[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 38 (811) от 2 марта 2004 г. [ N 37 ] [ N 39 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
На исходе прошедшего года - 30 декабря столичное правительство приняло постановление N 1090-ПП "Об утверждении Положения о Московском городском штабе народной дружины".
Этим документом внесены изменения в ранее действовавшее положение, утвержденное правительством Москвы еще в августе 1999 года. Эти изменения продиктованы совершенствованием законодательства, принятием изменений и дополнений в Устав города Москвы, повышением роли органов местного самоуправления в жизни столицы. Насколько важна для горожан реализация этого документа, в каком состоянии сейчас находится городская народная дружина, каковы функции возглавляющего эту единую общегородскую систему формирований граждан - об этом наша сегодняшняя беседа с начальником Московского городского штаба народной дружины Анатолием КИРИЛЛОВЫМ.
- Анатолий Павлович! Сколько насчитывает сейчас корпус городских народных дружинников, каковы основные цели и задачи их деятельности?
- В прежние, доперестроечные советские времена в городе насчитывалось около 560 тысяч дружинников, выходивших на дежурства за отгулы и три дня дополнительного отпуска. Их деятельность координировалась в основном через государственные предприятия и организации, где они работали, партийные и советские органы, и при этом никто четко не мог определить качество их работы.
Сейчас дружинников более чем на два порядка меньше - немногим более 17 тысяч человек, и их явно не хватает на местах, зато четко организован контроль их деятельности.
Дружинники работают исключительно во взаимодействии с милицией. В каждом районе есть несколько отрядов народной дружины, ежедневно выделяющих по разнарядке районных ОВД около 10 наших дружинников для дежурства в тех или иных микрорайонах. Также дружинники участвуют в совместных дежурствах с сотрудниками милиции на различных массовых мероприятиях.
Недавно более 10 дружинников дежурили в Ясеневе в оцеплении территории при разборе завалов аквапарка.
Дружинники дежурят в метрополитене, но и здесь их явно не хватает для охвата почти 160 станций. В ближайшее время и вплоть до 8 марта по запросу экологической милиции дружинники станут дежурить на железнодорожных и автовокзалах, препятствуя нелегальному ввозу в город редких видов цветов, занесенных в Красную книгу.
- Легко ли стать народным дружинником?
- В принципе несложно, но вала желающих мы не наблюдаем. Льгота за исправные дежурства у дружинника всего лишь одна - бесплатный проезд по городу на общественном транспорте. Есть обязанности при отсутствии прав. При исполнении своих обязанностей дружинник в отличие от милиции не имеет никаких гарантий правовой и социальной защиты. Зачем же ему в случае чего лезть под пули и рисковать своей жизнью. Правда, года два назад в Центральном округе один дружинник сумел обезвредить преступника с огнестрельным оружием. Смельчака наградили медалью, но таких людей единицы.
Каждый год корпус дружинников проходит аттестацию. Один из главных критериев оценки работы - выход на дежурства не менее четырех раз в месяц. Если эта позиция не выполняется, сотрудник отчисляется.
- Пока что мы говорили о добровольцах, а сколько всего в городской дружине штатных сотрудников, осуществляющих общее и оперативное управление, и кто они?
- На сегодняшний день штатных сотрудников, получающих в среднем зарплату около 2000 рублей, - всего 149 человек. В основном это начальники районных штабов. Из них 83 процента - отставные офицеры милиции и армии. Остальные 17 процентов - офицеры запаса, в армии не служившие, а получившие звания по окончании вузов.
Но и этих людей приобщать к работе в городской дружине сложно из-за невысокой заработной платы. Что же тогда говорить о добровольных сотрудниках... Если бы, например, дать возможность желающим со временем поступать в высшие милицейские училища, или институты, или после 10 лет исправной работы отставному офицеру, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, предоставить муниципальную квартиру, тогда бы ситуация резко изменилась к лучшему. Но это пока, хотя и обоснованные, мечты.
- Недавно вступил в силу закон города Москвы N 77 от 10 декабря 2003 года "Об общественных пунктах охраны порядка в городе Москве". Как будет осуществляться взаимодействие этих пунктов с районными пунктами народной дружины и ее городским штабом?
- В статье 1 упомянутого вами закона, говорящей о правовом положении общественных пунктов охраны порядка в городе Москве, сказано, что "...целью создания общественных пунктов охраны порядка является организация содействия органам государственной власти в решении задач по обеспечению общественного порядка со стороны", "...в том числе народных дружин..." Однако, к сожалению, в этом законе определенная роль городской народной дружины четко не прописана. Мы знаем, что в рамках действующего закона "О Московской городской народной дружине" эта структура непосредственно придана милиции. А по закону "Об общественных пунктах..." кому будут подчиняться дружинники - префекту, главе управы района, -пока непонятно. Предполагается создание совета по управлению общественными пунктами на уровне районов. Но войдут ли в них автоматически начальники районных штабов народной дружины, неизвестно. Складывается впечатление, что законом "Об общественных пунктах..." создано еще одно параллельное народной дружине государственно-общественное объединение. Надеюсь, что в ближайшее время взаимоотношения этих двух формирований четко обозначатся.
- Словом, нужен исключительно четко прописанный и увязанный закон, в частности, касающийся охраны правопорядка - главный залог успешного решения задач, поставленных перед сотрудниками милиции, народной дружины, общественных пунктов?
- Конечно! Ведь гораздо легче решать оперативные вопросы, зная, что за твоей спиной стоит буква закона. Пока же городской закон, например о народной дружине, в желаемом виде до конца не реализуется из-за отсутствия аналогичного федерального. В свое время президент Российской Федерации Борис Ельцин подписал федеральный закон "Об участии граждан в обеспечении правопорядка", но почти сразу же свою подпись и перечеркнул. Не будем обсуждать тому причины.
Слышал, что Государственная Дума нынешнего созыва предполагает вновь обратиться к разработке федерального закона о народной дружине. Это радует. Однако хотелось бы, чтобы его разработчики приехали к нам и посоветовались, что должно быть в этом законе главное, а что второстепенное.
- Тем более что вы, насколько я знаю, стояли у истоков создания современной городской народной дружины.
- На руководящих должностях в Московской городской дружине я работаю уже десять лет. Наверное, кроме меня и моих соратников никто лучше не знает, как создавать это нужное людям формирование и как им управлять.
В то же время принимаемые городским правительством такие документы, как постановление "Об утверждении Положения о Московском городском штабе народной дружины", неплохо помогают нам в работе, указывают ориентиры. Уверен, что у народной дружины есть востребованное будущее. Со своей стороны наши сотрудники, отдавшие становлению современной народной дружины лучшие годы и силы, сделают все возможное, чтобы и закон "О Московской городской народной дружине", и недавно утвержденное в новой редакции Положение о городском штабе действовали в полной мере и принесли пользу городу и всем москвичам в деле обеспечения порядка во время массовых мероприятий на улицах, площадях, в подъездах и во дворах столицы.
Выпуск N 38 (811) от 2 марта 2004 г. [ N 37 ] [ N 39 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]