[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 52 (825) от 23 марта 2004 г. [ N 51 ] [ N 53 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Бывший "афганец" Сергей Кудашкин последний раз видел свою дочку Ляну накануне Нового года: зона - не место для частых встреч. В те праздничные дни порадовал он девочку подарком. На крышке резной шкатулки - ангелочки.
- Кто это, папа?
- Ангелы-хранители, они у каждого есть и тебя беречь будут.
- А почему твои тебя не уберегли? - последовал новый вопрос дочери. Вместо ответа отец, у которого почему-то вдруг предательски заблестели глаза, крепко прижал к себе свое чадо.
К слову сказать, он очень надеется на то, что скоро вернется домой. Сергей Кудашкин, отбывающий срок за квартирную кражу, - один из двух десятков осужденных, ходатайства которых рассматривались на последнем выездном заседании кемеровской областной комиссии по вопросам помилования, прошедшем в колонии N43 поселка шахты "Ягуновская". Комиссия действует в Кузбассе третий год. Всесторонне изучить громоздкие материалы, взвесить все "за" и "против" и при этом увидеть за каждым уголовным делом сломанную судьбу доверено людям, в регионе известным. В составе комиссии пятнадцать членов - уполномоченный по правам человека Николай Волков, депутат областного Совета Салават Иткулов, журналист Таисия Шатская, настоятель Знаменского собора Владимир Курлюта. Словом, те, кто так или иначе имеет отношение к человеческим душам, к защите интересов личности.
Возглавляет комиссию Валерий Павлов, который обременен солидным житейским опытом и хорошо понимает - по отношению к виновным нужно быть суровым без жестокости и снисходительным без попустительства.
- После того как высказалось правосудие, необходимо дать слово человечности, - считает Владимир Федорович. - К сожалению, этого качества нам всем сейчас не хватает. Кто знает, как сложилась бы судьба того же Кудашкина, столкнись он с теми, кто сумел бы если не помочь, то хотя бы отговорить от задуманного. Человек пошел на преступление якобы из благих намерений - понадобились деньги на срочную операцию больной матери. Операция действительно сделана. Но не слишком ли дорогой ценой?
- К сожалению, некоторые из осужденных, отслужившие в "горячих точках", имеют несколько судимостей, - продолжает председатель комиссии. - И то, что они принимали участие в боевых действиях, вовсе не говорит об особом подходе при рассмотрении их ходатайств на помилование. В данный момент они преступники. Естественно, если оступился раз, попав после армии в гражданскую среду, - это одно. К примеру, уже можно сообщить, что в прошлом году в результате нашего ходатайства, президентским указом был сокращен срок заключения Сергею Обухову. А вот сказать что-то определенное по поводу помилования Владимира Кириллова пока сложно. Тоже "афганец", но неоднократно судимый, причем одно из последних преступлений таково: украл семь ульев с медом с приусадебного участка. Он осужден и на принудительное лечение от алкоголизма, родственников у него нет, помочь некому. А ведь все у человека складывалось когда-то нормально - в армию пошел, провожали, наверняка ждали. Тем не менее вопрос о том, поддержать или не поддержать его ходатайство о помиловании, будут решать мои коллеги, а окончательный вердикт примет Президент.
Комиссия, возглавляемая Валерием Павловым, на заседания свои собирается примерно раз в месяц. В прошлом году их состоялось четырнадцать, половина - выездные. И это не случайно. Одно дело, когда ее члены работают с бумагами, изучая материалы в своих кабинетах, и совсем иное, когда видят осужденного воочию, беседуют с ним, могут задать любой уточняющий вопрос. Очень важной показалась мне и возможность прочувствовать при этом атмосферу зоны: проходишь в сопровождении конвоя через пропускники, следом гулко захлопываются - кажется, навечно! - железные двери и тебя будто отсекают от привычной городской жизни. Еще до этого характерного железного хлопка ты был на свободе, секунда - и ты ее лишен.
Соглашается с этим и настоятель Знаменского собора отец Владимир:
- Ощущение достаточно угнетающее. Действительно, обстановка там не располагает мыслить светло. Когда человек попадает в такие условия, он, конечно, переносит стресс. Но это необходимо, это условия страданий душевных. Мы видим, как мучительно люди осознают, что они потеряли, начинают понимать, что можно было избежать преступления, остановить себя. Что и говорить, урок тяжелый, и не только для них, но и для каждого из нас, живущих рядом. Следует помнить: беда-то совсем близко ходит, от сумы да от тюрьмы действительно никто не застрахован.
В минувшем году кемеровская областная комиссия рассмотрела четыреста двадцать ходатайств о помиловании. Много это или мало? Учитывая, что в Кузбассе двадцать четыре тысячи осужденных, сравним цифры. В Красноярском крае, к примеру, где сейчас лишены свободы тридцать пять тысяч человек, рассмотрено всего двести пятьдесят пять подобных материалов, в Новосибирской области - восемьдесят два ходатайства при девятнадцати тысячах осужденных.
Здесь необходимо отметить и следующее обстоятельство: нынче заметно сократилось время прохождения материалов через аппарат Президента Российской Федерации. Если недавно на это уходило (читай - терялось!) от пяти до восьми месяцев, то сейчас сроки прохождения ходатайств уменьшились в два-три раза. Однако нужно понимать и другое: выносить оценку деятельности комиссии по вопросам помилования, учитывая лишь количество рассмотренных здесь ходатайств, нельзя, ведь на чаше весов не только судьба самого заключенного, но и судьбы тех, с кем его столкнет жизнь на свободе. Именно потому так тщательно взвешиваются на ее заседаниях аргументы и мнения, прежде чем родится решение: данный человек для общества не опасен. Подчеркну особо, через сито комиссии по помилованию пройти не так просто. Из всех рассмотренных в прошлом году ходатайств из Кузбасса в адрес Президента РФ направлены рекомендации для помилования лишь пятидесяти восьми осужденных. Восьмерых из них было предложено освободить, остальным - сократить сроки заключения. Конечный же итог таков: из одиннадцати помилованных полностью освобождены шестеро, пятеро выйдут на свободу досрочно. К слову сказать, из двадцати одного заключенного, ходатайства которых рассмотрены на последнем выездном заседании комиссии, к помилованию рекомендованы всего трое.
...Разговорить осужденного за воровство жителя Новокузнецка Костю Денисенко мне было очень непросто. А как вообще говорить с человеком, который в девятнадцать лет вернулся из Чечни с огнестрельными ранениями ног, второй группой инвалидности, из-за чего его и на работу-то нигде не принимали? Впрочем, он не мог говорить и тогда, когда в Москве ему вручали орден Мужества за бои в Грозном - перед глазами стояли пятеро погибших в тот день друзей. Он вообще с тех пор больше молчит. А маме пишет, что все у него нормально. Главное - жив-здоров, перевели на третью группу инвалидности. Значит, больше шансов найти работу, когда вернется. Он верит - тогда у него начнется другая жизнь.
Поверят ли ему?
Выпуск N 52 (825) от 23 марта 2004 г. [ N 51 ] [ N 53 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]