[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 11 (784) от 22 января 2004 г. [ N 10 ] [ N 12 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Вчера Мосгордума приняла закон "Об общественных пунктах охраны порядка в городе Москве". Несмотря на вполне невинное название, на практике это означает, что в столице возрождается служба общественных осведомителей, которые безвозмездно, по зову сердца, будут сообщать милиции и должностным лицам государственных органов о фактах нарушения порядка.
Правда, особо отличившимся на этом поприще будут выплачиваться премии из городского бюджета. Юристы уже отметили, что принятый закон "полностью вписывается в рамки современного законодательства".
Любой морально устойчивый москвич
Вчера столичные депутаты преодолели вето Юрия Лужкова на закон "Об общественных пунктах охраны порядка в городе Москве" и, приняв поправки мэра, одобрили документ.
Первый раз Мосгордума рассмотрела проект этого закона в июле 2003 года.
Тогда речь шла о том, что добровольные осведомители должны будут следить за соблюдением правопорядка в жилом секторе, сохранностью собственности граждан, поведением несовершеннолетних и владельцев животных, получая зарплату 3000 рублей в месяц (в масштабах города это потребовало бы затрат в размере 24 млн. рублей в год). Однако из-за юридических недоработок принятие законопроекта было отложено. Второе рассмотрение состоялось 10 декабря 2003 года. Мосгордума приняла законопроект и отправила его на подпись мэру. Юрию Лужкову не понравилось, что роль организатора и контролера за деятельностью общественных пунктов охраны порядка (ОПОП) в законе отводилась органам местного самоуправления. Мэр рекомендовал переписать закон с учетом своего замечания. При этом ответственность за финансирование ОПОП Лужков возложил на префектуры, которые будут получать на эти цели деньги из городского бюджета. Депутаты противиться не стали и учли замечания мэра в окончательном тексте закона.
Согласно новому закону, общественные пункты охраны порядка в городе являются государственными общественными объединениями. Стать осведомителем может любой здоровый и морально устойчивый москвич, достигший 18-летнего возраста.
Членам ОПОП будут выдаваться удостоверения установленного правительством Москвы образца. Но платить зарплату рядовым стукачам город не собирается. На бюджетном обеспечении будет находиться только председатель совета ОПОП, за которым сохранено право ходатайствовать перед префектурой о поощрении особо отличившихся активистов.
Следить за правилами содержания домашних животных
Обладатели "корочек" имеют право следить за соблюдением правил эксплуатации жилья и сообщать властям о нарушениях пожарной безопасности, нелегальной перепланировке квартир и поздних вечеринках. Они также уполномочены следить за чистотой придомовой территории, организацией дорожного движения в жилых зонах и соблюдением жильцами правил содержания домашних животных. Кроме того, активистам ОПОП разрешено заниматься профилактикой беспризорности и организацией досуга несовершеннолетних. Они же должны фиксировать нарушения, требовать от граждан прекращения беспорядков и сообщать о "непокорных" в компетентные органы (милицию, районную управу, префектуру или по месту работы нарушителя).
Как полагает полномочный представитель мэра в Мосгордуме Анатолий Петров, после принятия всех этих положений закон об ОПОП стал полезным и будет нормально функционировать.
Юрист Павел Астахов считает, что новый московский закон "полностью соответствует правам граждан обеспечивать собственную безопасность и вполне вписывается в рамки действующего законодательства".
Сексот - это профессия
Заметим, что желание контролировать сограждан всегда было велико в России.
В начале прошлого века правительство научилось извлекать из этого выгоду: так, в 1912 году появилась первая "Инструкция для членов народной охраны". Согласно этой инструкции добровольцы принимали участие в обеспечении безопасного пребывания представителей власти в Москве. В 1913 году был утвержден устав Добровольной народной дружины.
В 30-е годы прошлого века слежка за согражданами перестала быть прерогативой органов государственной безопасности: доносили по собственной воле, стучали на соседей и сослуживцев. Доносы всячески поощрялись властями: одной кляузы было достаточно для ареста. А доносчики не сомневались, что выполнили свой священный долг перед партией.
В 60-е годы по инициативе ленинградских рабочих, решивших своими силами бороться с хулиганством, снова начали активно формироваться добровольные дружины охраны порядка.
Но расцвет общественных пунктов охраны порядка пришелся на 80-е годы - группы активистов с красными повязками на рукавах, прерывающие дневные сеансы в кинотеатрах, чтобы проверить, не находятся ли в них прогуливающие работу, никого не удивляли.
После перестройки работа добровольцев приостановилась. А с 1999 года Мосгордума снова начала рассматривать законы "Об участии населения в обеспечении правопорядка", "О народных дружинах" и "Об общественных пунктах охраны порядка".
СПРАВКА
В 2002 году к работе по сбору информации о террористической деятельности было привлечено около 1 млн. граждан США. Это стало первой стадией контртеррористической операции "ТИПС". Система осведомителей использует почтальонов, шоферов, моряков, грузчиков, служащих коммунальных служб, а также "тех, кто имеет доступ в частные дома". Осведомители действуют в 10 крупных городах США, названия которых держатся в тайне. Их услуги платные, однако сумма заранее не оговаривается, поскольку полностью зависит от качества поставляемой информации. Известно, что всего на усиление антитеррористического контроля американская казна выделила 100 млрд. долларов. Осведомителям-иммигрантам и их семьям выдаются особые иммиграционные визы класса S, которые впоследствии могут превратиться в вид на жительство в США. Сейчас выдается до 250 таких виз в год.
Выпуск N 11 (784) от 22 января 2004 г. [ N 10 ] [ N 12 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]