[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 32 (805) от 20 февраля 2004 г. [ N 31 ] [ N 33 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
В России набирает силу кампания по расширению полномочий правоохранительных органов, следствием которой может стать ограничение прав граждан. Очередной шаг в этом направлении был сделан в четверг.
В четверг стало известно, что наполовину либерализованный Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) России может так и не заработать в полную силу. На межведомственной конференции "Конституционная защита граждан от преступных посягательств, реализуемая нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства" начальник Главного управления уголовного розыска (ГУУР) МВД России Владимир Гордиенко предложил отменить ряд норм действующего УПК, и не исключено, что его инициатива найдет поддержку у законодателей.
Сейчас кодекс жестко регламентирует работу следственных органов. Им приходится разбирать каждое дело уже на стадии принятия заявлений от граждан. И тут же решать, возбуждать уголовное дело или нет. Причем просто отмахнуться от расследования не получится: заявитель может пойти в суд с жалобой уже на следователей, как это было, например, в случае с побоями курсантов Нахимовского училища. И если суд удовлетворит жалобу, то им уже придется заводить дело и нести наказания за халатное отношение к своим обязанностям. Гордиенко предложил отменить 148 ст. УПК и возбуждать уголовное дело по каждому заявлению. А там уже прикрывать дела, если в ходе расследования состава преступления не обнаружится. Для чего изменить 146-ю статью УПК.
При превентивном задержании у милиционеров проблем хватает: схватить человека и посадить его в СИЗО они могут не более чем на трое суток. За это время следователи должны собрать на подозреваемого материал, необходимый для предъявления обвинения. Срок в 72 часа довольно жесткий и заставляет следователей работать в полную меру. Да и собранные с нарушением процедуры доказательства можно сразу выкидывать, в суде они силы иметь не будут. Гордиенко предложил изменить 172-ю статью УПК, регламентирующую предъявление обвинения. И поправить 108-ю статью, в которой описывается предварительное задержание.
Чтобы следователи успевали собрать доказательства, Гордиенко предложил ввести процедуру предварительного ареста. "По нашему мнению, - сказал начальник ГУУР, - имеет смысл ввести в УПК такую категорию, как "предварительный арест на срок 14 суток"".
Как пояснил "Газете.Ru" представитель Фонда развития парламентаризма в России Егор Дорошенко, описанные Гордиенко проблемы действительно существуют. Однако решать их в предложенном ключе недопустимо. Потому что в итоге в России будет уничтожена презумпция невиновности.
"Предлагаемые изменения - это смена краеугольных камней кодекса. Прежде всего, срок предварительного задержания установлен не только кодексом, но и Конституцией России, и для его увеличения потребуется изменить оба закона. Так что, думаю, эта идея бесперспективна. А возбуждение уголовного дела по каждому заявлению приведет к превращению этой процедуры в простую формальность".
Формальностью возбуждение уголовного дела станет только для следователей. Для граждан, в отношении которых дела возбудят, все будет вполне реально.
Если поправка вступит в силу, то следствие сможет проводить любые действия по отношению к любому человеку без каких-либо оснований", - считает Дорошенко. Например, поводом может стать написанная тем же следователем анонимка.
Еще одним следствием изменений, которые вносит МВД, станут допросы задержанных по горячим следам без адвоката.
"Сейчас следователи обязаны приглашать защитника на каждый допрос. Но иногда бывает так, что подозреваемый отказывается от защиты, и тогда ему приглашают бесплатного адвоката. Проблема тут в том, что каждый раз присылают нового, и к концу дела их может набраться 10-15. Это, конечно, приводит к бюрократизации процесса, но лишать из-за этого человека права на защиту недопустимо. Мне кажется, что подобные поправки полностью уничтожат изменения, которые превратили УПК в инструмент объективного правосудия, поэтому они кажутся мне малореалистичными".
В свою очередь, законодатели не считают изменения в УК и в УПК малореалистичными. Наоборот, бывший глава МВД, а ныне спикер Государственной думы Борис Грызлов, а вместе с ним и вся "Единая Россия" в среду выступили за ужесточение обоих кодексов. Пока что речь идет о введении поправок в статьи, касающиеся терроризма: о введении за него пожизненного заключения. Однако правка УК привела к тому, что пожизненное заключение стало самостоятельной мерой наказания. И теперь ее можно будет применять сначала к бандитам, потом к насильникам, потом к ворам, растратчикам и (в конечном итоге) к мелким хулиганам. Да и об увеличении до 30 дней предварительного срока задержания граждан, обвиняемых по статье "Терроризм", депутаты, как выяснилось, не забыли. И с пониманием и сочувствием выслушали просьбу директора ФСБ о передаче в их ведение всех уголовных дел, связанных со шпионажем (подобная правка приведет к тому, что такие дела не смогут быть рассмотрены в суде присяжных). Да и для исправления Конституции в нужную сторону у Грызлова людей в Думе достаточно. И голосование по кандидатуре омбудсмена наглядно показало, что даже если представители всех фракций, кроме "Единой России", вообще перестанут заходить в Думу, процесс правки законов не остановится.
Выпуск N 32 (805) от 20 февраля 2004 г. [ N 31 ] [ N 33 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]