[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 54 (827) от 25 марта 2004 г. [ N 53 ] [ N 55 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Самарская власть стала практически "беспроигрышной" в местных судах. Причинами такого феномена заинтересовалась газета "Репортер" и начала расследование взаимоотношений администрации города Самары и расположенных на его территории федеральных судебных органов.
Как удалось выяснить журналистам, мэрия в течение нескольких лет осуществляла прямое финансирование местных и федеральных судов. Газетчики получили информацию (скорее всего, даже неполную) о распоряжениях мэра Георгия Лиманского и главы его администрации, предписывавших заплатить судам в 1998 году 1 млн 227 тыс. рублей, в 1999 году -- 590 тысяч, в 2000-м -- 1 млн 186 тыс. рублей.
"Содержание" муниципалитетом судебных органов является незаконным, поскольку противоречит Конституции РФ, федеральным законам "О судебном департаменте при Верховном суде РФ" и "О финансировании судов РФ". Эти законы обеспечивают право российских граждан на независимый и справедливый суд, в том числе и тем, что позволяют финансировать судебные органы только из федерального бюджета. Поэтому журналисты "Репортера" задались вопросами: а на каком, собственно, основании мэрия Самары перечисляла, а судейские чиновники принимали незаконные платежи? Какие обязательства возникали у сторон в связи с этим? Не принимали ли самарские суды аналогичные пожертвования от других юридических и физических лиц?
Газета обратилась в городскую Думу и в Управление судебного департамента при Верховном суде РФ в Самарской области с запросами о размерах подобного финансирования вплоть до 2003 года. Однако из обоих органов пришли ответы, содержание которых говорит о том, что их руководители либо не в состоянии понять смысл немудреного запроса, либо, что правдоподобнее, они намеренно скрывают эту информацию. Поэтому газета обратилась и к правоохранительным органам с призывом разобраться в практике незаконного финансирования судов и дать правовую оценку действиям обеих сторон "сделки".
Реакции прокуратуры на это обращение так и не последовало, но зато в Самаре нашлись люди, обиженные местным правосудием. Два жителя города, опираясь на газетную публикацию, подали в суд Ленинского района иск о признании незаконными действий и муниципалитета, и судов. Вот уже скоро месяц как слушание дела под разными предлогами откладывается. Заметим, что Ленинский районный суд, где разбирается большинство дел с участием городских властей, -- пожалуй, самый "прикормленный" в Самаре. Это, разумеется, чистое совпадение, но г-н Лиманский и его команда выигрывают здесь все что можно и даже более.
Но, пожалуй, самое интересное состоит в том, что в ходе предварительных слушаний "судейское дело" неожиданно начало разрастаться. Пытаясь оправдать себя, представители Управления судебного департамента "сдали" еще одного своего "спонсора" -- губернатора области Константина Титова. Они представили постановление от 1998 г., в котором г-н Титов не только рекомендует главам муниципалитетов перечислять судам часть средств от пошлин, штрафов и исполнительных листов, но и сам жалует им 319 тыс. рублей на погашение долгов и в качестве "финансовой помощи". Нетрудно догадаться, что инициаторы дела сразу ухватились за эту информацию, и 17 февраля в тот же Ленинский суд поступил еще один иск -- о признании незаконными и действий губернатора.
Что касается возможных юридических последствий, то теоретически они могут быть весьма серьезными. Ведь истцы добиваются не только признания незаконными "благотворительных" перечислений, но и взыскания этих сумм обратно в бюджет. Как считает их адвокат Юрий Чертилин, удовлетворение иска даст основания для пересмотра уже завершенных дел с участием городских властей -- в связи со вновь открывшимися обстоятельствами.
Адвокат также полагает, что в действиях руководителей, проводивших "сделки", можно усмотреть как минимум злоупотребление служебным положением. Если уж невозможно доказать, что власть исполнительная покупает себе благосклонность власти судебной на деньги налогоплательщика, то, по крайней мере, нецелевое расходование бюджетных средств тут налицо.
Странно было бы, если бы во всей стране только г-да Лиманский да Титов почувствовали непреодолимое желание дать денег своим судам. Пожалуй, самый впечатляющий документ, свидетельствующий о масштабах незаконного финансирования судов в стране, был подготовлен Счетной палатой РФ в 1999 году. "Обзор наиболее характерных нарушений... финансово-хозяйственной деятельности судебной системы РФ" составлен на основе проверок, проведенных в 1995 -- 1998 годах в 36 судебных органах 11 регионов России -- Москвы, Санкт-Петербурга, Дагестана, Рязанской, Челябинской, Калининградской, Волгоградской, Нижегородской, Тульской, Мурманской и Московской областей. Оказалось, что все суды брали деньги у местных бюджетов, а некоторые -- и у частных "спонсоров". Например, Московский и Питерский городские суды, Челябинский областной и Дагестанский арбитражный получали от своих "субъектов" от 50 до 70% всех средств. Тульский же областной суд подкормился от "частных инвесторов" на 75 тыс. рублей, а Нижегородский областной арбитраж взял беспроцентную ссуду на 350 тысяч от АО "Нижнегороднефте-продукт". Как отмечает Счетная палата, "спонсорские" деньги расходовались судами не только на ремонт или текущие хозрасходы, но и на покупку автомобилей (особенно импортных) и жилья. При этом "дареные" деньги и ценности или не отражались в бухгалтерской отчетности, или фигурировали частично. Отдельным увлечением стал метод покупки мэрами на средства бюджетов квартир для судей. Излишне говорить, что из федеральной казны эти расходы не компенсировались, то есть местные начальники попросту "дарили" квартиры особо независимым судьям. По свидетельству проверяющих, наибольшее распространение такие финансовые отношения получили в районных и городских судах общей юрисдикции.
Разумеется, Счетная палата пришла к выводу, что финансирование судебной системы из местных бюджетов и других сторонних организаций противоречит статье 124 Конституции РФ, законам "О статусе судей РФ" и "О финансировании судов РФ", которые предусматривают содержание судов только на федеральные деньги "в целях осуществления полного и независимого правосудия". Было это еще в 1999 году, однако до сих пор о "полном и независимом правосудии" говорить не приходится.
Выпуск N 54 (827) от 25 марта 2004 г. [ N 53 ] [ N 55 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]