Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 45 (818) от 12 марта 2004 г. [ N 44 ] [ N 46 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Реформа дойдет и до силовиков

Виктор Пауков
Время новостей, N 41

Грандиозная перестройка всей системы исполнительной власти, как теперь выясняется, все же не обойдет стороной и силовой блок.

Обнаружили это сами представители силовых ведомств уже в последние дни - после более спокойного и тщательного анализа текста указа Владимира Путина "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Как оказалось, права и обязанности, которые сейчас имеют целый ряд министерств и служб в их нынешнем виде никак не согласуются с главными постулатами провозглашенной реформы. В частности, речь идет о Минобороны и МВД - в первую очередь, отчасти - о Госнаркоконтроле, который теперь переименован из Госкомитета в Федеральную службу. Причем, по нашей информации, в милицейском ведомстве решили не ждать команды "сверху" и сразу создали рабочую группу, которая должна разработать очередной план реформы ведомства - в соответствии с требованиями уже новой структуры исполнительной власти.

По приведенной в указе президента новой схеме федеральных ведомств, вид, структура и названия органов власти, находящихся в прямом подчинении президента, практически не изменились. В связи с этим поначалу во всех этих ведомствах - МВД, Минобороны, МЧС, МИД, Минюсте, ФСБ, Госнаркоконтроле, СВР, ФСО и т.д. - решили, что их "перестройка" обошла стороной. Однако юристы МВД, например, изучив указ, сразу обнаружили принципиальную бюрократическую коллизию. Дело в том, что в нем в принципе совершенно по-новому определены права, полномочия и функции между министерствами, службами и агентствами, которые, собственно, и образовали всю новую структуру исполнительной власти. Так, в разделе 3 указа прямо указано, что федеральное министерство "в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору (за исполнением всех федеральных законов всеми субъектами - от органов власти всех уровней до граждан - Ред.), правоприменительные функции". В разделе же 4 говорится, что федеральная служба "не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование", правда, "кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ".

Таким образом, получилось, что то же МВД в его нынешнем виде - как федеральное министерство - категорически не соответствует новой концепции, поскольку сутью работы милиции, как известно, являются как раз именно надзор и контроль за исполнением законов. В значительной мере это относится и к МЧС - в его структуру входит Госпожнадзор. В еще более "интересном" положении оказалось Минобороны. Оно, как теперь получилось, вроде как не вправе контролировать исполнение не только гражданских, но и воинских законов и уставов непосредственно ему подчиненными армейскими частями и соединениями, что, также очевидно, немыслимо при действующем в армии принципе строгого единоначалия.

Так же эта коллизия, но с другой стороны, коснулась ведомств, за которыми закреплен теперь статус федеральных служб, поскольку они не могут больше заниматься подготовкой и изданием нормативно-правовых актов - различных правил, инструкций и т.д. ФСБ, насколько известно, эта напасть обошла стороной - контрразведка, как оказалось, никогда своих подобных документов не издавала, а все необходимые для ее работы специализированные требования утверждались обычно правительством. (Представители ФСБ в связи с этим вчера напомнили, что даже порядок аккредитации и работы журналистов в зоне проведения контртеррористической операции в Чечне, вызывавший в свое время недовольство СМИ, утверждался премьер-министром.) Однако как минимум одну службу - Госнаркоконтроль - эта проблема не могла не задеть. Поскольку при образовании этой спецслужбе были переданы функции и определения требований, к примеру, по условиям хранения, перевозки и реализации наркосодержащих лекарств. Что, понятно, относится именно к области нормативно-правового регулирования. Надо отметить, правда, что в указе президента о реформе органов исполнительной власти есть оговорка, что федеральные службы могут заниматься нормативно-правовой работой, если это оговорено другими указами президента. Однако на что именно у Госнаркоконтроля, как и впрочем и у других таких же служб, есть такие "дополнительные" указы, а на что нет - теперь требует дополнительной сверки.

Открытым остался вопрос и о том, к какому органу исполнительной власти по новой схеме следует отнести самые разные военные и командные структуры - Минобороны, внутренних войск МВД, погранслужбы. К "классу" министерств они, естественно, категорически не подходят. Остаются два варианта. Либо они осуществляют надзор и контроль, как федеральные службы, что несколько сомнительно - трудно придумать, что могут контролировать, к примеру, бронетанковые или десантные войска. Либо, что более подходяще, российские военные оказывают услуги - к примеру, по обеспечению защиты суверенитета страны, а эти функции, по новой структуре исполнительной власти, относятся уже к компетенции исключительно федеральных агентств.

В разных задавшихся этой проблемой ведомствах к поиску выхода из ситуации отнеслись по-разному. Так, наши исчтоники в Минобороны признали, что их ведомство в новые рамки исполнительной власти не "укладывается". Потому как структура Минобороны, по "реформенной" системе деления полномочий, разнородна - руководит всей системой собственно Минобороны, ему подчиняется Генштаб, ему, в свою очередь - виды и рода войск, им же - уже конкретные соединения и части. Впрочем, пока военные решили голову над этим не ломать, и дождаться решения президента и законодателей. А пока жить и работать в Минобороны решили по более предметным и простым имеющимся законам - Военной доктрине РФ, Концепции национальной безопасности РФ, Положениях о Министерстве обороны РФ и Генеральной штабе и общевойсковым уставам.

В МЧС, по нашим данным, пока также решили подождать решения "сверху". Однако в МВД, как нам стало известно, уже вчера были подготовлены несколько проектов нового реформирования и переименования своих подразделений. В частности, предполагается, что при МВД будут созданы несколько новых федеральных служб - служба расследований (ФСР, которая объединит все оперативные главки - уголовный розыск, Следственный комитет, ГУБЭП, ГУБОП и т.д.), служба общественной безопасности (ФСОБ, которая объединит патрульно-постовые подразделения, участковых, ГИБДД и т.д.). Что касается внутренних войск, то для них нового статуса и названия, насколько известно, еще не придумано. Впрочем, и названия новых милицейских служб пока только обсуждаются.

Выпуск N 45 (818) от 12 марта 2004 г. [ N 44 ] [ N 46 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]