Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 55 (828) от 26 марта 2004 г. [ N 54 ] [ N 56 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Дивизии внутренних войск в три раза дешевле полка ПВО

Владислав Крамар
Независимое военное обозрение, приложение к НГ, N 11

Ожидается, что после формирования новой структуры правительства и смены руководства МВД приближается момент реализации планов по рассредоточению собранных в этом ведомстве правоохранительных функций. Обсуждаются варианты разделения МВД на федеральную и муниципальную милицию, федеральную гвардию, а также создание в России аналога американского ФБР - Федеральной службы расследований. Высказать свое мнение по этому поводу "НВО" попросило заместителя председателя комитета Государственной Думы по безопасности Анатолия Куликова.

Из досье НВО

Анатолий Сергеевич Куликов родился в 1946 г. в поселке Айгурский Апанасенковского района Ставропольского края. В 1966 г. окончил Орджоникидзевское военное командное училище внутренних войск, в 1974 г. - Военную академию им. Фрунзе, в 1990 г. - Академию Генерального штаба. Прошел путь от командира взвода до командующего внутренними войсками МВД России. С февраля по июль 1995 г. командовал Объединенной войсковой группировкой в Чеченской Республике. В июле 1995 года назначен министром внутренних дел РФ, в 1997-1998 гг. - заместитель председателя правительства РФ. Генерал армии. Заместитель председателя комитета Государственной Думы по безопасности. Председатель правления Всемирного антитеррористического и антикриминального форума. Доктор экономических наук.

- Анатолий Сергеевич, как бы вы прокомментировали сообщения о скором реформировании Министерства внутренних дел?

- На этом вопросе мы как раз останавливались на заседании комитета 18 марта. Я не считаю нормой, когда комитет по безопасности, где работают далеко не новички в правоохранительной системе, не посвящены в суть предстоящего реформирования. Вот, например, говорят - военным доверять военную реформу нельзя. С точки зрения концепций, верхнего эшелона власти пускай руководят политики. Но это все равно, что поручать реформировать швейное производство металлургам. Нечто подобное просматривается в правоохранительной системе. Думаю, что для выработки взвешенных решений по оптимизации правоохранительной системы было бы разумней провести мозговую атаку с привлечением высокопрофессиональных специалистов, пускай это и задержит преобразования на месяц-другой.

В 1995 году, когда я стал министром внутренних дел, мне тоже предложили реорганизовать ведомство по западному типу. Допустим, в центральном аппарате МВД ФРГ в то время было 116 человек, все полномочия отданы в федеральные земли. Любая федерация должна идти по этому пути, но сначала нужно достигнуть соответствующего уровня правосознания и законопослушания, степени материальной обеспеченности правоохранительных органов, экономической стабильности. Я считаю правильным, что сегодня часть функций охраны общественного порядка нужно передать на места с соответствующим финансовым обеспечением. Но можно ли было это делать в 1995 году? Если бы мы в то время создали муниципальную милицию, она бы стала вооруженными отрядами сепаратистов. И цепь "чеченизации" пошла бы по Северному Кавказу, по Поволжью. Кстати говоря, сотрудники муниципальной милиции, созданной Русланом Аушевым, уходили воевать на стороне сепаратистов - не берусь утверждать, что их посылали специально, - и убитых увольняли вчерашним числом для того, чтобы они не числились сотрудниками милиции. А 600 единиц автоматов все пропали до единого, и мы их находили уже у боевиков. Сегодня это можно сделать, но не одним актом во всех субъектах.

Также нецелесообразно лишать внутренние войска правоохранительной функции и выводить их из подчинения министра внутренних дел. Слепо скопировать образец национальной гвардии США, которая представляет собой главным образом базы развертывания своих Вооруженных сил, было бы большой ошибкой. Дивизия внутренних войск в три раза дешевле полка ПВО. Мне известно, что 100-ю дивизию оперативного назначения, дислоцированную в Новочеркасске, хотят реорганизовать в бригаду и на одну треть сократить. И это вместо того, чтобы в условиях, когда источник терроризма из Чечни распространяется по разным регионам Северного Кавказа, использовать этот максимально экономичный правоохранительный институт с целью перекрытия путей следования террористических групп. Во время моей последней командировки в Ставрополь были задержаны 2 группы террористов на автомашинах "Нива", которые провозили 50 килограммов тротила. Ценой жизни двух сотрудников милиции был предотвращен страшный террористический акт. Операцию удалось осуществить благодаря режиму усиления, введенному перед выборами. Все второстепенные дороги были перекрыты внутренними войсками, что в обычных условиях не делается. Поэтому их надо перекрывать и год, и два - сколько потребуется. Да, можно использовать профессиональных сотрудников милиции, но это по одному на дорогу. Конечно, лучше было бы, если бы работали профессионалы, использовались технические средства, налажена была агентурная работа, но мы не готовы к этому. И в этих условиях сокращать войска считаю нецелесообразным. Попробуйте собрать сегодня в городе большую группировку сотрудников милиции. Понадобится три-четыре часа. Реальность такова, что мобильные войска реально необходимы как главная помощь органам внутренних дел в предотвращении терроризма. Без оперативных работников, без милиции войскам будет трудно работать.

- Ранее вы также указывали на целесообразность создания объединенного органа, ответственного за борьбу с терроризмом?

- Да, я по-прежнему выступаю за создание в России структуры по примеру Министерства внутренней безопасности США. Ведь у нас сегодня 12 субъектов оперативно-разыскной деятельности, которые никогда не найдут общего языка. В 1997 году была попытка создать комиссию под председательством премьера по координации субъектов ОРД. Это крайне необходимо и с точки зрения борьбы с экономическими преступлениями, и с точки зрения борьбы с отмыванием, эффективности проведения специальных операций.

Также крайне важно создание координирующего органа по противодействию коррупции - не общественной комиссии, а реального комитета при президенте, которому должны быть подчинены соответствующие силы оперативных и следственных работников. При этом они должны быть выведены из состава своих ведомств.

- Не так давно был уничтожен один из одиозных лидеров чеченских боевиков Руслан Гелаев, сдался федеральным властям так называемый министр обороны Ичкерии Магомед Хамбиев. Стали высказываться предположения о скорой капитуляции Масхадова.

- Я считаю, что и уничтожение Гелаева, и сдача Хамбиева - большая заслуга федеральных сил. Ведь Гелаев не случайно остался в изоляции и растерял свои возможности одной из главных фигур в стане террористов. Конец вполне логичен: другой перспективы у таких лиц нет.

Что касается Хамбиева, то меня покоробил телерепортаж из Страсбурга, где его брат с сожалением говорил о том, что сдача властям была вынужденной и достигнута путем угроз родственникам. Соотнесите это сочувствие с тем, что испытали родственники погибших в московском метро. Разве создание угрозы для его родственников не оправдывает конечную цель - предотвращение гибели десятков людей? Поэтому если соответствуют действительности сообщения о применении таких жестких мер, эту практику надо использовать и дальше.

Сдастся ли Масхадов, сказать трудно. У меня есть личный опыт общения с ним. Когда с ним беседуешь один на один, он трезво оценивает ситуацию, соглашается с доводами, но всякий раз приводит следующий аргумент: "А что я скажу народу? Мы положили столько людей для того, чтобы на условиях России принять меры по приостановке сопротивления?" Но времена меняются, прозрение может прийти и к нему.

- Хотелось бы узнать ваши прогнозы развития ситуации в Чечне. Нестабильность в республике - это на десятилетия?

- Если под стабильностью в республике понимать возвращение беженцев, экономический рост, налаживание социальной инфраструктуры, думаю, она наступит гораздо раньше. А вот для нормализации взаимоотношений местного населения с русскоязычным, преодоления недоверия к федеральному Центру, должно, наверное, смениться целое поколение. Эту болезнь надо лечить временем. Вы посмотрите, осетино-ингушский конфликт произошел в 1992 году, а взаимная враждебность сохраняется до сих пор. К сожалению, из-за отсутствия мудрости у некоторых прежних руководителей с начала 90-х годов пролилось очень много крови. Потеря в семье близкого человека быстро из памяти не выветривается.

А в целом для улучшения ситуации в Чечне нужен комплексный подход. Нельзя уповать только на военно-технические меры. Должны быть максимально задействованы политические рычаги. Серьезным шагом вперед к политическому диалогу было проведение выборов президента республики. Хотя в этом решении федерального Центра преобладала политическая составляющая, а не оценка реальной обстановки. Ознакомление с открытыми материалами, мои профессиональные контакты с жителями республики, представителями чеченской диаспоры, с военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел свидетельствуют о том, что существует серьезная неудовлетворенность действиями и федеральных сил, и подразделений, подчиненных Ахмаду Кадырову - примерно 50 на 50. Это симптом далеко не утешительный. Поэтому я был сторонником того, чтобы ограничиться лишь парламентскими выборами, а президента республики назначать. Но раз уж федеральное руководство выбрало такой вариант, оно должно тщательно контролировать Кадырова, чтобы удерживать его от неосторожных шагов.

По-прежнему считаю ошибкой делать ставку на республиканские силовые структуры. Любая специальная операция, которая несет в себе элементы оперативной маскировки и сохранения тайны, должна проводиться без участия чеченской милиции. Она должна быть задействована только в раскрытии общеуголовных преступлений либо играть вспомогательную роль при расследовании дел, возбужденных федеральными органами правопорядка. Речь не идет о недоверии к чеченцам, но вопрос сохранения жизней военнослужащих важнее. Из своего опыта организации спецопераций на Северном Кавказе могу сказать, что нередко перед началом ее проведения приходилось в присутствии представителей местных правоохранительных органов называть ложный маршрут. Как только мы действовали по объявленному решению, нас поджидали там бандиты. К сожалению, это жизнь, эту правду надо сказать.

Спецоперации в республике будут продолжаться годами, если не развенчать социальную базу поддержки бандитов. Нужно привлекать религиозных деятелей в целях воспитания ненависти к терроризму. Это должно сочетаться и с мерами принуждения, в том числе с ужесточением санкций вплоть до уголовной ответственности за соучастие бандитам в предоставлении жилья, транспорта, продуктов питания.

- Как бы могли охарактеризовать новый состав комитета по безопасности? Какие наиболее важные законопроекты сейчас обсуждаются?

- По сравнению с прежними созывами в худшую сторону не отличается. Главу комитета Владимира Васильева я хорошо знаю как коллегу по системе МВД. Могу сказать, что ему одновременно ему присущи и гибкость, и твердость в отстаивании своей принципиальной позиции. Думаю, такое сочетание качеств положительно скажется на работе комитета. В своей работе мы руководствуемся не какими-то политическими интересами - хотя и они есть, нечего тут скрывать, - а в первую очередь практической целесообразностью. Поэтому наша настойчивость нередко наталкивается на сопротивление правительства. Так, в прошлом году было дано отрицательное заключение поправкам в Закон "О борьбе с терроризмом", предусматривавшим распространение на Вооруженные силы на время спецопераций норм, действующих для внутренних войск. Получается, что в правовом отношении части Министерства обороны оказываются уязвимыми с точки зрения применения силы, специальной техники, социальной защищенности. Нам возражают, что это положение уже предусмотрено в Законе "О чрезвычайном положении". Но о введении режима ЧП речь не идет, а спецоперации проводятся. Поэтому мы вносим этот законопроект вторично и будем продолжать доказывать необходимость его принятия.

Как известно, после теракта в московском метро спикер палаты Борис Грызлов рекомендовал комитету обратить особое внимание на законы, связанные с терроризмом. Речь идет и о поправках в Уголовный кодекс, касающихся усиления уголовной ответственности, и поправках к Закону "О борьбе с терроризмом". В частности, мы предлагаем увеличить сроки задержания до 30 суток, ввести экстерриториальную подсудность, урегулировать работу с представителями СМИ.

- Что вы могли бы сказать о политическом будущем Виктора Казанцева и Владимира Рушайло?

- Горюющих и сочувствующих этой потере я не встречал. Но могу предположить, что в орбите силовых структур они не останутся.

Выпуск N 55 (828) от 26 марта 2004 г. [ N 54 ] [ N 56 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]