Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 9 (782) от 20 января 2004 г. [ N 8 ] [ N 10 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

"Есть проект - уйти от слова "милиция"

Олег Рубникович
Газета, N 7

О грядущей реформе МВД Сергей Щадрин рассказал в интервью спецкорреспонденту ГАЗЕТЫ Олегу Рубниковичу

В конце прошлого года на одну из ключевых должностей в МВД - заместителя министра - был назначен генерал-полковник Сергей Щадрин, до этого возглавлявший Главное управление МВД по ЦФО. Среди прочего он курирует такие важные направления, как работа Госавтоинспекции и охрана общественного порядка. "Я абсолютно не разделяю позицию, что водителей за отсутствие ОСАГО надо штрафовать на каждом перекрестке", - считает замминистра. Об этом, а также о грядущей реформе МВД Сергей Щадрин рассказал в интервью спецкорреспонденту ГАЗЕТЫ Олегу Рубниковичу.

"Существует уровень должностей, от которых отказываться не принято"

- Ваш перевод из ГУ МВД по ЦФО на должность замминистра можно объяснить тем, что со своими функциями вы справлялись достаточно успешно. А вы сами довольны результатами работы на прежнем месте?

- Не мне себя оценивать, справлялся я со своими обязанностями или не справлялся. Министр посчитал возможным мое назначение на должность своего заместителя - я не возражал. Существует уровень должностей, от которых отказываться не принято.

- Какие направления из тех, что сейчас приходится курировать, вы считаете наиболее проблематичными?

- Честно говоря, все они тяжелые и проблематичные. Много рутинной, каждодневной, не всегда вызывающей положительные эмоции работы. В основном она связана с населением. Участковый уполномоченный - работа непосредственно на месте. Патрульно-постовая служба - обеспечение охраны в местах проведения массовых мероприятий и пребывания граждан. Много проблем в работе с несовершеннолетними, по линии ГИБДД.

"Одни идут в суд, другие предпочитают дать взятку"

- Наибольшее количество нареканий вызывает как раз работа ГИБДД. Особенно уровень коррупции. Лишнее тому подтверждение - недавнее задержание работников одного из столичных МРЭО. Намерены ли вы предпринять какие-либо кардинальные меры по решению этой проблемы?

- Все задержанные - бывшие наши работники. Они были уволены не вчера и не позавчера, а давно - 7-8 месяцев назад. Хотя, конечно, это не снимает с нас ответственности. У меня состоялся разговор с начальником ГУ ГИБДД Виктором Кирьяновым. Я его прямо спросил: "Чем у вас занимается контрольно-профилактический отдел, давайте мне результаты работы, предложения по предотвращению подобных фактов". Что касается коррумпированности в органах ГИБДД, то могу сказать, почему сложилась такая ситуация. Дело в том, что это единственная служба, которая может лишить человека профессии, лишить права на управление транспортным средством. Участковый уполномоченный может составить протокол, выписать штраф, послать на рассмотрение в административную комиссию и так далее. Аналогично и с патрульно-постовой службой. Наказание же со стороны автоинспектора вызывает разную реакцию у людей: одни идут в суд и отстаивают свои права, а другие предпочитают дать взятку. Факты конкретного вымогательства со стороны автоинспекторов единичны. Я, конечно, не отрицаю фактов поборов и того, что некоторые работники ГИБДД используют свое служебное положение с целью обогащения, но без помощи государства, без помощи самих граждан, усилиями одной лишь системы МВД мы от этих проблем не избавимся.

В то же время я считаю, что оценивать ситуацию так, как это сделал во время своей предвыборной кампании господин Похмелкин, назвавший сотрудников ГИБДД "бандитами на дорогах", преступно. За это надо нести ответственность. Как и за недавние сообщения СМИ о новогодних заработках автоинспекторов на "автогражданке".

"Между перекрестками нет страховой компании"

- А что, они не соответствуют действительности?

- Во-первых, меня, мягко говоря, удивило как само число оштрафованных в Москве, так и сумма уплаченных штрафов (200 тыс. человек и 160 млн. рублей соответственно. - ГАЗЕТА). Опровергнуть эти цифры просто. В среднем в столице происходит порядка 5-5,5 тысячи нарушений правил дорожного движения. За десять дней - максимум 55 тысяч, но никак не 200 тысяч. На мой взгляд, данной проблемы вообще можно было избежать. В силу развернувшейся полемики вокруг этого закона получилось, что мы сами увеличили число сомневающихся автолюбителей - платить или не платить.

Мы же, реально понимая, что не все водители виноваты в том, что у них нет страховки, на всех инструктажах говорили, чтобы не было никаких целенаправленных рейдов и отлова тех, кто не успел застраховаться. Я абсолютно не разделяю позицию одного из наших руководителей ГИБДД, заявившего, что надо штрафовать за отсутствие ОСАГО на каждом перекрестке. Хотя бы потому, что между этими перекрестками нет страховой компании.

- Насколько на данный момент совершенна служба участковых инспекторов?

- Руководством МВД подписано новое положение о прохождении службы участковыми уполномоченными. Также мы вышли с рядом предложений в правительство с тем, чтобы оно приняло соответствующие изменения в законы, регулирующие службу участковых уполномоченных. Все наши инициативы имеют одну цель - повышение профессионального мастерства сотрудников этой службы. То есть закрепление их на административном участке, более длительное несение службы в этой должности. Мы ввели дифференцированную систему оплаты труда в зависимости от рабочего стажа участкового уполномоченного, от эффективности его работы на участке.

Увы, пока некомпетентность, непрофессионализм, факты злоупотребления служебным положением, особенно касающиеся взаимоотношений с выходцами из стран СНГ, среди участковых уполномоченных явление довольно распространенное. Но мы идем к тому, чтобы сделать эту службу стабильной по составу и достаточно профессиональной. Мне кажется, что надо дифференцированно готовить участковых уполномоченных для столицы, областного центра, райцентра, сельской местности.

"Наше дело - наказать нерадивого участкового"

- Не секрет, что больше всего правонарушений скрывается именно на уровне участковых. Реально ли изменить эту ситуацию?

- Здесь имеются очень серьезные проблемы, выражающиеся в отказе в регистрации, возбуждении уголовного дела, в уговоре потерпевших. Надо отдать должное Борису Грызлову, который сумел переломить эту ситуацию в сторону изменения оценочных показателей работы наших милиционеров. Мы ушли от такого пресловутого понятия, как раскрываемость. Поэтому отказы в регистрации преступлений участковыми вызваны не какой-то профессиональной боязнью получить негативную оценку своего труда, а просто их леностью. Если граждане сталкиваются с этим, то им следует просто написать заявление в дежурную часть райотдела - там никаких вопросов не возникнет - или просто позвонить по 02. А наше дело - наказать нерадивого участкового.

- Каков уровень материально-технического обеспечения подразделений милиции общественной безопасности, прежде всего патрульно-постовой службы?

- Это еще одна наша головная боль, и решить эту проблему без поддержки государства мы не можем. Я четко увязываю рост уличных преступлений - грабежи, разбои - с отсутствием надлежащего материально-технического обеспечения нашей милиции. Проблема стоит очень остро, начиная с самого элементарного - со средств связи. Такая же ситуация и с транспортом. Впрочем, здесь я сторонник увеличения пеших патрулей. К тому же сегодня мы сталкиваемся с другой проблемой: сокращением патрульно-постовой службы в ряде субъектов РФ - например, Иванове, Костроме - из-за отсутствия средств на ее содержание.

- Есть информация, что в ближайшее время Главное управление вневедомственной охраны выведут из подчинения МВД и оно станет самостоятельной структурой. Если это произойдет, то получится, что МВД фактически отстранят от охраны важных гособъектов.

- Во-первых, у нас объекты, которые включены в списки постановлением правительства как важные государственные, охраняются нашим управлением по режимным объектам и УВО к ним отношения не имеет. Во-вторых, вопрос о выводе этого подразделения из системы министерства вообще не стоит. Более того, перед МВД поставлена задача сохранить число работников милиции, которые служат в этой системе.

Речь шла о том, чтобы упорядочить прохождение средств в соответствии с принятыми нормами. С 1 января 2004 года эта служба переведена на финансирование из федерального бюджета.

"Может быть, жандармерией назовут..."

- Как вы относитесь к идее перевода милиции общественной безопасности на финансирование из местных бюджетов?

- Нет, этого не может быть, это будет местечковая милиция. Сегодня политика государства заключается в создании федеральной вертикали во всех властных, в том числе и милицейской, структурах. На данный момент из местных бюджетов у нас финансируются участковые уполномоченные, патрульно-постовая служба и часть дорожно-патрульной службы. А все остальные - из федерального бюджета. Речь как раз идет о том, чтобы всю правоохранительную систему финансировать из федерального бюджета, с тем чтобы обезопасить ее от влияния местных властей. Всю! Но при этом разрешить на местном уровне создавать у себя подразделения по обеспечению охраны общественного порядка. И одновременно с этим определить ряд функций, которые несвойственны работникам милиции, и передать их в соответствующие ведомства. Например, медвытрезвители, подразделения по работе с бездомными, безработными - приюты. Если эти люди не нарушают закон, при чем здесь правоохранительные органы? В проектах нормативных документов предусматриваются следующие полномочия полиции: прием заявлений и их регистрация, возбуждение уголовных дел и их раскрытие, административное производство, привлечение за правонарушения, содержание в изоляторах временного содержания, конвоирование, привод и исполнение поручений, охрана имущества, контроль за частными охранными предприятиями, за оборотом оружия, регистрация транспорта, выдача удостоверений, регулирование дорожного движения, контроль за эксплуатацией автотранспорта, за международными перевозками, контроль за водительским составом, за правилами эксплуатации, контроль за дорожным строительством, профилактика, защита судей, охрана общественного порядка.

- Вместо привычного слова "милиция" вы упомянули "полиция". Это оговорка или вопрос с переименованием уже решен?

- Есть проект уйти от слова "милиция", оставив его тем организациям, которые будут образовываться в субъектах. Там будет милиция, а на федеральном уровне - полиция. Но это проект. Это еще не решено. Может быть, жандармерией назовут... Произойдет это не ранее 2006 года.

"Если 60 тысяч машин приедут на ВВЦ, мы должны будем выставить там весь московский гарнизон"

- Обеспечение безопасности во время проведения массовых мероприятий - серьезная проблема, стоящая перед милицией общественной безопасности. Существуют ли какие-то наработки в этой области?

- В конце декабря 2003 года по итогам прошлого футбольного сезона мы собрали в МВД представителей всей футбольной общественности. Причем пригласили не только представителей команд, отвечающих за безопасность, но и руководителей фан-клубов, болельщиков ЦСКА, "Динамо", "Спартака". Подвели итоги, разобрали взаимные претензии. В том числе и касающиеся случая, когда часть болельщиков с билетами так и не попала на матч Россия - Уэльс. Начали разбираться, в чем дело. Все говорят: "Милиция не пустила". Позвольте, какое отношение имеет милиция к размещению зрителей на трибунах. Оказывается, россиянам продали билеты в сектор, в который уже пустили болельщиков Уэльса. Естественно, разгорелся конфликт, и милиции пришлось вмешиваться. Вообще же организация масштабных мероприятий в России еще очень далека от совершенства. Все сводится к тому, что некая организация уведомляет о проведении, скажем, концерта, на котором будут присутствовать 40 тысяч человек. Все. Вопросы обеспечения безопасности их не волнуют. Меня поразило, как этот вопрос решается в Европе. Например, недавно в Ганновере проходила выставка. Ежедневно туда съезжалось около 60 тысяч машин. Обслуживали это мероприятие всего 9 полицейских. Когда мне об этом рассказывали, я в ужасе подумал, если 60 тысяч машин будут приезжать на ВВЦ, мы должны будем выставить там весь московский гарнизон, полгарнизона снять с Московской области и еще где-то изыскивать резервы. У них все это налажено до автоматизма: организовано соответствующее количество стоянок, подъездов, выездов. Я тогда задал провокационный вопрос: "Уважаемый коллега, а если не 60, а 90 тысяч машин к вам приедут одномоментно?" Он постоял задумчиво минуты две и говорит: "Вы знаете, придется тяжело, но если завтра по нашему представлению организаторы этой выставки не обеспечат мне необходимое количество транспарантов, подъездов, стоянок, с тем чтобы я обходился 9 полицейскими (потому что бюджет не позволяет мне больше), то выставка будет закрыта".

Выпуск N 9 (782) от 20 января 2004 г. [ N 8 ] [ N 10 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]