Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 28 (801) от 16 февраля 2004 г. [ N 27 ] [ N 29 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Пытка правосудием

Светлана Добрынина
Русский курьер, N 30, 14 февраля 2003 г.

Три года заключения - максимальный срок за убийство подследственного. Такой приговор Свердловского областного суда признал справедливым Верховный суд России

Верховный суд не поддержал протест уральских правозащитников

Три года заключения - максимальный срок за убийство подследственного. Такой приговор Свердловского областного суда признал справедливым Верховный суд России. Первое в России дело о пытках и издевательствах следователей над человеком, подозреваемым в совершении преступления, фактически закончилось законодательным пшиком.

Несмотря на резкие заявления со стороны генеральной прокуратуры РФ, убийцы, от имени закона выбивавшие показания, отделались легким испугом. В городе Серове, заброшенном далеко на север от областного Екатеринбурга, никто и не рассчитывал, что обычный милицейский беспредел выльется в такой громкий процесс. Сентябрьским вечером 2001 года двадцативосьмилетний Эдуард Смолянинов отправился отдохнуть в местный бар "Фортуна". Серов - городок небольшой и все увеселительные заведения можно по пальцам сосчитать. Потому когда к сотруднику охраны бара обратилась молодая дама, утверждая, что среди посетителей она узнала грабителя, сорвавшего с нее днем золотую цепочку, охранник не удивился тесноте мира, а попросту заломил Эдуарду руки за спину. Сотрудники вневедомственной охраны препроводили задержанного Смолянинова в Серовское ОВД и сдали на руки дежурному следователю Першину, его помощнику Середе и милицейскому стажеру Лысову. Домой Смолянинов так и не вернулся. Только через три дня его матери позвонили из городского морга и сказали, чтобы она забрала тело сына. В морге женщине сообщили, что ее сын умер в следственном изоляторе от передозировки наркотика. Мать поразило не только сообщение о задержании сына, но и упоминание о наркотике. Эдуард, действительно, когда-то употреблял наркотики, но полтора года назад он закодировался и после этого "на игле не сидел". Окончательно Смолянинова убедилась, что не наркотики виновны в смерти сына, когда увидела тело Эдуарда. Многочисленные доказательства того, что Эдуарда долго и жестоко избивали довели женщину до истерики

- Нос распухший, - вспоминает она, - в некоторых местах сломан. Вся правая часть головы заплыла, напоминает один большой синяк. Правая нога неестественно выгнута в сторону, словно порвано сухожилие какое-нибудь. Весь свитер в крови...

Судебно-медицинская экспертиза, однако, сделала выводы, что "на трупе нет повреждений, несовместимых с жизнью". Родственникам Эдуарда такое заключение показалось, мягко говоря, неточным и они заставили медиков документально зафиксировать все допустимые на допросе повреждения. Чтобы ни у кого из коллег следователей, проводивших такой активный допрос, не вызывал сомнения факт преступления. Несмотря на зримые доказательства беспредела мать Смолянинова долго добивалась, чтобы местная прокуратура возбудила уголовное дело по факту преступления.

По словам екатеринбургского правозащитника Александра Ливчака, добиться возбуждения уголовных дел или проверки фактов применения пыток невероятно трудно. Расследование большинства таких нарушений блокируется "свидетелями", которые либо сами являются сотрудниками милиции, либо полностью зависят от нее. Суть их показаний сводится к тому, что потерпевший во всем виноват сам: сам причинил себе повреждения или лишил себя жизни назло милиции. Только спустя полгода с момента смерти на допросе Смолянинова, после того, как благодаря поддержке правозащитных организаций информация о ЧП в серовской милиции просочилась в прессу, расследованием обстоятельств гибели занялась областная прокуратура.

Было наконец установлено, что милиционеры, проводившие допрос, жестоко избили Смолянинова. И дело дошло до судебного разбирательства. В августе прошлого года в ближайшем к Серову крупном городе областного значения Нижнем Тагиле прошло выездное заседание областного суда по делу о гибели во время милицейского допроса Эдуарда Смолянинова. На скамье подсудимых оказались три следователя ОВД города Серова - Андрей Лысов, Андрей Середа и Александр Першин. Им было предъявлено обвинение в убийстве подследственного. Предполагалось, что если вина милиционеров будет доказана, сотрудникам правоохранительных органов грозит лишение свободы сроком до 10 лет. Мать убитого не полагаясь на объективность судебных органов, обратилась за поддержкой к представителям власти. Она разослала свои письма губернатору Свердловской области Эдуарду Росселю и полпреду Президента в УрФО Петру Латышеву. Не дожидаясь окончания процесса один из обвиняемых следователей - стажер Александр Першин скрылся из родных мест.

Пока шел его розыск состоялся суд. 16 октября 2003 года он признал, что следователи виновны, но только в превышении служебных полномочий. Приговорили милиционеров к двум и трем годам лишения свободы. Со столь мягким приговором не согласились не только родители погибшего и уральские правозащитники, но и генеральная прокуратура РФ в Уральском федеральном округе. Прокурору Свердловской области было дано указание о внесении кассационного представления в Верховный суд.

И вот на днях слушание по делу уральских милиционеров, выбивавших показания кулаками, состоялось в Москве. Верховный суд России посчитал приговор правомерным и отклонил жалобу прокуратуры в пересмотре дела. Самое поразительное, что это решение возмутило не только родителей погибшего на допросе Эдуарда, но и приложивших к смерти руку следователей. Они до сих пор считают, что осуждены напрасно и три года лишение свободы - слишком суровое наказание за выбивание правды. Спустя несколько дней после осуждения Лысова и Середы объявился и их беглый коллега по несчастью - Александр Першин. Он добровольно сдался в милицию, предварительно на ряде областных телеканалов заявив о невиновности своей и своих бывших коллег. Дескать, истинное зло скрывается не в ОВД Серова. Кто бы сомневался.

Выпуск N 28 (801) от 16 февраля 2004 г. [ N 27 ] [ N 29 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]