[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 77 (605) от 28 апреля 2003 г. [ N 76 ] [ N 78 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
ФОНД "Открытая Россия" совместно с Фондом развития парламентаризма в России и Российским союзом промышленников и предпринимателей провели экспертный "круглый стол" на тему "Административная юстиция и административная реформа".
Участники дискуссии -- представители Верховного суда РФ, Министерства юстиции, Главного правового управления Президента РФ, Совета Федерации, Института государства и права РАН, Российского фонда правовых реформ, Российской академии правосудия, деловых кругов -- обсудили подготовленный рабочей группой Верховного суда проект Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Действующей Конституцией РФ предусмотрено, что судебная власть в стране осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Однако до сих пор административными делами у нас занимаются суды общей юрисдикции, что отнюдь не гарантирует быстрое и качественное их рассмотрение. Тем более что в ситуации, когда рядовой гражданин выступает против несправедливого решения, принятого тем или иным государственным или муниципальным органом, на его стороне, как правильно заметил один из участников обсуждения, лишь авторучка, а на стороне ответчика -- мощный бюрократический ресурс. Объективность разрешения такого спора вызывает сомнения еще и потому, что из-за недостатка финансирования суды на местах вынуждены обращаться за материальной поддержкой к местным властям. Ну а кто платит, может заказывать и музыку.
Проект Кодекса административного судопроизводства рассматривает как важнейшую задачу обеспечение прав рядового гражданина, мелкого и среднего предпринимателя от произвольных действий и решений органов государственной власти и должностных лиц. В этом плане особенно стоит выделить предлагающееся создание системы судов, географически оторванной от федеративного и административно-территориального деления государства, что позволит исключить влияние региональных и местных властей на рассмотрение дел. Предполагается организация 500 межрайонных судов первой инстанции, обслуживающих от 4 до 8 районов, и 21 окружного суда, в чьем ведении будет находиться от двух до шести субъектов Федерации. Высшей инстанцией станет судебная коллегия по административным делам Верховного суда РФ. При этом принципиально важно, что не истец должен доказывать незаконность действий государственного органа или чиновника, а ответчик обязан попытаться обосновать в судоговорении свою правоту. Кроме того, государственная пошлина взимается не до начала процесса, а будет взыскиваться с проигравшей стороны по завершению дела.
Изменен и принцип работы вышестоящих инстанций. Если проигравшая сторона подает апелляцию в окружной суд, тот уже не будет возвращать его на новое рассмотрение, и либо подтвердит вердикт межрайонного, либо вынесет собственное решение.
Необходимость создания системы административных судов остро назрела: поток жалоб на неправомочные действия чиновников возрастает в геометрической прогрессии. Административное судопроизводство существует во всех европейских странах и даже в ряде постсоветских республик. Россия явно отстает.
Но есть надежда, что новый кодекс будет принят Государственной Думой уже в этом году. Тогда в следующем начнется формирование всей системы, и это будет значительным шагом в превращении нашей страны в по-настоящему правовое государство.
Выпуск N 77 (605) от 28 апреля 2003 г. [ N 76 ] [ N 78 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]