Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 77 (605) от 28 апреля 2003 г. [ N 76 ] [ N 78 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Крыша в погонах

Илья Крюков
Консерватор, N 15

В Волгодонске идут облавы. Сотрудники спецназа ГУВД Ростовской области обыскивают дома и офисы предпринимателей, написавших обращение к президенту с просьбой защитить их от криминальных группировок.

"Нам удалось отбиться от бандитов, но не знаю, удастся ли устоять против такого натиска со стороны правоохранительных органов", -- заявил СМИ один из инициаторов обращения. После коллегии, состоявшейся в МВД РФ, на которой были заслушаны результаты проверки министерской комиссии в Ростовской области, бесчинства ростовской милиции превзошли бандитские.

Сицилия отдыхает

Напомним, что в конце прошлого года более 60 предприятий Волгодонска подверглись налету преступных группировок. Молодчики, представлявшиеся бойцами олимповской группировки, нагло рэкетировали как частные, так и государственные компании, обязав руководителей к ежемесячной уплате дани за "крышу". Правоохранительные органы Волгодонска пришли в растерянность. Их поразили масштабы, скоординированность и организованность бандитов, заранее знавших, на кого "наезжать" и сколько с кого требовать. Такого беспредела в России не помнят давно.

"Если бы это произошло 10 лет назад, -- жалуется депутат Волгодонской городской думы Леонид Петрашис, -- когда российский капитализм был бандитским, это никого бы не удивило. Но сейчас..."

Возмущенные коммерсанты обратились к президенту России с письмом, в котором попросили о защите. Письмо имело резонанс. Об инциденте было немедленно доложено президенту. По волгодонской проблеме прошло специальное совещание в Госдуме -- оно длилось более шести часов. В Ростов немедленно вылетела министерская комиссия. Прокурору Ростовской области ничего не оставалось, как возбудить уголовное дело. В Волгодонск приехал первый заместитель прокурора области с 60 оперативниками. В городе начались облавы. Четыре дня милиция обходила спортзалы, сауны и вещевые рынки. По оценке местного начальника ГУВД Валентина Токарева, операция прошла "блестяще". Было задержано целых... пять человек.

Союз прутов и мандатов

Чтобы понять, почему результаты милицейской зачистки были столь величественны, нужно знать особенности этого городка. Почти каждый житель Волгодонска знает, кто такой Адмирал. Он главарь олимповской группировки, насчитывающей более 300 активных бойцов. Есть в городе и другие преступные группы, но олимповская -- самая значительная. "Адмиральцы" взрывают машины и поджигают магазины тех, кто отказывается платить за "крышу". Тех, кого "заказывают", олимповцы не расстреливают из автоматов, а забивают прутами. Потому что юридически прут не является холодным оружием.

Перед Адмиралом заискивают власти Волгодонска, с ним считаются известные бандиты Ростова. Вот, к примеру, что заявила в местной газете о криминальном авторитете заместитель председателя городской думы Татьяна Воронько: "На мой взгляд, Евгений Кудрявцев -- сильный, цепкий, умный и мужественный человек. У меня есть все основания считать его патриотом своего города, своей страны. Думаю, если бы у нас было больше мужчин, сотворивших самих себя, преодолевших путь от подворотни до олигарха, России было бы полегче".

Жизненный путь олиагрха-патриота из подворотни Кудрявцева никак нельзя назвать легким. В начале 90-х годов правоохранительные органы неоднократно пытались упрятать его за решетку. Первый раз в 1991 году Кудрявцева привлекли к уголовной ответственности за вымогательство. Он с двумя приятелями вывез за город ювелира, отказавшегося платить дань. Беднягу избили, а потом (цитируем по приговору) "поставили на колени, и Кудрявцев, обнажив член, встал сзади в непосредственной близости... Второй бандит достал фотоаппарат", чтобы запечатлеть компрометирующий ювелира кадр.

За преступление Кудрявцев получил 6 лет условно. У него был превосходный адвокат: Наталья Шевченко, чей муж в то время возглавлял Волгодонское ГУВД. Через год Кудрявцева снова привлекли за вымогательство, и снова благодаря блестящему таланту защитника он спасся от тюрьмы. И так четыре раза. Сама Шевченко, чтобы подчеркнуть свои профессиональные адвокатские качества, не раз говорила с гордостью, что четырежды спасала Кудрявцева от тюрьмы.

Нельзя не отметить, что спасенный оказался человеком благодарным. Он взял на себя заботу о содержании сына Шевченко -- Олега, которого к тому времени уволили из милиции за увлечение наркотиками. Адмирал устроил его "смотрящим" на вещевой рынок Цимлянска, который "крышевал". Впоследствии Адмирал много раз возил Олега к знаменитым наркологам страны

Зачистка

То, что бойцов олимповской группировки предупредили о предстоящей облаве, признают даже сами оперативники. В налетах участвовали более 60 человек, а арестовали только 5. Затем задержали еще двоих. Но здесь заслуги милиции нет. Эти двое, имевшие наглость явиться после милицейских зачисток к одному из предпринимателей, были задержаны силами волгодонского Союза предпринимателей, которым руководит Петрашис. Что любопытно, ни один из задержанных не был членом 0лимповской группировки.

"Вообще, -- продолжает Петрашис, -- адмиральцев уже не арестовывали с 1998 года, поскольку главой ГУВД Волгодонска, а затем и всей Карачаево-Черкесии, был генерал Виталий Шевченко. Но если до этого олимповцы еще чего-то опасались, то с декабря 2001 года почувствовали себя полновластными хозяевами города, потому что Шевченко был отстранен от должности министра внутренних дел Карачаево-Черкесии после взрыва домов в Волгодонске и стал главой ГУВД Ростовской области. За его назначение были заплачены немалые деньги.

По словам  одного из предпринимателей, едва заступив на должность, он сразу начал избавляться от неугодных сотрудников. В сельский райотдел был переведен начальник милиции Волгодонска Юрий Заикин -- один из лучших оперов города. Именно при нем в середине 90-х были возбуждены уголовные дела на двух бойцов олимповской группировки, но до суда дело довести не дали. Вслед за Заикиным в сельские районы были сосланы другие оперативники, знавшие о неформальных связях генерала с криминальным авторитетом. Также из Цимлянского района, в котором Шевченко работал сам, по его указанию начали вытеснять начальника ГИБДД Александра Серникова.

Спрятанное ДТП

История давления на Александра Серникова заслуживает особого внимания, поскольку стала предметом пристального изучения комиссии МВД.

"Я довольно близко знал семью генерала", -- рассказывает Александр Серников. "Пять лет назад произошел из ряда вон выходящий случай. Будучи в состоянии сильного наркотического опьянения, Шевченко-младший сбил в Волгодонске на пешеходном перекрестке женщину с десятимесячным ребенком на руках. Малыш погиб на месте, а мать получила тяжелые увечья. Понятно, что сына надо было сажать. В то время Виталий Шевченко возглавлял Министерство внутренних дел Карачаево-Черкесии. Он мне оттуда без конца звонил и давал установки, что нужно сделать, чтобы спасти Олега от тюрьмы. Дело вел следователь Владимир Головин. По указанию Шевченко он фальсифицировал материалы экспертизы, изменил показания свидетелей. Например, чтобы дезавуировать запись в журнале регистрации дорожно-транспортных происшествий о том, что пострадавшая переходила дорогу в пешеходной зоне, светофор вместе с переходом за одну ночь перенесли на несколько десятков метров назад. А "зебру" закрасили черной краской. В результате получилось, что женщина виновата сама. Когда она вышла из больницы, то начала забрасывать милицию заявлениями. Все это рвали и выбрасывали в урну. Бедную женщину, у которой погиб ребенок, запугивали друзья Адмирала. Ей даже пришлось некоторое время жить у подруги. После того как пострадавшая наняла адвоката, чтобы восстановить справедливость, бандиты стали предлагать ей деньги на квартиру в другом городе. Я точно не знаю, купили ли ей недвижимость, но она угомонилась. Дело сдали в архив, ребенку поставили памятник. Я его лично отвозил ей. Сейчас это дело находится в Москве у сотрудника УСБ Владимира Астафьева, который приезжал в Волгодонск с комиссией. Ознакомившись с ним, он сказал: "Тут кругом одна фикция". После этого, почувствовав свою безнаказанность, Олег в пьяном виде сбил еще двух человек, нанеся им тяжелейшие травмы. Однако Головин по указанию Шевченко снова прекратил дела. "Здесь так, -- покачал головой Серников, -- возбудить дело стоит 3 тыс. долларов, а прекратить -- 5 тыс. долларов".

Город пуганых ворон

"В 2002 году в моем подразделении побывало 12 всевозможных проверок, -- обреченно говорит Серников. -- Придирались ко всему, вплоть до того, что у постового не завязаны шнурки. 17 июня я написал открытое письмо генералу, чтобы он прекратил гонения. Через два дня после этого у меня взорвали машину. Потом меня стали запугивать два уголовника. Один из них -- Антон Лимонцев, который с 1996 года находится в федеральном розыске. Эта парочка следила за мной целую неделю. В конце концов, когда я приехал на предприятие своей жены, эти двое появились с обрезами. Охранники сработали четко. Вступили в перестрелку и ранили бандитов. Один сейчас лежит в больнице, а Лимонцева, которого ранили легко, взяли под стражу. Однако он просидел меньше суток и был отпущен на свободу. Ровно через три часа после того, как выпустили, Лимонцева снова объявили в федеральный розыск. Спрашивается: зачем нужно было выпускать? А затем, чтобы никогда не поймать.

По словам предпринимателя Геннадия Елецкого, по чьей инициативе были задержаны двое вымогателей, бандитам в городе платят все без исключения, даже бывшие милиционеры. В июле вышедший на пенсию майор милиции Павел Кудрявцев открыл магазин "Тарини". В этот же день к нему пришли бойцы олимповской группировки и популярно разъяснили, сколько он должен отстегивать по 20-м числам каждого месяца. Когда новоявленный предприниматель с возмущением заявил, что он милиционер, его немедленно отделали прутами. Он более четырех месяцев пролежал в больнице. Прокуратура возбудила уголовное дело, но до сегодняшнего дня никто не пойман, да и не может быть пойман, поскольку олимповцам покровительствует сам Шевченко.

После облавы бандиты, обходившие фирмы, снова появились в городе. Так, в конце января те же архаровцы явились в цех центрально-торгового дома и потребовали с каждого торговца мясом по 400 рублей. Мясники пришли в шок. Да этого брали по 200. Да и они наивно думали, что с обираловкой в городе покончено.

"А в принципе обстановка у нас нормальная, -- прокомментировал ситуацию начальник Волгодонского УВД Александр Токарев. -- Здесь не надо драматизировать. В других городах намного хуже".

"Жили бы спокойно"

Как говорится, высокому начальству видней. Однако в Волгодонске поныне не раскрыты убийства трех депутатов. Не раскрыт теракт -- вся страна помнит, как взорвали местные дома. Местной прокуратурой прекращено дело по нецелевому использованию бюджетных средств, предназначенных на объекты социальной защиты населения. Более чем на 30 млн рублей из этих средств были куплены БМВ для работников мэрии.

Можно подумать, милиция Ростова настолько беспомощна, что не в силах осуществить элементарные оперативные мероприятия. Однако это не так. Последующие события показали, что работники областного ГУВД Ростова могут работать, если запахнет жареным. После отъезда московской комиссии судьба начальника ГУВД Ростовской области повисла на волоске. Он начал действовать. Те же предприниматели, написавшие обращение к президенту, подверглись мощному нападению. Однако уже не со стороны бандитов, а со стороны Ростовского УБОПа. 

"28 февраля, -- рассказывает председатель Союза предпринимателей, -- в наше здание, где размещался офис Союза, ворвались пять человек с автоматами. Это были сотрудники областного УБОПа во главе с полковником Соловейчиком. Цель визита удивила всех: блюстители хотели проверить правильность отчисления арендной платы за помещение. Полковник лично вымерил линейкой стены, после чего удалился. Однако обещал вернуться.

В это же время другая бригада автоматчиков обрабатывала директора ООО "Победит" Сергея Смолина. От него требовали документы на приобретение квартиры, которую он купил десять лет назад. Документы были предъявлены, но, вопрос, почему столь мелким вопросом занимается отдел по борьбе с организованной преступностью, а не жилищная инспекция, -- был опущен. C руководителем фирмы "Дом" Анатолием Туркан-Суриновичем вышеупомянутый полковник был более откровенен. "Если бы вы не баламутили город своими письмами президенту, жили бы спокойно".

Подобным же налетам подверглись остальные руководители предприятий, подписавшиеся под письмом. Как стало потом известно, проверка производилась по личному указанию начальника ГУВД Ростовской области генерала Шевченко. Однако начальник отдела по борьбе с организованной преступностью ГУВД Ростовской области Александр Фоменко это категорически опроверг. "Никаких специальных рейдов не было. Это плановая работа".

Генерал спешил. До коллегии, на которой он должен отчитаться по ситуации в Волгодонске, нужно было срочно отыскать компромат на "подписантов". Однако ничего компрометирующего десант областного ОБОПа на предприятиях Союза волгодонских предпринимателей не нашел.

Генеральские судороги

В марте в МВД состоялось закрытое совещание, на котором обсуждались итоги министерской проверки. На нем, по словам сотрудников Управления собственной безопасности МВД, Виталий Шевченко выглядел "бледно". Он так и не дал вразумительного ответа, почему в Волгодонске хозяйничают бандиты. Не смог генерал объяснить, по какой причине было приостановлено дело в отношении его сына, сбившего на автомобиле женщину с ребенком.

По итогам совещания глава МВД Борис Грызлов заявил, что не намерен спускать эту историю на тормозах. В тот же день по его личному указанию в Ростов была направлена новая комиссия. Результаты предыдущей переданы в Генпрокуратуру для правовой оценки. Шевченко вернулся в Ростов. Генерал энергично взялся за дело. Все правоохранительные силы Ростовской области были брошены на борьбу с подписантами. Рассказывает предприниматель Александр Потапов, один из членов Союза, которым руководит Петрашис:

"Сначала меня пригласил начальник Волгодонского ОБЭПа. У него в кабинете были двое людей из ГУВД области. Они предложили, чтобы я написал заявление, будто бы мне угрожал Петрашис. Я категорически отказался. Через три дня мне позвонил директор птицефабрики Милов и попросил, чтобы я подъехал. У него в кабинете были двое работников областного УБОПа. Они сказали, что, если я не подпишу их заявление, у меня будут большие проблемы. Они говорили, что Петрашису и его Союзу конец и что если я не с ними, то против них. Мне стало плохо, очень болела голова. В конце концов мне пришлось подписать то, что они мне предлагали. После этого я попал в больницу. О том, что произошло, узнали мои знакомые. Мы вместе обсудили ситуацию и написали заявление в прокуратуру о том, что я вынужден был подписать ложное заявление. Потом моего сына вывезли к судоходному каналу и тоже вынудили написать заявление о том, что мне угрожал Петрашис. Утром мы вместе с сыном снова поехали в прокуратуру. Однако не успели мы отъехать, как позвонила жена и сказала, что милиция взламывает дверь. Я вернулся. Спросили, что это значит? Мне ответили, что их послали по звонку о похищении ребенка..."

Как выяснилось позже, операцией по похищению ребенка руководил лично заместитель областного УБОПа Фоменко. Несмотря на провокацию, отец и сын Потаповы в тот день все-таки подали заявление на имя первого заместителя прокурора области. Но пока они находились в прокуратуре, возле офиса Союза в сопровождении автоматчиков десантировались несколько десятков работников ГАИ, ППС, криминальной милиции и т.д.

Граната в тапочке

Но это были только цветочки. 17 марта в дом вице-президента "Союза предприятий и организаций малого и среднего бизнеса" Сергея Зайцева вторглись начальник 7-го отдела областного УБОПа подполковник Никитин и двое сотрудников УБОПа в сопровождении нескольких омоновцев в полном боевом снаряжении. Они искали в доме "оружие, боеприпасы и документы, имеющие значение для уголовного дела". Произведя осмотр в доме, они направились к гаражу. Один из сотрудников областного УБОПа и понятой задержались в прихожей, надевая обувь. Именно в этот момент лейтенант Мартыненко вдруг "обнаружил" в шкафчике для обуви, в тапочке дочери хозяина дома, "предмет округлой формы зеленого цвета" и предложил понятому зафиксировать находку. Понятой от свидетельства отказался, так как не видел, каким образом был обнаружен предмет, оказавшийся гранатой без запала. Выяснилось, что в начале обыска сотрудники УБОПа снимали обувь без понятых, а девочка перед самым началом обыска выходила на улицу, чтобы покормить собаку, и как раз надевала эти тапочки. Никакого "предмета" в них не было.

В тот же день 17 марта в здание Союза предпринимателей Волгодонска в сопровождении двух десятков автоматчиков явился начальник отдела по умышленным убийствам прокуратуры Ростовской области Амурхан Яндиев и предъявил ордер на обыск. Как оказалось, обыск был вызван неожиданным возбуждением уголовного дела по голословному заявлению депутата Волгодонской думы Татьяны Воронько о том, что ей якобы угрожал депутат Петрашис. По единодушному мнению специалистов, это беспрецедентный случай в юридической практике, когда уголовное дело по якобы устной угрозе убийства возбуждается после двух отказных Постановлений в связи с отсутствием состава преступления. В настоящее время произведено тринадцать обысков и все -- среди лиц, подписавших обращение к Президенту РФ. А единственным основанием для них явились... дружеские отношения с депутатом городской Думы Леонидом Петрашисом. Вооружившись санкцией областного прокурора милиционеры обыскивали офисы фирм, врачебные кабинеты, магазины, дома и даже квартиры, не принадлежавшие обыскиваемым.

Авторы коллективного обращения ждут новых провокаций: они располагают информацией, что областные милицейские "старатели" ищут "убийц", которые назовут имена "заказчиков". Никто не сомневается, что они будут из числа тех, кто обратился к президенту.

Наше издание будет следить за ходом событий.

Выпуск N 77 (605) от 28 апреля 2003 г. [ N 76 ] [ N 78 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]