[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 76 (604) от 25 апреля 2003 г. [ N 75 ] [ N 77 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Похоже, в России в ближайшее время в самом деле появится еще одна разновидность правосудия -- административная юстиция.
То есть все споры с государством и его представителями будут рассматривать специализированные суды.
Представленный в конце прошлого года президенту председателем Верховного суда Вячеславом Лебедевым проект Кодекса административного производства, перекочевавший затем на стол к главному куратору судебной реформы -- замглавы кремлевской администрации Дмитрию Козаку -- направлен наконец в правительство для заключения. Об этом вчера сообщил заместитель председателя Верховного суда Владимир Радченко. В Верховном суде рассчитывают на то, что Кодекс административного производства будет внесен в Госдуму от имени президента -- ввиду его политической значимости. По мнению Радченко, законопроект может быть принят в первом чтении еще в ходе текущей парламентской сессии, а в окончательном варианте -- до конца работы нынешней Думы. Это позволило бы начать вводить административные суды уже с начала следующего года. Что касается финансовых затрат, то они составят всего 2,5 процента от общего объема финансирования судебной системы (ожидается, что в бюджете следующего года в соответствующей строке будет значиться около 40 млрд рублей). Предполагается простая перегруппировка судейского корпуса: "адекватное" количество судей уходит в специализированные суды вслед за подведомственными делами -- а их около 700 тысяч.
В официальном заключении на проект Главного государственного правового управления администрации (ГГПУ), принимавшего непосредственное участие в подготовке кодекса, нет концептуальных замечаний. Это, по словам замначальника ГГПУ Петра Муравьева, вовсе не означает, что возможность дальнейшей работы над проектом исключается. Кроме того, отметил он, кодекс, который прописывает процедуру рассмотрения дел административными судами, должен рассматриваться в одном пакете с законом об административных судах. Напомним, что этот закон, внесенный по инициативе ВС, был принят Госдумой в первом чтении еще в 2000 году. Однако потом дело застопорилось: в Кремле вплотную взялись за судебную реформу, определив другие приоритеты. Похоже, что теперь к административной юстиции решили вернуться уже в связи с другой реформой -- административной. Не случайно лоббируемый ВС законопроект внезапно приобрел еще одного сторонника в лице РСПП, где недавно закончили работу над своими предложениями по проекту реформы системы государственного управления.
-- Вопрос о введении административной юстиции мы пока ставили вскользь, -- заявил вчера глава рабочей группы РСПП по административной реформе Александр Шохин на экспертном "круглом столе" фонда "Открытая Россия", посвященном этой теме. -- Но не исключено, что в нашем докладе появится и специальный раздел.
Есть все основания предполагать, что административную юстицию всерьез рассматривают как один из вероятных элементов механизма реализации административной реформы. По существующей сегодня версии законопроекта, под юрисдикцию административных судов должны отойти все дела по оспариванию актов органов власти, обжалованию действий должностных лиц, все выборные споры, дела, вытекающие из налоговых отношений, и даже споры о компетенции между органами госвласти и местным самоуправлением. Пока, по данным судебной статистики, количество выигранных гражданами у государства споров снижается из года в год. И находятся председатели областных судов, готовые пуститься во все тяжкие -- лишь бы угодить губернатору. Как признал Владимир Радченко, иного и не приходится ждать, если учесть, что местные суды зависят от местных же властей -- прежде всего в финансовых вопросах. Решить эту проблему должен отрыв административных судов от существующего административно-территориального деления: предполагается, что суды первой инстанции будут обслуживать от 4 до 8 районов, а окружные -- до 7 субъектов Федерации.
Кроме того, авторы проекта решили, что административный суд не должен играть в состязательность и обязан оказывать максимальное содействие гражданину, как заведомо более слабой стороне. Вплоть до того, что на заседания не будут пускать представителей власти -- только штатных юристов или нанятых адвокатов. Был случай, признался Радченко, когда визит на заседания Верховного суда одного очень уважаемого губернатора привел к тому, что судья вынес совсем не то решение, которое диктовалось законом. Проект Административного кодекса сулит еще одну новацию: вводится понятие "модельного дела", то есть, по сути, прецедента. Если есть решение по некоему делу, то все прочие аналогичные судья может рассматривать по упрощенной схеме, сославшись на уже существующее решение. Оригинально решена и проблема гласности правосудия: текст любого решения любой желающий сможет купить -- за 300 рублей.
Выпуск N 76 (604) от 25 апреля 2003 г. [ N 75 ] [ N 77 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]