, 3 письма и 1 комментарий)

    САХАЛИН
    "Дорогие друзья!
    Спасибо огромное всем, кто откликнулся на наше небольшое
обращение относительно прокурорской проверки и спасибо за предложения
помощи и те ценные сведения, которые мы от вас получили.
    Это прежде всего касается ст.21 Закона "О прокуратуре". Если
кому-то придется столкнуться с проверкой, подобной нашей - обратите
внимание на эту статью. До получения письма от Андрея Лалетина мы о
ней не знали.
    Я думаю, будет полезно, если я немного расскажу, как у нас
развиваются события. Пока это забавно!
    Предварительно поговорив с тетей из прокуратуры по телефону, мы
не стали в дальнейшем стучать кулаками по столу. Придя "на прием" мы
получили официальное письмо с требованием предоставить все сведения о
всех финансовых средствах, "в том числе инвестициях", полученных нами.
При этом нам показали (издали, не смотря на просьбы) письмо из
Генпрокуратуры и сказали, что проверка плановая, что ничего страшного
не происходит, что по этому письму не только нас проверяют, но и еще
много кого (и это действительно похоже так) и т.д.
    Кстати, буквально перед этим к нам обратилось управление юстиции
с требованием предоставить им полный описательный отчет о деятельности
организации за все время существования, который мы им очень быстро
предоставили, а также паспортно-визовая служба затребовала официальный
список всех работающих у нас граждан.
    Мы в очень короткие сроки подготовили затребованный прокуратурой
финансовый отчет, и, снабдив его описанием системы поддержки
общественного движения через гранты, очень дружелюбно принесли по
адресу.
    Мы также приложили к нему и описательный отчет и ряд наших
информационных материалов (которые любого нормального сахалинца не
оставляют равнодушным, как например о гибели селедки). Когда Наташа
зашла к ним с отчетом, они были заняты обсуждением нашего вчерашнего
сюжета на местном ТВ о варварских рубках в окрестностях города -
возмущались этим безобразием.
    Итог на сегодня - тетя-прокурор проявила к нам всяческое
расположение, живо интересовалась экологическими проблемами, охала и
вздыхала по поводу них, заверяла, что проверка - обычное дело, что всех
проверяем и т.д. Это выглядело совсем искренне. С интересом внимала
рассказу про фонды и гранты и похоже для нее это все было ново.
    Затем - внимание! - она рассказала,  что Генпрокуратура готовит
какие-то изменения в закон "Об общественных объединениях" (или помогает
кому-то готовить их) и пожаловалась, что начальство из Генпрокуратуры
требует от нашей обл.прокуратуры предложений по улучшению этого закона!
А затем она сказала - вот у меня столько работы, с этим законом и этой
темой никогда не сталкивалась, а на меня навесили готовить эти
предложения. НЕ могли бы вы помочь мне их подготовить? У вас такой
большой опыт, вам эта тема очень знакома - принесите предложения, как
можно улучшить этот закон. В подтверждении показала один абзац из
вышеупомянутого письма, где говорится "подготовить предложения по
улучшению законодательства об общественных объединениях до 20 марта".
Конечно, мы горячо пообещали помочь! Расстались друзьями.
    Пока... (тьфу, тьфу...)
    И вот теперь мы обращаемся с просьбой ко всем коллегам -
пожалуйста, помогите, присылайте любые ваши предложения в этой сфере!
Если честно, мы сами не слишком хорошо разбираемся в тонкостях этого
законодательства...
    А вообще конечно,  новость тревожная - если в нашей стране власти
собираются улучшать и так неплохое законодательство, это настораживает.
Боюсь, что эти намерения сродни попыткам "улучшить" закон "Об
экологической экспертизе" последних лет.
     Удачи!"
          Дмитрий Лисицын, 5 января 2000 г., watch@sakhalin.ru

   ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
   "ЗЕЛЕНЫЙ МИР РЕШИЛА ПРОВЕРИТЬ ПРОКУРАТУРА СОСНОВОГО БОРА.
Об этом сообщила вечером 21 февраля 2000 года Нина Вениаминовна
Pубцова, помощник Прокурора Соснового Бора. В телефонном
разговоре с Олегом Бодровым, Председателем Совета  Зеленого Мира
г-жа Рубцова пояснила, что ее интересует насколько деятельность
организации соответствует Уставу, а также, откуда и на каком
основании ЗМ получает финансовую поддержку. Имеются ввиду
насколько законна поддержка ЗЕЛЕНОГО МИРА зарубежными партнерами
- экологическими организациями и фондами.
    По сообщению звонившей эта проверка - задание Генеральной
Прокуратуры России и носит "плановый характер".
    Что бы это значило?"
    О.Бодров, БАЛТИЙСКИЙ ВЕСТНИК ЗЕЛЕНОГО МИРА, 22 февраля 2000 гo.

    МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
    "Вчера я и Сумбаев, были по телефону приглашены в Дубненскую
городскую прокуратуру с документами об-ва "Зеленая Дубна". Сегодня
я посетил помощника прокурора Иванову и вначале пытался выяснить,
основания для такого вызова. Мне было заявлено, что в Московской
обл., а может быть и по России, производится проверка ЭКОЛОГИЧЕСКИХ(!)
общественных организаций. Мое возражения, что по ст.21. п.2 Закона
РФ "О прокуратуре" такая проверка может производиться только при
наличии у прокуратуры информации о нарушении законов данной конкретной
организацией, было парировано тем, что прокуратура может в порядке
надзора заниматься проверкой правовых актов, издаваемых организацией,
каковым в нашем случае является устав организации. Однако в
телефонном разговоре упоминалось, что прокуратура интересуется, чем
мы занимаемся, какое у нас имущество, получали ли мы гранты. В
ненастойчивой форме эти же вопросы были поставлены и сегодня.
    Особый интерес был проявлен к тому, кто нас учредил. Устав я
предоставил, а в отношении других вопросов сказал, что они не являются
предметом проверки и я сообщу как гражданин гражданину, только то, что
сочту нужным для пропаганды целей и дел организации. Я, как мог,
объяснил положение дел. Беседа происходила вполне доброжелательно,
но предписание (вполне справедливое) о нарушении нами ст.29 Закона
"Об  общественных организациях" (в части, касающейся отчетности в
регистрирующий и налоговые органы) мы получим.
    Наводит на размышления, что данная проверка проводится именно в
отношении ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ и носит характер кампании.
    Наверно, целесообразно распространить эту информацию по сети:
полезно быть готовым и знать, за что при желании можно зацепить.
В качестве примера того, как, с моей точки зрения не надо поступать,
приведу случай с нашим местным Татаро-башкирским культурным
обществом. Не к председателю, а именно к заместителю председателя
этого общества (более слабый человек) обратился представитель ФСБ
и попросил списки членов общества. Она без звуку дала. Я бы на ее
месте, попросил официального обращения и разъяснения того, какой
закон обязывает меня предоставлять такие сведения.
    Успехов, Ваш Эрнест Тагиров,
    "Зеленая Дубна", 25 февраля 2000 г., tagirov@thsun1.jinr.ru

     РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
     "... Раздался звонок и елейный женский голос стал допытываться
и с кем оне имеют дело и есть ли такой Зеленый Дон и где его главарь.
На вопрос, а с кем собственно имеем, трубка подавилась и молвила,
что с прокуратурой. Ждем Вас в гости. Да нету у Вас права  влазить
в дела общественных организаций, но любопытство одолело, а вдруг как
за народ, за закон наша прокуратура встанет. Нашел пом. прокурора
Шевченко В.Е., та послала к Бурлацкой Л.Н.
     Без документа отвечать не буду. Представили документ от
Ростовской прокуратуры за номером 27-4-2000 от 28.02.2000 от имени
Начальницы управления по надзору за исполнием законов и
законодательных правовых актов, старшей советницы юстиции Савиной А.В.
Из текста письма следовало, что это во исполнение задания Генеральной
прокуратуры по проверке общественнх обьединений экологической
направленности. По нашему городу числилось таких две: старый "Зеленый
Дон" и молодая, только что зарегистрированная экологическая организация
"ГЕЯ" школьников. Эта еще не успела ничего натворить, но подлежала
проверке, как и старый вепрь. Что за проверка, главное, а не выходит
ли наша ОО за пределы установленные уставом и законом, не пытается
присвоить себе прав законно избранных органов государственной власти
и не нарушает ли ст.16 ФЗ об общественных обьединениях (ОО).
    Особо интересуется прокуратура финасовыми вопросами, откуда
средства у ЭОО, платят ли налоги, и вообще - почему еще живы. Требуют
анализ прокурорской практики, особо с жалобами и обращениями граждан
на деятельность экологических обьединений. Так что ждите скоро волны
таких обращений от законопослушных граждан, которым жить хочется в
существующей грязи и противно от перспективы наведения порядка в
природе и обществе.
    Далее в письме вопрошается а сколько проверок было в 1998-99 года
указанных ОО, то бишь зловредного "Зеленого Дона", и их
результативность. Требовалось также проверить все законодательную
деятельность местного органа самоуправления на предмет совместной
деятельности с экологическими ОО.
    В конце госпожа прокурорша требовала предложений по
совершениствованию законодательных актов в отношении этих экологических
ОО. Да что же мы их так достали. На коммунистов не надо ничего, а вот
на зеленых давай кругом флажки. Завершался циркуляр немедля осуществить
все предписанное и приложить к отчету все акты прокурорского
реагирования на деятельность экологических НПО и представить все к
06.03.99... Исполнил все это.. Соколов А.В... в прокуратуре города,
входящий 23-103600 от 29.02.2000. Письмо тут же было отписано на
исполнение и уже сегодня дело закрутилось.
    Для нашего "Зеленого Дона" это как манна небесная.
    Следует наш ответ Прокурору.
             Дорогая тетенька прокурор Савина А.В.!
    Мы вынуждены доложить Вам в свете Вашего письма всю правду по
интересующему Вас вопросу. Из ложной скромности прокуратура
Новочеркасска может что и не упомнить, но работала она очень
эффективно почти пять лет, что и подтверждаем. Вашими надзорными
заботами с экологическими общественными организациями в Новочеркасске
покончено. Как Вы лично помните, еще в начале 1996 года экологическое
движение "Зеленый Дон", как Вам показалось, пыталось присвоить себе
право государственной службы на проведение экологической экспертизы
Ростовской АЭС. Своевременно принятыми мерами благонадежных граждан
попытка присвоения права проведения экспертизы федерального обьекта
была подавлена, правда гражданин был один, но на большой должности
ректора института. С помощью мер прокурорского реагирования на
остальные правоохранительные органы оперативно захваченное помещение
редакции экологической газеты "Зеленый Дон" и архив с имуществом
одноименного экологического движения были оформлены якобы под арест
опечатыванием до особого судебного разбирательства службой ОБЭП.
Принятыми мерами это судебное разбирательство длится и по сей день
без каких-либо надежд на освобождение захваченного имущества
общественного движения и нахождения виновных, улики уничтожены,
имущество тоже.
   С другой стороны, коммерческий городской банк Новочеркасска, где
находились счета вышеуказанного экологического движения, все последние
годы был в замороженном состоянии, что не позволяло "Зеленому Дону"
вести какие-то либо финансовые операции с разными спонсорами.
Фактически никакого экологического движения в городе нет. Да и в
прошлые годы никаких больших денег у зеленых не было, работали на
общественных началах.
   С третьей стороны, предчувствуя Ваше письмо и желание Генеральной
Прокуратуры РФ, идя навстречу пожеланиям трудящихся граждан, в
частности, знатному гражданину ректору НИМИ-НГМА Шкуре В.Н. по его
личным неоднократным обращениям прокуратура в период 1995-2000 гг.
обеспечила благоприятный для него судебный режим одностороннего
рассмотрения исков "Зеленого Дона" и отказала зеленым во всех их
домогательствах на свое имущество, архив и редакционное помещение. В
частности, прокуратура, как и слепая Фемида, в упор все годы не видела
ст.5 федерального закона "О господдержке СМИ" в части необходимости
защиты редакционных помещений, федерального закона "Об экологической
экспертизе" о праве общественных организаций на проведение общественных
экологической экспертиз и недопустимости помех им в осуществлении
данного права, ну и всех сопутствующих статей УК РСФСР.
   Более того, после первого же обращения в 1996 г. ректора Шкуры В.Н.
по поводу упорного желания "Зеленого Дона" освободить помещение
редакции экологической газеты "Зеленый Дон", архив и имущество,
прокуратора организовала уголовное преследование Председателя
Лагутов В.В. этого экологического движения "Зеленый Дон", включая
домашние обыски, разные меры пресечения его передвижения и прочая, что
привело к срыву и его избирательных кампаний. В постановлении
прокуратуры на проведение обысков так дословно и значилось, мол идет
поиск документов, похищенных при взломе Шкурой В.Н. помещения редакции.
А чтобы затянуть судебные разбирательства и лишить этот "Зеленый Дон"
возможности какого-либо благоприятного исхода, уголовные дела против
Председателя Лагутова В.В. имели примущественно тайный характер. Это
обьяснялось и глупостью подручных ректора НИМИ-НГМА Шкуры В.Н.,
которые при взломе и грабеже помещения редакции "Зеленого Дона"
умудрились выкрасть все финансовые документы Лагутова В.В., и которые
теперь невозможно приобщить к делу официально.
   Для завершения операции по подавлению активности экологического
движения "Зеленый Дон" , которое вдруг осенью 1999 г. затеяло вторично
проведение общественной экологической экспертизы Ростовской АЭС, были
предприняты дополнительные меры прокурорско-судебно-милицейского
реагирования. К этому времени, узнав о тайном ведении уголовных дел на
него, Председатель "Зеленого Дона" Лагутов В.В. подал в суд в начале
1998 г. на единственного добровольного помощника органов в лице ректора
Шкуры В.Н. с обвинением того в возмещении морального ущерба за травлю,
обыски, задержания, ведение тайных уголовных дел. Как уже ранее
отмечалось, из всех судебных дел факт взлома, грабежа и захвата
помещения и имущества "Зеленого Дона", был усилиями органов
Новочеркасска изьят и скрыт от Фемиды...
   В довершение умиротворения Председателя Лагутова В.В., никак не
понимающего необходимости дружбы со сторонниками Ростовской АЭС, уже
лично ректором Шкурой В.Н. был завершен разгром редакционного помещения
под предлогом срочного осмотра отопительного оборудования в ноябре
1999 г., батарея под окном оказалась цела, но все оставшееся имущество
и архив редакции "Зеленого Дона" и ряда других общественных организаций
были выкинуты...
   Сам Лагутов В.В., не находясь по официальному юридическому адресу
в помещении редакции к 2220 г. в НИМИ, которое было под арестом с начала
1996 г. по настояще время, тем не менее досаждает органам УВД с
требованиями розыска и возврата украденного общественного имущества и
фиксирования виновника взломов и грабежей... В целях камуфляжа
прокуратуре пришлось в конце 1999 г. указать органам УВД на
недопустимость нарушения законодательства. Впрочем, УВД отказалось
что-либо делать...
    НЕТУ НА ОБОЗРЕНИИ У ЗЕЛЕНОГО ДЕЛА ДЕЛ И РЕШЕНИЙ, НЕТУ И НИКАКИХ
ЖАЛОБ. НЕТУ НИКАКОГО ИМУЩЕСТВА И АРХИВОВ, А ТАКЖЕ ПОМЕЩЕНИЯ 
РЕДАКЦИИ
С ЮРИДИЧЕСКИМ АДРЕСОМ, А ТАКЖЕ БАНКА СО СЧЕТОМ, ТАК ВРОДЕ КАК 
НИКАКОГО
ЗЕЛЕНОГО ДОНА И НЕТУ.
    О чем и докладываем... Пока прокуратура и прочие органы не будут
соблюдать уже имеющегося законодательства, новые законодательные
инициативы никакому обществу не помогут.
    Спите спокойно тетенька прокурор Савина А.В.
    Над Доном пока безоблачное небо.
    "Информзедон", 3 марта 2000 г., zedon@novoch.ru

    ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ
    "Из Челябинска позвонил Госман Кабиров.
    На прошлой неделе его, как руководителя городской общественной
организации " Теча" пригласили по повестке явиться в прокуратуру.
Он был морально был готов,потому что получал ранее присланную
информацию-о начале прокурорских проверок по России.
    Сегодня он был на приеме у следователя прокуратуре.
    При входе она ему задала вопрос: "Почему Вы не принесли все
документы организации - Устав, списки учредителей, финансовые
документы и прочее"? Госман: "Потому что в повестке указано, явиться
с удостоверением личности". Она:"Вы догадываетесь, почему я Вас
пригласила?" Госман: "Конечно, догадываюсь, у нас уже пришла
информация о том,что по России проводятся проверки деятельности
общественных экологических организаций. Вам нужна наша помощь? "
Она (очень удивившись):"Вы даже знает о том,что нам нужна помощь?"
Госман: "Конечно, у нас очень оперативно работает связь". Она
показала Госману письмо, которое составлено на основании указания
Генеральной Прокуратуры России
    Задание Генерального прокурора от 26.01.2000 c 7/4-1-1372-99.
    Челябинское письмо подписано Исполняющим обязанности прокурора
области государственным советником юстиции Золотавиным А.И.
    В письме, которое Госман Кабиров видел лично, идет речь о том,
что на территории России проводится прокурорская проверка всех
общественных экологичеcких организаций. Прокуратурам предлагается
уделить внимание 3 основным моментам:
1. Проверить кто является учредителями организации, соответствует
   ли деятельность, проводимая организацией той, что заявлена в
   Уставе организации;
2. Не было ли финансовых нарушений за время деятельности?
3. Не было зафиксировано нарушений и столкновений организации c
   органами внутрених дел и правопорядка ,прокуратур и прочих
   подобных структур.
    Обо всех нарушениях предлагается сообщить в Генеральную
прокуратуру. И в самом конце письма-указание для прокуратур - внести
предложения в Закон "Об общественных объединениях".
    По мнению Госмана, прокуратура очень озадачена этим поручением
и очень-очень бы хотела получить эти самые рекомендации от
общественных организаций, поскольку сама никаких предложений не
имеет, в связи с тем, что имеет дело с общественными организациями
крайне редко...
     Nadezda L. Kutepova, 6 марта 2000, nadya@nadya.chel-65.chel.su

     ПИСЬМО 1
     "Госману Кабирову, "ТЕЧА", root@techa.urc.ac.ru
     Коллега,
     В связи с прокурорской проверкой Вашей организации и
соответствующим письмом Н.Кутеповой хотел бы сообщить свою личную
точку зрения, если это Вам интересно.
     На мой взгляд, лучшее, что можно посоветовать прокуратуре -
исполнять свои обязанности и не мешать работать общественным
экологическим организациям, если ими не нарушены законы (а такие
мне не известны).
     Самое главное, чего не делает прокуратура - не защищает всеми
своими звеньями права людей на здоровье и здоровую окружающую среду.
И не обеспечивает выполнения госорганами этих самых прав. Не говоря
уж о том, что совершенно не работают по специальности органы
природоохранной прокуратуры.
     Удачи в делах".
           Л.Федоров, Москва, 6 марта 2000 г., lefed@glasnet.ru

     ПИСЬМО 2
     "Согласен со Л.А.Федоровым."
              А.В.Яблоков, 7 марта 2000 г., yablokov@voxnet.ru

    ПИСЬМО 3
    "Письмо Яблокову
    Здравствуйте, Алексей Владимирович!
    Покатилась волна проверок экологических организаций, вот и Вашу
жену вызывали. Пошли "вести с мест", которые меня снова настораживают
наивностью наших экологов - как-то без наживки все покупаются на
просьбы прокуроров "дать предложения по улучшению закона об
общественных объединениях". Нельзя же этому верить! Как люди не
понимают, что нашими же руками власти хотят "улучшить" закон. Наивные
общественники начнут душу раскрывать (попутно выбалтывая много чего),
а прокурорские затем дадут свои предложения под видом "гласа народа".
(Хотя я вообще не понимаю постановку вопроса: как мне помнится,
Генпрокуратура не обладает правом законодательной инициативы - чего
же она тогда лезет?). Предлагаю принять Обращение ко всем: не давать
прокуратуре НИКАКИХ предложений вообще, не говоря уже о том, что не
приносить им никаких уставов, а тем более - договоров, учредительных
документов, грантовых соглашений и т.д., - по закону прокуратура не
имеет права это все требовать. Я высказал эти свои соображения сети
АИВ, но не уверен, что сеть распространит их дальше (по техническим
причинам).
    Если Вы считаете мои предложения разумными, то по своим каналам
распространите, пожалуйста, их дальше".
          Н.Щур, 7 марта 2000 г., Снежинск, фонд "Экология",
                 schoor@fe.ch70.chel.su

     КОММЕНТАРИЙ
     Во всей вышеописанной бодяге явно выпирают 2 очевидности.
  1) Накат прокуроров на экологических активистов начался ПОСЛЕ
того, как группа экологических организаций написала в ФСБ письмо
протеста против открытой сим почтенным ведомством кампании охоты
по отлову шпионов среди экологических активистов. Ежу понятно, что
прокуроры просто продолжили накат ФСБ по заданию ФСБ иными
средствами, поскольку В.В.Путин после перехода на более высокую
орбиту больше не мог себе позволить вещать глупости насчет
экологических организаций как рассадников шпионажа.
  2) Накат прокуроров затронул тех экологических активистов, кто
занят реальным делом, а не обслуживает власть. Во всяком случае
никто не слышал, чтобы прокуратура начала досаждать насчет
финансовых источников две малопочтенные организации - КЭДР, который
кормится из ложечки ... (все знают, чьей), и Зеленый крест, который
и не скрывает, что кормится из бюджета Минобороны США (правда,
предпочитая уточнять, что предварительно приходится "отмывать" сии
деньги в нейтральной Швейцарии). И это нормально.
    Можно, конечно, пойти по пути простых советских людей, которые
во времена товарища Брежнева на угрозу быть повешенными поутру
только спрашивали, за чей счет будет веревка - за свой или же за
счет производства. А можно и не делать этого, воспользовавшись
юридической практикой цивилизации: бремя доказательства нашей
принадлежности к племени верблюдов лежит на прокуратуре, а не на
нас. Вот пусть прокуроры и поработают, если уж они такие услужливые,
что готовы исполнять любую прихоть нашего сыскного ведомства, так
и не научившегося заниматься нормальной контрразведкой.

Перейти к началу страницы