Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 36 (809) от 27 февраля 2004 г. [ N 35 ] [ N 37 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Суп-культура

Михаил Телехов
Российская газета, N 39

Вчера протесты в исправительных колониях (ИК) и следственных изоляторах (сизо) Петербурга были сведены на нет. Заключенные и подследственные прекратили объявленную ими "голодовку" также неожиданно, как и начали.

Говорят, что на них подействовала профилактическая работа сотрудников Главного управления исполнения наказаний (ГУИН) по Петербургу и Ленинградской области. Как стало известно, на самом деле по тюрьмам ходил "парламентер" из Управления и долго говорил "за жизнь" с "дедами" трех колоний и трех изоляторов...

Около сотни письменных протестов гласили, что братва "выражает несогласие с установленным порядком отбывания наказания". И 24 февраля началась массовая "голодовка". По словам представителей ГУИН, обитатели ИК и сизо лишь частично отказывались от приема пищи. То есть на завтрак они, например, берут кашу, но отталкивают чай и сахар, в обед отказываются от первого и второго, но берут третье, иногда берут один суп, но отказываются от всего остального. Количество таких "отказников" по всем бастующим учреждениям менялось от часа к часу. Вначале говорилось о пяти тысячах, но максимальное достижение протестантов, по данным ГУИНа, - две с половиной тысячи человек.

В заявлениях обитатели ИК и сизо ставили в известность своих надзирателей, что в колонии N 4, расположенной в Форносово, конвоиры "прижимают братву, совершают поборы (с камеры по нитке - конвоиру рубашка), оказывают физическое воздействие, и иногда дело доходит даже до убийства". Вывод заключенных - отстранить от исполнения обязанностей все руководство колонии N 4, а также заместителя начальника ГУИН Владимира Веселова.

В колониях, разбросанных по огромной территории, бастовать начали все одновременно. Возможно, "Воровской прогон" вместе с шаблоном заявления был заброшен в разные учреждения петербургского ГУИН как минимум за два дня до начала описываемых событий. В каких-то зонах "деды", ознакомившись, дали зэкам "добро" на голодовку, в других колониях проигнорировали. Кстати, когда "парламентер" начал спрашивать у заключенных про убийства в тюрьме, они объяснили, что на самом деле имели в виду моральное убийство личности.

Интересно, что пока зэки всего Петербурга и Ленинградской области отстаивали права исправительной колонии N 4, там никто и не знал об этом и в голодовке не участвовал. Почти весь спецконтингент "четверки" готовился к концерту художественной самодеятельности, репетировали - пели, танцевали, придумывали театральные этюды. Выступление должно было состояться в предстоящие выходные, но из-за происходящих событий было отменено.

В результате в межведомственную комиссию наряду с помощником начальника ГУИН Минюста РФ по правам человека, прокурора по надзору за соблюдением законов в учреждениях ГУИН, представителей ГУИН СЗФО и ГУИН России вошли также представители общественных и религиозных организаций.

Как сообщил корреспонденту "РГ" заместитель начальника ГУИН по СПб и ЛО Сергей Поляков, единственное, чего пока добились подследственные и осужденные - некоторая дестабилизация работы пенитенциарной системы Петербурга и Ленинградской области. Хотя, как стало известно корреспонденту "РГ", сейчас на уровне высших чинов ГУИН СПб и ЛО идет серьезная борьба за власть. И для этого могут быть использованы и подобные акции.

Компетентно

Ситуацию по просьбе "РГ" комментирует директор Центра содействия реформе уголовного правосудия, член Комиссии по правам человека при Президенте РФ Валерий Абрамкин.

- Валерий Федорович, чем конкретно вызвана голодовка? Что подразумевается под формулировкой "тяжелые условия содержания, жестокое обращение со стороны администрации"?

- Дело в том, что, как я предполагаю, с 1999-2000 годов существует некая установка "из центра на места" - о борьбе с воровскими традициями, с тюремным законом. А на самом деле идет борьба с тюремной субкультурой.

- Вы хотите сказать, что воровская субкультура позволяет быть личностью?

- Человек, который соблюдает тюремные законы, остается "в законе". Выполнить требования администрации значит унизить себя. Унизить свое достоинство.

- Что это могут быть за требования?

- В лагере есть определенные табу. Арестант не может их нарушать.

- Эта голодовка вызвана именно усилением давления?

- Возможно. Есть много приемов давления, и я не знаю, какие именно в данном случае использовали. Один прием запрещают законом - изобретают новый способ унижения. Например, "запретка", когда заключенных заставляли выходить на запретную полосу и "грабить" - это считалось позором.

- Простите, что заставляли делать?

- Равнять граблями запретную полосу или полоть сорняки, неважно. Важно, что, если человек выходит на запретную полосу, для тюремного сообщества он - предатель. Тогда, примерно в 1992 году, вступились некоторые правозащитные организации, и была принята норма, что нельзя заключенных выводить на охранные сооружения. То есть такой способ борьбы с субкультурой был запрещен. Но тут же появилась "метла" - это когда плац мести надо, что тоже по понятиям запрещено.

- А может ли субкультура быть более гибкой и приноравливаться к тюремным нормам со своей стороны?

- Это возможно на строгом режиме.

- А можно ли бороться с голодовкой?

- Это зависит от того, что происходит. Например, в одной колонии заключенные отказываются брать лагерные миски. То есть по их законам они должны есть только из своих. На что администрация логично заявляет: мы их кормим, но они же не едят! А люди голодают.

Выпуск N 36 (809) от 27 февраля 2004 г. [ N 35 ] [ N 37 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]