[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 20 (793) от 4 февраля 2004 г. [ N 19 ] [ N 21 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Во вторник в Московском областном суде было вынесено решение по нашумевшему делу двух лидеров Поэтизированного Объединения Разработки Теории Общественного Счастья (ПОРТОС) Юрия Давыдова и Евгения Привалова.
Они обвинялись в создании незаконного вооруженного формирования, истязании, незаконном лишении свободы и угрозе убийства. Суд признал их невменяемыми и направил на принудительное лечение.
Для десятка сторонников ПОРТОСа, собравшихся вчера в Мособлсуде, решение неожиданностью не стало. Еще до начала оглашения постановления здесь все знали, что обоих направят на принудительное лечение. Вопрос был только в том, будет ли это общая больница или специальное учреждение. Но некоторые активисты все-таки надеялись на чудо.
- Мы можем принести огромную пользу на свободе, - говорила представитель ПОРТОСа Надежда Четаева, - мы ведь не курим, не пьем, сочиняем стихи и готовим настоящих граждан страны.
- Не понимаю, как можно серьезно судить это сборище ботаников и поэтов, - пожимал плечами адвокат ПОРТОСа Дмитрий Аграновский, - они не способны создать ничего организованного, тем более вооруженное формирование.
История процесса над участниками "экспериментальной организации" ПОРТОС началась 7 декабря 2000 года. Именно в этот день в их лагерь, расположенный в заброшенной базе отдыха в деревне Машково, в Подмосковье, нагрянул РУБОП. Здесь проживали около 100 человек, которые сочиняли стихи и готовились к наступлению всеобщего счастья. На базе ПОРТОСа было обнаружено около 20 ружей и газовых пистолетов. Сами ПОРТОСовцы утверждали, что приобрели его для защиты от воров и рэкетиров. Все стволы оказались зарегистрированными, но обвинение в организации незаконного вооруженного формирования осталось.
Как выяснилось, на базе жили несколько несовершеннолетних воспитанников из трудных семей, из которых ПОРТОСовцы готовили "настоящих людей". Готовили в том числе с помощью телесных наказаний. По данным следствия, воспитанники подвергались "ударам по филейной части плетью за незаполнение внешней совести" (так назывался дневник, в который они должны были заносить мысли за день), отказ сочинять стихи и другие прегрешения. Именно телесные наказания стали основой обвинения в суде.
В июле прошлого года к уголовной ответственности уже были привлечены две активистки ПОРТОСа - Татьяна Ломакина и Ирина Дергузова. Их признали вменяемыми и приговорили к 6 и 8 годам лишения свободы соответственно. Позже Верховный суд урезал это наказание до 4,5 и 5 лет. Вчера настала очередь лидера организации Юрия Давыдова и бухгалтера Евгения Привалова. Обоих эксперты Института им. Сербского признали невменяемыми.
В уголовном деле два основных эпизода. Телесные наказания, применявшиеся в отношении пяти потерпевших, и угроза убийства - когда Юрий Давыдов с ружьем разгонял пьяных соратников в бане. И основные копья на процессе ломались вокруг телесных наказаний. Дело в том, что на предварительном следствии потерпевшие заявляли о том, что им наносилось от 50 до 100 ударов плетьми, однако в суде двое из них вообще отказались от показаний, остальные заявили, что порка происходила с их полного согласия. Однако в тексте решения судья был склонен больше доверять показаниям на предварительном следствии. Юрий Давыдов был признан виновным по всем пунктам обвинения. Суд постановил направить его на принудительное лечение в специализированную клинику. С Евгения Привалова были сняты все обвинения, кроме одного - участия в незаконном вооруженном формировании. Его суд направил в обычную психиатрическую больницу. Сколько продлится принудительное лечение - неизвестно. По закону сроки выписки полностью зависят от врачей. Особо опасных пациентов психиатры предпочитают держать в специализированных клиниках пожизненно.
- Мы не согласны с решением суда, - заявил после заседания Дмитрий Аграновский, - такое впечатление, что судебных заседаний не было, решение выстроено на материалах предварительного следствия. Мы обязательно будем обжаловать это решение.
10 февраля начнется суд над еще двумя активистами ПОРТОСа - Алексеем Меркуловым и Владимиром Беланенко. Еще четыре человека находятся в розыске.
Выпуск N 20 (793) от 4 февраля 2004 г. [ N 19 ] [ N 21 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]