[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 58 (831) от 31 марта 2004 г. [ N 57 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Он доводит внуковских милиционеров до изнеможения. От этого страдают семьи и оперативные разработки, направленные на предупреждение террористических актов
"Ситуация, сложившаяся в аэропорту Внуково, может в скором времени не только стать угрозой безопасности пассажиров, но и создать условия для проникновения на территорию Москвы террористов, больших партий оружия, взрывчатки и наркотических веществ", - заявил "РК" в приватной беседе оперуполномоченный отделения по борьбе с терроризмом линейного отдела внутренних дел (ЛОВД) в аэропорту Максим Агарков. "Я знаю, что после публикации этой статьи могу лишиться своей должности. Но ситуация действительно серьезная, и приказать своим подчиненным молчать я просто не могу ", - прокомментировал заявление Агаркова начальник ЛОВД полковник милиции Дмитрий Доника.
Напомним, летом прошлого года именно через аэропорт Внуково в Москву прибыла Зарема Мужахоева, которую задержали в центре столицы со взрывным устройством. Этот аэропорт принимает практически все рейсы с Северного Кавказа и из Средней Азии. Между тем, пока руководство МВД рапортует о мерах по усилению безопасности на транспорте, рядовые милиционеры, по словам Агаркова, озабочены в первую очередь тем, как отчитаться о раскрытии обычных преступлений. "Для выполнения поставленного плана, руководство ЛОВД вынуждено ориентировать личный состав на выявление мелких преступлений, таких как кражи и мошенничества, от чего страдают серьезные оперативные разработки, направленные на предупреждение террористических актов", - говорит оперуполномоченный.
Ни для кого не секрет, что еще со времен СССР в МВД сложилась так называемая "палочная" система. Руководство МВД в конце года определяет план по выявлению преступлений на следующие 12 месяцев, причем с каждым годом он становится все больше. От реальной ситтуации этти директивы никак не зависят: даже если объект полностью обнесут колючей проволокой и введут строгий пропускной режим, милиционеры все равно должны будут ловить там запланированное количество преступников. Откуда они там возьмутся - руководство МВД не интересует.
Подобная ситуация сложилась и в аэропорту Внуково. Количество преступлений, совершаемых в аэропорту, с каждым годом снижается. Если в 2001 году их было около 300, то в 2003 - немногим более 200, а после установки в аэропорту систем видеонаблюдения, большинство мелких воришек и вовсе перестали "работать" во Внуково. В результате за первый квартал текущего года выявлено только 15 правонарушений. "В этих условиях выполнить поставленный руководством план невозможно: требуемого количества преступлений просто не совершается", - говорит Агарков. "Что нам остается? Обложить данью все коммерческие структуры аэропорта, чтобы на вырученные деньги покупать статистику?" - недоумевает он.
В структуре МВД действительно существует практика, когда "отстающие" подразделения вынуждены платить своим коллегам из более криминогенных районов за то, чтобы они при регистрации преступления указывали, в документах не реально работавших по делу оперативников, а "отстающих".
Как рассказал "РК" на условиях анонимности источник в МВД, существуют даже стандартные расценки: "купить дело" стоит от 200 рублей и до 100 долларов в зависимости от тяжести совершенного преступления и объема документов, которые необходимо оформить. Чтобы зарегистрировать преступление на своей территории и тем самым улучшить статистику, милиционеры идут и на другие ухищрения: они "заманивают" преступников на свою территорию, после чего производят арест в момент совершения незаконной сделки. Все это "качественно снижает результаты работы сотрудников МВД по делам связанным с особо опасными преступлениями и создает почву для фальсификации преступлений", - говорит Агарков.
Мало того, пытаясь всеми правдами и неправдами "нарисовать" результат, милиционеры теряют мотивацию к службе и либо вообще уходят из органов, либо стараются перевестись в какое-нибудь другое подразделение. ЛОВД Внуково - не исключение, там тоже идет отток наиболее квалифицированных кадров: только за последние полгода поменялась треть оперативных сотрудников. "Приходят новые люди, которым требуется не менее четырех месяцев, чтобы войти в курс дела. В это время интенсивность работы на наиболее важных направлениях падает", - говорит Агарков. После предстоящей в мае проверки результатов работы ЛОВД, уволиться может большая часть сотрудников: по предварительным оценкам о желании перейти на другую работу может заявить около 200 человек. Это обескровит подразделение и не позволит ему выполнять поставленные задачи по выявлению террористических угроз на самом проблемном направлении - северокавказском.
Как стало известно "РК", на днях сотрудников ЛОВД за низкие показатели лишили премии. В качестве примера можно привести Внуковскую таможню. За истекшие 6 месяцев здесь не зарегистрировали ни одного преступления? Не лишают же за это таможенников премий. И что делать, когда количество мелких преступлений действительно снижается, а по особо опасным оперативные мероприятия могут идти гораздо дольше сроков, установленных для формирования статистики? Пока милиционеры ищут ответы на эти вопросы, террористы могут быть спокойны - воздушные ворота столицы для них гостеприимно открыты.
Выпуск N 58 (831) от 31 марта 2004 г. [ N 57 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]