[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 88 (614) от 16 мая 2003 г. [ N 87 ] [ N 89 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
В Минеральных Водах суд присяжных начал рассмотрение уголовного дела по обвинению двух сотрудников УВД на транспорте в получении взятки.
Стражи порядка обирали солдат, возвращавшихся домой или направлявшихся в отпуск из Чечни. Для того чтобы поймать нечистоплотных милиционеров, сотрудникам отдела собственной безопасности пришлось разыграть своего рода спектакль. С подробностями - Светлана Медведева.
Узнав о том, что взятка, по данным следствия полученная подсудимыми в декабре прошлого года, составляет всего одну тысячу рублей, один из присяжных, не удержавшись, фыркнул: "Тоже мне деньги! Говорят, теперь, даже если карманник столько вытащит, уголовное дело не возбуждается..." Однако коллеги по "скамье присяжных" скептика не поддержали, а пенсионер в застиранной светлой рубашке и видавших виды брюках тут же заметил: "Ну, не скажи, это почти вся моя месячная пенсия. Да и деньги-то отнимали у солдатиков, что из Чечни возвращаются..."
Начало этому уголовному делу было положено в середине 2002 года, когда в отдел собственной безопасности УВД на транспорте стали поступать жалобы на милиционеров железнодорожного вокзала в Минводах, вымогающих "боевые" деньги у демобилизованных солдат. Этот вокзал - ворота Северного Кавказа, через которые проходят все военнослужащие, возвращающиеся из Чечни.
Впрочем, доказать факт вымогательства и получения взятки оказалось не столь простым делом, тем более если "мздоимцы" носят милицейскую форму и, соответственно, разбираются во всех юридических тонкостях. Чтобы взять любителей "боевых" с поличным, сотрудниками ОСБ была разработана целая операция, к участию в которой решено было привлечь добровольцев из числа "срочников". Одним из таких волонтеров стал военнослужащий части, дислоцированной в Железноводске, Роман Игнашев. Бойцу после подробного инструктажа было вручено семь тысяч рублей, помеченных люминесцентным карандашом, военный билет и предписание, в котором намеренно была исправлена дата отбытия в отпуск. Помарку сделали чернилами другого цвета, так, чтобы она бросалась в глаза даже при беглом просмотре.
Согласно инструкции, Игнашев должен был подойти к железнодорожным кассам и взять билет до Ростова. Во время возможного задержания сотрудниками милиции ему предписывалось предложить им "отступные" в случае откровенного вымогательства со стороны патрульных.
13 декабря 2002 года Романа Игнашева остановил на вокзале сотрудник роты ППС Игорь Гаркуша, который, заметив исправления в документах, привел его в дежурную часть линейного отдела. Там находился Андрей Удодов, проходивший в то время стажировку в должности помощника оперативного дежурного.
По словам Игнашева, сотрудники милиции, недолго посовещавшись, сообщили бойцу, что, поскольку он явно незаконно покинул свою воинскую часть, его необходимо сдать в военную комендатуру, где на него наверняка заведут уголовное дело. Впрочем, уже спустя несколько минут Удодов и Гаркуша "сжалились" и предложили "разойтись по-хорошему". После чего незамедлительно последовал вопрос, есть ли у солдата при себе деньги. Роман Игнашев сообщил, что перед отъездом получил "боевые", но добавил, что они ему самому нужны. Тогда его вновь начали пугать "комендатурой" и военным судом. Якобы испугавшись, солдат предложил дать пятьсот рублей в качестве отступного. Милиционеры, посовещались, добавили: "По пятьсот каждому". Деньги задержанному велели положить на стол, откуда их взял Гаркуша и переложил в карман форменной куртки.
Спустя несколько минут милиционера задержали на вокзале сотрудники ОСБ. Одна тысяча рублей в пятидесятирублевых купюрах была изъята в присутствии понятых из кармана Гаркуши. В протоколе отмечено, что на руке сотрудника ППС и на подкладке кармана были обнаружены следы люминесцирующего порошка. Удодов и Гаркуша как на суде, так и на предварительном следствии говорили, что никаких денег они не вымогали и, тем более, не получали. Как деньги попали в куртку, они не знают. Во время допроса Гаркуша предположил, что сам солдат подсунул эту пачку в карман в тот момент, когда его досматривали в дежурке "на предмет обнаружения запрещенных предметов".
Во время допроса подсудимых гособвинителю Игорю Антонову так и не удалось услышать внятного ответа на вопрос о том, как должны были по закону поступить с задержанным солдатом сотрудники милиции. Подсудимые в один голос говорили, что в милиции они недавно и не успели узнать, кто именно должен доставлять задержанных солдат в военную комендатуру. Не ясным остался и тот факт, почему задержанного солдата досматривали без понятых и почему в связи с этим процессуальным действием не был составлен протокол.
ГАЗЕТА сообщит о решении суда.
Выпуск N 88 (614) от 16 мая 2003 г. [ N 87 ] [ N 89 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]