Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 54 (827) от 25 марта 2004 г. [ N 53 ] [ N 55 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Силовики на очереди

Виктор Пауков
Время новостей, N 50

Мощную порцию адреналина получили вчера после просмотра вечерних теленовостей сотрудники российских спецслужб, в первую очередь - МВД. На межрегиональном совещании в Ессентуках по борьбе с преступностью, терроризмом и экстремизмом, президент Владимир Путин пообещал этим ведомствам новые масштабные перемены.

По его словам, проводимая сейчас административная реформа "разумеется, должна коснуться и органов МВД". Никаких подробностей, правда, не сообщалось, из чего можно сделать вывод, что работа над проектами все еще продолжается. Но само заявление президента явно свидетельствует, что вопрос о реформе милиции "поставлен ребром" и будет разрешен в кратчайшие сроки. Судя по всему, высшая власть уже устала от обсуждений и споров о новой схеме главной правоохранительной структуры страны, которые продолжались все последние три года.

Как сообщил уже после совещания глава МВД Рашид Нургалиев, "в Ессентуках обсуждались три главные темы, касающиеся криминогенной обстановки в России: это борьба с коррупцией, с организованной и экономической преступностью, с терроризмом". Самой "больной" темой является последняя, и именно с нее Владимир Путин в своем выступлении перед "силовиками" начал оценку ситуации в стране. Причем сделал он это (пожалуй, впервые перед такой аудиторией) в форме резкой критики. Обычно президент, говоря о терроризме, как бы априори признавал это неизбежным результатом "чеченского кризиса" и гнев обращал именно на террористов, призывая их "мочить" и "выковыривать". Сотрудников ФСБ - как известно, "главных" в стране по борьбе с терроризмом - президент лишь благодарил за трудную работу. Вчера ничего дурного конкретно в адрес бывших сослуживцев Владимир Путин также не сказал, слов "ФСБ" и "контрразведка" произнесено не было. Однако камень в их огород все же брошен был.

"Нельзя забывать, что даже единичные акты террора представляют угрозу жизни людей, безопасности и общественной стабильности, - сказал г-н Путин. - То, что они происходят - явное свидетельство просчетов в работе". Судя по всему, таким образом президент отреагировал на "террористические" итоги прошлого года. По официальной статистике, в 2003 году по сравнению с предыдущим количество совершенных в стране терактов возросло в 1,5 раза. Впрочем, принципиальных выводов о дееспособности тех или иных спецслужб именно в связи с проблемой терроризма, президент делать не стал. Он лишь посоветовал "искать новые методы борьбы с терроризмом". По мнению президента, государственная машина в этом смысле "хотя не без сбоя, но заработала".

Что касается остальных аспектов безопасности страны - борьбы с коррупцией и оргпреступностью, то, судя по словам президента, "милицейская машина" пока дает слишком много сбоев, и, следовательно, требует совершенствования. На критику в адрес МВД президент явно не скупился: "Пока не удается обуздать рост преступности. При этом крайне велика доля преступлений против личности. Несмотря на ряд успешных дел, направленных на борьбу с правонарушениями в экономической сфере, криминальное и коррупционное давление на экономику не ослабевает. За рамками регистрации остается не только латентная, но и явная преступность. Все еще в ходу такие старые приемы, как отказ в возбуждении уголовных дел и даже прямая фальсификация статотчетов". Владимир Путин особо отметил, что милиция "не должна втягиваться в корпоративные конфликты и споры хозяйствующих субъектов, такое вмешательство деморализует кадровый состав, снижает эффективность работы ведомства".

Впрочем, президент дал понять, что полного "разгона" МВД не планируется. Во-первых, из его выступления следовало, что окончательно и надолго решен вопрос о руководстве ведомства, которое недавно возглавил также бывший кадровый чекист Рашид Нургалиев (в самой милиции, кстати, уже заслуживший уважение большинства сотрудников как "крепкий" профессионал). Разговор на совещании с министром шел не в форме отчитывания, а диалога. Г-н Нургалиев сам в своем выступлении признал, что "за последние 10 лет преступность достигла такого уровня, что по влиянию на экономику и страну превратилась в национальную угрозу". Кроме того, говоря об административной реформе в применении к МВД, президент отдал инициативу в этом вопросе самому г-ну Нургалиеву. "Резких движений никаких быть не должно, - сказал Владимир Путин. - Вы сами должны подумать и сделать предложения, которые позволили бы улучшить вашу работу". Сам же глава МВД по этому поводу объявил, что менять работу ведомства надо, но твердо сказал, что не будет в рамках реформы сокращать аппаратам министерства. "Так вопрос не стоит", - отметил г-н Нургалиев. Хотя еще несколько лет назад прежний глава МВД Борис Грызлов открыто говорил, что милицию планировалось серьезно урезать и отдать ее значительную часть - в виде патрульных служб, участковых инспекторов и т.д. - в ведение и на финансирование региональных властей. Теперь, вероятнее всего, реформа МВД ограничиться, структурным переподчинением и переименованием разных его служб. Кстати, по нашим сведениям, несколько подобных проектов в недрах министерства были подготовлены за последние недели.

Впрочем, в самом МВД оглашенные вчера в Ессентуках планы стали полной неожиданностью.

Выпуск N 54 (827) от 25 марта 2004 г. [ N 53 ] [ N 55 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]