Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 257, 10 января 2001
                                      За жизнь без ядерных отходов

             ПРОТИВ ЯДЕРНЫХ ОТХОДОВ: ПИКЕТ В ИРКУТСКЕ

    ПИКЕТ
    9 января в Иркутске общественная организация "Байкальская
Экологическая Волна" провела акцию протеста против ввоза на
территорию России радиоактивных отходов из других стран.
    Даже сорокоградусный мороз не стал этому помехой. Таким способом
общественные организации, представители политической партии "Яблоко"
решили высказать свое неодобрение действиями депутатов
Государственной думы, проголосовавших за принятие законодательных
актов, разрешающих ввоз ОЯТ (отработавшего ядерного топлива).
    6 из 7 депутатов Госдумы от Иркутской области поддержали планы
Минатома, приняв, таким образом, решение "против собственного народа",
как вполне определенно выразился представитель областной администрации
Александр Васянович во время проведения акции.
    Лозунги участников акции были адресованы также президенту и
губернатору, представляющему Иркутскую область в Совете Федерации.
Именно за ними осталось право окончательного принятия двух поправок и
одного закона, разрешающих ввоз на территорию России отходов из других
стран на хранение и переработку.
    Акция, поддержанная СМИ, вызвала настоящий резонанс у жителей
Иркутска. Студенты, работники Сбербанка, медики, музыканты, школы
высказали свою готовность подписать Обращения к Президенту, Федеральному
(Совет Федерации, Госдума) и Иркутскому Законодательному собраниям  о
недопустимости ввоза ОЯТ и превращения России в мировую радиоактивную
свалку.
       Пресс-служба "БЭВ", M.P.Rikhvanova "marina@baikalwave.eu.org"
       10 января 2001 г.

    ОБРАЩЕНИЕ
к губернатору Иркутской области, членам Совета Федерации,
депутатам Государственной думы, Законодательного собрания
Иркутской области и органов местного самоуправления
    МЫ НЕ ПОЛУЧИЛИ ЭТУ ЗЕМЛЮ В НАСЛЕДСТВО,
    МЫ ВЗЯЛИ ЕЕ ВЗАЙМЫ У НАШИХ ДЕТЕЙ.
    Уважаемый Борис Александрович, уважаемые члены Совета Федерации,
депутаты Государственной думы, депутаты Законодательного собрания
Иркутской области и органов местного самоуправления!
    Мы, нижеподписавшиеся представители иркутских общественных
объединений, требуем, чтобы вы остановили принятие законопроектов,
создающих радиационную опасность для современного населения и будущих
поколений России. Это следующие законопроекты, принятые в первом чтении
Государственной думой 21 декабря 2000 года:
1. "О внесении дополнения в статью 50 Закона РСФСР "Об охране
окружающей природной среды".
2. "О специальных экологических программах реабилитации
радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации, финансируемых
за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученным ядерным
топливом."
3. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об
использовании атомной энергии".
    Эти законопроекты связаны с разрешением ввоза на территорию России
зарубежного отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и радиоактивных отходов
(РАО) для их хранения и переработки. Депутаты Госдумы приняли
антидемократичное узковедомственное решение, проигнорировав мнение и
интересы россиян. Осенью 2000 г. в России было собрано 2,5 млн. подписей
за проведение всероссийского референдума, включающего вопрос о ввозе
радиоактивных материалов (в том числе более 60 000 на территории
Иркутской области, причем отказывались поставить подпись единицы).
Социологические исследования показали, что 93,5 % россиян против ввоза
радиоактивных материалов на хранение, захоронение и переработку на
территории России из других государств.
    Впереди - голосование по данному вопросу в Федеральном собрании и
подписание Законов Президентом. Мы призываем вас быть мудрее и думать не
только о сиюминутных интересах, но и о будущем России.
    Министерство по атомной энергии (Минатом) уверяет - 20-50 млрд.
долларов, которые Россия получит в течение 10 лет за ОЯТ и РАО других
государств, помогут выздоровлению экономики страны, улучшению качества
окружающей среды и усилению режима нераспространения ядерного оружия.
Преподнесённая как благо, в действительности, эта сделка поддерживает
развитие опасной атомной промышленности на международном уровне и создаёт
проблемы для населения России на сотни тысяч лет.
    Переработка отработавшего ядерного топлива является самым грязным
звеном ядерного топливного цикла. Переработка 1 тонны ОЯТ неизбежно
сопровождается образованием 4,5 тонн высокоактивных отходов, 150 тонн
жидких среднеактивных отходов и более 2000 тонн низкоактивных отходов.
Только по протоколу со Швейцарией будет ввезено в Россию около 2000 тонн
ОЯТ из реакторов швейцарских АЭС! Откуда возьмутся мощности для
переработки такого количества зарубежных ОЯТ, когда уже сейчас имеющиеся
производственные мощности не обеспечивают переработку и надежную изоляцию
накопленных и вновь образующихся российских РАО и ОЯТ?! Для всех этих
отходов потребуется строить дорогостоящие обслуживаемые хранилища и
могильники. Они не только проглотят "заработанные" Минатомом деньги, но и
будут требовать в течение сотен лет отвлечения из бюджета страны огромных
денежных, материальных и энергетических ресурсов. Опасными эти хранилища
будут также сотни лет.
    Не меньшую экологическую опасность представляют проекты геологического
захоронения РАО и ОЯТ в шахтах, скважинах, карьерах, захоронения на дне
океана. Мировой опыт показывает, что создание надёжных могильников
невозможно не только на первые сотни, но даже десятки лет - они будут
разрушены совокупностью множества природных процессов. А дальше последует
отравление земной коры, водных источников, атмосферы и океана, возникновение
один за другим "мини-чернобылей".
    Кроме того, нет никакой гарантии, что вырученные деньги будут
истрачены по назначению. Можно с уверенностью сказать, что от этой сделки
выиграет только Минатом и  связанные с ним коммерческие организации,
которые и получат все деньги. В течение последних 30 лет почти во всех
"атомных" странах, кроме Франции и Японии, происходит сворачивание программ
развития атомной промышленности и развитие программ энергосбережения и
использования альтернативных источников энергии (солнца, ветра,
биоматериалов, термальной энергии). Выяснилось, что это не только более
безопасно, но и экономично.
    Мы же, думая об экономике и безопасности, поступаем наоборот: ценой
здоровья нынешнего и будущих поколений и неподдающегося учёту
экономического ущерба в будущем даём новый шанс мировому атомному лобби.
    Мы уверены, что в условиях ослабления служб государственного
экологического контроля (упразднение госкомприроды), ликвидации
независимого от Минатома Госатомнадзора, создания обстановки секретности
вокруг информации о радиоактивном загрязнении (дела против А.Никитина,
Г.Пасько и И.Сутягина), а также существующей практики обращения с
радиоактивными промышленными материалами (закачивание в жидком виде в
толщу земной коры, что уже сейчас приводит к утечкам и радиоактивному
загрязнению территорий) и безответственности и безнаказанности со стороны
государства и Минатома в случае нанесения ущерба населению (до сих пор не
всё население, подвергшееся облучению в результате ядерных взрывов на
Семипалатинском полигоне и других, а также в результате аварий на ПО
"Маяк" получило компенсации и адекватную медицинскую помощь, теперь льготы
жертвам Чернобыля и других аварий связанных с утечкой радиации даже
сокращаются) - при всех этих условиях принятые решения о разрешении ввоза
ОЯТ преследуют узковедомственные, а не государственные интересы и
представляют собой явную серьёзную опасность для населения России.
    Один из авторов законопроектов Константин Зайцев, депутат Госдумы от
Ангарского избирательного округа, где расположен Ангарский электролизный
химический комбинат (занимается обогащением и переработкой атомного
сырья) сообщил в интервью газете "СМ-номер один": "Я принял решение
помочь комбинату нормально работать и при этом сохранить несколько сотен
рабочих мест". Это ли не показатель узковедомственного подхода?
    Никто из нас не застрахован от воздействия радиации в результате
аварийных ситуаций на транспорте, утечек отработанного ядерного топлива,
высоко вероятных в течение сотен тысяч лет необходимого хранения, от
возможности использования этого топлива для производства ядерного оружия
в течение этого длительного периода.
    О ситуации в России
* в России уже накоплено 14 тысяч тонн своего ОЯТ, проблема хранения и
переработки ОЯТ на сегодня стала тупиковой - у Минатома нет
технологически, экономически и экологически приемлемой программы по
безопасному обращению с ОЯТ;
* Минатом не смог обеспечить безопасность даже собственного персонала:
заболеваемость различными болезнями в атомной отрасли России в несколько
раз превысила средний уровень по стране;
* число пострадавших от радиации в различных радиоактивных авариях в
разное время и от небрежной деятельности индустрии Минатома сегодня
исчисляется миллионами человек, а новые временные деяния Минатома
потребуют новых жертв;
* так называемый лизинг тепловыделяющих сборок, вводимый по одному из
принятых законопроектов, означает: "чистая энергия в другие страны -
прибыль Минатому - грязные радиоактивные отходы многим поколениям россиян";
* России не нужен дорогой "рециклированный" уран и плутоний, имеющиеся
объемы оружейного урана и плутония могут обеспечить на десятилетия топливом
все российские АЭС, а масштабное ядерное разоружение еще более умножит
запасы делящихся материалов;
* в России плохое состояние и высокая аварийность транспортных путей,
по которым собираются перевозить тысячи тонн опасного радиоактивного
груза, организация безопасной транспортировки ОЯТ обойдется в миллиарды
долларов;
* увеличение объемов хранения, переработки и транспортировки ОЯТ создает
серьезную угрозу возникновения крупномасштабных радиационных аварий (как
показал трагический опыт Чернобыля, компенсация жертвам этих аварий и
стоимость реабилитации территорий превысит любую прибыль атомщиков), а
также в нынешней политической ситуации в России резко увеличивает угрозу
радиационного ядерного терроризма и хищения расщепляющихся материалов;
* миллиарды долларов, которые Минатом мечтает получить за прием
зарубежного ОЯТ, дадут ему возможность решать свои собственные узко
ведомственные проблемы, которые далеки от национальных интересов России:
начать строительство новых АЭС и заводов по переработке.
* во всех районах, где атомщики намечают строительство новых АЭС, есть
ресурсы ископаемого топлива, которых хватит на многие десятилетия; есть
недостаточно используемые возобновляемые источники энергии; одно только
энергосбережение может дать России втрое больше электроэнергии, чем дают
сегодня все АЭС; большинство развитых стран мира отказывается от
строительства АЭС, делая ставку на энергосбережении, развитии локальных,
экономически выгодных источников энергии;
* ни одна страна в мире не принимает чужое ОЯТ для хранения на своей
территории.
    О ситуации в Иркутской области
    Жители Иркутской области находятся в условиях повышенного природного
радиационного фона из-за высокого содержания урана в горных породах,
обрамляющих Байкал: до 70% территории Байкальского региона (40%
территории Иркутской области) относятся к зоне высокой радоноопасности;
на территории региона найдено 6 месторождений и 62 рудопроявления урана.
Территория Байкальского региона, наряду с Алтаем, подверглась
радиоактивному загрязнению при проведении наземных и воздушных испытаний
ядерного оружия на Семипалатинском полигоне с 1949 по 1962 годы
(суммарная мощность этих взрывов в 800 раз превышает мощность ядерной
бомбы, сброшенной на Хиросиму). Наибольшему загрязнению (в 10-100 раз
выше регионального фона) подверглись побережье оз.Байкал,
сельскохозяйственные районы Усть-Ордынского Бурятского автономного
округа, долина рек Тунка и Джида (Республика Бурятия). Однако,
пострадавшее население не получило никакой компенсации, так как
государством не было выделено достаточно средств для необходимого
комплекса исследований.
    С 1975 по 1984 годы в Красноярском крае, Кемеровской, Иркутской и
Читинской областях ВНИПИ промтехнологии Минатома России было проведено
13 подземных ядерных взрывов (на территории Иркутской области - два),
место и время проведения которых хранилось в строгой секретности от
населения. Не было организовано надлежащего мониторинга за радиоактивными
продуктами взрыва, сохраняющимися под землёй в камере взрыва. Некоторые
из продуктов распада, возможно, опасны в течение нескольких миллионов
лет, однако, из-за секретности, никто не знает, какие именно продукты
распада могли образоваться в результате этих взрывов. Выявлено
значительное ухудшение состояния здоровья детей в Усть-Ордынском округе,
пострадавшем от радиоактивного облучения, по сравнению с соседними
территориями, не отличающимися по другим показателям (экономическое
развитие, уровень медицинского обслуживания). Исследователями (среди
которых депутат Государственной Думы С.И.Колесников) отмечен рост общей
заболеваемости детей за последние пять лет почти во всех районах округа,
особенно по онкологическим заболеваниям (в 1,9-5,8 раз по сравнению с
ростом в 1,4 раза по области); по болезням эндокринной системы (в 5,9-18,4
раза по сравнению с 1,6 раза по области); по болезням крови и кроветворных
органов выше среднеобластного уровня почти в 2 раза. Авторы исследования
связывают рост этих показателей с хроническим действием малых доз радиации.
    Наши дети уже поплатились своим здоровьем за непродуманные решения.
Всё это результаты той практики Минатома (не отвечать за последствия),
которая пока не изменилась и, вероятнее всего будет сохранятся и в случае
обращения с ввезёнными ОЯТ!
    Мы требуем полной гласности в отношении радиоактивного загрязнения
и планов размещения РАО и ОЯТ!
    Мы требуем голосовать против принятия этих законопроектов!
    Мы требуем на региональном уровне принятия законов, запрещающих
захоронение, хранение и транспортировку РАО и ОЯТ на территории
Иркутской области!
    Мы требуем учитывать мнения регионов - мест, где предполагается
перерабатывать и хранить РАО и ОЯТ!
       Сопредседатели Иркутской региональной общественной
        организации "Байкальская Экологическая Волна"
        О.Г. Бельская, Т.А. Брук, М.П. Рихванова, Дж. Саттон
       Вице-президент Общественного движения "Байкальский
        Экологический Парламент" Б.К.Павлов
       Исполнительный директор Молодёжного благотворительного фонда
        "Возрождение Земли Сибирской" Е.А.Творогова
       Председатель Иркутского областного совета
        Всероссийского общества охраны природы В.М.Шлёнова

     Источник: M.P.Rikhvanova "marina@baikalwave.eu.org"
               10 января 2001 г.

Перейти к началу страницы