Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 79 (605) от 30 апреля 2003 г. [ N 78 ] [ N 80 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Милиция барсакельмес

Константин Мыльников
Россiя, N 75

"барсакельмес" в переводе с тюркского означает "пойдешь - не вернешься". Видимо, в данном варианте это будет звучать так: "попадешь - не вернешься".

Потому что даже на и без того жестоком башкирском фоне туймазинская милиция выделяется своей жестокостью и абсолютным пренебрежением к закону.

Вечером в Туймазах давно уже встретиться с милиционерами люди боятся больше, чем, к примеру, с грабителями. Потому что во втором случае ты лишишься только денег, а вот в первом - здоровья, а то и жизни.

Правозащитники из башкирского филиала общественного фонда "Международный стандарт" сделали по Туймазам специальный доклад о массовых нарушениях прав личности. Для городов такого размера это явление уникальное. Но, видимо, факты того стоят.

Вот наиболее типичные примеры, подтвержденные документально. 18 июня житель города Куликов был схвачен прямо на улице и без предъявления каких-либо документов - ордера, санкции прокурора - его увезли в райотдел, а через два дня к его жене пришел работник милиции Валеев и заявил, что муж обвиняется в убийстве женщины. Через пять дней появился и сам Куликов, рассказавший, что для начала его задержали за якобы приставание к женщине, а уже после прихода в РОВД стали требовать признания в убийстве. Били руками и ногами, стальной ложкой по голове, ставили на шпагат и давили сверху. В результате он оказался на больничном. Но на этом злоключения не кончились. 3 июля он также был увезен в милицию, где ему вменили мелкое хулиганство и опять продержали несколько суток. 5 июля состоялся суд, оштрафовавший его на 20 рублей за то, что он якобы размахивал, пьяный, руками на туймазинском автовокзале, хотя в этот день вся семья была в Уфе, за двести километров. К тому же на выходе из суда к нему подошел милиционер и вернул обратно, где та же судья дала ему уже трое суток.

Гражданин Мухаметов - также без предъявления каких-либо документов - был задержан дома. К нему также применили силу, попутно ударив жену и детей, пытавшихся помешать задержанию. Однако не всегда задержанные отделываются так легко, особенно если пытаются жаловаться на действия милиции. Рафаэля Юнусова задержали по-смешному - за перерасход бензина. Четыре дня его, подвешенного к потолку, избивали, после чего он попал в больницу. Выйдя из больницы, Юнусов решил добиваться справедливости и нанял аудитора для автобазы, который и доказал его невиновность, после чего последовало заявление в прокуратуру. Задерживавший Юнусова капитан милиции Буранов пришел к Юнусовым домой и публично заявил: "Теперь ты покойник". Через несколько дней его под каким-то предлогом вечером вызвала из дома соседка. На следующий день изуродованный труп был обнаружен уже в морге...

И так бывало почти со всеми, кто пытался жаловаться. В лучшем случае они попадали в больницы, в худшем - в морги. Впрочем, именно в Туймазах состоялся едва ли не единственный на всю республику за последние десять лет процесс над милиционерами, сделавшими инвалидом задержанного. Милиционеры Камалетдинов и Каримов получили соответственно четыре и три года условно. Башкирия - республика очень закрытая, с жестким авторитарным режимом. Поэтому ситуация в Туймазах, возможно, еще не самая страшная, просто мы не знаем о других городах. В докладе, например, отмечается, что в городе Белорецке сложилась почти чеченская ситуация - из-за террора правоохранительных органов город покидают люди, в основном молодые, которых задерживают особенно часто. Так что есть подозрение, что в целом ситуация по Башкирии везде примерно одинакова. Старожилы говорят, что она стала резко меняться в худшую сторону с приходом на должность министра Равиля Диваева, которого за глаза зовут "вечнозеленым", поскольку он изрядно пересидел всех других силовиков. Кстати, как написала на днях газета "Трибуна", в помощниках (с милицейским удостоверением, естественно) у него числится некто Фомичев, четырежды (!) судимый за серьезные преступления. Есть и милицейский благотворительный фонд, в котором работают больше половины ранее судимых и тоже с удостоверениями сотрудников МВД, правда, внештатных. А занимается сия благотворительная организация выбиванием долгов с одних предприятий в пользу других, причем делает это совершенно официально, на основании специального постановления правительства. Так что каков поп, таков и приход.

Возникает естественный вопрос: зачем МВД такие привилегии и всепрощенчество? В Башкирии милиция оснащена куда лучше, чем, к примеру, ФСБ, не говоря уж о других силовых структурах. Она же и самая многочисленная. Есть основания говорить, что причина здесь политическая. В Башкирии зарегистрировано немало фактов, когда МВД выполняет функции политической полиции, громя редакции оппозиционных газет и изымая "крамольную литературу". Особенно это проявляется во время выборов. А в борьбе с оппозицией все средства хороши, да не все люди способны на любые незаконные поступки. Так что МВД в Башкирии - организация больше политическая. И задача у нее - направлять несознательный электорат в нужном направлении, для чего необходимо держать его в Страхе. Поэтому и борьба с преступностью ведется такими методами.

Но с Башкирией все ясно. А вот позиция Москвы понятна не совсем. Теперь уже не нужно спрашивать мнения местных князей и феодалов, чтобы менять федеральных силовиков. И в Башкирии уже сменили и прокурора, и начальника ФСБ. Неизвестно, что мешает Борису Грызлову, заменившему уже половину начальников региональных УВД, разобраться и дать оценку действий своего подчиненного.

Выпуск N 79 (605) от 30 апреля 2003 г. [ N 78 ] [ N 80 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]